Оценка «отлично» ставится за полный содержательный ответ на вопросы, свидетельствующий о понимании сути излагаемого теоретического и историко-литературного материала, специфики анализируемого текста. При ответе необходимо проявить знание основных понятий и умение оперировать ими; знание содержания произведения, умение мыслить, вести анализ художественного текста, пользуясь при этом навыками, полученными как в процессе изучения дисциплины, так и в процессе личностного развития экзаменующегося. Ответ даётся без помощи преподавателя, является логичным, ясным. При ответе на дополнительные вопросы надо уметь правильно услышать, понять вопрос и дать на него исчерпывающий, логичный ответ. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «хорошо» ставится при незначительных отклонениях от требований, предъявляемых к ответу на оценку «отлично»: допущены 2-3 ошибки в анализе художественного текста, не исказившие его сути; в отдельных случаях проявлена неуверенность при изложении историко-литературного и теоретического материала. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «удовлетворительно» ставится за наличие общего представления о сути вопроса, которое углубляется с помощью наводящих вопросов преподавателя. Экзаменующийся демонстрирует слабые знания теоретического и историко-литературного материала, неуверенно ориентируется в анализе содержания произведений, входящих в программу для обязательного чтения. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае непонимания сути излагаемого теоретического и историко-литературного материала, специфики художественного текста, при невыполнении программы самостоятельной работы, а также в случае отказа экзаменующегося отвечать на вопросы экзаменационного билета.
Детская литература как вид искусства. Определение понятий «детская литература», «детское чтение», «круг детского чтения», «детское литературное творчество». Искусство слова для детей как объект научного исследования.
Специфика литературы для детей дошкольного возраста: тематика, художественные особенности, тип героя.
Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Принципы отбора.
Понятия «фольклор» и «художественная литература». Специфика фольклора. «Бродячий сюжет» в фольклоре.
Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.
Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические формулы, ретардация.
Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.
Сказки бытовые и авантюрные: их сходство и отличие, содержание форма вымысла, поэтика.
Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.
Детский фольклор, его специфика. История изучения. Классификация. Современное состояние.
Поэзия пестования: жанровое разнообразие, художественные особенности. Роль в развитии современного ребёнка. Воспитательная ценность поэзии пестования.
Фольклор, бытующий в среде современных детей: жанровое разнообразие. Функции. Художественные особенности.
Становление и развитие русской детской литературы. «Поучение» В. Мономаха: нравственное содержание и художественные особенности.
Роль И. Фёдорова в становлении и развитии жанра азбуки. Определение понятия «азбука». Структура «Азбуки». История создания «Лицевого букваря» К. Истомина, его особенности.
Современная азбука как особая жанровая форма в детской литературе. Виды азбук. Содержание и художественные особенности. Анализ текста азбуки одного из авторов (по выбору экзаменующегося).
Развитие русской детской литературы ХУШ века. «Юности честное зерцало…» и «Детское чтение для сердца и разума» Н. Новикова как вершинные достижения в литературе для детей и юношества.
Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке. История возникновения и развития. Классификация. Литературная сказка как объект исследования.
Авторские сказки с фольклорной и литературной основой. Проблематика и поэтика.
Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Чёрная курица…»
Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью (царь Салтан, царь Дадон, царица-мачеха, старуха из сказки о золотой рыбке, поп). Художественные особенности решения проблемы «власть и человек».
Народно-поэтическая основа сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Композиционные особенности. Тип героя.
Проблема авторства сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Научные доказательства и вымысел споров вокруг авторства сказки.
Детское поэтическое чтение Х1Х века. Определение понятий «детская поэзия», «детское поэтическое чтение». Круг авторов. Тематика. Жанровое разнообразие.
Тема игры и игрушки в поэзии ХУШ - Х1Х веков: детские типы и детские характеры в стихах о детях и для детей.
Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х-ХХ веков.
Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке.
Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ века. «Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве. Социальная и художественная значимость рассказа.
Природоведческая детская литература: история становления и развития. Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм». В. Белинский о природоведческой детской книге.
Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка», «Алёнушкины сказки»).
Творчество А.П. Чехова для детей и о детях.
Детская литература «серебряного века»: тематика, способы воздействия на читателя. Охранительные тенденции в литературе.
Л. Чарская: собственная биография как основа творчества. Романтический характер произведений Л. Чарской.
Детская поэзия конца Х1Х – начала ХХ века: мир детства, образы детства, детское «Я» в стихах.
К.Чуковский – теоретик и практик детского стиха.
Творчество С. Маршака для детей дошкольного возраста: «Детки в клетке», сказки, загадки, поэзия нонсенса.
Жанровое разнообразие произведений С. Михалкова для детей.
Стихотворный цикл С. Михалкова о дяде Стёпе: биография героя и биография времени в цикле. Художественная значимость произведений.
Детская поэзия ОБЭРИу. Эстетическая платформа группы и её проявление в поэзии для детей.
Традиции ОБЭРИу в творчестве современных детских поэтов.
Творчество А. Барто для дошкольников.
Творчество Е. Благининой для дошкольников.
Творчество И. Токмаковой для дошкольников. Переводы зарубежной детской поэзии.
Классические традиции в творчестве современных детских поэтов (В.Берестов, И. Пивоварова, а также В. Лунин, М. Яснов).
Видовое разнообразие рассказов ХХ в. для детей.
Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский).
В. Бианки – родоначальник научно-художественного направления в природоведческой детской литературе. Сказка-несказка в творчестве В.Бианки.
Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
Природоведческий детский рассказ (Н.Сладков, Г.Снегирёв, Е.Чарушин), его своеобразие.
Профессионализм авторов как особое условие создания природоведческих произведений (Н.Романова, Ю.Дмитриев, а также И.Акимушкин).
Феномен Б. Житкова в детской литературе.
Произведение Б. Житкова «Что я видел»: образ героя – «почемучки»
Творчество Г.Х.Андерсена для детей. Его своеобразие. Влияние Г.Х.Андерсена на развитие русской литературной сказки.
Современная зарубежная авторская сказка. Отражение в ней реальной действительности.
Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы ХХ1 века.
Дополнительные требования к бакалаврам, отсутствующим на занятии: