Могут ли родители изменить свои установки?
Может ли эта книга — или восьминедельные курсы Р.Е.Т. — привести к изменениям в установках родителей? Могут ли родители научиться быть более терпимыми к своим детям? Прежде я в этом сильно сомневался. Подобно большинству специалистов, практикующих оказание помощи людям, я склонен был относиться ко многим вещам с излишней предвзятостью. Такое влияние оказало на меня полученное мною специальное образование. Нас учили тому, что людей может изменить только интенсивный курс психотерапии под контролем опытного врача, длящийся, как правило, от шести месяцев до года и более. В последние годы, однако, произошел радикальный сдвиг в мышлении профессиональных «агентов по изменению». Большинство из нас сталкивалось с людьми, чьи установки и стереотипы поведения претерпели существенные изменения под влиянием опыта участия в группах роста» — в группах тренировки восприимчивости, марафона по выходным, тренировки человеческих возможностей, спортивных состязаний без лидеров, в группах семейных пар, семейных мастерских и т.д. В наши дни большинство профессионалов солидарны с той идеей, что люди могут существенно меняться, если они получают возможность группового общения, возможность честно и откровенно беседовать друг с другом, делиться своими чувствами и обсуждать различные проблемы в такой атмосфере, где их понимают и одобряют. Р.Е.Т. является одним из наглядных примеров такого опыта. Родители в неформальной обстановке аудитории делятся друг с другом своими чувствами и проблемами. Они сидят кругом: каждый может заговорить, когда захочет: родителей в хорошем смысле провоцируют на выражение своих чувств, связанных с детьми; они узнают, что другие родители испытывают те же проблемы; инструк-
тор слушает и демонстрирует свое понимание активным слушанием; идеи и доводы родителей не критикуются и не оцениваются: инструктор не давит на них своим авторитетом, и они на собственном опыте убеждаются в том, что их ближние к ним не равнодушны. На курсах Р.Е.Т. нет ни экзаменов, ни оценок. Регулярное посещение необязательно. Новые концепции и методы предлагаются, но не навязываются. Родители могут не стесняться выражать несогласие, открыто говорить о сопротивлении новым идеям и методам. Родителям дается возможность попрактиковать новые методы в безопасной атмосфере аудитории, прежде чем им предложат попытаться применить их дома, и их первоначальная неловкость при применении новых методов встречает одобрение и понимание со стороны группы. Почти все родители, записавшиеся на курсы Р.Е.Т., осознают и открыто признаются группе в том, что их прежние установки и методы общения с детьми оставляют желать лучшего. Многие знают, что уже проявили себя неэффективными родителями в отношении одного или более детей: другие тревожатся за те последствия, которые их прежние методы могут со временем за собой повлечь; и все прекрасно отдают себе отчет в том, сколько много детей попадают в беду и сколь часто взаимоотношения между родителями и детьми безнадежно разрушаются при вступлении детей в пору отрочества. В силу вышеназванного большинство родителей на курсах Р.Е.Т. готовы к изменениям и жаждут изменений; они стремятся овладеть новыми, более эффективными методами, хотят научиться тому, как избежать ошибок, совершаемых другими родителями (а также ими самими), горят желанием узнать любой новый метод, который может им облегчить их труд в качестве родителей. Вряд ли найдется такой родитель, который бы не хотел более эффективно воспитать своих детей. Неудивительно, что опыт тренировки на курсах Р.Е.Т. приводит к разительным переменам в установках и стереотипах поведения родителя. Привожу небольшую подборку высказываний, взятых из писем и оценочных бланков, которые анонимно заполняют родители по окончании курсов:
«Жаль, что мы не поступили на эти курсы несколькими годами раньше, когда наши дети еще не были подростками». «Теперь мы относимся к своим детям с тем же уважением, что и к своим друзьям». «Я счастлив, что стал одним из родителей, прошедших эти курсы. Более того, я чувствую, насколько терпимее стали мои взгляды на весь человеческий род. Теперь я больше склонен принимать людей такими, каковы они есть, не то что раньше». «Я всегда любила детей, но теперь я еще и научилась их уважать. Р.E.Т. — это не просто занятия на тему правильного воспитания детей. Для меня это образ жизни». «Только после курсов я осознал, насколько я недооценивал своих детей и насколько я их ослаблял своей чрезмерной покровительственностью и добросовестностью. До этого я уже состоял в довольно неплохой группе по изучению поведения детей, но мое членство в ней лишь укрепило мое чувство вины и заставило меня продолжить свои попытки стать «идеальным отцом». «Теперь мне даже не верится, что когда-то я мог быть таким скептичным и так мало верить в своих детей. Когда я понял, что они справляются со своими чувствами и проблемами намного аффективнее, чем я со своими, у меня будто гора свалилась с плеч. Я начал жить для себя. Я продолжил свое образование и стал гораздо более счастливым и самодостаточным человеком, а стало быть, и более эффективным родителем». Не всем родителям удается за восемь недель подвергнуть свои позиции изменениям, необходимым для более терпимого отношения к детям. Некоторые приходят к осознанию того, что их брак не удовлетворяет ни ту, ни другую стороны, а потому один из них или оба не могут быть эффективными родителями для своих детей. Либо у них редко находятся время и силы, так как и то, и другое уходит на разрешение их супружеских конфликтов, либо они чувствуют, что не могут быть терпимыми и одобряющими по отношению к своим детям в силу взаимной нетерпимости друг к другу. Другим родителям трудно избавиться от деспотичной системы ценностей, полученной ими в наследство от их собственных родителей и теперь заставляющей их быть чрезмерно критичными и нетерпимыми в отношении детей. Третьим трудно изменить свое отношение к детям как к своей собственности или свое глубокое убеждение в том, что они обязаны сформировать своих детей по заданному образцу: такая позиция встречается, главным образом,
среди родителей, испытавших на себе сильное влияние догм некоторых религиозных сект, согласно которым на родителях лежит нравственная обязанность обращения детей в свою веру, даже если это означает применение родителем своих силы и власти или использование методов воздействия, мало чем отличающихся от «промывки мозгов». Для некоторых родителей, которые пока не в силах изменить свои глубинные установки, опыт обучения на курсах Р.Е.Т. открывает путь к поиску иных видов помощи, таких как групповая терапия, консультации по вопросам брачных отношений, семейная терапия или даже индивидуальное лечение. Практически все эти родители до поступления на курсы уже обращались за помощью к психологу или психиатру. В любом случае. Р.Е.Т. создает предпосылки к тому, чтобы людям хотелось измениться, даже если сами курсы не приводят к достаточным изменениям. По окончании курсов некоторые родители выражают свое желание продолжать встречаться в узком кругу пап и мам для совместной проработки тех установок и проблем, которые мешают им эффективно применять полученные на курсах знания и навыки. В таких «продвинутых группах» родители, главным образом, занимаются вопросами своих супружеских взаимоотношений, своих взаимоотношений с собственными родителями, а также вопросами своего отношения к самим себе как к личностям. Лишь после опыта занятий в таких продвинутых терапевтических группах родители приобретают более глубокое понимание и производят определенные изменения в своих установках, что впоследствии позволяет им более эффективно пользоваться методами Р.Е.Т. Таким образом, в случае некоторых родителей система Р.Е.Т. сама по себе может и не приводить к изменениям в их установках, но она неизбежно даст начало процессу таких изменений либо подтолкнет их к поискам способов повышения своей эффективности как личностей и как родителей.
Знакомство с Р.Е.Т. по этой книге, разумеется, не может привести к столь же высоким результатам, как прохождение восьминедельного курса в группе с другими родителями под руководством опытного инструктора. Тем не менее я уверен, что добросовестное прочтение и изучение этой книги даст большинству родителей достаточно основательное понимание сути нашей новой философии воспитания детей. Благодаря ей, многие родители наверняка достигнут того уровня знаний, специфических при- емов, которые необходимы для применения этой философии в семье. Читатель может пользоваться этими приемами не только во взаимоотношениях со своими детьми, но и во взаимоотношениях с партнером по браку, компаньонами, родителями, друзьями. Наш опыт говорит о том, что повышение родителем своей эффективности в деле воспитания ответственных детей требует значительных усилий, вне зависимости от того, почерпнул ли он свои знания о системе Р.Е.Т. из этой книги, или в ходе занятий на курсах, или из обоих названных источников. Но разве бывает работа, не требующая усилий? Глава 16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|