Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Похвала, выражение согласия




Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда идет на пользу детям, на самом деле нередко имеет крайне отрицательные последствия. Положительная оценка, не вписывающаяся в сложившееся у ребенка представление о самом себе, может вызывать враждебность: «Я не красавица, я уродина», «Я ненавижу свои волосы», «Я сыграл совсем не хорошо, я не старался».

Дети рассуждают так: если сегодня меня оценивают положительно, значит, завтра меня могут оценить отрицательно. Кроме того, для ребенка, привыкшего к похвалам, временное отсутствие таковых может означать, что его осуждают («Ты не сделал мне комплимент относительно моих волос — значит, они тебе не нравятся»).

Похвала часто воспринимается ребенком как уловка — скрытый способ заставить его делать то, чего от него хочет родитель («Ты так говоришь только для того, чтобы я стал еще больше заниматься»).

Иногда дети воспринимают похвалу как свидетельство того, что родители их не понимают («Ты бы этого не сказал, если бы знал, что я на самом деле о себе думаю».)

Дети часто стесняются похвал, особенно в присутствии друзей.

Дети, которых часто хвалят, могут стать зависимыми от похвал и даже начать требовать их («Ты ничего не сказала о том, как чисто я прибралась в своей комнате», «Как я выгляжу, мама?», «Разве я не молодец?», «Смотри, какой хороший рисунок!»).

Обзывание, высмеивание, посрамление

Такие сообщения могут оказывать разрушительное влияние на представление ребенка о самом себе. Они могут заставить его почувствовать себя недостойным, плохим, нелюбимым.

Наиболее частой реакцией детей на такие сообщения является отпор («А ты сам-то кто?», «И ты меня называешь ленивой!»).

Получив такое сообщение от родителя, пытающегося на него повлиять, ребенок, скорее всего, не станет меняться, как это могло бы


быть в том случае, если бы он услышал более объективное мнение о себе. Вместо этого он сделает акцент на несправедливости, заключенной в сообщении родителя, и извинит себя («Я вовсе не выгляжу дешевкой с этими тенями. Это нелепо и несправедливо»).

Интерпретация, анализ, постановка диагноза

Такие сообщения говорят ребенку о том, что родитель «раскусил» его, знает его истинные мотивы и то, почему он ведет себя тем или иным образом. Такой психоанализ со стороны родителя может иметь для ребенка самые разрушительные последствия.

Если анализ или интерпретация родителя оказывается точной, ребенок может испытывать смущение от того, что его видят насквозь («Ты не ходишь на свидания, потому что ты слишком застенчивая», «Ты делаешь это только для того, чтобы привлечь внимание»).

Когда анализ или интерпретация родителя оказываются неверными, что случается чаще, ребенок может обидеться на несправедливое обвинение («Я вовсе не ревную. Ревновать — глупо»).

Дети часто слышат в таких сообщениях родителя выражение им чувства своего превосходства («Ты думаешь, что так много знаешь»). Родители, часто анализирующие своих детей, сообщают им тем самым, что они, родители, умнее, сильнее, мудрее.

Сообщения типа «Я знаю, почему» и «Я вижу тебя насквозь» нередко отбивают у ребенка охоту к дальнейшему общению и приучают его воздерживаться от обсуждения своих проблем с родителями.

Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка

Такие сообщения вовсе не полезны, как полагают большинство родителей. Попытка успокоить ребенка, когда он по-настоящему чем-то встревожен, может лишь убедить его в том, что вы его не понимаете («Ты бы не сказал этого, если б знал, как я боюсь»).

Родители утешают и успокаивают потому, что чувствуют себя неуютно, когда их ребенок чем-то расстроен, обижен, расхоложен и т.д. Такие сообщения говорят ребенку о том, что вам бы хотелось, чтобы он перестал испытывать те чувства, которые он испытывает («Не расстраивайся, все будет нормально»).

Дети относятся к родительским утешениям как к попыткам изменить их, а потому часто не верят в искренность родителя («Ты говоришь так только для того, чтобы я не расстраивался»).

Зондирование, допрос

Когда родитель выспрашивает детей, они могут воспринимать это как свидетельство его недоверия к ним, а также подозрения или сомнения в них («Ты вымыл руки, как я тебе сказала?»).

Дети также рассматривают некоторые вопросы как попытки родителей «ухватить их за палец», чтобы затем «откусить всю руку» («Как долго ты занимался? Всего час? Что ж, двойка на экзамене тебе обеспечена»).


Дети нередко видят в вопросах угрозу, особенно если не понимают, почему родитель задает им вопросы. Заметьте, как часто дети говорят: «Почему ты меня об этом спрашиваешь?» или «К чему ты клонишь?».

Если вы начнете расспрашивать ребенка, делящегося с вами проблемой, у него может зародиться подозрение, что вы собираете данные для решения этой проблемы вместо него («Когда у тебя впервые возникли такие чувства? Имеет ли это какое-то отношение к школе? Как тебе школа?»). Дети зачастую не хотят, чтобы родители предлагали им свои ответы на их проблемы («Если я поделюсь этим с родителями, они сразу начнут мне советовать»).

Когда вы задаете вопросы тому, кто делится с вами проблемой, каждый ваш вопрос ограничивает свободу собеседника говорить о том, о чем он хочет — в том смысле, что каждый вопрос определяет следующее за ним сообщение. Спрашивая: «Когда у тебя впервые возникло это чувство?» — вы заставляете собеседника говорить только о возникновении соответствующего чувства и ни о чем больше. Поэтому расспрашивание отнюдь не является эффективным методом облегчения собеседнику общения с вами; напротив, оно резко ограничивает его свободу.

Увод в сторону, отшучивание, отвлечение внимания

Такие сообщения могут говорить ребенку о том, что вы им не интересуетесь, не уважаете его чувства или попросту отвергаете его.

Испытывая потребность о чем-либо поговорить, дети, как правило, бывают настроены крайне серьезно. И если вы начнете шутить, вы обидите их, заставите из почувствовать себя отвергнутыми.

Отвлечение внимания детей от важных для них проблем может помочь лишь на время; связанные с этими проблемами чувства впоследствии вернуться с удвоенной силой. Если проблема отложена, это не значит, что она решена.

Дети, как и взрослые, хотят быть выслушанными и понятыми. Если родители будут всякий раз стараться от них отделаться, они достаточно скоро научатся делиться своими проблемами и чувствами где-нибудь в другом месте.


СПИСОК

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барух Дороти У. Новые пути в дисциплине. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 19491.

Одна из самых популярных книг для родителей. Написана просто и доходчиво. Иллюстрирует применение активного слушания. Освещает проблемы наград и наказаний.

2. Баттон Алан Деуитт. Искренний ребенок. Нью-Йорк. Рэндом Хаус, 1969.

Проникновенный анализ свойств характера ребенка, который вырастает искренним, благодаря своим взаимоотношениям с искренними родителями. Подчеркивает важность терпимости, честности и желания быть гуманными со стороны родителей. Поможет родителям увидеть в своих детях прекрасное и испытать радость от такого общения с ними, в котором нет места силе или власти.

3. Беттельхейм Бруно. Дети мечты. Нью-Йорк: Макмиллан Ко., 1969.

Проникновенное исследование детей и методов их воспитания в израильских кибуцах.

4. Бриггс Дороти К. Самоуважение вашего ребенка. Нью-Йорк: Даблдэй, 1970.

Концентрируется на вопросах детского самоуважения, его значения для здоровья ребенка и методах, которые могут использовать родители для формирования у ребенка положительной самооценки. Автор книги была одним из первых инструкторов P.E.T.

5. Бронфенбреннер Урие. Два мира детства: США и СССР. Нью-Йорк: Рассел Сэйдж Фаундэйшн, 1970.

Сравнительное исследование методик воспитания детей в Америке и Советском Союзе. Показывает, как американские родители позволяют, чтобы воспитанием их детей занимались сверстники и телевидение. Оказывается, что родители не умеют обеспечивать своим детям свободу и что, в отличие от советских родителей, мы пренебрегаем воспитанием детей в духе сотрудничества, альтруизма и самодисциплины.

6. Гинотт Хаим Г. Между родителем и подростком. Нью-Йорк: Макмиллан Ко., 1969.

Посвящена применению языка одобрения при реагировании на сообщения подростков. Показывает разрушительные последствия критики, оскорблений, похвал и поучений. Содержит советы по многим конкретным проблемам (секс, наркотики и т.д.). Подход автора к дисциплине отличается от подхода P.E.T. Книга содержит много примеров, но в ней отсутствует единая цементирующая теория.

7. Гинотт Хаим Г. Между родителем и ребенком. Нью-Йорк: Макмиллан Ко., 1965.

Бестселлер, иллюстрирующий разницу между деструктивной и конструктивной (терапевтической) беседами с детьми. В книге много коротких примеров, но нет ни одной длинной ситуации, демонстрирующей применение активного слушания. В отличие от философии P.E.T., подход Гинотта наделяет родителей правом устанавливать своим детям

________________

1 Фамилии авторов и названия произведений приводятся здесь на русском зыке. Сведений об изданиях этих книг на русском языке не имеется. (Прим. ред.)


пределы и предписывать им правила. В книге содержится много полезных идей относительно того, как решать конкретные проблемы — ревность, отход ко сну, телевидение, секс и т.д. В отношении некоторых из этих проблем автор выступает поборником единственно «правильного» решения.

8. Глассер Уильям. Школы без недостатков. Нью-Йорк: Харпер энд Роу, 1969.

Резко критикует американские школы, показывая, как учителя, система оценок и навязываемый учебный план становятся причиной жизненных неудач детей. Освещает методику поддержания дисциплины без применения наказаний.

9. Гордон Томас. Лидерство с ориентацией на группу. Бостон: Хотон Миффлин, 1955.

Одна из первых попыток применить философию ориентации на пациента к сфере лидерства, контроля и руководства. Показывает истоки разработанной доктором Гордоном методики решения проблем с ориентацией на группу. Полезна для родителей, желающих овладеть навыками лидерства в группе для семейных советов. Особенно полезна для родителей, занимающих руководящие посты. (Весь тираж распродан.)

10. Донован Фрэнк Р. Дикие дети. Харрисбург, Пенсильвания: Стэкпоул Букс, 1967.

Откроет глаза людям, которые не приемлют современных детей и их поведение. Показывает, что дети восставали против насилия над ними в течение всей человеческой истории.

11. Дрейкурс Рудольф. Дети: Вызов. Демуан, Айова: Мередит Пресс, 1964.

Популярная книга для родителей, представляющая подход к воспитанию детей, основанный на теории Адлера. Подход Дрейкурса имеет много общего с философией P.E.T., но также и многим отличается от нас, особенно в вопросах дисциплины и конфликтов.

12. Миссилдайн У. Хью. Ребенок из прошлого внутри вас. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963.

Полезна для родителей, которые хотят лучше понять самих себя в ходе размышлений о том влиянии, которое в свое время их собственные родители оказали на их личность.

13. Патни Шелл, Патни Гейл. Приспособленный американец. Нью-Йорк: Харпер, 1964.

Одна из лучших книг на тему понимания себя и ближних. Показывает родителям, как они сами способствуют неумению детей приспосабливаться к окружающей обстановке. Поможет родителям понять взаимоотношения со своими собственными родителями. Настоятельно рекомендуем ее прочесть.

14. Роджерс Карл. О становлении личности. Бостон: Хотон Миффлин, 1963.

Сборник статей Роджерса на тему терапии, образования, самого себя, здорового индивидуума и т.д. Полезна для родителей, желающих лучше понять суть терапии с ориентацией на пациента и лучше понять самого автора как личность.

15. Роджерс Карл. Свобода учиться. Колумбус, Огайо: Чарлз Э. Меррилл, 1969.

В этой книге теория ориентации на пациента и философия Роджерса прилагаются к школам и преподаванию. Демонстрирует, как учителя могут создавать на уроке атмосферу свободы и непринуждённости.


16. Роджерс Карл. Терапия с ориентацией на пациента. Бостон: Хотон Миффлин, 1951.

Основное пособие по теории и практике психотерапии с ориентацией на пациента, откуда почерпнуты концепции одобрения и активного слушания. Поможет родителям стать более эффективными помощниками своим детям. В этой книге содержатся многие положения, послужившие основой философии доктора Гордона.

17. Фарсон Ричард. Неотъемлемые права. Нью-Йорк: Макмиллан Паблишинг Ко. Инк., 1974.

Автор критикует многие общепринятые концепции относительно взаимоотношений между родителем и ребенком, считая, что детям должны быть гарантированы некоторые права, которых они в настоящий момент лишены. Эта книга поможет родителям избавиться от чувства вины, связанного с их ответственностью за ценности и поведение детей.

18. Хаймз Джеймс Л. Ребенок до шести. Инглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентил-Холл, 1963.

Поможет родителям научиться лучше понимать маленьких детей и характер их развития. Слабо освещаются вопросы дисциплины и разрешения конфликтов.

19. Холт Джон. Неуспевающая школа. Нью-Йорк: Питман Паблишинг Ко., 1969.

Критическое исследование недостатков американских школ. Автор считает, что учителя должны не контролировать детей и не оценивать их, а помогать. Родители могут почерпнуть из этой книги немало полезного относительно воспитания детей.

20. Холт Джон. Почему дети терпят неудачу в жизни. Нью-Йорк: Делл Паблишинг Ко., 1964.

Анализ того, как учителя и школа создают предпосылки для жизненных неудач детей — даже если те хорошо учатся. Показывает последствия оценивания. Показывает, как школа делает детей пугливыми, стеснительными, ничем не интересующимися

21. Экслайн Вирджиния М. Дибс: В поисках себя. Нью-Йорк: Бэллатайн Букс, 1969.

Трогательная история роста и изменения ребенка в процессе его терапевтического общения с автором, которая является одним из пионеров игровой терапии. Демонстрируется активное слушание и сила языка одобрения.

22. Экслайн Вирджиния М. Игровая терапия. Бостон: Хотон Миффлин, 1947.

Первая книга, описывающая применение подхода с ориентацией на пациента в лечении детей. Демонстрируется применением активного слушания. Много фактического материала и записей бесед.


ББК 3.5
Ф91

 

 

Аллан Фромм

Томас Гордон

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДАГОГИКА. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 608 с. (Серия «Учимся играя»).

 

«Популярная педагогика» — еще одна книга серии «Учимся играя» — включает в себя произведения известных американских специалистов в области педагогики, педиатрии, детской психологии и психиатрии Аллана Фромма и Томаса Гордона.

Книга адресована прежде всего родителям и может служить для них руководством по обучению конкретным навыкам и практическим методам, самостоятельно применяемым в домашней практике.

 

 

  © АРД ЛТД, 1997
  © АРД ЛТД (оформ.), 1997
  © И. Константинова, перевод, 1996
ISBN 5–89396–062–9 ISBN 5–89396–056–4 (серия) © О. Мечковский, перевод, 1997

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...