Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами группами. Социометрическая техника используется для измерения не личностных, но групповых свойств. В обществе выделяют: 1.макроструктуру – пространственное размещение индивидов при выполнении ими определенной деятельности. 2.микроструктура – совокупность психических отношений между людьми, которые выражаются в чувствах симпатии и антипатии. Чтобы группа людей действовала эффективно, должны присутствовать обе структуры – этот принцип положен в основу экспериментов Морено: исследовал группу девушек – работниц, собиравших оборудование. С кем рядом они хотели бы сидеть – проанализировал ответы – выработал оптимальный вариант рассадки и эффективность труда повысилась. Назначение социометрической процедуры может быть трояким: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Плюсы методики: - простота процедуры; - дает возможность измерить в цифровой форме некоторые групповые процессы; - единицы выбора – одна из основных категорий психологии вообще, а выбор во многом предопределяет функционирование самой личности, т.к. я есть мой выбор Л=f (выбор). Минусы методики: - кропотливая процедура обработки; - сложная интерпретация, связано с тем, что отсутствует однозначное понимание, что измеряет социометрия; - не определяет реальное общение, это только предпочтение, высказанное человеком, а здесь доминируют эмоции; - не определяет мотива выбора; - существует неоднозначное соотнесение социометрии к разным группам методов; - часто говорят, что социометрия относится к опросу (это одна из сфер мнений), часто соотносят с тестированием, а она находится между ними.
Процедура социометрии: - границы группы должны быть четко обозначены; - группа должна иметь опыт совместной деятельности; - группа должна существовать уже некоторое время (больше 6 недель); - все члены группы должны отвечать самостоятельно (рассадить); - проводят одномоментно в форме письменного опроса; - испытуемые должны сделать выбор по заданному критерию (перед глазами должен быть выбор всей группы). Процедура социометрии может быть: непараметрическая процедура – неограниченное число выбора, которые делает каждый член группы, это позволяет вычислить эмоциональную экспансивность, т.е. активность человека в принятии или отвержении членов группы, но при увеличении группы неограниченное число выборов затрудняет обработку, иногда человек может выбрать всех, что говорит о сохранении предпочтений в тайне. параметрическая процедура – число выборов ограничено, что повышает надежность, облегчает обработку, но не дает возможности охватить всех отношений в группе и определить эмоциональную экспансию. Критерии. конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса ко всем участникам диагностической процедуры • по знаку выделяют: - положительные – «С кем бы Вы хотели пойти в кино?» - В+; - отрицательный – «…не хотели» - В-; • по виду деятельности: - общие – типичные виды деятельности для данной группы; - частные – «С кем бы Вы хотели оказаться на необитаемом острове»; • по эмоциональной значимости: - сильные – значим, имеет сильную эмоциональную окраску «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой»; - слабые – менее значим;
• по характеру выявляемых взаимоотношений: - двойные – отношения партнерства (равенство позиций выбирающего и выбираемого); - одинарные – установление иерархических отношений (лидерства, подчиненности). • по значимости предпочтений: - ранжирование; - без ранжирования. При подборе критериев мы должны исходить из тех целей, которые нам наиболее важны, должны учитывать специфику группы (на 4-5 вопросов используют не более 2-3 критериев). Вопросы должны быть понятны, ситуации для выбора должны быть точно и подробно описаны. Стараемся, чтобы вопросы вызвали интерес, мотивацию. Очень важны вопросы, связанные с переформированием группы. Мы должны создать сам инструментарий для проведения социометрии (мы изучаем общение…) Создать инструкцию и обращение, не делая акцент на том, что мы проводим социометрию только в этой группе, даем здесь технику заполнения анкеты, гарантируем конфиденциальность Далее проводим саму социометрию, что занимает 10-15 мин. Даем карточки с вопросами или задаем их устно, уговариваем ответить на все вопросы. Если возникают конфликты, проблемы, рассогласование предпочтений – свидетельствует о напряженности человека Обработка результатов 3 этапа: 1. табличный, 2. графический, 3. индексно-логический. 1. табличный этап: составление социоматрицы – это таблицы, в которых:
Если не ранжировали, то ставим +/- «-» отвержение, если выбрали 2-ым, то 1-ому отрицательному даем –3 и далее. Самый значимый +3, самый незначимый –3. Обводим в кружок взаимные выборы. 2. графический этап: на основе матрицы строится графическое изображение связей симпатий и антипатий – социограмма. Связи симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к другому лицу, а связи антипатии – прерывистой. 3. индексно-логический. Матрица позволяет оценить степень сплоченности группы по соотношению положительных и отрицательных выборов. Индекс сплоченности группы: I = ДОПИСАТЬ ОТ РУКИ. Матрица дает возможность определить социометрический статус каждого члена группы от наиболее до наименее авторитетного: S = ДОПИСАТЬ ОТ РУКИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|