Особенности развития социально-психологических идей в Европе. Европейская критика американской социальной психологии.
Основное: Корни соц. Ψ - в Европе, т.к. родительские дисциплины, первые соц.-псих. теории, один из первых учебников по соц. Ψ появились в Европе. Также Левин, Фестингер, Адорно – по происхождению европейцы, и только в 30-ые гг. переехали в США; Европейские корни ярко выражены в психоанализе. В 20-30-ые годы центр развития соц. психологии переместился в Америку, и до 50-60-х годов в Европе наблюдалась такая ситуация, что соц. Ψ была только копией с американской. 1963 – ЕАЭСП, укрепление позиций Евр.Соц.Психологии. 60-70-е – волна студ.революций псих. И фил.факультетов, недовольных развитием психологии. 1972 г – монография Московиси, Тешвелв, Рома Харе «Контекст соц. Ψ: критическая оценка»: критика Америки, намечена евр.парадигма. Важной чертой современного развития соц. Ψ на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» соц. Ψ, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Особое значение при этом приобретают усилия европейских соц. психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной соц. психологии (хар-на идея необходимости большей ориентации соц. Ψ на реальные соц. проблемы и тем самым обеспечение «соц. контекста» исследований). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских соц. психологов -Тэшфел (Великобритания) и Московиси (Франция) и др. Ими сформулирована альтернатива, которая сегодня стоит перед соц. психологией: следовать ли традиции хорошо организованной экспериментальной дисциплины, основанной на идеях и методах последних двадцати лет, или, выразив крайнюю неудовлетворенность этим состоянием, приступить к поиску новых теорий и новых принципов. Авторы, естественно, призывают следовать по второму пути, для чего прежде всего предлагают оценить общую ситуацию.
Критика амер псих: 1. Антисоциальность: изучение малой группы вне в-связи с обществом. 2. Исследования «стерильной» личности: осн.участник экс-ов – студенты, а результаты – на всеч. 3. Отсутствие единой теор.базы. 4. Ам. соц. Ψ не имеет своего предмета, это лишь часть общей психологии. Нет специфических методов – одги эксперименты. Дополнительно: Теория социальных представлении С. Московичи. Важно показать ее потенциал как действительно новой парадигмы в соц. Ψ на рубеже столетия. Как известно, социальное представление рассматривается Московичи как специфическая форма познания соц. действительности, помогающая обыденному человеку понять смысл окружающего его мира. Постижение смысла соц. мира возможно лишь при условии коммуникации, поэтому соц. представление не есть продукт индивида, но в создании его принимает участие группа, оно есть «общее видение реальности, присущее данной группе, которое может совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы». Группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие или отвержение той или иной информации, на частоту использования тех или иных соц. процессов в коммуникативном процессе. Со своей стороны соц. представление оказывает воздействие на варьирование интерпретаций соц. явлений, принимаемых группой, и способствует формированию групповой идентичности. Таким образом обеспечивается включенность соц. факторов в сам познавательный процесс. Если учесть, что возникновение соц. представления обязательно связано с тем, чтобы как-то обозначить, назвать соц. явление, то объект самим фактом называния включается в «идентификационную матрицу», т.е. в существующую концепцию «общества и человеческой природы».
Эта исходная включенность в систему значений, выработанных обществом, также апеллирует к социальной детерминации знания. Для Московичи возникновение соц. представления есть процесс «сведения» нового к тому, что было известно ранее, превращения понятия в образ: то, что было воспринято, становится тем, что понято, новое явление сводится к тому, что «всем известно». Но характер такого «знания» есть элемент массовой культуры: именно она оперирует достаточно банальными, общепринятыми истинами, следовательно, соц. представление, которым пользуется индивид, включено в широкую систему коммуникаций. Таким образом возникает как бы «двойная» социальная зависимость индивидуального акта познания: с одной стороны, социальное представление порождается группой (т.е. связано своим происхождением с социумом), а с другой - оно включается в систему социальных коммуникаций. Неоднократно повторяемая Московичи мысль состоит в том, что культура создается в общении и через его посредство, а принципы общения отражают общественные отношения. Поэтому в теориях социальной психологии необходим анализ социальной жизни как основы и общения, и проявлений межличностных отношений, и способов формирования знаний. Идея большей «социальности» социальной психологии приобретает здесь весьма существенное подтверждение. Соц. представления фиксируют этот аспект. Важно отметить и другую черту теории соц. представлений, которая доказывает ее принадлежность к новой парадигме. Идея активности субъекта познания, как известно, разрабатывалась уже в теориях когнитивного соответствия, но там она сводилась только к активности в преобразовании когнитивных структур (приведения их в «соответствие»). В новой постмодернистской парадигме упор делается на такую характеристику активности субъекта, как конструирование социального мира, т.е. построение такого образа мира, в котором люди реально существуют и функционируют. Несмотря на обилие критических замечаний, которые высказываются в адрес этой теории, популярность ее сегодня огромна. Справедливо замечает П. Н. Шихирев: «Однако факт остается фактом: каковы бы ни были недоработки и недостатки концепции, она открыла новые возможности для развития социальной психологии».
Теория соц. идентичности А. Тэшфела рассматривается в качестве второго важнейшего завоевания европейской соц. Ψ конца столетия. Наряду с некоторыми общими методологическими принципами (акцент на взаимоотношение человека и изменения) Тэшфел предложил концепцию межгрупповых отношений как фокус соц. психологии, демонстрируя этим также «большую социальность» соц. психологии. Базируясь на теории межгрупповых отношений, Тэшфел разработал теорию соц. идентичности, которую и рассматривают часто также в качестве варианта новой парадигмы. Теория соц. идентичности бросила вызов американской концепции десоциализированного индивида. По мнению Тэшфела, осознание человеком его места в соц. мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной соц. группе; причем осознание группового членства реализуется посредством ряда сложных шагов: соц. категоризации (осмысление соц. окружения как состоящего из различных групп), соц. идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид), наконец, собственно соц. идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе). Из признания важности для индивида осознать свою сопричастность группе следует несколько существенных выводов: 1) люди всегда стремятся сохранить позитивную идентичность, ибо это способствует восприятию мира как более стабильного; 2) при формировании позитивной идентичности люди осуществляют постоянный процесс сравнения своей группы с другими, что расширяет представления о мире; 3) в свою очередь сравнение предполагает более внимательную оценку свойств различных групп и тем самым способствует более дифференцированному анализу соц. структуры; 4) при негативной оценке группы принадлежности индивид ищет возможность покинуть данную группу и «примкнуть» к новой, т.е. стимулируется определенная поведенческая активность.
Все это еще раз делает акцент на социальной детерминации поведения. Тэшфел, в частности, подчеркивает зависимость характера соц. идентичности от типа общества: в обществах со строгой стратификацией привязанность индивида к группе особенно сильна, поскольку вне группы человек вообще мало что может осуществить, в демократических обществах эта привязанность проявляется в меньшей степени. Но при всех обстоятельствах человек воспринимает мир через принадлежность определенной группе. Экспериментальным подтверждением этого тезиса служит выявленная Тэшфелом «минимальная групповая парадигма»: для индивида достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею. Обозначение лишь некоторых положений теории соц. идентичности убедительно доказывает наличие принципиально нового подхода в конструировании социально-психологических теорий по сравнению с многочисленными традиционными теориями «среднего ранга»: ранг, уровень обобщения здесь является более высоким, поскольку изначально связывает построение образа Я с социумом. Это дает основания считать теорию соц. идентичности попыткой «обновления традиционной соц. психологии». Этогеническая теория Р. Харре еще более определенно рассматривается как европейская версия постмодернизма в соц. Ψ. Вообще концепция Р. Харре претендует на построение общей теории соц. Ψ и включает в себя целый комплекс относительно самостоятельных идей (модели человека и общества, типология «сценариев» и «эпизодов» и др.). При обосновании своих идей Харре использует инструментарий психосемантики: человеческое поведение предстает как определенный текст, и поэтому лингвистический анализ является предварительным условием всякого социально-психологического исследования. Это обусловлено тем, что соц. поведение регламентировано некоторыми нормами, а нормы всегда выражены при помощи языка. Коммуникация как обязательное условие взаимодействия людей есть ключевой пункт объяснения соц. жизни. Исходным понятием и является понятие дискурс, рассматриваемый как важнейшая составляющая коммуникативного процесса Дискурс - это рассуждение по поводу какой-либо проблемы, обсуждение ее, все формы «разговора», работы с «текстом»; это говорение, слушание, беседа, т.е. «центральная человеческая активность, которой люди уделяют наибольшую часть своего времени». В ходе дискурса его участники обсуждают содержание категорий, при помощи которых обозначены предметы и явления соц. мира. Чтобы различные группы и отдельные индивиды могли совершать совместные действия, они должны понимать, о чем идет речь, т.е. разрабатывать единые системы значений. Разговор и обсуждение должны обеспечить такую трактовку категории, при которой только и возможно действие. Это происходит потому, что в ходе обсуждения категория предстает как реальный элемент соц. жизни: она наполняется содержанием на основе пополнения ее характеристиками, приводимыми разными участниками дискурса. В таком случае категория конструирует мир, одновременно уточняя его образ и направляя некоторое действие внутри этого мира. Таким своеобразным путем идея конструкционизма вводится в теорию Р. Харре.
На основании сформулированных основных принципов Харре исследует некоторые специальные проблемы соц. Ψ. Так, он подвергает критике традиционный подход к одной из наиболее разработанных и популярных проблем - «Я-концепции». Различные существующие способы описания образа-Я, будь то шкалы Айзенка и Кеттела или же методы гуманистической психологии (делаются ссылки на Роджерса и Маслоу), представляются Харре асоциальными, «психологизирующими» сущность проблемы. Харре предлагает переключить внимание с «поиска Я как сущности» на «методы конструирования Я», что концентрирует внимание не столько на «заданности Я», сколько на «творении Я». Этим «Я-концепция» извлекается из головы индивида и переносится в сферу соц. дискурса. Краткий экскурс в теорию Харре убедительно показывает значение его вклада в разработку не только непосредственно идей конструкционизма, но и вообще в поиски новой постмодернистской парадигмы соц. Ψ. Таким образом, это движение можно рассматривать как совместный продукт амер. и европейской традиций, демонстрирующих их известную интеграцию на рубеже столетия. Коротко: Теория социальных представлений(С. Московиси, Франция). Прародитель теории Э. Дюргейм – идея о коллективных представлениях. Москвиси считает, что соц. качества детерминированы. Структура общества связана с производственными отношениями. Основная единица для анализа соц. реальности- соц. представления. Соц. представления – сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностных коммуникаций. Осн. проблема – влияние группы, группового общения на индивидуальные представления. Индивид смотрит на общество именно глазами группы. Эксперименты Москвиси связаны с влиянием группы на индивида. Известный эксперимент: 2 группы: 1- оценить отношение к президенту Франции Деголю, 2 – оценить отношение к американцам (в первой группе – сдвиг в положительную сторону, во второй – в отрицательную) – сдвиг в сторону общественного мнения. Теория соц. идентичности Г. Тешфела. Соц. идентичность человека – это та часть его «Я»- концепции», которая возникает из осознания своего членства в соц. группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Проблема соц. идентичности связана с проблемой групповых отношений. Групповое всегда первично по отношению к индивидуальному. Обнаружил явление – минимальная групповая парадигма - отнесение себя к какой-либо группе (даже при min-ом отношении к группе, человек начинает смотреть на мир глазами этой группы). Внутригрупповой фаворитизм - предпочтение членов своей группы. Межгрупповая дискриминация - менее предпочтительное отношение к др. группе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|