Параметры анализа группы в социальной психологии.
2 группы параметров: 1) характеризующие группу как целое: а) Психологическое содержание совместной деятельности: это совокупность целей, задач и операций, служащих удовлетворению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвязанных с этими мотивами и способами их удовлетворения социальных ценностей. Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодействия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориентирует участников и т.д. б) Композиция (состав) группы - параметр анализа группы, отражающий возрастные, половые, профессиональные или социальные характеристики членов группы в) Структура группы -возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой: - Вертикальные структуры (образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных, деловых отношений). - Горизонтальные структуры (определяют положение членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям). - Структура власти, - Эмоциональная, - Коммуникативная, - Ролевая структура. г) Групповые процессы -характеризуют малую группу в ее динамике. Это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. 2) характеризующие человека как члена группы: а) Статус в группе. Статус – это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений. б) Групповая роль. Роль глубоко связана с групповым статусом, это - поведение, социально ожидаемое от человека - носителя определенного статуса. То есть роль воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения. Т.Шибутани: конвенциональные роли - представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека, занимающего опред. статус, в некоторой конкретной групповой ситуации. иную статусную позицию в группе; межличностные роли - совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга (зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей).
в) Система групповых ожиданий - это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации. В основе групповых ожиданий и представлений лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения; это некоторый свод законов, набор правил данной группы. Все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с нормами. Еще группы можно хар-ть по: а) Продолжительности сущ-я, б) Наличи общих целей, в) Развитию элементарной групповой структуры, г) Осознанию своего членства. 28. История зарубежных и российских исследований малой группы. 1. Ранние этапы. И сходная точка анализа датируется 1898 г. В 1898 г. американский психолог Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы (соц. фассилитация и ингибиция). Потребовалось несколько десятилетий, прежде чем эмпирическое направление получило дальнейшее развитие в зарубежной соц. психологии. Случилось это уже в 20-е годы; тогда на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению Картрайта и Зандера, эмпирический бунт в социальной науке, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов.
Мёде (Германия) и Ф.Олпорт (США) - во многом продолжили линию исследований Триплета. Кроме того, Ф. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы: «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Свой отказ рассматривать группу как определенную реальность он мотивировал отсутствием адекватных методов исследования. Со временем в процессе накопления научных знаний и в связи с прогрессом техники исследования подобная точка зрения на природу группы была преодолена. Возобладающим стало представление о группе как некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих ее индивидов. 2. 30-е - начало 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Шериф выявляет механизмы развития групповых норм, Ньюком исследует аналогичную проблему в полевых условиях; изучаются малые группы на промышленных предприятиях; оформляется социометрическое направление; антрополог Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города. К началу 30-х окончательно складывается и спустя ряд лет терпит фиаско небезызвестная «теория черт» лидерства или, в более точном значении, руководства. Одновременно предпринимаются попытки отойти от упрощенно понимания феноменов лидерства и руководства, дать более сложное, многоплановое их описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей. Особый вклад К. Левин - основоположник крупного научного направления, известного под названием «групповая динамика». Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Под его руководством были проведены знаменитые опыты Липпитта и Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, выполнено оригинальное исследование изменения индивидуальных установок в процессе внутригрупповой дискуссии. Одним из первых он рассмотрел психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования. При этом он подчеркивал необходимость работы с естественными группами в реальных ситуациях их жизни. + Теоретические представления К. Левина о группе как динамическом целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних. Что же касается конкретного исследования группы, то, по мнению Левина, в нем необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целостные феномены групповой жизни.
Послевоенные десятилетия. 1) 40-60-ые гг. В первый послевоенный период оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспериментальные парадигмы достигли высокой степени совершенства. 2) с сер.60-х г. продолжились тенденции предыдущего этапа: дальнейшее расширение круга изучаемых проблем и весьма бурный рост экспериментальных исследований; с другой стороны, росло критическое переосмысление достигнутого и одновременно заметно снижался оптимизм относительно вклада этих исследований в понимание группового процесса (ограниченность возможных практических приложений). Отмечалось отсутствие теории, позволявшей адекватно интерпретировать и интегрировать гигантский массив разнородных эмпирических фактов. Возросло влияние западноевропейских социальных психологов, требовавших радикальной переориентации групповых исследований с учетом реальных жизненных проблем, стоящих перед западным обществом. К этому времени авторитет западноевропейских ученых, специализировавшихся на изучении малых групп, был уже весьма высок (в области социального влияния – Московиси, межгрупповых отношений – Тэшфел, Тэрнер, принятия решений.
3) со второй половины 70-х гг - отмечен продолжением обозначившихся ранее тенденций. Также подчеркивался наметившийся рост исследований малых групп в полевых условиях. Начали исследоваться «экзотические группы», т.е. группы в условиях изоляции, ограниченности перемещения, стресса, группы на полярных станциях, подводных лодках, космических кораблях и т.д. Разрабатываются методы соц.-псих. тренинга, развивается групповая психотерапия. В исследованиях используются компьютеры и математическое моделирование. Внимание – индивиду в группе – соц.психология личности. 4) с нач. 90-х гг. с одной стороны, зарубежная социальная психология показала, что ее собственных научных ресурсов вполне достаточно, чтобы придать исследованиям малых групп новый позитивный импульс и вести их как именно социально-психологические. Отмеченный рост имеет свою специфику: он обусловлен не столько изучением феноменов собственно внутри группового взаимодействия, сколько интересом к Я-концепции, исследуемой в групповом контексте в связи с процессами социальной идентичности и социальной категоризации. С другой стороны, активная разработка проблематики малых групп продолжилась за пределами социальной психологии, например в сфере бизнеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|