Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параметры анализа группы в социальной психологии.




2 группы параметров:

1) характеризующие группу как целое:

а) Психологическое содержание совместной деятельности: это совокупность целей, задач и операций, служащих удовлетво­рению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвя­занных с этими мотивами и способами их удовлетворения социаль­ных ценностей. Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодей­ствия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориен­тирует участников и т.д.

б) Композиция (состав) группы - параметр анализа группы, отражающий возрастные, половые, профессиональные или социальные характеристики членов группы

в) Структура группы -возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой:

- Вертикальные структуры (образуются со­вокупностью позиций членов группы в системе официальных, деловых отно­шений).

- Горизонтальные структуры (определяют положение членов груп­пы в системах отношений, образуемых по различным основаниям).

- Структура власти,

- Эмоциональная,

- Коммуникативная,

- Ролевая структура.

г) Групповые процессы -характеризуют малую группу в ее динами­ке. Это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении.

2) характеризующие человека как члена группы:

а) Статус в группе. Статус – это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.

б) Групповая роль. Роль глубоко связана с групповым статусом, это - поведение, социально ожидае­мое от человека - носителя определенного статуса. То есть роль ­воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения. Т.Шибутани: конвенциональные роли - пред­ставление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека, занимающего опред. статус, в некоторой конкретной групповой ситуации. иную статусную позицию в группе; межличностные роли - совокупность прав и обязанностей, которые связы­вают поведение людей в отношении друг друга (зависят от индивидуальных особен­ностей общающихся людей).

в) Система групповых ожиданий - это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определен­ной ситуации. В основе групповых ожиданий и представлений лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения; это некоторый свод законов, набор правил данной группы. Все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответ­ствии с нормами.

Еще группы можно хар-ть по:

а) Продолжительности сущ-я,

б) Наличи общих целей,

в) Развитию элементарной групповой структуры,

г) Осознанию своего членства.

28. История зарубежных и российских исследований малой группы.

1. Ранние этапы. И сходная точка анализа датируется 1898 г. В 1898 г. американский психолог Триплет опублико­вал результаты экспериментального исследования, в котором срав­нивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы (соц. фассилитация и ингибиция).

Потребовалось несколько десятилетий, прежде чем эмпирическое направление получило дальнейшее развитие в за­рубежной соц. психологии. Случилось это уже в 20-е годы; тогда на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению Картрайта и Зандера, эмпирический бунт в социальной на­уке, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов.

Мёде (Герма­ния) и Ф.Олпорт (США) - во многом продолжили линию исследований Триплета. Кроме того, Ф. Ол­порт сформулировал весьма своеобразное понимание группы: «совокуп­ность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каж­дом индивидуальном сознании и существующих только в этих со­знаниях». Свой отказ рассматривать группу как определенную реальность он мотивировал отсутствием адекватных методов исследова­ния. Со временем в процессе накопления научных знаний и в связи с прогрессом техники исследования подобная точка зрения на природу группы была преодолена. Возобладающим стало представ­ление о группе как некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих ее индивидов.

2. 30-е - начало 40-х годов и знаменуется рядом ориги­нальных экспериментальных исследований, осуществленных в ла­бораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Шериф выявляет механизмы развития групповых норм, Ньюком исследует аналогичную проблему в поле­вых условиях; изучаются малые группы на промышленных пред­приятиях; оформляется социометричес­кое направление; антрополог Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большо­го города.

К началу 30-х окончательно складывается и спустя ряд лет тер­пит фиаско небезызвестная «теория черт» лидерства или, в более точном значении, руководства. Одновременно предпринимаются попытки отойти от упрощенно­ понимания феноменов лидерства и руководства, дать более слож­ное, многоплановое их описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей.

Особый вклад К. Ле­вин - основоположник крупного научного на­правления, известного под названием «групповая динами­ка». Он возглавил экспериментальную разработку многих сто­рон групповой проблематики. Под его руководством были проведены знаменитые опыты Липпитта и Уайта по изу­чению групповой атмосферы и стилей руководства, выполнено оригинальное исследование изменения индивидуальных устано­вок в процессе внутригрупповой дискуссии. Одним из первых он рассмотрел психологический феномен социальной вла­сти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику группо­вой жизни, экологические проблемы группового функционирова­ния. При этом он подчеркивал необходимость работы с естествен­ными группами в реальных ситуациях их жизни. + Теоретические пред­ставления К. Левина о группе как динамическом целом, обладаю­щем свойствами, отличными от свойств составляющих его час­тей или суммы последних. Что же касается конкретного исследования группы, то, по мне­нию Левина, в нем необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целос­тные феномены групповой жизни.

Послевоенные десятилетия.

1) 40-60-ые гг. В первый послевоенный период оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспери­ментальные парадигмы достиг­ли высокой степени совершенства.

2) с сер.60-х г. продолжились тенденции предыдуще­го этапа: дальнейшее расширение круга изучаемых проблем и весьма бурный рост экспериментальных исследований; с другой стороны, росло критическое переосмысление достиг­нутого и одновременно заметно снижался оптимизм относительно вклада этих исследований в понимание группового процесса (ограниченность возможных практических приложений). Отмечалось отсутствие теории, позво­лявшей адекватно интерпретировать и интегрировать гигантский массив разнородных эмпирических фактов.

Возросло влияние западноевропейских социальных психологов, требовавших радикальной переориентации групповых исследований с учетом ре­альных жизненных проблем, стоящих перед западным обществом. К этому времени авторитет западноевропейских уче­ных, специализировавшихся на изучении малых групп, был уже весь­ма высок (в области социального влияния – Московиси, межгрупповых отношений – Тэшфел, Тэрнер, принятия решений.

3) со второй половины 70-х гг - отмечен продолжением обозначившихся ранее тенденций. Также подчеркивался наметившийся рост исследований малых групп в полевых условиях. Начали исследоваться «экзотические группы», т.е. группы в условиях изоляции, ограниченности перемещения, стресса, группы на полярных станци­ях, подводных лодках, космических кораблях и т.д. Разрабатываются методы соц.-псих. тренинга, развивается групповая психотерапия. В исследованиях используются компьютеры и математическое моделирование. Внимание – индивиду в группе – соц.психология личности.

4) с нач. 90-х гг. с одной стороны, зарубежная социальная психология показа­ла, что ее собственных научных ресурсов вполне достаточно, что­бы придать исследованиям малых групп новый позитивный им­пульс и вести их как именно социально-психологические. Отмеченный рост имеет свою специфику: он обусловлен не столько изучением феноменов собственно внутри­ группового взаимодействия, сколько интересом к Я-концепции, исследуемой в групповом контексте в связи с процессами социаль­ной идентичности и социальной категоризации. С другой стороны, активная разработка проблематики малых групп продолжи­лась за пределами социальной психологии, например в сфере биз­неса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...