История отечественных исследований малой группы
Ранние этапы. Решающую роль в становлении изучения группового поведения людей в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность Бехтерева («Коллективная рефлексология»): в 1910 г. первым в русской психологической науке сформулировал предмет и задачи социальной (или общественной, по Бехтереву) психологии. Исследовал следуящее: - функции коллективных целей как интеграторе коллектива, условии его единения и сплочения; - факторы согласования индивидуальных и выработки коллективных действий (по Бехтереву, это взаимоподражание, взаимовнушение и индукция); - возникновение специфически коллективного образования «соборного ума»; - типология коллективов; - повышение мотивации коллективной трудовой деятельности путем введения в нее соревновательного момента. - проблема соотношения индивидуального и группового решения задач. За рубежом в это же самое время разработкой аналогичной проблемы занимались Олпорт и Мёде. Хотя они использовали один метод – лабораторный эксперимент, в его реализации имелось весьма существенное различие. Западные исследователи работали с искусственными лабораторными группами, Бехтерев включал в экспериментальную ситуацию естественные человеческие объединения. Период 20-х - начала 30-х годов - сильное влияние рефлексологических концепций Бехтерева. Работы: - Беляева (- обратил внимание на необходимость изучения коллектива в тесной связи с социально-экономическими условиями жизни общества, - подчеркивал значимость в анализе коллектива таких его признаков, как временное и пространственное расположение индивидов, объединение их в «систему взаимодействия»; - проводил исследования управления коллективом),
- Залужного (большое внимание уделял проблеме вожачества – т.е. лидерства; - предложил типологию вожаков, - проанализировал функции вожачества (организация и сплочение коллектива), важнейшие качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития), - показал зависимость характера вожачества от уровня развития группы); - Эльконина (также изучал проблему вожачества, но и занимался разработкой теоретических положений о природе коллектива, в которых впервые четко сформулирована идея опосредованности возникающих в коллективе межличностных отношений фактором совместной деятельности; изучал такие феномены, как целевое единство, организованность, взаимопомощь, взаимозависимость и взаимоответственность). - Макаренко, его труды знаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. Прежде всего, в его работах отчетливо реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: а) принцип деятельности (именно специально заданная общественно полезная, а затем и личностно значимая, совместная деятельность являлась фундаментом строительства коллектива, коллектив - субъект деятельности, управления, воспитания); б) принцип системности (коллектив - «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...»); в) принцип развития (им была очерчена динамика становления коллектива, выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива). Богато представлена в работах Макаренко феноменология социальной группы: организация, структура и управление, включая руководство и лидерство; нормативная регуляция поведения; сплоченность и психологический климат; мотивация коллективной деятельности (через посредство системы поощрений и наказаний); эмоциональные и деловые отношения; личностьво всем богатстве и многообразии ее проявлений в коллективе, в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самого коллектива.
После работ Макаренко в исследовании коллектива, социально-психологических аспектов проблемы, на длительное время воцарилась полоса застоя (Постановление о запрете педологии). Послевоенные десятилетия. С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных. 60-е годы характеризовались сочетанием организационной работы с первыми эмпирическими шагами. Шло активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп. Складывались социально-психологические центры, ориентированные на разработку проблематики малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д. Развертывание теоретических исследований в области социальной психологии создавало предпосылки для формулирования научных подходов к изучению малых групп и коллективов. В 70-е годы оформилось несколько крупных исследовательских подходов (стратометрическая концепция Петровского и параметрическая концепция Уманского). Параллельно с развитием теоретических представлений о группе набиpaли силу и разворачивались работы, во многом направленные на решение задач сугубо прикладного характера. В 80-е годы продолжались дальнейшие разработки методологических вопросов групповой психологии, укрепление и расширение ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых монографических публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству [Кричевский и Рыжак, Шакуров, Ярошевский], групповой интеграции [Донцов] и эффективности [Немов], социально-психологическому тренингу [Емельянов, Петровская], внутригрупповым [Белкин, Гозман] и межгрупповым [Агеев] отношениям.
Основные теоретические подходы к исследованию групп и методологические принципы исследования групп. ЗАРУБЕЖОМ. 1. Теория поля. Это направление берет начало в работах Левина. Основной его тезис: человек находится в «феноменальном» поле, в котором на него действуют опред. силы. Не утратили актуальности некоторые теоретические представления Левина о группе как динамическом целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних. Для исследования группы необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целостные феномены групповой жизни. Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было, однако он лег в основу ряда мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, соперничеству - сотрудничеству, образованию группы, внутригрупповому давлению, групповым притязаниям.
Предложена формула поведения: В= f (P,E), где В – поведение, Р – личность, Е – окр. среда. Принятие идеи «поля» в обоих его значениях позволяло перейти, пользуясь одними и теми же принципами, от когнитивных структур к структурам межличностных отношений. 2. Интеракцuoнисmская концепция. Согласно этому подходу, группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены изучению структурных аспектов группы (Бейлз, Хоманс). 3. Теория систем (близка к интеракционизму, т.к. развивается представление о группе как системе). Попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, как открытую систему. 4. Социомеmрическое направление. Измеряет структуру эмоциональных отношений в группе. По мнению зарубежных специалистов, его влияние на развитие теории малых групп минимально.
5. Психоаналитическая ориентацuя базируется на идеях Фрейда, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. Фрейд включил идеи психоанализа в групповой контекст («Психология масс и анализ человеческого «Я»). 6. Общепсихологический подход. Многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения (научение, явления когнитивной сферы, мотивация). 7. Эмпирико-статистическое направление. Основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно (пример: Кэттелл, теория группового поведения). 8. Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях широко известной в психологии концепции оперантного обусловливания Скиннера. Поведение индивидов в группе - функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления). Хоманс, Тибо, Келли (больше исследовались диадные отношения). 9. Социально-когнитивное направление. Фактически оно представляет собой дальнейшее развитие общепсихологического подхода, но в силу влияния, оказываемого на разработку групповой проблематики, может рассматриваться как самостоятельное направление. Это наиболее молодой подход; возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, а позднее - социально-когнитивных процессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Синтез теорий социальной идентичности и социальной категоризации; с позиций этих теорий анализируются различные аспекты группового функционирования (лидерство, сплоченность, конформность). Абрамс, Хогг и др. Отечественная психология 1. Деятельностный подход основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии – принципе деятельности. Использование принципа деятельности в исследовании социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий группового поведения: например, стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского. Кроме того, идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социальноперцептивных процессов в группе (Андреева). 2. Социометрическое направление. Немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к социометрическому направлению. Основанием для этого является использование специалистами в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. Большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский.
3. Парамеmpическая концепция Уманского. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы. 4. Органuзационно-управленческий подход - в его основу положены представления о социальной организации и управленческой деятельности. Такие исследования групп носят выраженный прикладной характер, ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства (Шорохова, Кузьмин). 5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70-80-е годы (Петровская, Емельянов, Либих) в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осушествление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе. Сегодня это направление очень популярно в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|