Основные социально-психологические идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
Основные идеи Мида: - Человек всегда социален, он изначально член какой-либо группы, общества; - Основа формирования личности - общение (символическая коммуникация); - Человек с рождения живет не только в природном окружении, но и в символическом окружении. Под символами он понимает слова, жесты, движения, мимику. - Для успешного осуществления общения человек должен уметь поставить себя на место партнера, взглянуть на себя его глазами, должен обладать способностью «принять роль другого». Только при этом условии, по мнению Мида, индивид превращается в личность, в соц. существо, которое способно отнестись к себе как к объекту, т.е. сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком. - Когда человек общается, он не просто реагирует на поведение другого человека, а он конструирует своё поведение, ориентируясь на свое понимание ситуации, а также на реакцию обобщенного (генерализованного) другого. Это понятие получило своё развитие в таких понятиях как «значимый другой» и «референтная группа». - Представление Мида о личности: Структура личности: 1. I - это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности – залог активности личности – личное индивидуальное Я. 2. Me – как меня видят другие (внутренний соц. контроль на основе учета ожиданий и требований другого – обобщенного) – нормативное, рефлексивное, социальное Я. Это рефлексивное Я как бы контролирует и направляет импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления соц. взаимодействия. 3. Self («самость») = I +Me= вся личность целиком – личностное Я.
Название интеракционизма - от понятия «интеракция», которое здесь обозначает «соц. взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. Наиболее значимым критерием для выделения данной ориентации является ее общий теоретический источник: соц.-псих. концепции Мида + отдельные ролевые концепции Линтона, Мертона и др. В отличие от других теоретических подходов в соц. Ψ, в основе которых лежат традиционные психологические школы и направления, интеракционистская ориентация пришла в соц. психологию из социологии. Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ориентации взяты в основном из соц.-псих. концепций Мида. Отправной пункт анализа: не отдельный индивид, а соц. процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. Можно выделить следующие направления: 1. Символический интеракционизм. 2. Ролевые теории. 3. Теории референтной группы. 1. Символический интеракционизм. Идеи Мида. Известные представители - Блумер, Дензин, Кун, Роуз, Стросс, Шибутани и др. При этом представители символического интеракционизма не столько развивают концепции Мида, сколько их интерпретируют и популяризируют. Устная традиция Мида. Наиболее значимый труд Мида - «Сознание, личность и общество». (была опубликована через три года после его смерти в 1931г.). В ней изложены его основные соц.-псих. концепции. При жизни Мид не опубликовал ни одной соц.-псих. Для него была хар-на так называемая устная традиция, т.е. он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по соц. психологии. Книга Мида была составлена и отредактирована его учеником Моррисом. У Мида был очень сложный стиль, отсутствовали четкие формулировки, по ходу лекций Мид сам многократно перестраивал свою теорию, и поэтому в ней не так просто разобраться. Некоторые места в книге часто повторяются, понятия каждый раз интерпретируются по-новому, что значительно затрудняет систематический анализ социально-психологических идей Мида. Именно этим отчасти можно объяснить большое число работ в области символического интеракционизма, посвященных просто изложению и интерпретации концепций Мида. В 60-е годы идеи Мида в рамках символического интеракционизма стали одной из модных теорий.
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов. По мнению Блумера (наиболее ортодоксальный из последователей Мида) символический интеракционизм базируется на 3 осн. предпосылках: 1. Люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи («вещи» - физические предметы; другие люди; социальные категории, например друзья и враги; социальные институты; идеалы; поступки других людей; и ситуации, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни). 2. Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с соц. окружением. 3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения, Мид называет «значимыми жестами» или «символами». Следовательно, значение символа (жеста) следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению. В связи с этим символическая коммуникация объявляется конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира. Акцентирование Мидом и его последователями соц. характера человеческой личности, безусловно, является прогрессивным моментом, однако при этом надо иметь в виду, что понятия «соц. взаимодействие» и «соц. процесс» толкуются ими весьма ограниченно: все соц. отношения, по сути дела, сводятся лишь к соц.-псих., межличностным отношениям. Любые соц. отношения рассматриваются только с точки зрения коммуникации, вне их исторической, социально-экономической обусловленности, вне предметной деятельности.
Поведение индивида определяется, согласно концепциям интеракционистов, в основном 3 переменными: структурой личности, ролью и референтной группой.
Символический интеракционизм. В нем обычно выделяют две школы: 1)Чикагская школа (Блумер). Данная школа наиболее ортодоксально продолжает мидовские традиции. Их не беспокоит неопределенность большинства используемых в ее концепциях понятий, а также невозможность проверить эмпирическим путем правильность мидовских выводов. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и рефлексивным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Наличие импульсивного Я предполагает индивида, активно противостоящего миру. Невозможно однозначно выделить факторы, детерминирующие поведение личности, поэтому поведение личности можно как-то объяснить, но невозможно предсказать. В принципе Г. Блумер выступает против операциональных определений, против применения в соц. Ψ таких методов исследования, как тесты, шкалирование, эксперимент и т.п. Это обосновывается тем, что соц.-псих. хар-ки личности невозможно и незачем выражать в математических величинах, т.к. личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людьми находится в процессе постоянного изменения. Поэтому для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь применяемые в гуманитарных науках описательные методы, которые выявляют лишь наиболее общие характеристики и тенденции (изучение документов, различного вида наблюдения, интервью).
2)Айовская школа (М. Кун). Данная школа пытается отдельные мидовские концепции несколько модифицировать в духе неопозитивизма. Кун ставит своей задачей доказать отдельные теоретические положения Мида эмпирическим путем. Ради этого он вводит операциональные определения и идет даже на определенную модернизацию и изменение некоторых мидовских теоретических концепций. М. Кун, хотя и утверждает, что «индивид не является пассивным существом, автоматически реагирующим на объект в соответствии с тем значением, которое ему придает группа», но в своих концепциях и исследованиях он, по существу, игнорирует воздействие импульсивного Я на поведение личности. Таким образом, личность превращается лишь в рефлексивное Я и поэтому поведение личности (в принципе) можно предсказать на основе интернализованных ожиданий. Согласно Куну, если мы знаем референтную группу индивида, мы можем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, мы можем предсказать ее поведение. Кун вводит следующее операциональное определение личности: «Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом». Это определение было использовано Куном при разработке в 1950 г. так называемого теста «кто я». Полученные ответы обрабатываются при помощи контент-анализа и шкалы Гутмана. Полученные ответы были подразделены авторами на две категории: а) консесуальные ответы, характеризующие соц. статус и роль испытуемого, его принадлежность к определенной группе; б) субконсесуальные ответы, относящиеся к индивидуальным характеристикам. Абсолютное большинство ответов относилось к первой категории и как правило, ответы этой категории шли первыми, ответы же второй категории нередко просто отсутствовали. На основе проведения этих тестов авторами были сделаны выводы о том, что ролевые позиции являются наиболее значимыми для личности, так как они оказались ведущими в иерархии самооценок. Следовательно, личность можно изучать количественными, строгими методами. Итак, основное различие между этими школами проходит по методологическим вопросам, прежде всего по проблеме определения понятий и отношения к различным метода социально-психологического исследования. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Главное внимание в своей теории направил на исследование повседневного поведения обычных людей в обычных условиях и их «конструирования» собственного «соц. мира». Под «этносом» в названии теории имеется в виду любая общность людей, под «методами» понимаются способы взаимодействия людей по неписаным правилам поведения, которые регулируют их повседневную жизнь, а «логос» это знание, теория. Замысел этнометодологии: обнаружить методы (средства), которыми пользуется современный человек в обществе для реализации всего многообразия повседневных действий. Этнометодологов прежде всего интересует: 1) как организуется и совершается практичное повседневное взаимодействие людей; 2) как эти действия с помощью общения понимаются и интерпретируются, какой им придается смысл. При этом их не интересует, почему люди совершают некоторые действия. Их интересует, как они это делают.
Ближе всего этнометодология символическому интеракционизму, особенно Чикагской школе Блумера. Недаром многие авторы называют символический интеракционизм в качестве теоретического источника этнометодологии. В обоих направлениях человек рассматривается как активное творческое существо, которое творит свой «соц. мир». Основное различие между символическим интеракционизмом и этнометодологией заключается в том, что для первого характерны общие абстрактные рассуждения о символической коммуникации и взаимодействии, а в этнометодологии в центре внимания - анализ отдельных конкретных случаев коммуникативного взаимодействия конкретных индивидов в их обыденной повседневной жизни. 2. Ролевые теории. Социально-психологический анализ соц. роли имеет большое значение для понимания соц. поведения личности. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих исследователей, причем не только интеракционистов, но и представителей других ориентаций например необихевиористской (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюком) и др. К концу 60-х годов в американской соц. Ψ насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких соц. психологов и социологов как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль». Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов соц. поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера «принятия роли другого» у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим и ограничиваются его рассуждения о соц. роли личности. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. он предложил так называемую статусно - ролевую концепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины, как «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона, - это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи с тем что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус. Линтоновское понимание роли мы находим и у И. Гоффмана, который определяет соц. роль как «осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом». Ряд авторов критикует определение Линтона за расплывчатость и неточность, но сами они при этом не предлагают определений. Вообще понятие «соц. роль» является весьма сложным, т.к. роль представляет собой функцию разнопорядковых явлений объективного и субъективного характера. М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в соц. Ψ нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты соц. поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Выделяю три аспекта: в первом случае, речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение, во втором - о его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении, и в третьем - о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми. Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли. В такой трактовке со всей очевидностью проявляются характерные для интеракционистской ориентации субъективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли как вида общественно полезной деятельности и ее отрыв от объективных соц. отношений. Хотя социально-психологический анализ соц. роли и предполагает рассмотрение прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектов ролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именно последние являются в конечном итоге определяющими для формирования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли. В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различным критериям. В этих классификациях мы не обнаружим четкого деления между соц. ролью, которая детерминируется местом носителя данной роли в системе общественных отношений, и межличностной ролью, которая определяется положением индивида в системе межличностных отношений. Так, Шибутани подразделяет роли на «конвенциональные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений. Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида. Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными. Нетрудно заметить, что во всех приведенных классификациях ролей берутся отдельные случайные критерии и нет попыток свести их в какую-либо единую систему. Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т.е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов: 1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта известна работа У.Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными соц. группами. Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому соц. психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда, сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он выдвинул особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Гоффман совершенно не обеспокоен проблемой выбора адекватных методов исследования и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употребляемых понятий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед. За недостатки общеметодологического плана и слишком прямолинейную аналогию с театром его и критикуют. Подводя итог анализу ролевых теорий в рамках интеракционистской ориентации, необходимо подчеркнуть, что эти теории заслуживают внимания, во-первых, потому, что в них предпринимается попытка дать социально-психологический анализ такого важного для понимания соц. поведения людей феномена, как соц. роль. Интересен большой эмпирический материал, собранный на основе лабораторных и полевых исследований ролевого поведения, а также попытки классификации ролей и ролевых конфликтов, выявления социально-психологических факторов и механизмов ролевого поведения. Однако значимость данных моментов в ролевых теориях значительно снижается из-за их методологических недостатков, характерных для всей интеракционистской ориентации, прежде всего из-за сведения всех соц. явлений к социально-психологическим и игнорирования содержательной деятельности личности в ролевом поведении и объективных социально-исторических условий, детерминирующих в конечном итоге те требования, которые предъявляются к ролевому поведению людей. 3. Теории референтной группы. Они тесно связаны с двумя предыдущими направлениями, существующими в рамках интеракционистской ориентации. Референтная – группа психологически значимая для человека. Ее функции: - оценки себя с группой, - нормативная ф, - побудительная ф.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|