Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 (8 часов). Структура и организация работы женской консультации. Лабораторные методы диагностики в акушерстве. Пренатальная диагностика.




Цель занятия: Знакомство с организацией и работой женской консультации, оснащением структурных подразделений. Изучить методику обследования и ведения беременной в условиях женской консультации. Научить студентов лабораторным методам диагностики беременности, распознаванию различных фаз менструального цикла, гормональной функции яичников, степени чистоты влагалища.

Содержание занятия: Структура и организация работы женской консультации. Организация специализированного приема. Задачи женской консультации. Диспансеризация беременных. Приказ №572. Группы повышенного риска. Основные формы отчетной документации. Физиологический менструальный цикл. Изучение нормального менструального цикла; морфологические изменения в яичниках и матке, гормоны гипофиза и яичника, процесс оплодотворения. Методы функционального исследования половой системы женщины. Иммунологические и биологические методы диагностики беременности. Значение хорионического гонадотропина.

Исходные знания: физиология менструального цикла, анатомическое строение яичников, матки, процесс оплодотворения.

Практические навыки: студенты должны правильно определить фазу менструального цикла по гистологической картине слизистой матки, уметь пользоваться методами гистологического исследования влагалищных мазков, уметь оценить тесты функциональной диагностики. Знать современные тесты определения беременности. Определить показания для плановой и экстренной госпитализации во время беременности.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Знакомство с работой женской консультации. Уточняются основные задачи женской консультации: оказание профилактической и лечебной помощи женщинам во время беременности и в послеродовом периоде; оказывать лечебную и профилактическую помощь гинекологическим больным; осуществлять диспансеризацию женщин; оказывать женщинам социально-правовую помощь.

Обход женской консультации, знакомство со структурой (регистратура, кабинеты для приема беременных и гинекологических больных, специальные кабинеты). Следует обратить внимание на участковость диспансерного наблюдения в системе обслуживания женского населения.

Прием со студентами беременных с разными сроками беременности. Студенты собирают анамнез, проводят объективное исследование. Преподаватель обращает внимание на частоту посещения женской консультации в первой и второй половине беременности.

Изучается физиопсихопрофилактическая подготовка при беременности, современные методики подготовки беременных к родам.

Перерыв: 20 мин.

Разбирается нормальный менструальный цикл: изменение в яичниках, матке, шейке матки, слизистой влагалища. Разбор тестов функциональной диагностики.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Карта беременной. Обменная карта. Картотека беременных. Журнал учета профилактических осмотров. Оборудование гинекологического кабинета. Выставка противозачаточных средств. Видеофильмы по подготовке беременных к родам.

ТАБЛИЦЫ:

1. Степени чистоты влагалища.

2. Фазы менструального цикла.

3. Схема регуляции менструального цикла.

ВОПРОСЫ:

1. Назовите областные руководящие органы родовспоможения.

2. Перечислите структуру женской консультации.

3. Какие основные задачи женской консультации?

4. Назовите основные показатели работы женской консультации?

5. Почему необходимо брать беременных на учет до 12 нед?

6. Перечислите основные документы женской консультации?

7. Что такое диспансерное наблюдение?

8. Задачи диспансерного наблюдения беременных?

9. Что такое индивидуальная карта беременной и родильницы?

10. Среднее количество посещений женской консультации, которые должна сделать беременная за время беременности.

11. Сроки выдачи декретного отпуска при беременности.

12. Название фазы яичникового цикла, которая начинается с первого дня менструального цикла и заканчивается на 11 - 12 день.

13. Название фазы маточного менструального цикла, которая продолжается с 7 - 8 до 14 - 15 дня цикла.

14. Какой фазе в матке соответствует фаза овуляции в яичнике?

15. Каким органом и в какой фазе менструального цикла выделяются эстрогенные гормоны? Их названия.

16. Механизм регуляции менструального цикла.

17. Каким органом и в какой фазе менструального цикла выделяется прогестерон?

18. Схема менструальной функции женщины.

19. Какие гормоны вырабатываются в яичнике женщины.

20. Пренатальная диагностика. Сроки проведения.

21. Что такое пренатальный скрининг. Сроки проведения.

22. Какие гормоны следует определять при I скрининге.

23. РАРР-А – его значение, β-ХГЧ – его значение.

24. УЗИ-критерии, используемые при пренатальной диагностике.

25. Что такое биопсия хориона.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 11-12, 97-139.

Дополнительная:

Приказ №572н. Приложение 5


Тема 5 (4 часа). Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.

Цель занятия: Изучить биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.

Содержание занятия: Понятие о биомеханизме родов, условия для совершения биомеханизма, основные моменты биомеханизма родов, расположение стреловидного шва и родничков в течение родов. Занятия с куклой, тазом и фантомом. Студенты упражняются в определении характера расположения головки в родовых путях.

Исходные знания: знание строения и размеров женского таза, плоскостей таза, размеров головки плода.

Практические навыки: Студенты должны уметь распознать при наружном и внутреннем исследовании предлежащую часть, место нахождения и расположение головки в родовом канале, установить отклонения от нормального биомеханизма родов в затылочном предлежании.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Опрос студентов с применением программированного контроля.

В начале занятия в учебной комнате путем опроса студентов повторяются размеры и плоскости малого таза, строение и размеры головки плода, понятие о сегментах головки. Затем, пользуясь тазом и куклой, изучается передний вид затылочного предлежания (определение понятия, ведущая точка, большой сегмент головки при этом варианте предлежания).

Затем студенты опрашиваются каждому моменту биомеханизма родов при переднем виде затылочного предлежания (первая или вторая позиция), коррегируя или дополняя их ответы, особенно в отношении ведущей точки, размера головки, которыми происходят роды при нормальном соотношении головки и таза; а так же плоскостей, в которых эти моменты совершаются.

Следует выяснить почему, происходит тот или иной момент биомеханизма родов, как согласуется данный момент с клиникой родов. Студент должен с помощью наружного и внутреннего исследования уметь диагностировать моменты биомеханизма родов.

Затем каждый студент повторяет весь биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания.

Перерыв: 20 мин.

Во второй половине занятия изучается биомеханизм родов в заднем виде затылочного предлежания. Подчеркивают особенности биомеханизма, диагностики и клинического течения родов при данном виде предлежания.

На фантоме с куклой (2-3 экземпляра) каждому студенту дается задание для диагностики расположения головки в тазу (предлежание, позиция, вид), установление отношения большого сегмента к плоскостям таза и диагностики моментов биомеханизма рождения плода.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Женский таз, фантом, кукла, тазомер.

ТАБЛИЦЫ:

Биомеханизм родов при затылочном предлежании, переднем виде, первой позиции.

Первый момент биомеханизма родов.

Второй момент - внутренний поворот головки.

Третий момент - разгибание головки.

Четвертый момент - внутренний поворот плечиков, наружный поворот головки.

Передний и задний асинклитизм.

Сегменты головки.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое биомеханизм родов?

2. Из скольких моментов складывается биомеханизм родов в переднем виде затылочного предлежания?

3. Что является ведущей точкой при родах в переднем виде затылочного предлежания?

4. На какой части головки плода находится родовая опухоль при затылочном предлежании?

5. Что такое точка фиксации?

6. Что является точкой фиксации при переднем виде затылочного предлежания?

7. В каких плоскостях таза совершаются моменты биомеханизма родов?

8. Каким размером проходит головка по родовому каналу в переднем виде затылочного предлежания?

9. В каком размере входа в малый таз располагается стреловидный шов при первой позиции переднем виде затылочного предлежания?

10. Какая часть головки первой показывается из половой щели при затылочном предлежании?

11. Каков механизм рождения плечиков и какое плечико рождается первым?

12. Из скольких моментов складывается биомеханизм родов при заднем виде затылочного предлежания?

13. Назовите точки фиксации при заднем виде затылочного предлежания.

14. Что такое конфигурация головки плода и от чего она зависит?

15. Какую форму имеет головка плода при родах в затылочном предлежании?

 

ЗАДАЧИ:

1. Головка плода малым сегментом во входе в малый таз, стреловидный шов в правом косом размере, малый родничок спереди слева, большой - сзади справа выше малого.

Положение, позиция, вид и предлежание плода?

 

2. Головка плода малым сегментом во входе в малый таз, стреловидный шов в левом косом размере таза, большой родничок спереди справа, малый родничок сзади слева ниже большого.

Положение, позиция, вид и предлежание плода?

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Акушерство: Учебник / Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 171-180.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...