Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка эффективности работы группы




Это важный аспект работы терапевта, позволяющий яснее увидеть, что дала психотерапевтическая группа участникам, какой смысл имела его работа в группе как терапевта. Однако ситуация оценки психотерапевтического эффекта в группе является парадоксальной. Хотя общепризнано, что оценка эффективности психотерапевтической группы является важной, однако конкретных исследований в этой области мало. Большинство практиков групповой психотерапии избегает заниматься исследованиями, опасаясь разрушения "сети" межличностных отношений группы.

Для оценки эффективности работы группы чаще всего используются методики индивидуального исследования личности, оценивающие индивидуальные изменения (Q-сортировка, метод решеток Келли, различные опросники личности и анкеты). Однако их результаты вызывают сомнения, так как большинство методик исследования личности (возможно, за исключением нескольких проективных тестов) нивелируют личность, "сводят" ее в ограниченное количество измерений, обедняют ее реальное богатство. Поэтому используемые в психологии традиционные эмпирические процедуры не очень подходят для исследования уникальных установок, чувств, изменений поведения людей, возникающих в психотерапевтической группе.

Значительно точнее изменение личности и ее поведения отражают субъективные оценки самих участников. Феноменологическое исследование больше всего соответствует психологической реальности человека, позволяет значительно глубже, чем обычное тестирование, познать процесс работы группы и оценить его эффективность.

Ценным способом оценки эффективности группы может быть анализ дневников ее участников, написанных во время работы группы. После окончания работы группы можно попросить участников до контрольной встречи на 2-3 страницах обобщить свои дневниковые записи, отмечая основные произошедшие изменения, указать, с чем они их связывают. Сам процесс такого обобщения является психотерапевтическим, так как помогает участнику консолидировать групповой опыт.

Во время последней и контрольной встреч можно предложить участникам специально подготовленные короткие анкеты для оценки эффективности группы.

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГРУППОВОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА

Вопросы

После установления контакта обычно встает задача выявления проблем клиента. Способы, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента, относятся к навыкам слушания.

Диалог терапевта с клиентом имеет существенные отличия от беседы с приятелями и близкими людьми. Вопросы, которые терапевт задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

· поддержки контакта с клиентом;

· получения информации;

· проверки либо уточнение гипотез;

· передачи информации.

Таким образом, навык задавания вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков психолога. Вопросы являются основным элементом беседы и главным средством получения информации от клиента. Умение психолога задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.

Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Постановка вопросов. Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ из одного-двух слов, подтверждение или отрицание («да», «нет»).

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы используются в следующих случаях:

· начало консультативной встречи;

· побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное;

· побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять;

· сосредоточение внимания клиента на чувствах.

Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

- вопросы «Кто, что?» чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность конкретных ответов;

- вопросы «Как?» в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир;

- вопросы «Почему?» нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в терапии. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения.

Обратная связь

Осуществляется в виде описания поведения, выражения чувств, высказывания фантазий, оценочных суждений по поводу поведения участников группы. В зависимости от ситуации ведущий может использовать ту или иную форму обратной связи.

Существуют различные классификации форм обратной связи:

· по валентности – положительные и отрицательные реакции;

· по содержанию – характеризующие поведение другого человека и характеризующие свои чувства по отношению к другому или к ситуации;

· по источнику – публичные или анонимные;

· по времени – реакции "здесь и теперь" или "там и тогда".

Кроме того выделяют следующие формы обратной связи:

· Выражение положительных чувств, симпатии.

· Советы. Это не самая лучшая форма реагирования, хотя иногда она может иметь смысл как способ показать другому человеку, что он важен и о нем заботятся. Совет может быть бесполезным, но важно внимание.

· Интерпретация. Терапевт должен следить, насколько даваемые участниками интерпретации соответствуют реальности.

· Конфронтация (выражение отрицательных чувств).

· Раскрытие. Это самая продуктивная форма реагирования, хотя и самая рискованная, таящая в себе много "подводных камней".

Обратная связь должна быть:

· Всегда, т.е. дается постоянно и всем участникам группы.

· Конкретной, т.е. следует избегать глобальных и обобщающих реакций, так как они непродуктивны; реакция должна быть направлена на конкретный поступок, а не на поведение вообще.

· Прямой, т.е. она дается человеку при обращении к нему на "ты", а не намеками, как к постороннему или говоря "о некоторых людях в группе".

· Разной, т.е. должно быть высказано то, что нравится, и то, что не нравится в поведении другого человека.

· Соответствующей как своим потребностям, так и потребностям того, на кого направлена реакция.

· Практичной, т.е. она должна быть направлена на то, что человек может измениться; реакция неудачна, если она направлена на вещи, не контролируемые человеком (например, "твой голос какой-то женский").

· Своевременной; реакция является наиболее ценной, когда следует сразу за поступком, вызвавшим ее.

· Ясной и понятной человеку, на которого она направлена; она имеет смысл и является ценной, когда понимается другим человеком.

· Точной; не следует забывать, что большинство людей одни и те же вещи видят и оценивают по-разному; мы чаще всего видим то, что хотим видеть, поэтому лучше всего реагировать так: "То, что ты сейчас сказал, затронуло меня", вместо: "Ты всегда провоцируешь".

Оценочные суждения

Хотя в гуманистической психологии к оценочным суждениям существует негативное отношение, тем не менее, они зачастую эффективны для пробуждения сознания. Примерами оценочных суждений являются следующие высказывания: «Ты занимаешь закрытую позицию в группе», «Ты выглядишь скованно». Эта техника уместна, когда ожидание поведения не приводит к росту осознания, при оппозиционном поведении участника.

Выражение чувств

Выражение чувств позволяет участнику группы осознать, какие эмоциональные реакции вызывает его поведение. Например: «Меня бесит, что ты позволяешь пользоваться тобой», «Я вижу, что тебе сейчас плохо и сочувствую тебе».

Фантазии

Высказывание фантазий, ассоциативных образов позволяет участникам через метафору лучше осознать, что происходит в группе. Например, «У меня такое впечатление, что я попал на врачебный консилиум», «Ты ведешь себя так, как будто просишь милостыню».

Комментарии

Это описание ведущим того, что происходит в группе с использованием интерпретаций, теоретических обоснований и обратной связи. Например: «Обычно так и бывает. Когда агрессия выражена, в группе возникают более близкие отношения».

Интерпретация

В психотерапии очень важно выявить больше, нежели содержится в поверхностном повествовании участника группы. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за его словами. Для этого используется интерпретация. Интерпретационные утверждения терапевта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний участника трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой групповым терапевтом. Такое преобразование помогает участнику группы увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что участник группы уже знает. Действенность интерпретации также определяется своевременностью, готовностью участника ее принять. Эффективность интерпретации зависит и от личности участника группы. Интерпретируя, ведущий группы делится своими предположениями о смысле поведения участников, о возможных причинно-следственных связях. Например, «Я думаю, что ты боишься выражать агрессию». Интерпретация может принимать форму вопроса: «Кто тебе говорил, что нельзя выражать агрессию?».

Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять: когда в процессе терапии слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется терапии. Не надо забывать, что терапевт, как и любой человек, может ошибаться, т.е. его интерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности. Поэтому интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Участнику группы легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Лучше всего интерпретативные положения начинать словами «полагаю», «вероятно», «почему бы не попробовать посмотреть так» и т.п. Гипотетический характер интерпретаций отнюдь не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.

Конфронтация

Конфронтацией добиваются показа участнику группы способов психологической защиты, которые используются в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но часто ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения участника группы, отражающийся в терапевтическом контакте. Групповой терапевт обращает внимание на приемы, с помощью которых участник старается избежать обсуждения важных в терапии тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Этот навык очень важен в общении участников группы. Неправильная конфронтация разрушает психотерапевтический процесс в группе. Конструктивная конфронтация побуждает другого человека глубже и честнее смотреть на себя, а не только проявлять негативные чувства, агрессию, осыпать оскорблениями. Конфронтация – это забота о другом человеке: если мы заботимся о ком-либо, то хотим, чтобы он стал таким, каким может стать, поэтому, общаясь, мы обращаем его внимание на противоречия, неиспользованные возможности, непродуктивное поведение.

Рекомендации для конструктивной, психотерапевтически эффективной конфронтации в группе.

1. Конфронтация – это забота об участнике, на которого она направлена; конфронтация должна не отдалять друг от друга, а помогать завязывать более тесные и искренние отношения между участниками.

2. Конфронтирующие участники должны точно знать, в чем их мнения расходятся.

3. Конфронтация – это не сообщение другому участнику, кем он является. Человек, с которым конфронтируют, будет меньше защищаться, если ему станут говорить, как его поведение действует на других, а не просто оцениваться.

4. Конфронтация более эффективна, если вместо обобщений личности речь идет о конкретном поведении участника.

5. Конфронтация должна быть по поводу самого поведения, а не его мотивов.

6. При конфронтации следует четко различать, что является действительными фактами, что – чувствами по поводу них и что только гипотезы. Интерпретации не должны представляться как факты.

7. Необходимо предвидеть возможность того, что другой человек может быть не готов к конфронтации. Тогда она становится бессмысленной, так как заставляет его только защищаться.

8. При конфронтации неуместно навязывать другому свои решения; надо дать человеку время для обдумывания и принятия собственного решения.

9. Не следует делать другого участника ответственным за свои чувства; лучше просто выражать ему свои чувства.

10. Конфронтирующий должен спросить себя, готов ли он быть таким или выполнить то, что предлагает другому участнику.

11. Косвенная конфронтация должна всегда превращаться в прямую.

Желательное поведение участников группы может быть изложено в виде определенных рекомендаций. Они предъявляются участникам в начале первой встречи группы. Тогда терапевту приходится тратить меньше времени на постоянное напоминание о том, чего он хочет от участников, а они постоянно имеют под рукой конкретные рекомендации, как следует вести себя, чего избегать, чтобы их участие в группе было максимально продуктивным, психотерапевтически осмысленным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...