Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я стадия: ориентация и зависимость.




Время протекания: от момента образования группы.

Содержание фазы: начало работы пациентов в группе; знакомство друг с другом; ориентация на терапевта и зависимость от него.

Задачи группового терапевта:

· коррекция установок и ожиданий относительно групповой психотерапии;

· передача ответственности за процесс и результаты лечения самим участникам группы;

· снижение группового напряжения.

Можно встретить различные названия этой фазы: «фаза ориентации и зависимости», «фаза пассивной зависимости», «регрессивная фаза», «фаза неуверенности», «фаза псевдоинтеграции», «фаза напряжения», «фаза поиска смысла» и др. Попав в группу, участники пытаются сориентироваться в новой ситуации. Группа встревожена, обеспокоена, неуверенна и одновременно зависима.

На этой фазе очень важно прояснить ожидания и установки членов группы относительно групповой психотерапии. Эти установки нередко бывают реалистичными, однако встречаются чересчур оптимистичные и нереальные ожидания, а также пессимистичные, основанные на недоверии, амбивалентности в отношении групповой психотерапии и группы. Кроме того, у членов группы часто отсутствуют адекватные представления о психотерапии вообще и о групповой психотерапии в частности.

Участники группы ожидают, что ими будут руководить, пытаются перенести всю ответственность на группового психотерапевта. Они обращаются к нему за инструкциями, требуют активных действий, информации, объяснения целей и намерений, идеализируют ведущего и переоценивают его. Несоответствие поведения терапевта ожиданиям пациентов вызывает у них беспокойство и тревогу, усиленные наличием внутриличностных и межличностных проблем. Это приводит к высокому уровню напряжения на первой фазе развития группы.

По мнению Б.Д. Карвасарского, на этой фазе иногда наблюдается феномен псевдосплоченности, который представляет собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность членов группы. Псевдосплоченность может проявляться в трех формах:

· «псевдоэмоциональная поддержка», основанная на ощущении уникальности страданий собравшихся в группе людей на фоне остального человечества;

· «научность», связанная с выдвижением и обсуждением группой концепций нарушений человеческой психики, механизмов общения, развития болезней;

· «псевдоконфронтация», вызванная длительной концентрацией внимания группы на отличном от всех остальных участнике.

Характерной особенностью данной фазы является убежденность членов группы в том, что главное средство помощи – это взаимные советы на рациональном уровне. Это происходит из-за недооценки важности друг друга и надежды на всемогущество терапевта.

Первая встреча психотерапевтической группы

Обычно первой встрече свойственна тревога, как участников, так и терапевта группы. Участники, хотя и познакомились с работой группы во время предварительной встречи, не имеют практического опыта продуктивного участия в работе группы, не чувствуют себя в безопасности среди незнакомых людей, боятся раскрываться. Большую тревогу вызывает необычность ситуации. Терапевт тоже беспокоится за успех предстоящей работы, насколько он сможет помочь группе незнакомых людей стать сплоченной, психотерапевтически продуктивной группой.

С самого начала первой встречи терапевт должен заботиться о создании атмосферы взаимного доверия в группе. Этому способствует и его инициатива начать разговор в группе. Для начала терапевт мог бы поделиться возникающими "здесь и теперь" чувствами, на что он надеется и чего ждет от этой группы, мог бы сказать несколько слов о своем опыте работы с группами, а также о себе лично. Можно добавить, что дает ему работа с группами и чего он ожидает от этой конкретной группы. Такое начало первой встречи несколько расслабляет участников, показывает им, что в группе важно говорить о непосредственно переживаемом, быть искренними и открытыми.

В начале первой встречи происходит знакомство участников, во время которого можно "обменяться" своими чувствами. В начале работы группы можно использовать способ высказываний "по кругу", когда участники говорят по очереди друг за другом. Обычно в самом начале работы группы участники договариваются обращаться друг к другу по имени, а несколько позже обсуждается возможность обращения друг к другу на "ты".

Можно использовать различные способы знакомства участников. Можно попросить каждого представляющегося рассказать, каким он хотел бы быть во время последней встречи. Это заставляет думать о личных целях в группе, а также дает возможность участникам поделиться надеждами и ожиданиями. Возможны и другие вопросы терапевта: "Чем будет эта группа для вас?", "Чего больше всего ждете от группы и больше всего боитесь?", "Чем хотели бы здесь заниматься, чтобы получить то, ради чего пришли сюда?" и пр.

После завершения знакомства терапевт должен напомнить участникам основные требования и правила, особо подчеркивая, что в группе очень важно говорить о своих чувствах и пытаться понять свои поступки, что не обязательно раскрываться полностью, высказывать, что каждый чувствует и думает, однако важно как можно больше говорить о себе и от своего имени.

Наиболее частыми темами, возникающими во время первой встречи, являются зависимость/независимость, неуверенность в себе, тревога.

Начальная стадия – это время, чтобы осмотреться и сориентироваться в группе, – участники пытаются разобраться в работе психотерапевтической группы, уточняют свои ожидания и цели, пробуют найти свое место в группе. В начале работы группы они решают две основные проблемы – как достигнуть своих целей в группе и как завязать отношения и общаться с другими участниками.

Еще не установившиеся нормы группы, неумение применить полученные на предварительной встрече знания в реальной жизни группы создают неопределенность и вызывают тревогу. Все это отражается в вопросах и сомнениях участников: "Что мы собираемся здесь делать?", "Когда начнется работа?", "Я не знаю, о чем должен говорить?" и др. Хотя речь идет о работе группы, однако никто точно не знает, что можно называть "работой". Ситуацию еще больше может осложнить пассивность терапевта.

Неопределенность ситуации делает общение на начальной стадии работы группы стереотипным, участники склонны демонстрировать свое социальное "Я". В группе много говорится о вещах, которые по существу мало кого интересуют, однако создают впечатление "действия", "работы".

На начальной стадии работы группы межличностное общение более формально из-за тревоги и разных опасений участников. Перед участниками постоянно встают вопросы: "Могу ли я говорить здесь о своих проблемах? Достаточно ли безопасно здесь? Могу ли довериться этим людям? Кому я нравлюсь, а кому нет? Примут меня или отвергнут?" и т.д. Поскольку нет определенных ответов на эти вопросы, возникают разные опасения – боязнь показаться глупым, быть слишком открытым, узнать что-либо неприятное о себе, быть отвергнутым, стать объектом нападок и пр.

Неопределенность в начале работы группы вызывает негативные чувства участников. Одних раздражает то, что работа группы хаотична, нет ясного направления, что напрасно тратится время, других раздражают много говорящие или молчащие участники, иные скучают, так как абстрактные речи кажутся им неинтересными и бессмысленными. Терапевт в этой ситуации должен побуждать участников открыто выражать все эти чувства, так как в группе может стать нормой выражение только положительных эмоций.

Вышеназванные обстоятельства могут подтолкнуть некоторых участников к уходу из группы. Чаще всего это случается между первой и десятой встречами. Основные аргументы – "эта группа не для меня", "я не подхожу этой группе" или "групповая психотерапия не подходит мне". В таких случаях (а это случается практически в каждой группе) возникшие проблемы следует обсудить в группе или иногда во время индивидуальной встречи терапевта и участника.

Большинство участников сознательно или неосознанно надеются получить от терапевта ответы на свои вопросы. Открыто или косвенно высказывается потребность в помощи терапевта, он воспринимается как источник удовлетворения основных потребностей в группе. На фоне таких чувств часто отвергается помощь других участников группы или же на нее не реагируют. За таким игнорированием других участников скрыта установка: "Как ты или я можем помочь друг другу, если у обоих есть проблемы? Мне интересны и важны только слова терапевта". Многие высказывания участников предназначаются терапевту, через него осуществляется их взаимное общение. Даже слова говорящих между собой участников в действительности предназначены для терапевта, по его реакции судят о своем поведении в группе.

На начальной стадии группы лидируют более агрессивные и беспокойные участники. Хотя активность участников следует приветствовать, однако в начале работы группы необходимо приостанавливать слишком много говорящих беспокойных участников, так как они нередко могут сказать больше, чем хотели бы. Чрезмерно раскрывшийся во время первых встреч группы участник может пропустить очередную встречу или вообще покинуть группу. Терапевту по возможности следует смягчать последствия такого неосторожного поведения – обобщать слишком личные самораскрытия, стимулировать ответные реакции других участников.

Когда на первых встречах появляется доброволец, желающий поговорить о своих трудностях, другие участники начинают активно их обсуждать, решать, щедро раздавать советы. Чаще всего советами и ограничивается помощь. С психотерапевтической точки зрения такое поведение непродуктивно, однако здесь более важны выражаемые посредством советов интерес друг к другу и желание заботиться, помогать.

На начальной стадии работы группы довольно много говорится о людях и ситуациях вне группы. Хотя участникам это может показаться важным, однако этим они скорее стремятся избежать разговора о себе и своих проблемах. Когда участники слишком много говорят о людях, с которыми связаны их жизненные проблемы, следует обратить внимание на ответственность их самих за свои проблемы, помочь связать их с ситуацией "здесь и теперь" (например, "Кто в группе напоминает тех людей?", "К кому в группе чувствуешь что-то подобное?" и др.)

На начальном этапе работы группы естественной реакцией участников на неопределенность ситуации в группе, вызывающей напряжение и тревогу является сопротивление.

Сопротивление следует понимать как часть естественного группового процесса, а не обвинять участников в недостатке мотивации, пассивности, нежелании измениться и пр.

В начале работы группы не следует торопиться как можно быстрее преодолеть "полосу" тревоги и страха участников. Значительно продуктивнее последовательное раскрытие, анализ этих чувств, а не поспешное их устранение. Не следует торопиться и как можно скорее решать проблемы участников. На начальном этапе участники еще не готовы достаточно серьезно и глубоко обсуждать и решать их. Поспешная и поверхностная помощь может лишь навредить. К примеру, уже в начале работы группы некоторые особенно беспокойные участники склонны раскрывать свои наиболее глубокие и болезненные переживания, однако не следует тут же спешить им на помощь. Главное – не позволять другим участникам эксплуатировать эти переживания. Такое поспешное удовлетворение "драмы голода" причинило бы еще большую боль раскрывшемуся участнику и усилило бы сопротивление работе группы.

Наилучший способ преодолеть сопротивление участников в начале работы группы – это выражение терапевтом своих чувств без обвинения участников. Это позволяет более открыто говорить о причинах сопротивления, тревоге и опасениях участников, и помогает ослабить эти чувства.

Один из наиболее часто встречающихся "симптомов" сопротивления работе группы на начальном этапе – пропуски встреч и опоздания. Это серьезная проблема, так как постоянно опаздывающие и особенно нерегулярно посещающие занятия участники дестабилизируют работу группы и тормозят ее развитие. Если постоянно опаздывают или пропускают встречи несколько участников, следует искать причины группового сопротивления, хотя чаще всего они бывают индивидуальными.

Во время первых встреч терапевт должен довольно строго предупредить участников относительно опозданий и пропусков. Такие случаи надо обсуждать в группе, но не рекомендуется с этого начинать работу группы. Участник чувствует свою вину и склонен защищаться, поэтому обсуждение может быть непродуктивным. Это лучше делать в другое время, при обсуждении других проблем группы.

Обобщая, можно сформулировать следующие основные цели терапевта на начальной стадии работы группы:

· поощрять формирование терапевтических норм группы;

· учить участников ориентироваться в групповом процессе;

· создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу;

· определить общие цели группы;

· помогать участникам устанавливать индивидуальные конкретные цели работы в группе;

· поощрять участие всех в дискуссиях;

· уменьшать зависимость участников от терапевта;

· делиться с ними ответственностью за группу;

· структурировать работу группы;

· преодолевать сопротивление участников работе.

2-я стадия: конфликты и протест.

Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Наблюдается соперничество, “борьба за власть”, деление ролей на активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся. На этой стадии возникает враждебность, протест и “бунт” против ведущего группы. Члены группы испытывают разочарование по поводу необоснованных ожиданий и надежд на терапевта. Агрессивные чувства к терапевту возникают тогда, когда он принимает роль авторитарного лидера, либо когда отказывается руководить группой и представляет ее собственной инициативе. Наиболее отрицательную реакцию вызывают те ведущие группы, которые не объясняют смысла, не формулируют целей и задач и этим сводят на нет ожидания группы. Группа может считать психолога врагом, неприятным и злым человеком. Она переносит на него ответственность за свое разочарование.

Конфликты могут возникнуть как между участниками и терапевтом, так и между самими участниками. В группе появляется больше критических высказываний, отрицательных оценок и комментариев. Часты требования участников друг к другу – "должен", "обязан". На этом этапе работы группы бывает самый большой отсев участников – из-за усилившегося напряжения, конфликтов и др.

Однако в процессе выяснения взаимоотношений, конфликтов происходит объединение участников группы в психотерапевтически потенциальный сплав, который и называется группой. Это неизбежная фаза жизни группы перед переходом в зрелую стадию работы. Не преодолев полосы кризиса и конфликтов отрочества, не становятся взрослыми.

Конфликты между участниками группы

Как и в любых группах людей, в психотерапевтической группе конфликты неизбежны. Именно отсутствие конфликтов свидетельствует о нарушении развития группы.

Хотя конфликты в группе могут возникать по разным причинам, наиболее частая их причина – вопросы контроля и конкуренции. Выделяют 4 основных источника конфликтов.

1. Дилемма конформизма и автономии.

2. Сопротивление авторитетам (групповому терапевту).

3. Противоречие между желанием быть независимым и неспособностью быть реально независимым.

4. Сопротивление изменениям (противоречие между желанием измениться и все оставить так, как есть).

Первым проявлением значимых чувств в группе, чаще всего, бывают негативные чувства к другому участнику или терапевту. Они и составляют завязку конфликта в группе. С отрицательными чувствами связана и потенциальная психотерапевтическая сила такого конфликта – выражая их, участник как бы проверяет, сколько в группе свободы и доверия, достаточно ли безопасно возражать, чувствовать и выражать любые чувства, конфликтовать. Иными словами проверяется, насколько можешь быть понятым и принятым, "не будучи приятным".

От того, как конфликт выявляется, воспринимается и решается в группе, зависит конструктивность ее дальнейшего развития. Утаивание, подавление конфликтов, попытка загладить их разрушают психотерапевтический процесс в группе. Невыявленные и необсужденные конфликты отражаются в поведении участников – увеличиваются защитные реакции, снижается взаимное доверие, общение становится формальным.

На этом этапе работы группы особенно важно учить участников открыто говорить о возникающих в группе конфликтах и конструктивно их решать. Целью группы является не разрешение, а решение конфликтов. Участники, которые не могут или не умеют выражать злость, могут использовать группу как испытательный полигон, где можно рискнуть вести себя необычным образом – злиться, конфликтовать, высказывать отрицательные чувства. Ситуации конфронтации тем и ценны, что в них можно учиться противостоять давлению и нападкам, искать и находить аргументы в защиту своей позиции, общаться, несмотря на высказанные отрицательные чувства.

Конфликт, как и любая другая ситуация в работе группы, приобретает психотерапевтическую ценность, если является двухступенчатым процессом, т.е. когда он не только переживается, но происходит и анализ переживаемого. Терапевт должен заботиться и о направлении работы группы от одной ступени к другой, от переживания к пониманию.

Конфликты участников с терапевтом

Конфронтация с терапевтом возможна в течение всей работы группы, но на этом этапе она возникает чаще всего. На него могут нападать как на профессионала и как на человека. Это трудные и неприятные для него ситуации, однако, они дают возможность терапевту показать участникам, что проявление агрессивности, враждебности не обязательно пагубно – агрессия может быть понята и принята.

Непосредственная, открытая конфронтация с терапевтом имеет большое значение для развития психотерапевтической группы. Практически все теоретики психотерапевтических групп согласны с тем, что "борьба с властью" является одним из наиболее важных и существенных аспектов развития группы. Разрешение кризиса власти является для участников началом отделения от терапевта и позволяет отделить себя и от других участников группы. Правильное решение конфликтных ситуаций с терапевтом углубляет чувство автономности участников и способствует развитию взаимоотношений. Уменьшение зависимости от терапевта означает, что участники перенимают часть контрольных функций, а тем самым и часть ответственности за развитие группы. Это особенно важный признак зрелости группы.

Конфронтация и конфликты с терапевтом могут быть вызваны разными причинами. Наиболее часто встречающиеся:

1. Возросшее сопротивление участников к самоанализу и самораскрытию в переходной стадии работы группы.

2. Неисполнившиеся ожидания участников группы относительно личной заинтересованностью терапевта каждым из них.

3. Недостаточное личностное проявление терапевта, когда он остается в рамках профессиональной роли. Участники должны понять и принять то, что психотерапевтическая группа не является местом обсуждения проблем терапевта.

4. Обвинения в том, что работа группы проходит как-то не так или что терапевт делает что-то не так.

Обычно на участника, стремящегося к конфронтации с терапевтом, другие смотрят с симпатией, хотя некоторым бывает трудно и страшно сопротивляться авторитету терапевта. Последние склонны защищать его. Однако идея "бунта" всегда кому-то кажется привлекательной. В любом случае очень важно, чтобы реагирование терапевта было профессиональным, психотерапевтическим. Он должен позволить свободно развиваться конфликту и искать конструктивные способы его решения. Это помогает участникам учиться конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Общение во время конфликта должно быть искренним, открытым и прямым. Конфронтация терапевта с участниками выгодна для него еще в одном аспекте. Конфронтируя с ним, участники раскрываются, и он может увидеть новые стороны их личности. Обратив внимание на тех, кто нападает и кто защищает его, важно обсудить как поведение конфликтующих, его причины и характер, так и мотивы защищающих терапевта.

В любом случае терапевт должен понимать, что группа без него не может существовать, что участники стремятся не отделиться от него, а изменить жизнь группы и свою жизнь в ней. А это и является смыслом существования психотерапевтической группы.

Подгруппы в группе

Наряду с конфликтами важным динамическим компонентом в переходной стадии работы группы является формирование подгрупп.

Подгруппы возникают при объединении участников на основании общих ценностей, установок, интересов, взаимных симпатий, прежних знакомств. Они могут существовать как временные коалиции участников, например, объединившихся против кого-нибудь в группе, и как постоянно существующие структурные образования.

Возникновение подгрупп стимулирует потребность решения проблем троякого рода: чувство незащищенности, потребность показать силу и "борьба" за сферы влияния в группе.

В начальной стадии работы группы подгруппы возникают в поисках более безопасных способов пребывания в ней. Пока участники не убеждаются, что группа является достаточно безопасным местом для самовыражения; безопасности и доверия ищут в меньших группках, возникающих на основе взаимных симпатий. Это совершенно естественный и психотерапевтически оправданный процесс. Эти малые системы взаимопомощи при возрастании доверия и сплоченности в группе становятся системой взаимоподдержки в масштабе всей группы.

На этом этапе работы группы потребность в подгруппах возникает в "борьбе" за распределение сфер влияния в группе и при конфронтации с терапевтом. Возникновению подгрупп также способствует авторитарный стиль руководства группой. Не имея возможности выразить негативные чувства непосредственно терапевту, участники объединяются в подгруппы.

Подгруппы обычно сплачиваются вокруг доминирующих и обладающих большим авторитетом участников. Большинство теоретиков групповой психотерапии подчеркивают отрицательное влияние подгрупп на групповой процесс, особенно в переходной и продуктивной стадиях работы группы. Чаще всего выделяются следующие отрицательные аспекты подгрупп:

· участники подгрупп бывают склонны к дополнительному общению вне группы (по телефону или встречаясь); поэтому большая часть материала межличностного общения может не попасть в круг обсуждаемых в группе проблем; возникает определенная избирательность тем в работе группы – одни из них обсуждаются в группе, другие – в подгруппах; по этой причине часть факторов, определяющих работу группы, становится неконтролируемой;

· нормы подгруппы, требующие лояльности к ней и сохранения в тайне обсуждаемых в ней вопросов, противоречат психотерапевтическим нормам группы, требующим правдивости, открытости, искренности;

· участники подгруппы разрушают сеть межличностного общения – они опекают друг друга, соглашаются с мнением друг друга, о чем бы ни шла речь, избегают взаимной конфронтации и пр.

Таким образом, в подгруппах по существу игнорируются психотерапевтические цели участия в группе, она используется не для решения проблем, а, например, для поиска друзей.

Еще больше, чем наличие подгрупп, психотерапевтический процесс группы разрушает замалчивание их существования. Поэтому терапевт должен быть инициатором обсуждения в группе контактов, существующих за пределами группы. Нужно не критиковать и обвинять, а обсудить причины возникновения подгрупп. Терапевт должен высказать свою точку зрения и чувства по поводу подгрупп, поскольку они нередко бывают направлены против терапевта и отражают сопротивление психотерапевтической работе.

Обобщив основные задачи терапевта на переходной стадии работы, можно выделить следующие:

· помочь участникам группы опознать истоки тревоги и говорить об этом;

· помочь участникам увидеть их способы психологической защиты и сопротивления активному участию в группе и обсудить их;

· учить участников открыто выявлять конфликты в группе и решать их;

· учить участников принимать на себя часть ответственности за направление работы группы;

· не защищаясь, неагрессивно реагировать на стремление участников конфликтовать с терапевтом – как с профессионалом и человеком;

· помочь участникам стать более автономными и независимыми.

3-я стадия: сплоченность и сотрудничество.

На этой стадии снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности. Теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он смог открыться.

Основным фактором динамики группы на этой стадии развития является самораскрытие участников. Без него вообще невозможна психотерапевтическая работа.

В продуктивной стадии работы группы возникают благоприятные условия для более частого личностного самораскрытия участников. Самораскрытие участников очень тесно связано со сплоченностью группы: сплоченность создает благоприятные условия для самораскрытия, а последнее усиливает сплоченность. Самораскрытие, прежде всего, важно как способ открытого общения в группе. Если участники говорят только о повседневных заботах, не касающихся их личности, работа в группе будет поверхностной. Самораскрытие в группе также помогает участникам лучше понять друг друга – чтобы быть понятым, надо позволить познать себя таким, какой ты есть. Самым эффективным в группе является:

· высказывание своих переживаний в ситуациях в группе;

· рассказ о своих внутренних конфликтах, нерешенных личных проблемах, болезненных переживаниях, слабых и сильных сторонах, радостях, надеждах, ожиданиях.

Однако раскрытие своих тайн, а также слишком подробный рассказ о своей жизни не является психотерапевтичным. Прежде чем говорить о себе, участник должен подумать, насколько то, о чем он собирается рассказать, связано с его настоящими проблемами.

С самого начала работы группы терапевт должен показывать пример самораскрытия. Если терапевт на вопросы участников отвечает прямо и открыто, если не скрывает своих чувств, то в группе постепенно установится норма самораскрытия.

Каждое самораскрытие – это риск. Степень риска зависит от того, о чем говорится. Участник очень рискует, когда решается рассказать об очень личных вещах, отличающихся большой эмоциональной нагрузкой, все еще для него актуальных, о которых он никому раньше не рассказывал. Однако при достаточном доверии к участникам и поддержке терапевта такое самораскрытие может быть значимым переживанием не только для участника, но и для других и привести к важным позитивным последствиям. Риск самораскрытия несколько меньше, если рассказывается о вещах, с которыми сталкивались и другие участники.

Самораскрытие одного участника чаще всего стимулирует самораскрытие других. Ответ откровенностью на откровенность является самой эффективной реакцией в психотерапевтической группе. Обоюдное самораскрытие делает участников одинаково уязвимыми, поэтому их взаимосвязь становится более тесной и глубокой. Когда кто-то говорит о себе, у других появляется возможность глубже познать себя, более интенсивно переживать свои проблемы. Самораскрытие помогает участникам группы более личностно познать друг друга. Замкнутые, не говорящие о себе участники рискуют быть неправильно понятыми, так как людям, которых мало знаем, мы склонны приписывать свои чувства, установки, мысли.

Результат самораскрытия зависит от реакции других на него. Если участника, поделившегося чем-то личным с другими, критикуют, это подавляет желание других участников говорить о себе. Отсутствие какой-либо реакции на самораскрытие воспринимается как негативная реакция. Лучшая реакция – поддержка, ободрение, ответное самораскрытие.

Существует множество барьеров, удерживающих от откровенных высказываний другим. Это страх перед интимностью, которая часто сопровождает самораскрытие, желание избежать ответственности и изменений, чувство вины и стыда, страх быть отвергнутым, культурно-этические барьеры. С другой стороны, неприемлемо и слишком глубокое, безграничное самораскрытие. Некоторые участники думают, что если в группе желательна откровенность, то она должна быть как можно большей. Однако в таком случае игнорируется возможное воздействие своего поведения на других участников. Они могут быть еще не готовыми к слишком глубокому самораскрытию человека. Когда кто-либо раскрывается слишком глубоко и рано, окружающие либо не реагируют, либо недостаточно реагируют и раскрывшийся человек становится очень уязвимым. Иногда из-за этого он покидает группу с негативным результатом.

В психотерапевтической группе важно, что, когда, как, насколько много и кому открывать. Важно принять во внимание место, время и окружающих людей. К примеру, что приемлемо в психотерапевтической группе, будет совсем неадекватным в формальной социальной ситуации. Невозможно быть откровенным всегда и везде. Поэтому терапевт должен учить участников группы ответственному самовыражению и ответственной откровенности. Эту фазу часто называют продуктивной или фазой зрелой группы.

Для фазы зрелой группы характерны следующие признаки:

1. Зрелая группа использует внутригрупповые взаимодействия как основной источник обучения и лечения. Накапливающийся групповой опыт помогает членам группы обращать внимание на повторяющиеся паттерны взаимодействий друг с другом.

2. Члены группы развивают способность различать, является ли обсуждение внегрупповых событий моментом сопротивления или частью терапевтической работы.

3. Несмотря на продолжающиеся проявления трансферентных реакций, участники помогают друг другу замечать и корригировать искажения межличностного восприятия, направленные на ведущего и на других учас­тков.

4. Члены группы развивают в себе способность отличать выражение чувств от деструктивных атак.

5. Участники принимают как проявления силы, так и проявления слабости других членов группы и ведущего. Кроме того, они научаются видеть бессознательные аспекты мотивации поведения и более терпимо относиться друг к другу.

6. Члены группы научаются тому, что поведение можно рассматривать как в межличностном, так и внутриличностном плане.

Таблица 5. Отличие продуктивной психотерапевтической группы от непродуктивной

 

Продуктивная группа Непродуктивная группа
Участники доверяют друг другу и терапевту или откровенно говорят о недостатке доверия; есть желание делиться возникающими чувствами. Недоверие друг к другу, скрытая враждебность; участники избегают выражать чувства и мысли.
Цели ясные и конкретные, они сформулированы общими усилиями участников и терапевта; работа группы ориентирована на реализацию целей. Цели группы неясные и абстрактные; личные цели участников либо неясные, либо вообще отсутствуют.
Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; общение между большинством участников открытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют. Многие участники ощущают себя вне группы, не могут отождествляться с другими участниками; группа раскалывается на подгруппы; участники боятся проявлять свои чувства.
В группе обсуждаются события, происходящие "здесь и теперь", участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют. В группе обсуждаются ситуации и события прошлого, участники склонны говорить не о себе, а о других; сопротивляются обсуждению реакций по отношению друг к другу.
Терапевт и участники делят функции руководства группой; участники активно выбирают темы дискуссий. Участники зависимы от терапевта; существует конфликт власти между участниками и между ними и терапевтом.
Существует готовность раскрыть наболевшее; участники взаимно открыты. Участники "прячутся" друг от друга; самораскрытие минимальное.
Группа сплоченная; между участниками близкие эмоциональные связи; они отождествляются друг с другом; при взаимной поддержке пробуются новые способы поведения. Группа расколота; участники ощущают дистанцию между собой; не хватает взаимной заботы и сочувствия; участники не хотят пробовать новые способы поведения, воспроизводят стереотипы поведения.
Называются, обсуждаются и часто разрешаются конфликты между участниками и между ними и терапевтом. Игнорируются конфликты и отрицательные чувства; они либо отвергаются, либо их избегают.
Участники берут на себя ответственность за решение своих проблем. Участники винят друг друга в личных трудностях и ничего не хотят менять.
Участники свободно реагируют друг на друга; не защищаются. Взаимные реакции редки и не принимаются, отсутствуют забота и сочувствие.
Даже если психотерапевтические изменения малозаметны, участники верят в их возможность. Участники испытывают чувство отчаяния и бессилия, ощущают себя попавшими в западню.
Конфронтация воспринимается участниками группы как предложение изменить поведение, а не как нападки. Конфронтируют враждебно, нападая на участника, который чувствует себя отвергнутым; поиски "козла отпущения".
Общение непосредственное и ясное. Общение косвенное и туманное.
Участники интересуются друг другом. Участники интересуются только собой.
Участники используют силу не для контроля над другими, а для выявления своих ресурсов. Участники или терапевт используют силу для подчинения себе других.
Групповой процесс осознается, участники знают, что делает работу группы продуктивной или непродуктивной. Участники безучастны к тому, что происходит в группе; редко обсуждается динамика группы.
Поощряется различие, уважаются индивидуальные отличия. Поощряется конформизм, обесцениваются индивидуальные различия.
Нормы группы устанавливает терапевт вместе с участниками; они ясные. Нормы группы навязывает терапевт; они могут быть неясными.
Сочетание выражения чувств и мыслей; Участники избегают говорить об эмоциональном опыте.
Участники пытаются перенести опыт решения проблем в группе в жизнь вне группы. Находясь вне группы, участники очень мало думают о ней.

 

Переход в стадию продуктивной работы группы, даже в самых успешных случаях, не является последовательным. Это путь со множеством подъемов, падений и ловушек. Даже по достижении этапа продуктивной работы развитие группы не останавливается. Появление вышеуказанных черт в эффективной группе означает не окончание, а начало настоящей продуктивной психотерапевтической работы. Иногда группа, достигнув продуктивной стадии, останавливается в развитии, а спустя некоторое время может и регрессировать в предыдущие стадии. К примеру, достигнутое однажды доверие в группе не является состоянием, которое сохраняется до окончания работы группы. Вопрос доверия возникает постоянно, т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...