Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к экзамену




1. Групповая психотерапия как форма психологической помощи.

2. История развития групповой психотерапии.

3. Этические принципы групповой психотерапии.

4. Преимущества и ограничения групповой психотерапии.

5. Психотерапевтические возможности группы.

6. Критерии эффективности групповой психотерапии

7. Классификация психотерапевтических групп.

8. Структура группы. Групповые роли.

9. Организация терапевтической группы.

10. Отбор участников в группу. Критерии отбора.

11. Понятие групповой динамики и ее основные законы.

12. Этапы работы психотерапевтической группы. Начальная стадия.

13. Этапы работы психотерапевтической группы. Переходная стадия.

14. Этапы работы психотерапевтической группы. Продуктивная стадия.

15. Этапы работы психотерапевтической группы. Завершающая стадия.

16. Понятие групповой сплоченности.

17. Понятие группового напряжения.

18. Сопротивление в групповой работе.

19. Инструментарий ведущего группы.

20. Ведущий и группа. (Власть, лидерство, конкуренция, ответственность).

21. Требования к личности и квалификации группового психотерапевта.

22. Профессиональные навыки группового терапевта.

23. Перенос и контрперенос в психотерапевтических группах.

24. Ко-терапия.

25. Неудачи психотерапии.

26. Проблемные участники группы: монополист, отвергающий помощь нытик.

27. Проблемные участники группы: самовлюбленный пациент, зануда.

28. Проблемные участники группы: молчаливый пациент, шизоид, психотический пациент.

29. Специфика переноса в группе

30. Контрперенос в групповой работе

31. Супервизия в групповой работе.

32. Стадии развития группы.

33.Терапевтические факторы групповой работы: поощрение надежды, универсальность, информирование.

34. Терапевтические факторы групповой работы: альтруизм, коррекция опыта первичной семьи, сплоченность группы.

35. Терапевтические факторы групповой работы: совершенствование социальных навыков, имитационное поведение, катарсис.

36. Коррективный эмоциональный опыт.

37. Фокусы внимания психотерапевта.

38. Особенности работы с нарциссическими участниками группы.

39. Особенности работы с пограничными участниками группы.

40. Особенности работы с психотическими клиентами в группе.

41. Работа в группе с проблемой созависимости.

42. Работа в группе с шизоидной проблематикой.

43. Работа в группе с проблемой самооценки.

44. Работа в группе с проблемой тревоги.

45. Работа в группе со страхами.

46. Работа в группе со стыдом.

47. Работа в группе с агрессией.

48. Работа в группе с виной.

49. Работа в группе с депрессией.

50. Работа в группе с ненормативными кризисами.

51. Работа в группе с утратой.

52. Работа в группе с психосоматическими расстройствами.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Аутентичность – способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению.

Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие терапевтов с целью проработки в кругу коллег своих чувств к пациентам.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и пр. в ходе взаимодействия с ним.

Гомогенная группа – однородная группа, схожая по ряду характеристик и свойств ее участников (пол, возраст, образование и др).

 

Гетерогенная группа – группа, различная по ряду характеристик и свойствами ее участников.

 

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся из социального целого по ряду определенных признаков.

 

Группа психотерапевтическая – малая целевая группа пациентов, находящихся между собой в непосредственном личностном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей.

 

Группы встреч – группы, предназначенные для самореализации и психологического развития нормально функционирующей личности.

Групповая динамика – совокупность всех характеристик процессов (включая оценку стадиальности), происходящих в группе по мере ее развития и изменения.

Групповые нормы – это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками.

 

Групповое напряжение – одна из характеристик атмосферы в психотерапевтической группе, элемент групповой динамики, возникающая в результате групповых конфликтов и столкновений в группе.

 

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

 

Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком, сознательное уподобление себя ему.

Идентификация групповая – отождествление индивидом себя с обобщенным образом члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей и ценностей, часто некритическое.

 

Интеграция групповая – состояние группы, характерное: а) упорядоченностью внутригрупповых структур; б) согласованностью основных компонент системы групповой активности; в) устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними; г) стабильностью и преемственностью их функционирования; д) другими признаками, свидетельствующими о психологическом единстве и целостности социальной общности.

Инсайт – внезапное, новое и не выводимое из прошлого опыта понимание, постижение человеком чего-то важного о своем поведении, мотивации, бессознательном.

Интерпретации – сообщения клиенту, которые делает психотерапевт, в которых он придает психической продукции пациента (сну, симптому, свободным ассоциациям и др.) какое-либо значение, расширяющее и углубляющее значение пациента.

Катарсис – букв, "очищение"; эмоциональное потрясение, приводящее человека к освобождению от переживаний и дающее ему душевное облегчение. Интенсивное выражение ранее подавляемых, скрываемых чувств.

Кларификация – возникновение сильного чувства, внутренней уверенности в том, что с противоречивостью покончено, и человек твердо знает, что именно он должен делать дальше.

Контрперенос (контр-трансфер) – неосознанное перенесение на личность клиента эмоционального отношения психотерапевта к значимым для него людям.

Конформность – податливость члена группы реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его первоначального поведения и установок.

Контрфронтация – прием в психотерапии, заключающийся в предъявлении клиенту или группе неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки.

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Котерапевт – один из двух терапевтов, работающих в группе, чьи административные позиции, профессиональный опыт в группе одинаковы и дополняют друг друга. Психотерапевт, непосредственно и целенаправленно сотрудничающий с коллегой в организации конкретного психотерапевтического процесса.

Коррективный эмоциональный опыт – один из факторов в групповой психотерапии, создающий возможность реконструкции системы отношений личности клиента в процессе терапевтического контакта в группе.

 

Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Самая авторитетная личность в группе, играющая центральную роль в организации ее деятельности и регулировании взаимоотношений.

 

Негативизм – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других членов группы.

Обратная связь – процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и его восприятии поведения субъекта.

 

Отрицание – защитный механизм, посредством которого: а) отрицается некоторое болезненное переживание, б) некоторый импульс или часть себя.

Отреагирование – разрядка эмоций и освобождение от аффекта, связанная с вытесненным ранее травматическим переживанием.

Отыгрывание – ситуация, при которой субъект, находящийся во власти своих желаний и бессознательных фантазмов, переживает их в данный момент.

Перенос (трансфер) спонтанное отношение человека к человеку, характерное бессознательным перенесением на него ранее сформированных во взаимодействии с другими людьми положительных или отрицательных чувств.

Проекция – процесс, посредством которого конкретные импульсы, желания, части себя или внутренние объекты локализуются воображением в каком-либо внешнем объекте.

Провокация – техника индивидуальной и групповой психотерапии, заключающаяся в вызывании у клиента нетипичной для него реакции.

 

Психотерапия – особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении у них проблем и затруднений психического характера.

Рационализация – защитный механизм, при помощи которого действия объясняются причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию.

Регрессия – вид психологической защиты, обуславливающий специфическую форму ухода человека от реальности посредством возвращения на предшествовавшие уровни бытия; переход на более примитивный уровень поведения и мышления.

Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

Сопротивление –активное или пассивное противодействие реальным или ожидаемым изменениям, сопровождающее психотерапию.

 

Статус групповой – положение члена группы в системе межгрупповых отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Супервизорство (наставничество) – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом.

Супервизия – это процесс, в ходе которого супервизор и терапевт совместными усилиями пытаются прояснить ситуацию по поводу клиента, терапевта и их взаимодействия, а также повысить свой профессионализм.

Т-группа – группа гетерогенных индивидов, собравшихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которая возникает вследствие их взаимодействия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Фазы развития группы – этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000. – 320 с.

2. Витакер, Д. Группа как инструмент психологической помощи / Д. Витакер. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 421 с.

3. Кан, М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения / М. Кан. – СПб.: Б.С.К., 1997.

4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования и психотерапии / Р. Кочюнас. – М.: Академический Проект, 2000.

5. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

6. Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса / Дж. Сандлер, К. Дер, А. Холдер. – М.: Когито-Центр, 2007. – 254 с.

7. Фопель, К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / К. Фопель. – М.: Генезис, 1999. – 256 с.

8. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: учебное пособие / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2004. – 256 с.

9. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс [и др.]. – СПб, 2001. – 560 с.

10. Ховкинс, П. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы / П. Ховкинс, Р. Шохет. – СПб.: Речь, 2002. – 352 с.

11. Якоби, М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения / М. Якоби. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. – 171 с.

12. Ялом, И. Групповая психотерапия: теория и практика / И. Ялом. – М.: Апрель Пресс, 2005. – 576 с.

 

Дополнительная

1. Акерман, С. Психодрама, ориентированная на группу / С. Акерман. – МПЖ. – № 4. – 1993.

2. Неннард, Д. Групп-аналитическая психотерапия / Д. Неннард, Д. Робертс, Д.Э. Уинтер. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.

3. Психологический тренинг в группе: учебное пособие; авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.

4. Большаков, В.Ю. Психотренинг / В.Ю. Большаков. – СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996.

5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

6. Гаранян, Н.Г. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова. – МПЖ. – 1996. – № 1.

7. Емельянов, Ю.Н. Обучение в учебно-тренировочной группе / Ю.Н. Емельянов. – Психологический журнал. – 1987. – № 2. – Т.8. – № 2.

8. Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин. – Л., 1983.

9. Захаров, В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания / В.П. Захаров. – ЛГТУ, 1990.

10. Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящёва. – Л., 1989.

11. Кроль, Л.М. О том, кто в зеркалах: очерки групповой психотерапии и тренинга / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. – М.: Класс, 1999.

12. Куттер, П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую теорию / П. Куттер. – СПб., 1998.

13. Ландрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений / Г.Л. Ландрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

14. Лейтц, Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрама Дж. Морено / Г. Лейтц. – М., 1994.

15. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – М., 1998.

16. Немиринский, О.В. Личностный рост в терапевтической группе / О.В. Немиринский. – М.: Смысл, 1999. – 110 с.

17. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999. – 256 с.

18. Роджерс, К. О групповой психотерапии / К. Роджерс. – М., 1993.

19. Смидт, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смидт. – М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...