Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Процесс-анализ терапевтической сессии




В ходе процесс-анализа анализируется процесс групповой психотерапии. Главная цель процесс-анализа – совершенствование профессиональных навыков членов группы (студентов, слушателей, которые обучаются групповой психотерапии).

Специфика процесс-анализа состоит в том, что он основан не на видеозаписи или рассказе о сессии, а на включенном наблюдении терапевтической группой и преподавателем работы терапевта. Обычно после нескольких сессий, которые ведет преподаватель, сами студенты начинают выступать в качестве группового психотерапевта. Это позволяет преподавателю наблюдать за процессом и супервизировать начальные этапы профессиональной деятельности, что позволяет избегать студентам множества ошибок и ловушек. Кроме того, члены группы принимают активное участие в обсуждении работы терапевта, высказывают свои мнения, что позволяет увидеть различные аспекты группового процесса. Таким образом, появляется возможность не только обучать студентов новым умениям и навыкам, но и тренировать эти навыки в реальной группе.

Процесс-анализ необходимо четко дифференцировать от фазы эмоциональных реакций (шеринга, рефлексии). Эти фазы преследуют разные цели и концентрируются на разных участниках. На фазе эмоциональных реакций внимание членов группы сконцентрировано на личных переживаниях, чувствах, на универсальности, чувстве общности проблем. На фазе процесс-анализа в фокусе оказывается обучение групповой терапии и, в соответствии с этим, действиям группового терапевта. Члены группы анализируют и пытаются понять психотерапевтический процесс скорее в интеллектуальной, нежели в эмоциональной манере.

Фаза эмоциональных реакций – это продолжение процесса личностного роста участников группы, который начался на сессии. Процесс-анализ – это процесс обучения, который может войти в конфликт с царившей ранее атмосферой взаимопринятия. Поэтому между сессией и процесс-анализом должен быть небольшой перерыв, достаточный для эмоционального отделения от сессии. Однако если он длится более 10 минут, важные моменты сессии могут забыться и для последующего обсуждения не хватит энергии.

Обычно в процесс-анализе участвуют все члены группы, участник, выступавший в роли группового психотерапевта, и преподаватель (супервизор), участвовавший в сессии в качестве наблюдателя.

В первую очередь высказывается терапевт-стажер. Он оценивает свою работу: анализирует фазу, на которой находилась группа; объясняет, какой, с его точки зрения, была основная тема (проблема) группы; обосновывает тот способ работы с темой, который он выбрал; рассказывает о завершении сессии. Он также может высказать свои предположения о том, как по-другому можно было действовать в той или иной ситуации. Это очень важный момент, потому что именно осознание своих реальных навыков, а также своих упущенных возможностей и ошибок позволяет студентам избежать их в дальнейшем.

Члены группы – участники групповой психотерапии – вторыми высказывают свое мнение о прошедшей сессии и о работе группового психотерапевта. Им предлагается прокомментировать центральные моменты сессии, а также специфику внутригрупповых взаимодействий. Они могут сказать, что им понравилось и что не понравилось во время сессии, что они бы сделали по-другому. Они могут задавать вопросы терапевту-стажеру. Для увеличения степени эффективности процесс-анализа преподаватель предлагает не повторять уже сказанные комментарии. Каждый комментарий должен относиться к конкретному моменту сессии, каждый заданный вопрос должен иметь ответ со стороны того, кто его задает.

В последнюю очередь высказывается преподаватель. Он дает обобщающий комментарий к уже высказанным позициям и точкам зрения. Важно, чтобы этот комментарий был тактичным и поддерживающим. Комментарий основывается на записи действий терапевта-стажера, и преподаватель не просто говорит о работе, но подтверждает свои слова примерами.

Главная задача преподавателя – помочь студентам приобрести профессионально-важные качества, обучаясь умениям и навыкам работы с терапевтической группой. Существуют разные способы такой деятельности. Некоторые преподаватели дополняют процесс-анализ учебными рекомендациями и используют это время для обучения. Такое обучение может включать в себя советы, подходящие для обсуждаемой ситуации упражнения, ролевые игры и т.д. Другие предлагают концептуализировать процесс с точки зрения разных теоретических направлений (психодинамического, поведенческого, гуманистического и др.). Третьи указывают на возможные проблемы и трудности в аналогичных ситуациях и предлагают способы их разрешения.

 

Схема анализа группы
    Защитные механизмы или реакции   Перенос: Был ли? Его суть. Позитивный/негативный Осознаваемый/ неосознаваемый. Краткая суть переноса   Групповая фигура: Кто инициатор Кто конфронтирует с фигурой; Суть фигуры Качества, проявляемые группой: Открытость – закрытость Доверие – недоверие Поддержка – агрессия Конфронтация – сплоченность и др.     Ощущение после работы     1 БЛОК Социометрические характеристики: Жесткость/подвижность статуса; лидерство (формальное/неформальное); изгои и статисты; стабильность/нестабильность; цель – конкуренция (за статус)   2 БЛОК Особенности агрессии в группе: косвенная/прямая; скрытая/открытая; вербальная/физическая.   3 БЛОК Поддержка в группе: косвенная/прямая; скрытая/открытая; вербальная/физическая.   4 БЛОК Групповое настроение: рабочее; игривое; ленивое. а) напряженность в группе: 0_________________________ 10 б) ригидность и пластичность: 0______________________ 10 в) сплоченность группы г) особенности энергии группы     5 БЛОК Границы группы: стабильные – нестабильные; жесткие – пластичные; контролируемость границ.     Защитные механизмы или реакции терапевта     Контрперенос: Был ли? Его суть. Позитивный/ негативный; на сколько осознаваем; как терапевт с ним обращался;   Фокус внимания терапевта: Прошлое, настоящее, будущее Группа в целом/часть группы /один член группы. Эмоциональное/ рациональное Качества терапевта: Баланс поддержки и фрустрации; Открытость – закрытость; Роли терапевта Доверие – недоверие и др.   Ощущение после работы  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Упражнения для разных этапов развития группы

ЗНАКОМСТВО

***

Участникам предлагается написать 10 вопросов, по тем темам, на основании которых они оценивают другого человека. Затем каждый из них вслух отвечает в кругу на эти вопросы о себе самом. В парах обсудить, какие чувства вызвало это упражнение.

***

Разойтись по парам. В парах 1 минуту сидеть молча, затем каждый 3 минуты говорит о себе, что хочет, затем 5 минут расспрашивать друг друга, познакомиться. Затем в кругу представить партнера, говоря от первого лица, от его имени. Сообщить о чувствах в группе и о намерениях.

***

В парах молчать, затем беседовать. Потом в группах по 4 человека – представиться от имени своего партнера, говоря от первого лица. Другие участники малой группы могут задавать вопросы, на которые надо отвечать, даже если нет информации. Обсудить впечатления, в том числе чувства, когда вас представлял от первого лица другой человек.

 

«Воспроизведение»

Участники представляются, по кругу. При этом к своему имени каждый участник добавляет каждый раз еще по одному слову или словосочетанию, например, на темы "Мое настроение", "Моя мечта", "Мое самое большое достоинство", "Предмет моей гордости", "Что я умею делать лучше всего" и т.п. Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим "от первого лица", затем добавляет свое сообщение. Таким образом повторяется от 1 до 5 предшествующих высказываний. При неточности воспроизведения "автор текста" имеет право поправить говорящего, восстановив собственный текст.

 

«Представление»

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя тремя разными способами, сопровождая его произнесение движением. После каждого варианта "представления" по сигналу ведущего вся группа синхронно делают шаг к центру и повторяют имя, манеру произношения и движение. Сам участник при этом остается на месте, слушает и наблюдает.

«Метафора состояния»

Придумать метафору своего состояния. По кругу называть имя и метафору. Последующий повторяет всех тех, кто говорил до него. Копируя сказанное точно, говоря от первого лица, в том числе, по возможности, повторяя интонацию и позу.

«Меня зовут…, я делаю так…»

«Встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, шагнет вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-либо позу, то есть представит себя и назовет свое имя. После этого мы все вместе, повторим его имя и движение». Можно продолжить упражнение – сделать еще круг, но «изображать уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть».

 

«Встреча рук»

С закрытыми глазами выбрать себе участника группы и в течении 5 минут контактировать с ним руками. После этого в парах рассказать своему партнеру о том, что они думают о нем, какой он. Можно говорить дополнительно о том, какой он родитель.

 

«Интервью»

Участники произвольно ходят по помещению, выбирая собеседника глазами, не используя при этом речь или мимику, жесты.Найдя себе пару, участники располагаются для беседы. Задача: познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера. В течение 5 минут интервью берет один человек, затем меняются ролями. По истечении времени все возвращаются в круг и каждый поочередно знакомит группу со своим собеседником. После представления проводится обмен мнениями и переживаниями по поводу проведенного интервью и представления.

 

"РАЗОГРЕВ" ГРУППЫ

«Меняются местами те, кто...»

По команде ведущего меняются местами те, участники тренинга, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например: «Пересядьте все те, кто любит новые знакомства», – и все, кто любит новые знакомства, должны поменяться местами.

 

***

Группа делится пополам, две шеренги встают друг напротив друга. В парах, напротив друг друга, участники толкают друг друга, уперев ладонь в ладонь. Затем стараются перетянуть второго на свою сторону. Постараться сшибить другого с ног. Затянуть второго на свое место (поменяться с ним местами). После каждой смены заданий участники перемещаются в шеренге на одного человека, чтобы создать новые пары. Обсудить – каик действия были более успешны, какие стратегии были в разных заданиях.

***

В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и невербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.

 

***

В двух шеренгах. По команде ведущего "поконтактируйте" разными частями тела". Первый раз встречаются руки, во второй – спины, в третьей – ноги, в четвертой – носы, так далее… После каждого контакта пары меняются.

 

***

Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пуст ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются. Всего задание занимает 5 –7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.

 

***

Встаньте напротив друг друга в паре. Дайте возможность рукам встретиться. Не разводя ладоней, сделайте несколько проб контакта. Первая проба контакта: Вы активны, ваш партнер совершенно пассивен, не уклоняется от контакта, не проявляет инициативы, самостоятельных движений не делает (как воск). Вторая проба контакта – вы активны, партнер активен, но не проявляет инициативы, и делает только движения, следующие за вашими движениями. Третья проба контакта: вы активны, партнер проявляет активность, делает движения, противоборствуя любому вашему движению. Четвертая проба: Партнер активен, вы противодействуете любому его движению. Пятая проба: вы пассивны, партнер активен. Обсудите чувства, какая из ролей была более сложная, какая роль показалась привычной.

 

***

В паре встаньте, протянув руки ладонь к ладони, но не сводя их, оставьте между ладонями промежуток 5 мм. Ваш партнер начинает двигаться. Старайтесь двигаться следом за ним, не меняя расстояние между ладонями.

«Зеркало – 1»

Расположитесь напротив вашего партнера. В течение 5 минут копируйте точно позу и ритм дыхания партнера. Затем партнер начинает говорить в течение 5 минут, Вы слушаете и продолжаете копировать. Затем садитесь на его место и продолжаете говорить, копируя позу и манеру речи.

«Зеркало – 2»

В паре один из партнеров свободно двигается в течение 5 минут. Вы наблюдаете за ним, а затем показываете ему его самого. Повторяя основные этапы и формы его движения. Обсудить чувства, которые возникают при наблюдении такого "сокращенного" воспроизведения.

 

«Зеркало в движении»

Два человека становятся один за другим на расстоянии трех шагов. Первый начинает свободно двигаться, исследует пространство. Второй следует за ним, повторяя все его движения, в течение 15 минут. Поменяться ролями. Это задание желательно выполнять в пространстве, где есть интересные предметы или сложный ландшафт. Например, на открытом воздухе.

 

«Движение и звук»

Участники двигаются свободно в помещении и начинают каждый звучать на свой собственный лад. Затем находят пару, и не переставая "звучать", настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 чел. В итоге вся группа стоит в кругу и "звучит" без слов.

«Скульптор и глина –1»

Один из партнеров становится глиной, то есть он абсолютно пассивен, молчит и позволяет делать со своим телом все, что приходит в голову второму. "Скульптор" начинает формировать из "глины" руками портрет того человека, который перед ним, и сообщает ему об этом словами (вариант – лепит что-то отвлеченное). "Человек-глина молча слушает, отмечая свои переживания и фантазии"; после завершения эксперимента обсуждается опыт, и в том числе характер взаимоотношений между скульптором и глиной.

«Скульптор и глина-2»

(А) Это подготовительный этап: 3 минуты наблюдать друг за другом, исследование и подготовка.

(Б) "Скульптор" лепит из второго то, что он хочет, чтобы тот второй стал, например, чтобы тому стало хорошо, или какое-то другое пожелание и намерение. (В) Получившаяся поза – человек стоит или двигается. Осознает себя. Обсуждение опыта во время работы и опыта пребывания в построенной позе, выражение чувств, и сообщение о своем понимании получившихся поз, то, что ассоциируется с жизнью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...