Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перенос и контрперенос в групповом процессе




Перенос (перенесение, трансфер) – это особый вид объектных отношений, при котором клиент переживает некие чувства к личности терапевта, не подходящие к ней и, в действительности, обращённые к совсем другому человеку. На личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого. Перенос есть повторение, новое «издание» старых объектных отношений.Люди, которые являются первоначальными источниками реакций переноса, являются значимыми и значительными людьми раннего детства. Обычно это родители или другие воспитатели, дающие любовь, комфорт или наказание, а также братья, сестры и другие соперники. Реакции переноса могут происходить и от более поздних фигур, но эти объекты вторичны и сами произошли от фигур раннего детства. Реакции переноса наиболее вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально выполнявшиеся родителями. Особенно склонны активизировать реакции переноса возлюбленные, лидеры, авторитеты, терапевты, учителя, актеры, знаменитости.

Перенос имеет место, как в анализе, так и вне анализа как у невротиков или психотиков, так и у здоровых людей. Все человеческие отношения содержат смесь адекватных реакций и реакций переноса. Все люди проявляют реакции переноса: психотерапевтическая ситуация лишь способствует их развитию и использует для интерпретации и реконструкции.

Клиент переносит на психотерапевта гамму нежных или, чаще, смешанных с враждебностью чувств. В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые) перенос может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями. Ту часть своей жизни, которую клиент не может вспомнить, он снова переживает в своем отношении к терапевту.

З. Фрейд, описавший явление переноса, считал, что он преодолевается указанием больному на то, что его чувства не вызваны данной ситуацией и относятся не к личности врача, а повторяют то, что с ним уже было раньше. Таким образом, повторение необходимо превратить в воспоминание. Тогда перенос (нежный или враждебный), казавшийся значительной помехой лечению, становится лучшим его орудием, открывающим самые сокровенные тайники душевной жизни.

Реакции переноса всегда неуместны. Они могут быть таковыми в отношении качества, количества и продолжительности реакции. Реакция переноса является неподходящей лишь в ее теперешнем контексте; в какой-то ситуации в прошлом она была подходящей реакцией.

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью, существованием противоположных чувств. Другим важным качеством реакций переноса является их непостоянность.

Показатели положительного переноса:

· отсутствие жалоб наопоздания психотерапевта, недостаток внимания и т.д.;

· часто употребляемые слова о том, что клиент наконец-то нашел человека, который его действительно понимает;

· показ того, что психотерапевт действительно стоит каждого выплаченного рубля;

· постоянно делаются следующие замечания: «Мне всегда с вами так хорошо», «Я так многому у вас научился», «Мне с вами всегда так безопасно», «Вы спасаете мою жизнь», «Мне так спокойно с вами», «Вы такой чуткий и восприимчивый».

Показатели негативного переноса:

· сокрытие чувств;

· частое недопонимание психотерапевта;

· частое замешательство;

· отрицание значимости психотерапевта или терапии;

· искажение идей, чувств и ответов психотерапевта;

· сложности с оплатой со стороны клиента;

· демонстрирование скуки, отсутствия интереса;

· приписывание успехов терапии другим обстоятельствам, а не терапевтическому контакту.

Подобное поведение может быть и адекватным ответом на поведение терапевта. Положительное восприятие клиентом может очень точно соответствовать качествам терапевта (что было бы замечательно). Оно может также обозначать реакцию на те качества, которые клиент неосознанно проецирует на вас. Подобным же образом, негативные ответы могут с большой точностью означать, что вы на самом деле скучны, неэффективны и не так значимы для клиента и не так важны, как вам бы хотелось. Задачей терапии, по большому счету, является выяснить, что в этом случае соответствует действительности.

Контрперенос

Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и, особенно, на его перенос.В этом правильном значении контрперенос является мешающим, искажающим фактором в лечении. В расширенном значении контрперенос – эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента.

Впервые термин был употреблен З. Фрейдомпри обсуждении будущих перспектив психоанализа.Касаясь работы психоаналитика, З. Фрейд указывает, что в результате влияния клиента на бессознательное психоаналитика возникает явление контрпереноса, которое необходимо распознать и преодолеть. З. Фрейд указывал, что ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления.Точно так же как в переносе с самого начала З. Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциацийпациента, в контрпереносе он постоянно видел преграду к свободе понимания клиента психоаналитиком.

Большой шаг вперед в разработке понятия контрпереноса в психоаналитических работах произошел в тот период, когда стало очевидным, сколь важную помощь данное явление может оказать психоаналитику в понимании информации, получаемой от клиента. Психоаналитик должен использовать свою эмоциональную реакцию на пациента – свой контрперенос – в качестве ключа для понимания. Осознание психоаналитиком своих реакций может, таким образом, обеспечить дополнительный доступ к распознаванию бессознательных ментальных процессов клиента.

Перенос в группе.

С формальной точки зрения перенос в группе представляет собой то же самое, что и в индивидуальной работе: неадекватность, проекции архаичных отношений на актуальные.

Переносы в группе, так же как и в индивидуальной терапии, активируют патогенное ядро личности, с которым терапевт впоследствии работает, но работать с каждым участником группы в отдельности он не может. Отношение к переносу в связи с этим меняется: та часть переносов в группе, которая сходна с переносами на индивидуальном приёме, перестаёт быть целью работы терапевта, она используется как инструмент для решения других задач.

Так же, как и на индивидуальном приёме, клиент проецирует на терапевта свои фантазии о силе, могуществе, мудрости и прочих невероятных достоинствах (или, в случае негативного переноса, – злобности, враждебности и подлости). Так же терапевт уклоняется от принятия и использования вручённых ему клиентом полномочий. Точно так же фрустрированный клиент, потерявший устойчивость, начинает перебирать все доступные ему формы взаимодействия, пытаясь вернуть ситуацию в привычные контексты, и неизбежно регрессирует к истокам своей личности. Разница в том, что в группе все эти процессы множатся, так как клиент, за которым наблюдает терапевт, не один, а в окружении ещё нескольких таких же регрессировавших участников его группы. Формирующиеся хаотично переносы направлены не только на терапевта, но и на сидящих рядом участников группы. Возникает динамика, специфичная только для групповой формы терапии. Терапевт в группе не может не вмешиваться в эти процессы, но он также не может тушить каждый в отдельности пожар, так как и в том и в другом случае образующиеся при этом расщепления с большой долей вероятности разрушат группу.

Привычная ситуация для индивидуальной терапии, когда терапевт работает с внутренним конфликтом клиента, в группе усложняется, так как здесь добавляется новый уровень конфликтности – межличностный. Конфликтность в группе объясняется не только вполне понятными причинами симпатии-антипатии, ревности и проч. Конфликтность привносится искусственно, она изначально заложена в групповой процесс.

Трансферентные отношения в группе можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения терапевта, возникновение переноса даёт возможность тестирования структуры и степени сохранности психики клиента. Для клиента же перенос это, в некотором смысле, способ тестирования реальности. В искусственном пространстве группы перед каждым из клиентов стоит задача устройства контактов с другими участниками группы. Сделать это тем более сложно, что в группе намеренно редуцированы многие привычные социальные нормы. В этом контексте переносы – это набор моделей поведения и отношения к партнёрам. Если в ответ на мою модель у партнёра в его репертуаре есть своя модель, комплиментарная моей, то мы можем общаться, то есть создать общий, приемлемый для нас обоих, контекст трансакций. Каждая такая парная модель имеет свои динамические возможности – ресурсы и запреты. Собственно, это почти то же, что происходит и в обыденной жизни, с той лишь разницей, что в группе затруднена стандартная социальная ролевая стратификация.

Трансферентные отношения можно назвать трансферентными условно. Переносы в группе очень напоминают то, что происходит со всеми участниками группы в повседневности. К безусловным трансферентным отношениям в группе относятся, прежде всего, реакции переноса, направленные на терапевта. Эти проявления мало чем отличаются от переносов в индивидуальной терапии по сути, но отличие по форме принципиально: если в индивидуальной терапии переносом может считаться то, что в последствии будет так или иначе интерпретировано, то в групповом формате эти проявления либо не интерпретируются вовсе, либо интерпретируются не систематически.

Образующаяся в группе система трансакций имеет четыре уровня формирования переносов, каждый из которых должен иметь свои специфические способы отражения.

1. Уровень формирования индивидуальных трансферентных моделей, направленных на взаимодействие с аналитиком.

2. Индивидуальные пересекающиеся переносы во взаимодействии участников между собой.

3. Переносы в результате расщепления. Это достаточно интегрированные образования, возникающие в результате дробления группы на более мелкие относительно устойчивые временные подгруппы, противостоящие друг другу.

4. Консолидированный перенос, возникающий на стадии высокого развития группы. На этом этапе вся группа движется в одном направлении и индивидуальные переносы отдельных участников группы не противоречат друг другу, а поглощаются консолидированным переносом

Важно отметить, что на всех стадиях развития группы присутствуют все четыре трансферентных уровня. На начальных этапах превалируют первые два, на финальных – два последних. Только на четвёртом уровне становится возможной эффективная интерпретация групповой фантазии и работа с базовыми конфликтными структурами, специфичными именно для групповой динамики и отсутствующими в индивидуальном анализе.

Чем более неопределенна психотерапевтическая ситуация, тем больше возможность возникновения переноса. Ситуация группы как раз и является такой, особенно в начальной стадии работы, когда многое неясно, когда участники не знают, как вести себя и что делать. В начале работы любой психотерапевтической группы участники искаженно воспринимают терапевта, и он должен знать, на каких чувствах и ожиданиях участники строят свое отношение к нему. Следует отметить и то, что эти ожидания очень часто бывают далеки от реальности. M. Кори и Г. Кори выделили несколько типов представлений о групповом терапевте, которые складываются у участников на основе переносных чувств.

1. Эксперт. Некоторые участники приходят в группу за советами, руководством и непосредственной помощью. Они надеются, что терапевт "вылечит" их, решит все их проблемы, т.е. даст им рецепт счастья или свойства, которых им недостает. Такие участники послушно, уважительно и доверчиво возлагают все надежды на терапевта группы, ожидая, что только он способен указать им путь спасения.

2. Авторитет. Некоторые участники, особенно в начале работы группы, чувствуют себя подавленными авторитетом терапевта, несовершенными и слабыми на его фоне. Групповой терапевт представляется им недосягаемым божеством. Это выглядит так, как будто они психологически привели в группу своих родителей; терапевта они воспринимают подобно тому, как своих родителей в раннем детстве. Возвышая терапевта, они принижают себя.

3. Сверхчеловек. Терапевт группы может наделяться и особыми качествами. Его словам придается больший вес, чем высказываниям других участников. То положительное, что происходит в группе, относится к заслугам терапевта. Его ошибки воспринимаются как специальные техники, предназначенные для провоцирования и стимулирования работы группы. Каждому действию терапевта приписывается особая глубина, предполагается, что он все предвидит и контролирует в группе. Участники уверены, что терапевт чувствует потребности каждого из них. Им кажется невероятным, что терапевт иногда может плохо чувствовать себя, что у него могут быть жизненные проблемы, что он не знает ответов на многие трудные вопросы. Участникам группы хочется верить в "сверхчеловечность" терапевта с надеждой на то, что и им, возможно, удастся стать похожими на него.

4. Друг. Некоторым участникам хочется дружеских отношений с терапевтом. Они говорят о том, что формальная сторона работы группы – место встреч, правила, плата – противоречит спонтанности, которая была бы желательна в жизни группы.

5. Возлюбленный. Некоторые участники группы хотели бы психотерапевтический контакт с терапевтом превратить в романтический или интимный. Ради этого пытаются "соблазнить" терапевта, завязать с ним более близкие, непрофессиональные отношения. С помощью таких отношений надеются и в группе занять особое место. Такое поведение участников иногда становится причиной контрпереноса терапевта.

Чувства переноса участников группы по отношению к терапевту довольно опасны, поскольку могут парализовать волю группы, сделать ее бессильной и зависимой, когда участники не могут помочь ни себе, ни друг другу. Удивительно, но такие интенсивные реакции переноса иногда можно наблюдать и в терапевтических и тренинговых группах профессионалов; это еще раз подтверждает универсальность этого феномена.

В начале работы группы обычно проявляется положительный перенос участников по отношению к терапевту. Однако в психотерапевтических группах можно столкнуться и с отрицательными чувствами переноса участников. Они часто основываются на неправильном понимании мотивации терапевта. С реакциями переноса участников связана часть конфликтов с терапевтом.

Групповому терапевту следует ясно понимать, что реакции переноса в психотерапии неизбежны. Таким образом, главным является не старание избежать реакций переноса, а решение связанных с ними проблем, использование их в группе в психотерапевтических целях. Прежде всего, переносные чувства должны быть показаны и названы. Пока они не становятся объектом контакта и обсуждения, трудно надеяться на осмысленную работу группы. Психотерапевтическое использование реакций переноса охватывает два аспекта:

1. разъяснение их содержания, помощь участникам в распознавании и понимании их, в изменении своих искаженных мыслей и установок по отношению к групповому терапевту;

2. постепенно увеличивающаяся откровенность группового терапевта, его самораскрытие.

Чем больше и искреннее терапевт реагирует на участников, говорит о своих чувствах и "участвует" в чувствах участников, чем больше уважает их реакции по отношению к нему, тем меньше места остается мистифицированным чувствам и установкам участников по отношению к нему. Когда терапевт открыто и лично "живет" в группе, участникам все труднее бывает сохранить свои стереотипы его восприятия.

Контрперенос в группе

Любые проблемы психотерапевта, консультанта или терапевта группы являются потенциальным пространством для возникновения реакций контрпереноса.

M. Кори и Г. Кори выделяют 5 проявлений контрпереноса в психотерапевтических группах.

1. Потребность в постоянной поддержке и одобрении. Некоторые люди выбирают профессию психотерапевта, представляя, что будут уважаемы и любимы, что другие будут искать их помощи и советов. Групповой терапевт с повышенной потребностью в одобрении участников будет вести себя в группе так, чтобы добиться этого. Например, он может избегать конфронтации с участниками, опасаясь, что за это его будут меньше любить. Иными словами, терапевт использует группу для удовлетворения своих потребностей.

2. Идентификация с проблемами участников. Это нередкая проблема начинающих. Переживая проблемы участников, легко потерять объективность и возможность помочь участникам в решении их проблем. Для терапевта очень важно уметь отличать свои чувства от чувств участников и уметь не "заблудиться" ни в одних, ни в других.

3. Влюбленность терапевта и сексуальные чувства по отношению к участникам. "Соблазнительное" поведение некоторых участников группы, особенно если они симпатичны терапевту, может стать причиной ответных чувств последнего. Было бы слишком категорично утверждать, что эротические чувства терапевта в группе обязательно являются выражением контрпереноса и мешают эффективной работе. Трудности возникают, когда терапевт не способен осознать эти чувства, когда его потребности становятся для него важнее, чем потребности участников, или когда его сексуальные чувства оказываются в центре его отношений с участниками.

4. Навязывание советов. Постоянное стремление терапевта давать советы участникам может быть выражением нерешенных внутренних конфликтов и отражать его желание как можно скорее найти решение проблем участников. Такое поведение терапевта особенно поощряют участники, склонные искать конкретные и быстрые ответы на вопросы, касающиеся их жизни (это свойственно большинству клиентов психотерапии). Возможность дать совет часто ставит терапевта выше клиента и может создать иллюзию, что он действительно знает ответы на все вопросы участников.

5. Желание поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами. Это соответствует желанию некоторых участников иметь более близкие и более личностные отношения с терапевтом. Но отношения такого рода могут вызвать зависть других участников и отразиться на динамическом процессе группы. Терапевту следует разобраться в своих чувствах и потребностях, чтобы некоторые участники не стали объектом эксплуатации с его стороны.

Групповой терапевт должен постоянно следить за своими чувствами, чтобы вовремя заметить возможные реакции контрпереноса. Этому могут помочь вопросы, на которые терапевт должен время от времени отвечать себе:

· Не слишком ли нравится (или не нравится) мне кто-либо из участников группы?

· Не слишком ли я реагирую на чью-то боль?

· Желаю/избегаю ли я встреч с кем-либо из участников?

· Забочусь ли я или много думаю о ком-либо между встречами группы?

· Трудно ли мне сосредоточиться, думая о ком-либо?

· Проявляю ли я нетерпеливость из-за чьего-либо терапевтического прогресса?

· Не слишком ли много думаю о том, как помочь кому-либо?

· Не опекаю ли я кого-либо из участников?

Если терапевт обнаруживает в себе чувства контрпереноса, он должен обсудить их с супервизором или в группе профессионалов (но не в своей рабочей группе!).

Не все чувства терапевта являются результатом контрпереноса. Неправильно было бы думать, что терапевт всегда объективен и одинаково видит всех участников группы. Он ведь тоже человек со своими установками, симпатиями и антипатиями, ценностями, чувствами. Контрпереносом можно считать повторяющиеся чувства по отношению к различным участникам в различных группах. Одни участники группы могут нравиться больше, другие – меньше, некоторые вызывают эротические фантазии – это не обязательно контрперенос. Важно осознать эти чувства и не позволить им воплотиться в антитерапевтических действиях.

 

НЕУДАЧИ В ПСИХОТЕРАПИИ

Психотерапия, как и любой другой способ помощи человеку в сложных жизненных обстоятельствах, не всегда бывает результативной. Нет абсолютно эффективного терапевта и абсолютно эффективного психотерапевтического метода. Вообще нелегко объективно оценить изменения во внутреннем мире человека.

К неудачам психотерапии относят: обострение проблемы или симптома, усиление депрессии, растерянности, снижение самооценки, усиление чувства вины, снижение контроля импульсов, нарушение межличностных отношений, бегство от решения проблем, зависимость от психотерапевта, разочарование в психотерапевтической помощи. К признакам наиболее частых психотерапевтических неудач относят:

· прекращение психотерапии;

· попытка клиента к самоубийству или самоубийство;

· выражаемое клиентом неудовлетворение;

· отсутствие заметного улучшения состояния;

· частые пропуски встреч с психотерапевтом.

В групповой психотерапии к неудачам чаще всего относят прекращение психотерапии и необходимость исключения участника из группы. Эти два случая наглядно указывают на неудачу, хотя, понятно, не обязательно все участники, успешно закончившие группу, чувствуют себя получившими в ней одинаковую пользу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...