Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты эффективного группового взаимодействия и функции ведущего




Также как прохождение группы по циклу опыта на практике не является линейным процессом, так и алгоритм действий ведущего лишь достаточно условно можно описывать в виде линейной схемы. Логичнее было бы говорить о компонентах эффективного группового взаимодействия, на которые по мере необходимости оказывает влияние ведущий. На наш взгляд эти компоненты следующие:

1. Осознание участниками чувств по отношению друг к другу. 2. Активность внутригруппового взаимодействия. 3. Осознание участниками потребностей. 4. Осознание механизмов сопротивления. 5. Наличие действий по удовлетворению потребностей. 6. Ассимиляция приобретенного опыта.

Направления действий ведущего соответствуют названным шести компонентам. Ведущий способствует активизации и осознанию чувств, катализирует внутригрупповое взаимодействие, помогает участникам в осознании их потребностей, оказывает помощь в совершении действий по удовлетворению потребностей и в ассимиляции полученного опыта. Действия ведущего основываются на анализе группового процесса. Основные вопросы, на которые ведущий отвечает себе, также соответствуют перечисленным компонентам:

1. Насколько участники осознают свои чувства? Насколько осознается объект, на который направлены эти чувства?

2. Насколько активно происходит групповое взаимодействие? Кто может сыграть роль «катализатора»?

3. Насколько участники осознают свои потребности, мотивы своих действий? Какова доминирующая групповая потребность?

4. Какие сопротивления действуют в группе? Насколько они осознаются?

5. Насколько удовлетворяются потребности? Совершаются ли действия по удовлетворению потребностей? Насколько эти действия эффективны?

6. Ассимилируются ли групповой полученный опыт? Что препятствует ассимиляции?

Для опытного ведущего список вопросов может быть существенно расширен.
Действия ведущего не носят характер строгой линейной последовательности. Точнее, такую последовательность они могут иметь в некоторых случаях, как правило, на начальных этапах развития группы. По мере того как группа осваивает групповое взаимодействие, она начинает самостоятельно осуществлять перечисленные функции. Кроме того, указанные процессы зачастую идут параллельно: чувства осознаются одновременно с взаимодействием, сопротивление при попытках совершать действие по удовлетворению потребностей и т.д. Участники активно включаются в групповое взаимодействие, находясь на разных этапах цикла опыта. Ведущий активно вмешивается тогда, когда наблюдаются «пробелы» в эффективном функционировании группы. Например, если в живо общающейся группе плохо осознаются чувства, он фокусирует внимание участников на эмоциональном опыте, если, напротив, вяло происходят межличностные взаимодействия, ведущий побуждает участников более активно вступать в контакт.
Метафорически роль ведущего группы можно сравнить с ролью лодочника, плывущего по течению реки. Вначале, чтобы отплыть от берега, он делает несколько энергичных гребков веслами. Затем из гребца он превращается в рулевого, который маневрируя веслами не позволяет течению натолкнуть лодку на мель или прибить к берегу. Весла в этой метафоре – ни что иное, как инструменты ведущего, которые он использует для руководства групповым процессом.

Инструментарий ведущего

В работе с группой ведущему доступны следующие инструменты: вопросы, инструкции, интерпретации, обратная связь, комментарии, провокационное поведение. Кратко остановимся на каждом из них.

Вопросы. Согласно теории гештальт-терапии наиболее предпочтительными являются процессуальные вопросы «что?» и «как?». Базовыми можно считать вопросы перечисленные Перлзом, как достаточные для успешной психотерапии: «Что ты чувствуешь?», «Что ты хочешь?» и «Что ты делаешь?». Чтобы не уподобляться заезженной граммофонной пластинке, ведущий варьирует формулировки, используя свою фантазию. Важно помнить, что формулировка вопроса влияет на его смысловые оттенки. Зачастую клиенты не сразу дают ясные ответы, поэтому каждый из вопросов может повлечь за собой множество уточняющих.

Пример:
Ведущий (В): Что ты чувствуешь? Участник: Ничего определенного.
В: А все таки? У: Не могу определить. Смутные ощущения.

В: Где ты их чувствуешь? У: В грудной клетке. В: Что это за ощущения? Опиши их. У: Что-то сжимает. Перехватывает дыхание. В: На что это походит? У: Мне кажется, это походит на тревогу.

Инструкции

Это прямые предписания, которые ведущий дает участникам группы. Например: «Прислушайся к своим чувствам», «Скажите, что Вы хотите от этих занятий?», «Сейчас я предлагаю Вам сделать следующие упражнения…».

Интерпретация

Ведущий делится своими предположениями о смысле поведения участников, о возможных причинно-следственных связях. Например: «У меня ощущение, что ты пытаешься одержать верх надо мной», «Я думаю, что ты боишься выражать агрессию». Интерпретация может принимать форму вопроса: «Кто тебе говорил, что нельзя выражать агрессию?». Ведущий может поощрять группу к высказыванию интерпретаций с помощью вопроса «Что вы думаете?». Развитие этого вопроса: «Как вы думаете, что сейчас происходит с Н.?» и т.д. Хотя интерпретация – это традиционно нелюбимый инструмент гештальт-терапевтов, полностью обойтись без нее практически невозможно.

Обратная связь

Осуществляется в виде описания поведения, выражения чувств, высказывания фантазий, оценочных суждений по поводу поведения участников, подгрупп или состояния группы в целом. В зависимости от ситуации ведущий использует тот или иной тип обратной связи.

Описание поведения

Ведущий описывает невербальные проявления участника с целью сделать их более осознанными. Описание поведения уместно, когда ведущий замечает неконгруэнтность. Для того, чтобы техника была эффективной, необходима настроенность участника на осознание чувств и сотрудничество с ведущим.

Оценочные суждения

Хотя в гуманистической психологии к оценочным суждениям существует негативное отношение, тем не менее они зачастую эффективны для пробуждения осознания. Примерами оценочных суждений являются следующие высказывания: «Я думаю, ты сейчас злишься», «Ты занимаешь закрытую позицию в группе», «Ты выглядишь скованно». Техника уместна, когда ожидание поведения не приводит к росту осознания, при оппозиционном поведении участника.

Выражение чувств

Выражение чувств позволяет участнику осознать какие эмоциональные реакции вызывает его поведение. Примеры: «Меня бесит, что ты позволяешь пользоваться тобой», «Я вижу, что тебе сейчас плохо, и очень тебе сочувствую».

Фантазии

Высказывание фантазий, ассоциативных образов позволяет участникам через метафору лучше осознать, что происходит в группе: «У меня впечатление, что я попал на врачебный консилиум», «Ты ведешь себя так, как будто просишь милостыню».

Обратная связь группы

Ценность группы в том, что участник может получить обратную связь от многих людей, и поэтому ее труднее игнорировать. Давая обратную связь, участники активнее включаются в групповой процесс. Ведущий может обращаться за обратной связью ко всей группе: «Как вы относитесь к тому, что сейчас происходит?»; к участнику, которого в большей степени затрагивает групповое взаимодействие: «Как ты относишься к тому, что тебя сейчас обсуждают»; или к тому, кто оказался не вовлеченным: «А что ты чувствуешь по поводу происходящего в группе?». Формулировка вопроса фокусирует характер обратной связи. Так вопрос «Как вы относитесь?» наиболее широкий и ответы могут включать как выражение чувств, так и фантазии, оценки, интерпретации. Вопрос «Что вы думаете?» побуждает группу интерпретировать. Вопросы «Какие у вас возникают образы, фантазии?», «Что вы чувствуете?» соответственно способствуют выражению фантазий или чувств.

Важную роль в обратной связи играют ирония и юмор. Они способны сделать обратную связь более острой, или, напротив, снять чрезмерное напряжение в группе.

Комментарий

Это описание ведущим того, что происходит в группе с использованием интерпретаций, теоретических обоснований и обратной связи. Например: «Обычно так и бывает. Когда агрессия выражена, в группе возникают более близкие отношения», «Н. говорит, что хочет изменить отношение группы к себе. Но в действительности он ничего для этого не делает».

Провокация

Провокация зачастую представляет собой гиперболизированную обратную связь или едкий комментарий, призванные побудить клиента к действиям: «У меня возникла картинка: ты сидишь в болоте и ловишь там кайф! Ты вовсе не хочешь вылезать из своего болота», «Я так и думал, что ты ничего не сможешь сделать». Провокация может облекаться в форму инструкции, которую клиент скорее всего не выполнит, а если и выполнит, то это приведет к актуализации сильных чувств, например: «Встань на колени и извинись перед всей группой». Провокационное поведение может проявляться и в других маневрах, направленных на побуждение клиента к действию: например, ведущий физически толкает ретрофлексивного участника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...