Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритмы действий ведущего




Ниже мы опишем примерные алгоритмы действий группового ведущего по активизации терапевтически эффективного группового процесса. Действия различных ведущих при встрече с описанными феноменами могут значительно варьироваться. Это зависит от личного стиля, опыта, любимых технических приемов конкретного руководителя группы.

Активизация осознания чувств

Задачей ведущего является создание условий для соприкосновения участников со своими чувствами. Эти условия включают достаточную безопасность и фокусировку на переживаниях. В небезопасной атмосфере доступ к осознанию, а тем более к выражению чувств оказывается заблокированным. Первоначально ведущий создает атмосферу безопасности вводя правила групповой работы – запрет разглашения происходящего в группе, запрет физического насилия и т.д. В дальнейшем он следит за соблюдением правил, оказывает эмоциональную поддержку тревожным участникам, демонстрируя позитивное отношение, защищает участников от агрессии, которую они не могут перенести. Фокусировка осуществляется с помощью вопроса «Что вы чувствуете?» и соответствующей инструкции — «Обратите внимание на свои чувства». Контекст, в котором используются эти инструменты, зависит от состояния группы в данный момент времени. В группе, в которой участники способны спонтанно выражать свои реакции и отношения, материал для работы может появиться спонтанно. Например, в самом начале группового занятия один из участников говорит: «На прошлой встрече меня вывело из себя поведение Н. Он все время привлекает к себе внимание…». Ведущий может использовать реплику участника для того, чтобы начать фокусировать его актуальные переживания: «Что ты сейчас чувствуешь по отношению к Н.?». На высказывание участницы опоздавшей на встречу: «Я чувствую себя неуютно, потому что не знаю что происходило в начале», – ведущий может прореагировать уточняющими вопросами: «Что это за неуют, который ты испытываешь? На какую эмоцию он походит?». Ценным материалом являются невербальные проявления участников: эмоционально насыщенные жесты, позы, демонстрирующие вовлеченность, выдвижение вперед или отодвигание за круг и т.д. Все они могут стать поводом для обращения ведущего: «Что с тобой происходит? Скажи о своих чувствах». Распространенным приемом, приводящим к активизации чувств, является пауза ведущего. Она может приводить к трем возможным результатам: один из них — возрастающее напряжение побуждает проявлять активность. Обычно в начале группы высказывания в начале группы безадресные или обращены к ведущему. Руководитель группы использует для того, чтобы обратить внимание участников на их чувства и потребности.

Пример. Участник(после продолжительного молчания) Почему вы не руководите нами?

Ведущий. Я хочу, чтобы вы проявили собственную активность. А что ты чувствуешь, когда я не руковожу?

Пример 2. У-ца. (стучит кулаком по колену) Мне скучно! Сколько можно молчать?

В. А что ты чувствуешь, когда все молчат?

У-ца. Раздражение! Ведь проходит время нашего занятия, а они ничего не делают!

Другой вероятный результат паузы – интенсивная агрессия в адрес руководителя, связанная с неструктурированной ситуацией. Если агрессия слишком сильная, то это грозит разрушением группы. Агрессию можно снизить, объяснив участникам, что эти занятия рассчитаны на то, что члены группы будут активно строить отношения друг с другом и решать свои проблемы в процессе общения, занятия не предусматривают выполнения каких-либо заданных ведущим упражнений. Предпочтительно давать это объяснение в самом начале цикла встреч. Если это не помогает, руководителю необходимо занять более директивную позицию в ведении группы. Третий возможный результат – усиление ретрофлексии в группе: отсутствует вербальная коммуникация, прерывается контакт глазами, позы закрытые, отстраненные. Такая ситуация является безусловным показанием к принятию ведущим активной роли.

Директивная позиция ведущего является единственно возможной в работе с глубоко интроективно-ретрофлексивной группой (ожидающей внешнего руководства, эмоционально зажатой). По мере развития группы роль руководителя становится все менее директивной. По нашим наблюдениям директивная роль ведущего наиболее уместна в начале цикла групповых занятий. Это позволяет снизить тревогу, ускорить развитие группового процесса, предотвратить отсев из группы. Директивная роль ведущего проявляется в том, что он дает инструкции, предлагает упражнения, активно спрашивает о переживаниях.

Примеры инструкций и вопросов ведущего:

«Пожалуйста, обратите внимание на ваши чувства в группе в данный момент времени, и я прошу вас поделиться своими переживаниями».

«Посмотрите друг на друга и определите, кто вызывает у вас наибольшее напряжение, а глядя на кого вы чувствуете себя наиболее комфортно. На какие эмоции походят эти состояния?»

«Кто с вашей точки зрения наиболее закрыт, а кто открыт? Скажите об этом». «Как себя чувствуют те, кто попал в число наиболее закрытых (открытых)?». «Кому в группе вы доверяете больше, а кому меньше?». «Прошлое занятие у нас было очень эмоционально насыщенным. Скажите о тех чувствах, которые у вас остались с прошлой встречи».

Подобные инструкции предлагаются в зависимости от их сложности («опасности») и доминирующей групповой потребности. В ретрофлексивной группе с целью раскрепощения участников, возможно использование двигательных упражнений, например, социометрии с пространственным расположением людей в комнате. В начале группы с высоким уровнем тревоги, с целью ее снижения, можно использовать коммуникативные упражнения с фокусировкой на приятных переживаниях. Очень важной деталью является то, что в рамках динамической группы, существенным является осознавание контактных чувств. Для этого ведущий использует вопрос «К кому в группе ты испытываешь это чувство?». Таким образом проясняется соотнесенность эмоционального состояния со средой.

Пример. У: Я чувствую смущение.

В: Перед кем ты больше всего смущаешься в группе?

Пример 2. У: Я злюсь!

В: На кого ты злишься?

У (Ведущему): На тебя! Меня достали твои вопросы о чувствах!

Активизация контактных чувств является важнейшей предпосылкой динамичного взаимодействия между участниками.

Исследование потребностей

Базовым инструментом в исследовании потребностей является вопрос: «Что вы хотите?» Но так как истинные потребности зачастую не осознаются, поскольку скрыты за механизмами сопротивления, ведущий использует весь описанный выше инструментарий.

Пример 1. В (обращаясь к группе): Скажите, что вы хотите от сегодняшней встречи?

У: Ну… хочу поучаствовать в процессе…

В: Я не понимаю, что ты хочешь? Кто-нибудь понял, что хочет С.?

Реакции из группы: Ничего не понятно.

Комментарий: Ведущий использует обратную связь для того, чтобы побудить участника выразить истинные потребности.

Пример 2. У: Я бы хотел, чтобы мы сделали упражнения.

В: Зачем тебе упражнения?

У: С упражнениями легче общаться.

В: С кем здесь ты хочешь общаться?

У: Со всеми.

В: А с кем больше?

У: Со всеми одинаково.

В: Так не бывает. Всегда есть более или менее привлекательные люди. Я предлагаю тебе расставить участников группы в таком порядке, чтобы на одном полюсе были наиболее привлекательные для тебя, а на другом менее привлекательные.

Комментарий: Ведущий использует уточняющие вопросы, комментарий и социометрию для того, чтобы сделать более явной истинную потребность участника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...