Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностные формы взаимодействия как общая основа специфических действующих факторов групповой терапии




Наряду с тем, что новые поколения групповых аналитиков развивали и теоретически углубляли классические представления Фоулкса и Биона, возник целый ряд новых творческих подходов к описанию различных аспектов групповых процессов. В групповой аналитической литературе в начале 60-х годов нашли отзвук новые теории нарциссизма и проявилось особое внимание к ранним нарушениям развития. Для психоаналитических концепций группы особенно полезными оказались понятия "функции холдинга" Д. В. Винникота, "функции контейнирования" В. Биона, а также "селф-психология" Х. Кохута.

В соответствии с этим вновь увеличилось внимание к поведению группового психоаналитика. Херст определяет свою задачу как "функцию совместного холдинга", которая способствует тому, что группа может действовать терапевтически и использоваться индивидом для роста и развития самости. Наконец, в последние годы проективная идентификация перестала рассматриваться исключительно как способ защиты и была признана средой для психических изменений (Огден). В этой связи особое значение приобретает групповая "функция контейнирования", зависящая от расширяющихся возможностей и готовности к принятию ролей в группе.

Несмотря на то, что аналитические концепции внутренних объектов - холдинга, бессознательных фантазий, процессов интроекции, проекции и проективной идентификации - происходят из аналитических наблюдений в ситуации индивидуальной терапии, они с не меньшей точностью описывают психодинамические структуры межличностных процессов в групповой ситуации. Группа может переживаться каждым участником как внутрипсихическая система. Внутренние репрезентации переносятся на других участников и группа, тем самым, наполняется собственными внутренними объектами. Таким образом последние становятся непосредственно явными, очевидными и снова реальными. Специфическую модификацию при этом претерпевает реакция переноса – фантазия переноса становится реальным процессом интеракции в данной групповой ситуации.

Действующие факторы группового анализа находятся в непосредственной взаимосвязи с полиперсональной ситуацией, которая способствует возникновению специфических внутрипсихических и межличностных процессов. Групповой сеттинг как таковой вначале способствует возникновению тревоги у каждого отдельного участника, поскольку он находится в ситуации на первых порах неясной, с неизвестными правилами. Это приводит к регрессивным процессам, сопровождающихся чувством неуверенности, возбуждения и неспособности ориентироваться. Группу можно рассматривать как переходный объект, иллюзорное пространство, в смысле Винникота, в котором одновременно имеют место регрессия и прогресс. Все интеракции и повторные инсценировки в этих переходных рамках находятся между сферой внутреннего и внешнего. Резонанс собственного переживания в переживаниях других членов группы заступает место ответа первичных объектов.

Фингер-Трешер различает горизонтальный и вертикальный уровни групповой ситуации. На горизонтальном уровне проявляется отличие внутрипсихических процессов членов группы от межличностных. На вертикальном уровне выделяются отношения между группой и аналитиком. Значение группы как переходных рамок непосредственно привязано к отношениям между группой и ее ведущим. В этих рамках: (1) могут устанавливаться смысловые взаимосвязи, которые были до сих пор бессознательными или отсутствовали вообще; (2) могут перепроверяться и корректироваться образцы интеракций; (3) могут раскрываться и интернализоваться новые формы объектных отношений. Групповой аналитик является первичным объектом группы, выполняющим функцию гаранта существования и самосохранения группы. Он образует смысл, которого не было до существования групповой аналитической ситуации, раскрывая при этом сообщения каждого участника в его индивидуальном значении и в отношении общего группового процесса. Его интерпретации в классическом смысле находятся на вертикальном уровне группового процесса. Одновременно с этим он способствует раскрытию бессознательных образцов интеракций на горизонтальном уровне. Таким образом, действию группового аналитического сеттинга, ускоряющего регрессию, противостоит прогресс, осмысление и символизация.

В заключение можно сказать, что действующие факторы группового анализа характеризуются циркулярным процессом внутрипсихической и межличностной динамики на горизонтальном и вертикальном уровнях. На горизонтальном уровне действуют - первоначальная травматизация посредством аналитического группового сеттинга; вызванная ею регрессия; последующая реанимация ранних инфантильных способов переживания, форм защиты и образцов интеракций; специфические групповые интроективные и проективные идентификации, а также реакции переноса и принятия ролей; общие бессознательные фантазии; спонтанные отказы от ролей; проверка реальности; интернализация новых объектов и зрелых идентификаций; а также корригирующий эмоциональный опыт

Вертикальный уровень определяется реальной функцией группового аналитика как гаранта существования групповой аналитической ситуации, ее концептуальных и технических рамок, а также ее функции поддержки; ее функции объекта переноса и селф-объекта для каждого отдельного участника и для группы в целом. Также аналитик выступает как хранитель рамок потенциального переходного пространства, бессознательной динамики переноса и контрпереноса, которая обнаруживает себя, с одной стороны, в общих фантазиях группы, а с другой – в реакциях контрпереноса ведущего группы и, как следствие, в идентификациях группы с аналитиком.

 

Работа гештальтиста с группой

В. В. Дубинская

Группа – это больше двух. Группа состоит из отдельных личностей, со своей историей, феноменологией, интересами и мотивацией на определенную работу. Но они могут и не быть объединены. Около памятника Пушкину ежедневно встречаются сотни человек. Но, кроме этого места, их ничего не объединяет.

Группа превращается в «организм», когда люди объединяются одной идеей и готовы работать совместно.

Например, люди, ждущие багаж после самолета, объединены одной идеей. Поэтому им достаточно легко переброситься парой слов, спросить, не было ли объявления, поделиться чувствами: «Ну сколько можно, это безобразие». – «И не говорите!» Но появляется багаж, и люди расходятся. Группа распалась. Люди спешат домой.

Теперь представьте, что багажа нет уже 2 часа и нет никакого объявления. Теперь эти люди готовы вместе действовать. Они заинтересованы друг в друге. Сколачивается «актив», развиваются отношения. Группа живет. Это уже «организм», который по своим законам взаимодействует с окружающей средой.

Термин «организм» мы можем употреблять в разных контекстах. Это и отдельный человек, если мы исследуем его взаимоотношения с другими людьми и событиями. И семья, если мы интересуемся отношениями членов семьи друг с другом (это уже группа!). И то, как эта семья живет в этом мире. И организация с ее внешней и внутренней политикой. И страна. И вся наша планета.

Группы, с которыми работает психолог, очень разнообразны. Иногда это уже «организм», как, например, класс учеников или работающие в одном отделе сотрудники. И тогда психолог встречается с этой живой? системой. И она реагирует на него привычным для нее способом.

Чаще же это люди, которые хотят учиться или ждут помощи, или «вообще не понимают, зачем они сюда пришли», как на бизнес-тренингах. Им еще только предстоит объединиться и стать группой. Это лишь возможно (но не обязательно, можно и разойтись!). И в этом им помогает (тут тоже много вариантов: не помогает, мешает и т. д.) ведущий группы. Как же можно помочь группе стать именно группой?

Знакомство

Мне кажется, что это, прежде всего, встреча людей друг с другом. Случится ли эта встреча – во многом определяет ведущий. Можно сделать ее формальной, сказав: «Представьтесь, пожалуйста. Расскажите всем о вашем опыте работы. О вашем семейном положении. Я вас слушаю». Ну, узнаете вы, что опыт работы одного 2 года, другого – 1, у остальных – еще меньше. Имена половины участников вылетят из головы сразу же. Да плюс напряженные паузы, когда один человек уже сказал, а другой что-то не начинает. Плюс страх ведущего («Почему-то они говорят все это мне одному... трое зевнули, один рисует на листке... им скучно!»).

А если не торопиться? Если ведущему взять паузу: увидеть каждого человека по отдельности, понять свои чувства, понять, что ему действительно интересно узнать об этих людях, которых он видит впервые, но, возможно, будет рядом с ними несколько часов, дней, лет.

Какие слова скажете вы тогда? Если они идут от сердца, то они будут услышаны. Особенно после вашей паузы. «Привет... Я немного волнуюсь. У нас новая группа и самое первое занятие. И мне очень интересно. Посмотрите, мы все такие разные! Что вам интересно друг о друге узнать?.. Мне очень интересно, как Вас зовут, как Вы узнали об этой группе? (обращение персональное)... А Вас кто сразу заинтересовал?»

Есть много разных способов встретиться.

Более структурированное упражнение «Интервью» – участники объединяются в пары, по очереди представляются журналистами какого-либо журнала и в течение 5 минут собирают как можно больше информации о собеседнике. Затем люди возвращаются в общий круг и говорят примерно так: «Я Петр Еременко. Я журналист. Работаю на журнал „Мурзилка". Сегодня я встретил очень интересного человека. Это Леночка. Она, оказывается...»

Бывает очень весело, трогательно и интересно. И на ведущем участники не центрируются.

В группе, где люди уже работали (учились) друг с другом, мне бывает очень интересно спросить, что действительно они знают друг о Друге, могут ли они найти «живые» слова для своих чувств и ощущений. Тогда появляется сильная динамика: «Она верный друг», «На него можно положиться», «Я давно хотел тебе сказать, как я тебе благодарен», «Ты любишь иногда много говорить, но ты очень добрая».

Коротко о важном

Представьте себя на месте участника, ну, допустим, образовательной группы 1-й ступени гештальт-подхода. Первое занятие. Ужас. Все в кружочке сидят. Что будет – не понятно. Туда ли я пришла? Это не лекция, понятно. Но что такое тренинговый режим? Будет ли перерыв? Что это за слова, которые все время употребляет ведущий? Где здесь курят? Будет ли обед? А главное, где здесь туалет?

Так что после знакомства неплохо коротко и простым языком рассказать о том, что будет; как это будет; плюс бытовые моменты.

И сделать перерыв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...