Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа как сетевая система: Фоулкс и его последователи




Ниже теперь я хотела бы представить групповую концепцию Фоулкса, а также действующие факторы, которые были им описаны. Концепция Фоулкса основывается на допущении основополагающей социальности человека. Фоулкс говорит: "Каждый человек в принципе и непосредственно определен миром, в котором он живет, а также его группой и сообществом, к которому он принадлежит". В основание своей теории группы Фоулкс помещает идею о возникновении неврозов, понимаемых в качестве последствий нарушения в семейной структуре. Такая точка зрения кажется близкой концепциям Балинта и Винникота. Фоулкс пишет: "Психические нарушения уходят корнями в нарушения коммуникации индивидуума с другими, в его отчуждение от общества. Они являются осадками интернализованных конфликтов с родителями в раннем детстве и косвеннос общественными табу. Такие нарушения, ведущие к психической болезни и расстройству межчеловеческих связей, в первую очередь касаются отношений к ближайшим лицам и в них втянута вся сетевая система интеракций".

Поскольку эти нарушения нельзя ни выявить, ни сообщить и невозможно устранить в повседневных отношениях, они перерастают в симптомы. Фоулкс обозначает это как "эгоцентрическую природу симптомов". Именно поэтому групповая ситуация предоставляет новую и непосредственную возможность восстановления нарушенной коммуникации и, тем самым, возможность повернуть вспять отчуждение индивидуума от самого себя и от общества.

Основной идеей Фоулкса в отношении психической динамики в терапевтической группе, в отличие от Биона, было то, что участники формируют переносы не только на ведущего группы, но и друг на друга, и что как в отношении друг друга, так и в отношении терапевта они развивают свои специфические способы поведения. Так, в групповой ситуации возникает особая сетевая система сознательных и бессознательных отношений, в которых принимают участие все, в том числе и ведущий группы. Фоулкс расширяет терапевтическую функцию ведущего на всю группу и, соответственно, подчеркивает значение интерпретаций членов группы. Он понимает групповой анализ как "психоанализ посредством группы". С его точки зрения, группа развивает специфическую для нее культуру толкования, а сообщения членов группы понимаются как ассоциации, реакции и ответы на предшествовавшее групповое событие. Подобные интеракции, происходящие в группе, Фоулкс относит к важнейшим терапевтическим факторам. При этом огромную роль играет идентификация членов группы между собой.

Сегодня мы находим много общего в теориях Кохута и Фоулкса, хотя работы Кохута были созданы много позднее и не были в распоряжении у Фоулкса. Для обоих авторов речь идет об эмпатии, о терапевтической атмосфере и об отношении между самостью (селф) и селф-объектом и/или между индивидуумом и группой. Группа как целое может использоваться каждым в отдельности как селф-объект. При этом поведение ведущего группы является важнейшей предпосылкой того, что группа сможет действовать и использоваться участниками в терапевтическом отношении для роста и развитии самости.

С помощью понятия "матрица" Фоулкс обозначил совокупность основных психических структур и структур коммуникации участников группы, – как индивидуальных структур, коренящихся в инфантильном развитии, так и всех имеющихся форм интеракциональных связей. В дальнейшем Фоулкс попытался описать процессы, происходящие в этой коммуникативной сети, которые он определил как специфические действующие факторы группового процесса, способствующие углублению и обогащению коммуникации. Он так обозначил эти факторы как социализацию, феномен зеркала, феномен конденсатора, обмен, групповой форум, групповую поддержку.

Понятие "социализация" обозначает устранение изоляции в переживании себя в одинаковой ситуации с другими участниками группы. Многие пациенты начинают лечение с чувством, что только они имеют пугающие и требующие защиты проблемы, мысли, импульсы и фантазии. Из-за трудностей в общении они в большинстве случаев не имеют никакой возможности откровенно и искренне проверить это предположение. Когда участники группы разделяют свои самые сокровенные заботы с другими, это соответствует опыту принадлежности к социальным отношениям - они все больше чувствуют себя в контакте с миром. Это также соответствует корригирующему эмоциональному опыту.

Почти все без исключения пациенты кроме своих симптомов имеют серьезные проблемы с самооценкой и со способностью устанавливать настоящий контакт с другими людьми. С помощью понятия "феномен зеркала" Фоулкс обозначает возможность для отдельного участника видеть свои страхи, конфликты, желания и симптомы в других членах группы как в зеркале, то есть, распознать себя в других. Зеркальное переживание является мощным средством освобождения от страха, посредством идентификации с другими членами группы и проекции своих переживаний оно сталкивает каждого участника с теми аспектами его социального, психического и телесного образа себя, которых он раньше боялся и избегал. Поэтому для Фоулкса опыт зеркала является эффективным терапевтическим фактором, особенно важным для освобождения от чувств страха, стыда и вины. Полезным также является то, что распознание отвергаемого пациентом в других и обработка этого на примере многих участников группы, являются эффективными даже тогда, когда пациент в основном только слушает.

В соответствии с определением сетевой системы (матрицы), чувства, мысли и ассоциации, выраженные участниками, в свою очередь также вызывают ассоциации, чувства и мысли у других. Спонтанные мысли, сообщаемые участниками, активизируют и дополняют бессознательный материал в группе. Процесс, усиливающие совместную работу участников группы через актуализацию бессознательного материала в каждом отдельном пациенте, Фоулкс назвал "феноменом конденсатора".

С точки зрения Фоулкса, еще одним действующим фактором является "процесс обмена" – объяснения и информирование, происходящие в группе и позволяющие вести оживленную беседу. Они часто приводят к изменениям эмоциональной ситуации в группе. Таким образом, структуры Я и Сверх-Я могут быть модифицированы посредством толерантности и согласия, в процессе того, как участники узнают, что другие разделяют или смягчают их чувства вины.

Через такую коммуникацию в группе осуществляется социальный процесс понимания. При этом понимание собственной личности идет рука об руку с пониманием других и пониманием себя другими. Этим достигается значительное расширение и дифференциация внутрипсихических и социальных функций. Фоулкс видит решающий фактор усиления Я в этой "прогрессивной коммуникации", означающей, что в соответствии с возросшим доверием в группе могут сообщаться все более сокровенные, вызывающие стыд и все более интимные содержания.

Чем сильнее переживается единение, то есть "сплоченность группы", тем сильнее становится ее способность переносить индивидуальные различия и межличностные конфликты без страха распада. Эта уверенность устанавливается благодаря групповому аналитическому процессу, развитию отношений и опыту возрастающего доверия. По этой причине групповой анализ является особенно подходящим лечением для пациентов с так называемыми ранними травматическими нарушениями (дефекты Я, нарциссические расстройства), которые зачастую страдают от особо сильных страхов разлуки и потери.

Концепция "группы как целого" Биона (Тэвистокская модель) и базисные установки

Бионовская модель группы как целого в своих теоретических основаниях продолжает традицию Фрейда и Мелани Кляйн. В теории Биона вновь приобретает актуальность работа Фрейда 1921 года о психологии масс, в которой он описывает склонность индивидуумов в группе к регрессии, их тенденцию к либидинозному соединению и созданию общего идеала Я посредством выбора руководителя. Подобно Фрейду, Бион констатирует пониженную критическую способность мышления и спонтанную регрессию в группах. При этом он постоянно говорит о группе как целом, как единстве, и лечит ее подобно индивидуальному пациенту в классической психоаналитической ситуации. Все интерпретации Бион рекомендует нацеливать на всю группу, концентрируясь на тревоге, соответствующей доминирующей в данный момент базисной установке.

Бион описывает следующие динамические и повсеместно встречающиеся в группах базисные установки: 1) зависимость; 2) борьба-бегство; 3) образование пар. Наряду с этими основополагающими установками, Бион описывает существующий на уровне группы феномен валентности, то есть способность отдельного участника спонтанно присоединяться на бессознательном уровне к какой-либо общей фантазии. В соответствии с представлением этой модели, в начале каждого заседания группы в процессе зондирования развивается общая бессознательная фантазия. Беседа затрагивает различные темы, но продолжена будет лишь та, которая может подходить к бессознательным фантазиям многих участников. Согласно Биону, валентность обозначает "спонтанную бессознательную функцию стадных качеств человеческой личности".

Исходя из общих положений своей концепции группы, Бион уделяет мало внимания внутрипсихическим процессам, вместо этого группа рассматривается как если бы она была одним индивидуумом. "При лечении одного пациента невроз проявляется как проблема отдельного лица. При лечении группы он должен быть выявлен как проблема группы". В основание понимания групповых процессов Бион поместил психоаналитическую теорию Мелани Кляйн, которая в то время еще не была существенно расширена психологией объектных отношений и теорией интеракции.

Сам ведущий группы выступает в роли адвоката реальности. Бион уделял особое внимание доэдиповым процессам в группе; однако он четко показал, что эти процессы следует рассматривать не только как регрессивные феномены, но и в качестве сопротивления. Интерпретации группового терапевта должны учитывать оба аспекта и быть нацелены на то, чтобы сделать группу работоспособной, то есть установить контакт между бессознательными базисными установками и сознательными рабочими целями.

Теоретические подходы Фоулкса и Биона к описанию процессов в терапевтических группах были во многом доработаны и сопоставлены их последователями. Можно заметить полное сходство в понимании интеракции между группой и отдельным участником у Фоулкса и между аналитиком и анализируемым у Биона. Более поздние воззрения Биона на ранние формы коммуникации между матерью и грудным младенцем, обретающие новую актуальность в отношениях между аналитиком и анализируемым в ситуации индивидуальной терапии, могут быть также полезными и для понимания процессов взаимодействия в группе.

В 1956 году Бион занимался изучением механизмов проективной идентификации. Данная концепция, впервые предложенная М. Кляйн для описания того, как младенец в параноидно-шизоидной позиции обходится с собственными агрессивными импульсами, была расширена Бионом до теории нормальной и патологической интеракции и теории развития. Его теория мышления также опирается на предположения о генезисе и функции проективной идентификации. Бион исходит из того, что у новорожденного существует врожденная диспозиция к познанию и восприятию хорошего опыта, "хорошей груди", так сказать, знание априори. Если в реальности нет никакой "хорошей груди", то реальный опыт сталкивается с врожденным ожиданием. Если хорошего опыта в целом достаточно, то ребенок, исходя из случайного отклонения между ожиданием и опытом, развивает "мысль", а впоследствии "мышление" вообще, как модус подавления. С другой стороны, развитие мыслительного аппарата может нарушаться, если реальный опыт в большой степени является негативным. "Хорошая грудь", которой нет в распоряжении у ребенка, становится плохим внутренним объектом. Ребенок развивает механизмы проективной идентификации для того, чтобы избавиться от плохого интроекта.

В дальнейшем Бионом была предложена модель "контейнирования", объясняющая материнскую функцию поглощения и нейтрализации неприятных, болезненных и пугающих переживаний ребенка. "Если младенец испытывает невыносимый страх, то он пытается справиться с ним с помощью проекции на мать. Реакция матери заключается в том, чтобы распознать этот страх и сделать все, что необходимо для смягчения страдания ребенка. Младенец переживает это так, как будто он спроецировал нечто невыносимое на свой объект, который все же оказался в состоянии сохранить это в себе и справиться с ним. Затем ребенок ре-интроецирует уже не свой первоначальный страх, а тот страх, который был модифицирован после контейнирования его матерью. Одновременно он интроецирует объект, который в состоянии сохранять страхи в себе и справляться с ними. Такое "контейнирование" страха внешним понимающим объектом является основой психической стабильности" [Сегал].

Данная функция контейнирования, которая, согласно Биону, в определенных случаях действует в терапевтической ситуации индивидуального анализа, может быть также соотнесена с тезисом Фоулкса о снижающей тревогу функции группы. Некоторые другие теоретические высказывания Биона также можно перенести на групповую ситуацию. "Мать, чувствуя любовь к своему ребенку и его отцу, в состоянии мечтательной отрешенности понимает, в чем нуждается ребенок". Бион называет это альфа-функцией матери (группы), посредством которой сырые смысловые данные ребенка, так называемые бета-элементы преобразуются в альфа-элементы – "материал для фантазий и размышлений". Аналогично этому групповой процесс можно было бы понимать как процесс последовательных проективных идентификаций отдельных участников группы, которые могут поглощаться и преобразовываться всей группой и, таким образом, ре-интернализовываться.

Сазерленд, долгие годы представлявший модель Биона в Англии, сожалеет, что Бион никогда не дискутировал с концепцией Фоулкса. Он констатирует: "Я не думаю, что Бион знал много о ней, поскольку он перестал интересоваться группами до того, как Фоулкс опубликовал свои работы. Фоулкс был убежден, что все групповые интеракции можно с пользой применять для терапии, и я думаю, что Бион воспринял бы эту позицию, если бы он больше работал в групповой терапии" [Сазерленд].

Сам Бион занимался с группами только до 1952 года и критически высказывался о терапевтической ценности своего метода. Тем не менее его основополагающие теоретические гипотезы и техника постоянно оказывали влияние на психоаналитическую работу с группами и концептуальное развитие психоаналитической групповой терапии. Гринберг, Лангер и Родриге в Аргентине представили одну из всеохватывающих концепций психоаналитической терапии, которая базируется на исходных положениях Биона, на психоанализе М. Клайн и в сильно модифицированном виде развивает бионовское видение группы как целого. По Гринбергу, важнейшим лечебным механизмом, развивающимся в группе, является идентификация в ее проективной и интроективной формах. "Выражаясь психоаналитически, мы сказали бы, что каждая личность создает себя из следующих одна за другой идентификаций, в которых сконцентрирована история ее многообразных объектных отношений. То, что действительно для индивидуума, действительно и для группы: во всех прогрессивных и регрессивных фазах осуществляется процесс идентификации". Задачей ведущего группы, как и в индивидуальном анализе, является интерпретация. "Лечебное действие исходит от терапевта, который, благодаря своей дистанцированности от происходящего в группе, в состоянии видеть подлинные конфликты, скрывающиеся за кажущимися, и делать их доступными для группы посредством интерпретаций".

В то время, как в Англии преимущественно развивается и используется исходная модель групповой терапии Фоулкса, в Германии применяется, модифицируется и развивается в первую очередь Тэвистокская модель, а также, под влиянием Аргеландера, общая модель группы как целого. Ольмайер занимается дальнейшим развитием Тэвистокской модели, при этом особый акцент он делает на групповом аспекте инфантильных неврозов. Занднер прилагает особые усилия для научного обоснования группового анализа; он представляет модель психического развития индивида в аналитических группах, которое эквивалентно повторной первичной социализации. Фингер-Трешер исследует групповые процессы на основе новых концепций нарциссизма, опираясь при этом, в особенности, на теорию Кохута.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...