Методические заметки о супервизии «троек».
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Б. Дробышевский Работа в малых группах или «тройках» является неотъемлемой частью теоретической и практической подготовки будущих гештальт-терапевтов. Обучение гештальт-терапии в долгосрочных программах организуется в форме трехдневок или сессий с периодичностью в 1,5-2 месяца. Существуют определенные факторы, ограничивающие возможность подготовки гештальт-терапевтов только лишь посредством «тематических» и «терапевтических» трёхдневок. К данным факторам относятся: неравномерное распределение рабочего времени на каждого участника группы, динамические групповые процессы, личностные особенности поведения участников группы и т.д. Влияние данных факторов на учебный процесс снижается, когда участники программы еженедельно работают в малых группах или «тройках». Как правило «тройка» представляет собой устойчивую во времени малую группу из трёх (четырёх) человек – участников долгосрочной программы подготовки гештальт-терапевтов. Каждый участник в процессе работы выступает в роли «терапевта», «клиента» и «наблюдателя». Существуют два подхода к организации работы «троек». Согласно первому из подходов в тройке формируются устойчивые пары «терапевт-клиент». Согласно второму подходу роли в течение одной встречи меняются, то есть не существует постоянных пар «терапевт-клиент». У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Так при первом подходе участники приобретают опыт долгосрочных терапевтических отношений, они научаются «быть» рядом с клиентом. При реализации второго подхода к плюсам можно отнести возможность работы с разными терапевтами, «по-новому» взглянуть на привычные темы, проработать сложные, конфликтные отношения. Организация теоретической и практической подготовки гештальт-терепевтов в форме малых групп или троек имеет под собой ряд оснований, главным из которых является поэтапное овладение будущим гештальт-терапевтом собственной профессиональной позицией. Так, будущий терапевт, находясь в роли «клиента», приобретает способность осознавать, переживать и размещать чувства, сигнализирующие об актуальных потребностях. Находясь в роли «терапевта», помимо предыдущей способности, участник программы научается отслеживать, как те или иные реакции, слова, жесты, интервенции, интенции влияют на контакт с клиентом, формируют либо разрушают доверительные отношения. В роли «наблюдателя» будущий терапевт отслеживает феномены, происходящие в контакте терапевта и клиента, старается заметить реакции, интенции, остающиеся вне поля осознавания терапевта. Задача наблюдателя важна еще и тем, что с его помощью расширяется «фон» терапевтической сессии. Используя терминологию психоанализа, роль «наблюдателя» схожа с ролью наблюдающего «ego» терапевта. В результате долгосрочной работы в «тройках» роли «клиента», «терапевта» и «наблюдателя» интериоризируются будущим терапевтом и являются составляющими его профессиональной позиции. Таким образом, в фокусе внимания работающего терапевта находятся три области актуального взаимодействия: переживания и чувства клиента, собственные переживания и реакции, влияющие на актуальный контакт, «полевые феномены».
Супервизия работы участников «тройки» является необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих гештальт-терапевтов и, как правило, осуществляется через каждые 5-7 встреч. Она направлена на решение ряда задач: - профессионально-личностного роста каждого участника тройки; - теоретической подготовки участников тройки (процесс-анализ терапевтической сессии);
- разрешение феноменов групповой динамики (участники в реальном времени и пространстве учатся прояснять отношения, разрешать конфликты). Исходя из выше приведенных задач, необходимо сформулировать определенные требования к личности и профессиональным умениям супервизора. Во-первых, он должен обладать опытом индивидуальной и групповой терапевтической работы, который способствуют разрешению сложных динамических процессов в тройке; во-вторых, иметь опыт долговременного обучения в собственной тройке; в-третьих, знать теорию и методологию гештальт-подхода. Наверное, самое главное требование к личности супервизора заключается в том, что он с легкостью умеет ошибаться, так как процесс обучения – это постоянное обнаружение собственных ограничений и точек роста участников «тройки» и самого супервизора. Супервизор выполняет роль наблюдателя за происходящим процессом, то есть его роль чем-то схожа с ролью наблюдателя «тройки», однако, она более сложна, так как одновременно приходится удерживать во внимании составляющие и общую картину терапевтической сессии. Например, во время сессии в фокусе внимания супервизора находится контакт терапевта и клиента, после сессии ‑ контакт участников тройки, их умение проводить процесс-анализ. Динамика отношений в «тройке» влияет на процесс обучения, часто сводя его эффективность к минимуму. Появление супервизора провоцирует в «тройке» массу групповых феноменов, например: стыд за свою профессиональную несостоятельность, зависть и конкуренцию за профессиональное и личное признание, внимание. Все эти феномены требуют пристального внимания супервизора, обозначения и разрешения. Отчасти функция супервизора на данном этапе работы тройки чем-то схожа с функцией ведущего динамической группы. Пример. Работа в тройке. Участник в роли «наблюдателя» после сессии резко и негативно высказывается по поводу эффективности и успешности работы «терапевта». Терапевт начинает активно отстаивать своё видение происходящего в сессии, его поддерживает «клиент». Вместе они атакуют «наблюдателя». Роли меняются наблюдатель из «агрессора» становится «жертвой». Ситуация накаляется, участники разговаривают на повышенных тонах. Супервизор останавливает процесс обсуждения, проясняет, что происходит между участниками «тройки». Взаимодействие участников напоминает классический треугольник «жертва-спасатель-преследователь». Супервизор замечает, что наблюдает похожее взаимодействие уже не первый раз в данной «тройке» и предлагает прояснить отношения участников в формате терапии. Следующая сессия была посвящена прояснению отношений.
Существуют различные модели супервизии работы в «тройках», в зависимости от индивидуального стиля работы супервизора. Мы не претендуем на «универсальность» ниже предложенной модели, а лишь попытаемся описать опыт, который, возможно, поспособствует эффективной супервизии будущих гештальт-терапевтов. Последовательность работы, которой мы придерживаемся при супервизии работы участников «троек» имеет следующий вид: работа терапевта и клиента, эмоциональная обратная связь, процесс-анализ сессии, супервизия терапевта. Эмоциональная обратная связь со стороны наблюдателя и супервизора помогает прояснить те феномены сессии, которые остались за гранью осознавания терапевта и клиента. Очевидно, что в учебной ситуации, да и в терапевтической работе, находясь в контакте, чрезвычайно сложно улавливать и распоряжаться множеством феноменов, которые возникают в данный момент времени. В то же время, данные феномены составляют целостное «поле» терапевтической сессии и оказывают влияние на весь ход терапии. Пример. Клиент рассказывает о сложных отношениях со старшей сестрой, сестра постоянно «манипулирует клиентом», говорит, как ему поступать, что одевать, с кем встречаться и т.д. Терапевт выбирает стратегию работы, направленную на отреагирование чувств клиента, предлагает эксперимент, занимает активную позицию. События разворачиваются стремительно, сессия заканчивается досрочно. Клиент благодарит терапевта. После сессии наблюдатель и супервизор испытывают схожие чувства: находятся в растерянности и недоумении от несоответствия формы и содержания сессии, остаётся слишком много вопросов, главный из которых «Что это было»? В процессе разбора сессии выясняем, что за гранью осознавания остались переживания боли, стыда, связанные с вкладом клиента в построение такого типа отношений, а также актуальный контакт клиента и терапевта, где эти отношения были проиграны заново. Эти удержанные переживания, а также актуальный контакт вызвали у наблюдателя и супервизора чувства растерянности и неудовлетворенности сессией.
После эмоциональной обратной связи переходим к процесс-анализу терапевтической сессии. Модель процесс-анализа обычно заимствуется из тематических сессий базовой программы подготовки гештальт-терапевтов. Она включает следующие элементы: - наблюдение и анализ фигуры, чувств, цикла контакта удовлетворения потребности, форм прерывания контакта; - наблюдение и анализ динамики и структуры self; - феноменологическое наблюдение за происходящим взаимодействием между терапевтом и клиентом. Если строго исходить из феноменологического подхода, то проведение процесс-анализа является в некоторой степени «интуитивным» занятием, так как мы не можем утверждать, а можем лишь предполагать, что происходит между терапевтом и клиентом в актуальном контакте. Опора только лишь на феномены происходящие в контакте терапевта и клиента при проведении процесс-анализа возможна при высокой степени осознанности, которая достигается посредством долгих лет занятий терапией как в роли клиента, так и в роли терапевта. Однако процесс-анализ осуществляется не только с опорой на феноменологические наблюдения, но и с помощью мыслительных операций: анализа и синтеза. Например, зная о функциях чувств, и наблюдая телесные проявления клиента и терапевта, наблюдатель может отметить в сессии те моменты, где вербальные и невербальные реакции терапевта противоречили друг другу. Поэтапный анализ сессии, где клиент выступает в роли «эксперта» позволяет развивать не только мышление, но и своеобразную терапевтическую интуицию, исходя из единства аффекта, интеллекта и поведения (ссылка). Следует несколько слов уделить форме процесс–анализа и роли супервизора. Задача супервизора – это создание определенной учебной среды, где участники «тройки» могут спорить, ошибаться, аргументировать собственное мнение и оспаривать мнение супервизора. Главный вопрос, который задаёт каждый участник «тройки» – это вопрос «Почему»? Разумеется, гештальт-терапия не наука, поэтому аргументировать собственное мнение в ходе процесс-анализа не так просто, однако, это возможно. Например, если наблюдать за реакциями терапевта и клиента, а так же за распределением энергии в сессии, отслеживании «точек» роста и спада энергии. Разумеется, аргументы необходимы не только участникам «тройки» при обосновании своего мнения, но и самому супервизору.
Часто после проведения процесс-анализа картина сессии и собственные точки «роста» становятся очевидными для терапевта, и супервизия становится излишней. Однако супервизия каждого терапевта – необходимый этап супервизии работы участников «тройки». Вследствие ограниченного времени супервизия самого терапевта имеет несколько специфическую форму. В качестве ориентира для супервизии мы используем высказывание известного норвежского гештальт-терапевта Даана Ван Баалена: «Лучшее, что мог сделать терапевт, он сделал в терапевтической сессии». Поэтому мы опираемся на ресурсную модель супервизии, то есть терапевт самостоятельно пытается понять, что ему удалось в этой сессии. Данная модель не исключает и «точек роста» терапевта, то есть ответов на вопросы: «Чтобы он сделал по-другому, по какой линии двигался вместе с клиентом и т.д.?» Наиболее сложная задача для супервизора в этот момент – это выбор языка общения с терапевтом, так как часто участники программ, несмотря на долгие объяснения о цели супервизии, рассматривают её как оценку своей работы, причем оценку среди коллег. В данном контексте всегда существует риск оказаться с терапевтом в зоне его неосознавания, то есть в месте, где терапевт болезненно чувствителен к оценкам окружающих. Нередко попадание в данную «зону» приводит к регрессу терапевта, он пытается занять для себя более безопасную позицию «клиента». Уже само понимание данного факта терапевтом и супервизором часто помогает обозначить пути выхода из данной ситуации. В дальнейшем, супервизор вместе с терапевтом двигается «малыми шагами» в сторону обретения терапевтической позиции, без решения глобальных задач по профессиональному развитию терапевта. Выбор языка описания опыта супервизии «троек» сложен, ввиду ярко выраженного обучающего компонента данной работы. Гештальт-терапия – это искусство, но и как при обучении игре на музыкальных инструментах, прежде чем играть «от души», необходимы упорные годы репетиций. Надеемся, данная статья окажется полезной для тех, кто овладевает искусством гештальт-терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|