Виды источников по истории Беларуси.
Виды источников по истории Беларуси. По способу фиксирования информации выделяют источники: письменные (документальные и повествовательные). К документальным относят законодательные акты (правовые акты, привилегии, судебники, 3 Статута ВКЛ (1529, 1566, 1588 гг. ), переписи населения, материалы делопроизводства). К повествовательным (летописи (Повесть временных лет ХІІ в. ), Радзивилловская летопись, хроники Быховца, слова Кирилла Туровского, Слово о полку Игореве, Библия Ф. Скорины, Туровское Евангелие, мемуарная публицистика). Устные-фольклор (сказки, легенды, пословицы, шутки). Звуковые-песни, обрядовая и внеобразовательная поэзия. Вещественные-материалы археологии, нумизматики, геральдики труды выдающихся историков и этнографов: Я. Карский (3-томник" белорусы" ) В. Игнатовский (Краткий очерк истории Беларуси) библиотечные материалы и фонды современные научные журналы: " Вестник БГМУ", " БГЧ", " наследие", " вести НАНБ". Особого внимания заслуживают летописи. Наша история с 10 по 14 вв. отражено в общерусских летописях: " Повесть временных лет". Первым белорусской летописью, дошедшей до нас, считается " летопись великих князей литовских " (20-е гг. 15 в. ), в котором отражены события 14-нач. 15 в. Еще раньше была составлена Полоцкая летопись (наверное, была сожжена в Софийском соборе, который жег в 1710 году Петр и).
2. Старажытнае насельніцтва на беларускіх землях. Асноўныя канцэпцыі паходжання беларускага народа.
1. Древнее население на белорусских землях. Первыми людьми в Беларуси были неандертальцы. Остатки их культуры оказались у деревень Светиловичи (Ветовского р-на), Абидовичи (Быховского р-на) и Подлужья (Чечерского р-на). Они жили там в период между 100 и 40 тыс. лет назад. Полное заселение территории Беларуси произошло примерно 10 тыс. лет назад.
Самая древняя стоянка человека каменного века находится возле деревни Юровичи (Калинковичского р-на), где найдены остатки костра, каменные орудия труда, вещи, изготовленные из бивня мамонта. Второе древнее поселение – Бердыж (Чечерский р-н). Здесь обнаружены остатки четырех полуземлянок и пяти Расселение славян в Европе приобрело массовый характер во время так называемого Великого переселения народов в конце V — начале VII в. Славяне занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Шли с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам. Вместе с тем во многих местах на территории Беларуси жили балты. Поэтому долгое время наблюдалось смешанное проживание славян с балтами. Затем балты окончательно слились со славянами, произошла славянизация балтов. В VI—VII вв. славяне разделились на три большие группы: западные, южные, восточные (последние являются предками современных белорусов, украинцев, русских). В VIII—IX вв. на территории Беларуси сложились племенные объединения восточных славян. Кривичи – полочане расселились по течению Западной Двины. Существует литературная гипотеза, будто их название могло возникнуть от слова «кровные», то есть «близкие по крови». Кривичи появились в результате славянизации балтов — смешения пришлых славянских с местными балтскими племенами. Южными соседями полоцких кривичей были дреговичи, жившие между Припятью и Двиной. Наиболее распространено мнение, что их название происходит от слова «дрыгва» болото, среди которого они и жили, ведь в древности Припятское Полесье было почти сплошным огромным болотом. Соседями дреговичей были радимичи, осевшие на реке Сож. Восточные славяне постепенно осваивали территорию Беларуси и к X в. стали ее основным населением. Для обозначения общности всех восточных славян историки используют название древнерусская народность.
2. Основные концепции происхождения белорусского народа. Нет единого взгляда и по вопросу о предках белорусов. В XIX в. появились польская и великорусская концепции, отрицавшие существование самостоятельного белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси якобы не было самостоятельного славянского языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рыпинский и др. ) считали белорусский язык диалектом польского языка, а белорусов – частью польского этноса. Авторы великорусской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский и др. ) утверждали, что Беларусь – это часть великорусской этнической территории, а белорусский язык – диалект русского языка. Ошибочность этих концепций доказана исследователями белорусского языка. В начале XX в. появилась кривичская концепция, основанная на ошибочном представлении о том, что предками белорусов были кривичи. Авторы концепции М. Погодин, В. Ластовский и другие отождествляли белорусов и кривичей и предлагали называть белорусов кривичами, а Беларусь – Кривией. Ошибочность этой концепции заключается в том, что кривичи занимали только северную и центральную части территории современной Беларуси. А как же возникло южнобелорусское население? На этот вопрос кривичская концепция ответа не дает. Нет в данной концепции и объяснения того, почему на части территории, занимаемой кривичами, позже сформировалась великорусская народность. Однако самая большая ошибка кривичской концепции заключается в хронологическом несоответствии исчезновения кривичей и появления белорусского этноса. Кривичи исчезли до середины XII в., а белорусы как этнос к этому времени еще не сформировались. Особую популярность приобрела балтская теория этногенеза белорусов. Согласно этой теории смешение славян с до-славянским населением – балтами – привело к возникновению белорусского этноса. Балты, таким образом, сыграли роль субстрата (подосновы) в этногенезе белорусов. Автор теории археолог В. Седов делает данный вывод на основании того, что многие элементы белорусской культуры и языка имеют балтское происхождение. Однако В. Седов не учел, что эти элементы присущи как славянам, так и балтам, они индоевропейского происхождения. Балты были предками не непосредственно белорусов, а восточноевропейских сообществ – кривичей, радимичей и дреговичей.
Существует и финская концепция происхождения белорусов. Ее автором является писатель И. Ласков. На основании того, что некоторые реки и озера, расположенные на территории Беларуси, имеют названия финского происхождения (Двина, Свирь и др. ), он считает, что предками белорусов могли быть финны. Однако для такого вывода нет научных оснований. Финноязычное население на территории Беларуси жило в глубокой древности и было ассимилировано не славянами, а древними балтами, расселившимися в Понемонье, Подвинье и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Беларуси явились субстратом не белорусов, а древних баллов. В 1950-е гг. советский этнограф С. Токарев обосновал новую концепцию. Ее суть заключается в следующем. В результате смешения разных сообществ – кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, полян, вятичей и других – в Среднем Поднепровье в IX–X вв. в границах Киевской Руси сформировалось новое восточноевропейское этническое сообщество – древнерусская народность. Во второй половине X в. утвердилось и общее название этой территории – Русь. Среднее Поднепровье стало называться Русской землей, киевские князья – русскими князьями. Затем в процессе распада Киевской Руси распалась и древнерусская народность. В результате образовались три родственных народа: русский, белорусский и украинский. В начале 1990-х гг. новую концепцию возникновения белорусов разработал историк-этнограф М. Пилипенко. Он считает, что в результате широкого расселения славян и смешения их с восточными балтами образовались не белорусы, а первоначальные восточнославянские этнические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX–X вв. Затем в конце X – начале XI в. вместе с другими восточнославянскими сообществами кривичи, дреговичи и радимичи консолидировались в новое общеславянское этническое сообщество, для которого были характерны общий восточно-славянский язык, единая материальная и духовная культура. С трансформацией первоначальных этнических славянских сообществ в общеславянское древнее сообщество их территории стали общей этнической территорией, получившей название Русь. Именно с этого времени по отношению к территории Беларуси, как и к соседним восточнославянским землям, начало употребляться название Русь, а население стало называться русами, русичами, русинами, русскими.
С момента своего формирования этническая территория Русь никогда не была однородной. Она делилась на регионы, не совпадавшие с прежними этническими территориями первоначальных восточнославянских этнических сообществ. Со временем, в результате интенсивных этнических процессов на основе взаимодействия восточнославянского населения, с одной стороны, и смешения их с отдельными группами невосточноевропейского населения, с другой стороны, на широкой территории, размещенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, в конце XV – середине XVI в. сформировался новый комплекс культуры и связанная с ним система языка. Все это свидетельствовало о появлении новой, восточнославянской этнической территории, которая получила название Белая Русь. Жители этой территории стали называться белорусами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|