3. Этнічная і нацыянальная самасвядомасць беларусаў у ХІV – ХХ стст. Беларускае нацыянальнае адраджэнне ў пачатку ХХ ст.
3. Этнічная і нацыянальная самасвядомасць беларусаў у ХІV – ХХ стст. Беларускае нацыянальнае адраджэнне ў пачатку ХХ ст.
1. Этническое и национальное самосознание белорусов. В ХІV-ХVІ вв. земли современной Беларуси оказались в составе полиэтнического государства - Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Пребывание в границах ВКЛ способствовало закреплению у наших предков тех этнических особенностей, которые сложились еще в период Древней Руси, а также обусловило приобретение новых традиций, вызванных западноевропейским культурным влиянием. В процессе складывания белорусской народности большую роль играла православная церковь, так как в то время происходило совмещение и взаимодополнение религиозного и этнического самосознания. Быть русином означало в первую очередь быть православным. Киевская митрополия проводила активную миссионерскую деятельность, и если литовец или татарин принимал православную веру, то он становился “русским”. В городах и деревнях можно было встретить русинов не только на землях Руси, входивших в ВКЛ, но и на западных литовских территориях. Русины вместе с литовцами защищали эти населенные пункты от нападений крестоносцев, и крестацкие хроники об этом неоднократно вспоминают. В столице ВКЛ-Вильнюсе-в начале ХVІ В. было 14 православных храмов и 8 католических костелов. Термины " русь", ”русины " использовались для самоидентификации не только православными ВКЛ, но и православными в восточнославянских княжествах, подпавших под власть Золотой Орды (Московское, Тверское и т. д. ). Также “русь " жила на территории Польши (бывшее Галицкое княжество). Но внутри ВКЛ прослеживается тенденция, когда” русинами “называли только своих православных, а единоверцев в соседних государствах – ” москалями “или”львовянами.
Высокий уровень развития культуры наших предков способствовал тому, что старобелорусский язык (тогда его называли “русским”) стал официальным в ВКЛ и использовался в рамках государства в качестве средства общения между славянским, балтским, татарским и другим населением. Разговорный старобелорусский язык употреблялся при великокняжеском дворе и среди бояр почти с самого начала основания ВКЛ. На актовом старобелорусском языке писали великие князья от Витовта до последнего самостоятельного великого князя литовского-Сигизмунда Августа. В ХV в. язык наших предков уже четко отличался от языка Московской Руси, так как имел свои лексические, орфографические и грамматические особенности. В ХVІ-начале ХVІІ в. произошли существенные изменения в положении старобелорусского языка в ВКЛ: более престижными начали считаться латынь и польский язык. В 1630-1640-е гг. в делопроизводстве стал доминировать польский язык, который с 1697 г. становится государственным языком ВКЛ. В ХVІ В. происходят изменения и в самоидентификации образованного населения ВКЛ. Если раньше Русин-всегда православный, то теперь это мог быть и католик, и протестант. Изменения были связаны с распространением ренессансной антропологической культуры и реформаторских идей: Русин мог принять другую веру, но остаться русином. Реформационный период терпел недолго и закончился Контрреформацией: в конце ХVІ В. большинство протестантов, среди которых преобладали бывшие православные, не вернулись к вере предков, а начали переходить в католичество. Элита посылала своих детей учиться в образовательные учреждения (прежде всего иезуитские), где доминировала пальщизна, что способствовало языковой полонизации высшего сословия ВКЛ. Наблюдается отождествление католичества с польскостью: католик-это обязательно еще и носитель польского языка.
В отличие от элиты, простое население, как и прежде, имело представления о том, что первоначальным признаком русинов является православие. Но в 1596 г. состоялась Брестская церковная уния: иерархи православной церкви приняли решение о ведении римскому папе (при сохранении в богослужении греческих обрядов). Произошел раскол” русского народа " на тех, кто поддерживал унию (униаты), и тех, кто выступал против нее (дезуниты). С тех пор русский человек мог быть как православный, так и униат. Распространение униатства сопровождалось насилием в отношении православных. До Люблинской унии (1569 г. ) в границах Великого Княжества Литовского находились территории современной Украины, Беларуси и Литвы. По решению Люблинского Сейма была создана Федеративная Речь Посполитая (объединение ВКЛ и Короны Польской), но земли современной Украины отошли к Польше. В результате были созданы предпосылки для разделения русинов на отдельные части – предков современных украинцев и белорусов. И на Украине, в низовье Днепра, возникло казацкое военно-политическое сообщество, которое позже старалось создать свое государство. " Белой Русью" в начале XVIII в. называли земли ВКЛ к востоку от реки Березина (Подвинье и Поднепровье). Этот термин использовался и раньше: например, папский нунций в 1581 г. вспоминал о вторжении московитов во время перемирия на территорию “Белой Руси”, и это был регион Полоцка, Орши, Витебска, Могилева, Мстиславля. С течением времени местное православное население стали называть " белорусами“, которые держались своей”белорусской веры". Но потом, когда на протяжении веков шло распространение униатства среди населения, “белорусами " стали называть всех представителей греческого обряда – как православных, так и униатов. В середине XVIII в. ВКЛ оказалось в эпицентре военных действий. Во время войны с Московским царством (1654-1667 гг. ) были разрушены многие города и городки Беларуси, ее население оккупантами принудительно вывозилось в Москву. Наихудшие последствия это имело для развития белорусских городов, так как их покинули ремесленники и мастера высокого уровня. В результате белорусский этнос потерял собственное мещанство. Действия московитов привели к крайне резкой антиправославной реакции со стороны руководства Речи Посполитой. Правовое положение некатоликов быстро ухудшалось, и местная шляхта почти вся приняла католицизм, а с ним и польскую идентификацию. (Хотя, заметим, шляхта ВКЛ - " литвины “ – отличала себя от шляхты Польши - ”кореняжей". ) Итак, в XVIII в. белорусский этнос стал народом с неполноценной социальной структурой – народом почти насквозь крестьянским: в городах стало доминировать иноэтническое (еврейское и др. ) население, а шляхтичи выглядели как представители другой веры и польской культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|