Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.Белорусское национальное возрождение в 20в.




Идейным предвестником Белорусского национального возрождения начала ХХ в. выступал руководитель восстания 1863-1864 гг. К. Калиновский (1838 1864). Взгляды К. Калиновского на будущее Беларуси наиболее концентрированно и четко сформулированы в “мужицкой правде”, в которой ярко проявился талант К. Калиновского как публициста. Многие исследователи считают, что ”мужицкая правда " очень сильно повлияла на становление белорусского литературного языка, показав его красоту и силу.

Эпоха восстания родила на свет одного из главных будителей Белорусского национального сознания в XIX в. - Ф. Богушевича, белорусского поэта, которого называют отцом национального возрождения. Он впервые объявил проблему языка как основную проблему национального существования белорусов и считал его основным признаком отличия белорусов от других народов. Особого внимания заслуживает публицистика белорусских народников 1880-х гг., которая помогает лучше разобраться в истоках современной белорусской идеи. Таким образом, белорусские народники сыграли свою роль в истории Беларуси.

В белорусском движении появились два крыла: ” католическое“ с ориентацией на Западную Европу, и прежде всего на Польшу, и ”социалистическое" с ориентацией на Россию. Частично эти отрасли объединились в рамках Белорусской социалистической громады, созданной в начале ХХ в. в Петербурге.

В 1902 г. в Петербурге был создан ”Круг Белорусской Народной просветы и культуры", основателями которого были петербургские студенты белорусского происхождения братья и. и А. Луцкевичи, а также В. Ивановский. Целью " Круга" была публикация белорусскоязычных произведений белорусских авторов. В 1903 г. этими же людьми в Петербурге создается Белорусская Революционная громада (БРГ), чуть позже, в 1904 г., она меняет название и начинает называться Белорусская социалистическая громада (БСГ).

Первым печатным органом белорусского движения была газета " Наша Доля". В газете преобладала информация социальной направленности. Перманентные изъятия издания уничтожили ”Нашу Долю". Газета " Наша Ніва" с начала своего выхода четко отмежевалась от “нашей доли”, включив в свое название выражение “первая белорусская газета с рисунками”.

Газета сделала огромный вклад в создание нормализованной литературного белорусского языка, научной терминологии. Благодаря " Нашей Ниве" происходило становление белорусской литературно-художественной критики, публицистики, фольклористики. Ее сотрудники изучали народный быт и домашние ремесла, проводили организационную и научную работу по исследованию истории белорусской культуры и ее тогдашнего состояния. При газете хранилась уникальная коллекция Ивана Луцкевича, на основе которой позже будет создан Белорусский музей в Вильнюсе.

Многие сотрудники " Нашей Нивы “принимали активное участие в создании музыкально-драматических кружков и организации”белорусских вечеринок". На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались литературные произведения, ставились пьесы.

" Нашенивцы" причастны к разработке идейных основ автономии Беларуси в составе Российской империи. Определены основные формы государственного устройства – республиканская форма управления, упразднение сословий, широкое местное самоуправление по образцу Великого Княжества Литовского. Как на полосах " Нашей Нивы", так и в более поздний период лидеры Белорусского национального движения видели возрождение белорусской государственности на основе восстановления в какой-то форме белорусско-литовского ВКЛ.

Вместе с этим, ориентируясь в первую очередь на крестьянство, еженедельник должен был признать, что крестьяне в начале ХХ в. еще были не готовы участвовать в политике, а тем более отстаивать белорусские интересы, поэтому редакция на последних думских выборах поддерживала “краевую” интеллигенцию, выступавшую за идею автономии белорусско-литовского края, признавая, таким образом, приоритет национального подхода над социальным. Можно утверждать, что для " нашенивцев" нация и государственность были важнее классовости, хотя они и имели социалистические взгляды.

Развитие и расширение национального движения прекрасно иллюстрируется развитием белорусского книгоиздательства в начале ХХ в. Одной из важных особенностей белорусского книгопечатания являлся вопрос шрифта. Выбор стоял между кириллицей и латиницей. В результате довольно длительного параллельного сосуществования обоих шрифтов Белорусская национальная интеллигенция постепенно осознала необходимость выбора одного алфавита для белорусского языка. Этот выбор был сделан в 1912 г. редакцией газеты” Наша Ніва " в пользу кириллицы. Что, безусловно, сказалось на книгопечатании. Что касается отдельных издательств, то безусловным лидером являлось белорусское издательство в Петербурге ”заглянет солнце и в наше оконце". Стоит также отметить Белорусское издательское общество, которое просуществовало 2 года.

Таким образом, сформированное вокруг “Нашей Нивы” белорусское национальное движение достигло достаточно хороших результатов в своей деятельности. Более того, именно благодаря “нашенивскому” сообществу белорусское движение за 16 лет (1902-1918) сумел превратиться из студенческого кружка в национальную элиту, которая в 1918-1920 гг. взяла на себя управленческие функции национального масштаба. " Наша Нива" в начале ХХ в. фактически создала идейный фундамент возрождения белорусской государственности. Разработала базовую национальную идеологию. Суть ее в том, что белорусы – это народ, имеющий свою давнюю и славную историю, а, значит, и политические права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...