Настоящие отцы, настоящие мужчины. Доверительные отношения отцов и детей
"У меня есть пара хороших приятелей, на которых я могу положиться в каких-то мелких вопросах. Но если случается что-то серьезное или мне плохо, я илу к человеку, который на самом деле все понимает и который реально может помочь,- к моему папе". Тайлер Уильяме, 12 лет.
Особая роль отца
Отцы - это не матери мужского пола. Отношения между отцом и сыном, как нам известно, чрезвычайно важны в жизни мальчика, но они не всегда выглядят так, как отношения между матерью и сыном. Отцы находят свой собственный способ учить, направлять и играть со своими мальчишками.
Увлеченность. Как отцы играют с мальчиками
С самого раннего возраста мальчиков отцы обнаруживают особое умение разнообразить игры, расширять сферу игровой активности мальчиков и учить их испытывать и выражать определенные эмоции. Исследования показывают, что в то время как матери стремятся успокаивать детей и защищать их от излишней стимуляции, отцы обычно стараются пробуждать эмоции и стимулировать мальчиков, подбадривать их, увлеченно с ними играть. В своем исследовании взаимодействий между отцами и детьми профессор Росс Парк из Риверсайд-центра исследований семьи Университета Калифорнии обнаружил, что отцы так же восприимчивы к сигналам малышей, как и матери, хотя их стиль общения с сыновьями совершенно иной. Профессор Парк установил, что когда отцы проводят время наедине со своими маленькими мальчиками, они демонстрируют уникальное умение вызывать у малышей эмоциональные переживания, разнообразные по своей интенсивности, и помогать малышам привыкать к разного рода людям и социальным ситуациям. Когда малыши начинают ходить, папы еще более усиливают стимуляцию, активизируя эмоциональную систему мальчиков играми типа догонялок или борьбы. Мартин Гринберг, детский психиатр, охарактеризовал эмоциональную включенность отца в жизнь новорожденного как "занятость". Я называю активную игру отца с сыном "увлеченностью", потому что, по моим наблюдениям, ребенок оказывается увлечен любящим, веселым вниманием своего отца, а отца увлекают реакции сына.
Этот отцовский дар - его замечательное умение вызывать разнообразные эмоциональные реакции у сына - бесценен для мальчиков. С отцами мальчики учатся переживать разнообразные виды деятельности в социально приемлемой форме. Фактически, те мальчики, с которыми в раннем детстве самозабвенно играли отцы, в подростковом возрасте реже нуждаются в руководстве взрослых для того, чтобы справиться со сложными чувствами и умеют выходить из эмоционально сложных ситуаций вежливо, в социально приемлемой форме.
Преимущества игр с отцом. Учимся читать чужие эмоции
Несмотря на то, что некоторые бурные папины игры - то, что психиатр из Гарварда Джим Херцог называет "игры камикадзе" - сводят мам с ума, исследования показывают, что эти игры, это полное сумасшествие способствует развитию детей, потому что мотивирует их (и это особенно важно для мальчиков) учиться регулировать и переживать свои чувства в процессе взаимодействия со значимым взрослым, осознавать эти чувства яснее, адаптироваться к разнообразным сложным социальным контекстам. Как происходит это обучение? Энергичная и оживленная игра с отцом заставляет мальчика учиться распознавать эмоции отца. "Папа шутит или он действительно собирается устроить кавардак?" - спрашивает себя мальчик, пытаясь по выражению лица и жестам определить настроение отца. Также игры с отцом вынуждают мальчика учиться передавать свои изменчивые эмоциональные состояния взрослым и другим детям. "Эта потасовка зашла стишком далеко?" - может он спросить себя. Если так, мальчик начинает плакать. "Стало скучно?" - может он спросить. Если так, мальчик начнет показывать, что ему требуется большая стимуляция.
И, вероятно, самое главное: во взаимодействии с отцом, мальчик учится "слушать" свои собственные внутренние эмоциональные состояния, определяя, являются ли они слишком сокрушительными, неконтролируемыми, приемлемыми или невыносимыми.
Управление эмоциями
Игры с отцом совершенствуют важные эмоциональные навыки. Поскольку отец убеждает сына попробовать занятия, в которых проверяются пределы его возможностей и расширяется его эмоциональность, мальчик чувствует себя в силах менять что-то вокруг себя, анализируя свои чувства и транслируя эти чувства родителям и другим взрослым. Как объяснил девятилетней Брэдяи в одном из моих недавних проектов: "Когда мы с папой играем, мы бегаем и скачем, иногда мы боремся, и тогда кто-то из нас останавливается, должен остановиться. Иногда это я, и иногда я смеюсь, а иногда плачу. Но это здорово, потому что в школе я не боюсь никого и ничего, и я почувствую, если зайду слишком далеко". Эти первые уроки управления эмоциями могут иметь жизненно важное значение. Они влияют на будущую способность справляться с фрустрацией, ориентироваться в новых обстоятельствах, преодолевать трудности в решении учебных задач. Еще важнее, что они связаны, как выяснил Росс Парк и другие ученые, с умением мальчиков устанавливать социальные контакты и в ситуации соперничества прибегать к коммуникации и сотрудничеству вместо борьбы. Скажем проще: игровые потасовки между отцом и сыном, которые, вероятно, раздражают маму, на самом деле - основы будущей способности мальчика управлять своей агрессией и умения заменять силовые методы эмоциональной компетентностью и сотрудничеством. Как пошутил Джей Белски из Университета штата Пенсильвания: "Если бы Адам был лучшим отцом, у Каина и Авеля все могло бы сложиться иначе".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|