Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советский период рекламной деятельности




После Революции 1917 г. коммерческая реклама практиче­ски исчезла, на передний план выдвинулась пропаганда, имеющая безапелляционные, агрессивные формы. Всевоз­можные транспаранты преимущественно красного цвета, пла­каты с политическими лозунгами завоевывают улицы россий­ских городов и других населенных пунктов. Образцом подоб­ного стиля является листовка, выпущенная новой властью ти­ражом в 100 тыс. экземпляров в 1921 г., текст которой сводится

1См.: Бархатова Е. Русские «аллюзионисты»//Наше наследие. 1991. № 3. С. 153-158.

к утверждению: «Крестьянину надо сохранить свои деньги и накоплять их понемногу в сберегательной кассе!...»1.

Наиболее характерным примером политической рекламы этого периода являются «окна РОСТА» яркие выразитель­ные плакаты с короткими рифмованными подписями, призывами и лозунгами, которые выпускались Российским телеграф­ным агентством и наряду с телеграфными известиями, сводка­ми с фронтов, декретами и другими обращениями власти раз­мещались в витринах магазинов и других организаций Москвы.

После гражданской войны были образованы рекламные агентства: «Промреклама», «Связь», «Рекламтранс». Став­шее известным агентство «Мосторгреклама» размещало свои объявления не только в традиционных СМИ и в наружной рекламе, но также использовало для этих целей стенды гости­ниц, театров, транспортные средства.

Плакаты издавались художественным отделом РОСТА при участии выдающегося советского поэта В. Маяковского. По су­ществу, он возглавлял группу сотрудников, в состав которой входили художники Черемных, Малютин, Лавинский, Моор, Нюренберг. Всего сам Маяковский подготовил около 3 тыс. та­ких плакатов, из которых в архивах сохранились около полови­ны2. Поэт создал новый стихотворный и художественный стиль плаката, составляющими которого стали простота, лако­ничность, максимальная доходчивость. Он писал обо всем: о заготовке дров, о сборе железного лома, о чистоте на улицах, о голоде в Поволжье. Но всегда находил необычные сравнения, метафоры, невиданные ранее формы соединения текста и гра­фики.

Сохранилась афиша 1920 г., текст которой иллюстрирует удивительные возможности Маяковского по привлечению внимания, созданию гротесковых, иногда шокирующих рек­ламных образов:

1История денежных реформ в России. XVI-XX вв. Каталог историко-документальной выставки М.: Федеральная архивная служба России, РГЭА, Государственный исторический музей, 2002. С. 54.

2См.: Владимиров СВ., Молдавский Д.М. В.В. Маяковский. Л.: Просве­щение, 1974. С. 46-56.

 

 

«В воскресенье, 12 декабря в 3 часа дня 150 000 000

1. Митинг людей, зверей, паровозов, фонарей и пр.

2. Город на одном винте, весь электро-динамо-механический.

3. Вильсон и Иван.

4. Вторая Троя.

5. Может быть, Октябрьской революции сотая годовщина. Может быть, просто изумительное настроение»1.

«Окна РОСТА» просуществовали всего несколько лет. Но В. Маяковский продолжал до 1922 г. делать плакаты для Главполитпросвета на темы: продналог, борьба с голодом и труддезертирством, проблемы кооперации и развития торговли.

Классикой коммерческой рекламы Маяковского стали строки: «Нигде кроме как в Моссельпроме!». Грандиозная жи­вописная реклама художника Родченко с этим слоганом Мая­ковского была нанесена на штукатурку торцевой поверхности многоэтажного дома в Москве, со стороны его восьмиэтажной части. Кроме своеобразных фресок на стене дома были закреп­лены фанерные щиты с художественно решенными рекламны­ми обращениями. Рекламировались дрожжи, папиросы, пиво и воды, печенье, конфеты, шоколад. Процветающий трест «Моссельпром», включавший пивоваренные и спирто-водочные за­воды, а также кондитерские и табачные фабрики, стал этало­ном рекламной деятельности Советской России в период крат­ковременного подъема рыночных отношений.

Москва эпохи нэпа пестрела рекламными плакатами Маяковского2.

1. Текст рекламного плаката «Резинотреста»: «Лучше сосок

не было и нет —

Готов сосать

до старости лет.»

2. Образцовый школьник с рекламного щита прославлял продукцию «Мосполиграфа»:

1См.: Владимиров СВ., Молдавский Д.М. В.В. Маяковский. Л.: Просве­щение, 1974. С. 51. 2Там же. С. 55-56.

«Я первый по успехам и прилежности. Я здесь покупаю письменные принадлежности.»

Непритязательные, нарочито примитивные стихи своей не­обычной рифмой, точностью образов и характеристик рекла­мируемой продукции привлекали и удерживали внимание потенциальных покупателей. На международной художествен­но-промышленной выставке в Париже в 1925 г. поэт В. Мая­ковский и художник В. Родченко за цикл плакатов были награждены серебряными медалями.

Возрождение коммерческой рекламы связано с краткосроч­ным всплеском рыночных отношений в 20-е годы XX в. Рекла­ма снова становится красочной, яркой и нацеленной на потре­бителя — хотя многие приемы и формы рекламы уже утеряны и в основном используются печатная реклама и рекламное оформление вывесок и витрин магазинов. В это же время в го­сударственных организациях можно встретить оригинальную форму рекламы: совмещение чисто коммерческого обраще­ния с политико-пропагандистскими лозунгами.

Это время соответствовало периоду новой экономической политики (нэпа), объявленной советской властью в целях воз­рождения разрушенной экономики страны. С 1921 по 1930 г. в стране были частично восстановлены рыночные отношения, в форме концессий стал допускаться иностранный капитал.

В конце 1920 г. в Москве был образован первый в мире Ин­ститут по изучению народнохозяйственных конъюнктур (Конъюнктурный институт). До 1928 г. его возглавлял выдаю­щийся российский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев, более всего известный в мире как автор теории длинных волн. В институте проводились работы по построению теории совре­менного рынка, были заложены методологические основы па­нельных исследований, разработана и усовершенствована ме­тодика потребительской корзины, в развитие однофакторных моделей теории спроса Энгеля были построены и изучены многофакторные уравнения рыночной среды (уравнения Слуцкого). Деятельность Конъюнктурного института

можно фактически рассматривать как деятельность пер­вого в мире аналитическо-маркетингового центра. Однако в конце этого десятилетия новая экономическая политика была свернута, восторжествовали принципы жесткого излишне цен­трализованного планирования, присущие социально-экономи­ческой системе командно-административного типа. В 1928 г. Н.Д. Кондратьев был отстранен от руководства институтом, в последующем репрессирован, а после восьмилетнего тюремно­го заключения в 1938 г. был расстрелян. Конъюнктурный ин­ститут был расформирован в 1930 г., тогда же были свернуты исследования рыночной среды.

Во время короткого периода частичного возврата к рыноч­ным отношениям в советской России был реализован реклам­ный проект, по-видимому, до сих пор не имеющий аналога в мире. В 1925 г. режиссером Яковом Протазановым был снят (и в последующем вышел на экраны) фильм «Закройщик из Торжка». Этот фильм (продолжительностью около часа) заду­мывался как рекламная акция по пропаганде облигаций го­сударственного займа.

В комедийном фильме снимались выдающиеся российские актеры: А. Кторов, И. Ильинский, В. Марецкая, О. Жизнева. Действие в не­мом кино сопровождалось подстрочным текстом. Сюжет картины вращается вокруг выигрыша в 100 тыс. руб., выпавшего на облигацию государственного займа № 906102.

Эффект от этой акции превзошел все ожидания, население не только с большим доверием стало относиться к облигациям государственно­го займа, но восприняло сам фильм как шедевр киноискусства. Инте­рес к этому произведению не потерян до сих пор благодаря мастерст­ву режиссера, прекрасному юмору, динамичному сюжету и блестящей игре актеров.

В конце 20-х годов Совет Народных Комиссаров принял Декрет о государственной монополии на размещение объявле­ний в средствах массовой информации (СМИ) — реклама сразу же становится блеклой, однообразной, навязчивой и безальтернативной. Она посвящена подписке на советские газеты и журналы, приобретению билетов государственного

займа, призывам к участию в различных лотереях и другим по­добным мероприятиям.

Но и в это время все же появлялись интересные образцы рекламы, в основном, имеющей политический характер. Этим феноменом была оригинальная находка художников-рекла­мистов, связанная с росписью фарфора и фаянса1. Фигурки революционных матросов, солдат, рабочих, крестьян, мастер­ски выполненные и раскрашенные, «встали на службу» новому режиму.

«Пролетарии всех стран соединяйтесь!», «Борьба родит ге­роев», «Кто не работает, тот не ест», «Ум не терпит неволи» и многие другие лозунги периода революции 1917 г. сыграли роль политической рекламы в обеспечении большевистского переворота:

«Благословен труд свободный» — надпись на тарелке В.П. Белкина (1920 г.). В центре фигура сеятеля и радуга — знак доброй погоды и ясного неба. Веселые краски, движение мазков, разгоняющих крас­ные, синие, охристые цвета — все это придает рекламному воспри­ятию черты правдивости и сопричастности.

В более поздние годы рекламные политические лозунги так­же продолжали украшать советский фарфор и фаянс. Напри­мер, при всей убогости советского общепита, лозунги на тарел­ках упрямо гласили: «Через общепит к коммунизму!», «Обще­ственное питание — путь к социализму!». Политическая рекла­ма и пропаганда того периода помогали советской власти в строительстве мифов, которым не было равных в новейшей ис­тории.

В годы Второй мировой войны отечественные средства мас­совой информации были сконцентрированы на борьбе с фаши­стской агрессией, что выражалось в широком распространении печатных средств пропагандистского и политического характе­ра. Для этой цели используются радио и другие средства мас­совой коммуникации. В этот период широкую известность по­лучило коллективное творчество мастеров политического

1См.: Лансере А.К. Советский фарфор. Л.: Художник РСФСР, 1974.

плаката художников М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Их манере свойственны острота и законченность сю­жета, лаконичность и точность выбора изобразительных средств, злободневность и четкость текста.

Художники работали под псевдонимом «Кукрыниксы», составленно­му по первым слогам фамилий. Примером их творчества служит пла­кат следующего содержания, выпущенный после разгрома фашист­ских войск под Сталинградом. На плакате дано карикатурное изобра­жение Гитлера в женском платке, плачущего и подпирающего скло­ненную голову рукой, на фоне карты со схемой в виде кольца, символизирующего окруженную немецкую армию. Текст плаката гласит: «Потеряла я колечко... (а в колечке — 22 дивизии)» (1943 г.).

В послевоенные годы появились крупные и многофункцио­нальные рекламные организации при Аэрофлоте и Министер­стве культуры, затем при Министерствах рыбного хозяйства, химической, легкой, текстильной промышленности. На Украи­не была создана «Укрторгреклама». В середине XX в. в СССР было образовано мощное и влиятельное объединение «Союз-торгреклама», основными функциями которого были оказание помощи в оформлении интерьеров и экстерьеров государст­венных магазинов и других торговых точек, красочное оформ­ление выставок и ярмарок, реклама товаров, изделий и услуг на внутреннем рынке страны. В последующем эта организация была преобразована в «Союзрекламу». Параллельно, для об­служивания предприятий-экспортеров, было учреждено госу­дарственное ведомство «Внешторгреклама». В функции этой организации входили: оказание информационной поддержки экспортерам, их подготовка к участию в международных вы­ставках и ярмарках, качественное изготовление различных ви­дов рекламной продукции. Кроме того, для обслуживания рек­ламной деятельности кооперативных организаций была созда­на «Коопторгреклама» («Роскоопторгреклама»).

В эти годы начал выходить и приобрел значительную попу­лярность журнал «Реклама». Стали практически ежегодно про­водиться выставки и ярмарки рекламных технологий и уст­ройств. На них специализированные рекламные организации и предприятия заключали договоры с хозяйствующими субъек-

 

 

тами на рекламное оформление их сбытовой деятельности. В некоторых городах появились специализированные комбинаты по разработке и производству рекламного оборудования.

Однако и в связи с этими организационными изменениями роль рекламы в стране была незначительна, она не явля­лась серьезным инструментом хозяйственной деятельно­сти, воспринималась как нелепый элемент администриро­вания в условиях отсутствия не только конкуренции, но зачастую и самих товаров. В условиях экономики дефицита реклама представлялась большинству граждан в виде навязчи­вого фарса. При вдумчивом подходе странно было читать рек­ламные обращения такого характера, как например: «Летайте самолетами Аэрофлота!» или «Храните деньги в сберегатель­ной кассе!». Как будто в этот период можно было летать само­летами других авиакомпаний или пользоваться иными пункта­ми сбережения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...