Современная российская реклама
Только в 90-х годах XX в. реклама, в связи с переходом к новым условиям хозяйствования и развитием преимущественно рыночных отношений, снова стала во многом соответствовать той роли, которую она должна играть в рыночной среде. Эта роль — участие в как можно более полном и быстром удовлетворении запросов и нужд потребителей. Этапы совершенствования рекламы. С 1991 по 1995 г. — время становления рекламы в постсоветский период. В данный период в основном на стохастической основе формировались различные формы рекламной деятельности. Специалистов переводной и отечественной литературы по рекламе было явно недостаточно. Рыночные отношения развивались далеко не гладко. В обществе происходили процессы расслоения, частичной маргинализации и криминализации. Значительные средства попали в руки людей, которые отнюдь не поражали уровнем интеллекта и образования, но пытались все вопросы хозяйственной деятельности, в том числе рекламного характера, решать самостоятельно. В результате реклама была в боль-
шинстве случаев или чрезмерно грубой, наивной и даже примитивной, или напротив — при найме специалистов из сферы чистого искусства, чрезмерно утонченной и художественной, | решая задачи только имиджевого характера. С 1995 по 1998 г. — период укрепления современной отечественной рекламы. В рекламную сферу стали приходить интеллектуалы, выброшенные из стагнирующих в этот период, но ранее престижных областей хозяйства: физики, работники оборонных предприятий, инженеры из других сфер производства, обладающие высоким уровнем образования, адаптивностью и способностью к освоению новых видов деятельности. I Уровень рекламы сразу значительно повысился, она стала более функциональной и содержательной.
С 1998 по 2000 г. — период качественного роста современной отечественной рекламы. После дефолта в 1998 г. предпринимателями осознается необходимость экономии средств рекламной деятельности, в связи с чем у рекламодателей появляется интерес к ее количественной оценке, повышению качества и в конечном итоге — к эффективности рекламных кампаний. Это в свою очередь трансформируется в повышение уровня маркетинговых и рекламных исследований, их освещение в специализированной печати, создание отечественных и привлечение серьезных зарубежных методик по разработке и проведению рекламных кампаний. В это же время происходит окончательное становление корпуса специалистов рекламного дела. Реклама становится более профессиональной и качественной. Примерно с 2000 г. начинается новейший период рекламной деятельности, для которого характерно в целом синхронное развитие основных средств и форм рекламы в России по отношению к остальным странам мира. Это, конечно, не исключает определенных особенностей в российской рекламе, которые связаны со специфическими характеристиками аудитории и в основном имеют те же черты, о которых говорилось ранее. Это — больший уровень культуры, духовности, нравственности, ассоциативности, использование мягкого юмора, примеров известных, хорошо узнаваемых образов, нестандартных жизненных ситуаций.
В настоящее время происходят процессы глобализации. Мир стремительно меняется, что выражается в постепенном переходе к новому технико-экономическому укладу, в совершенствовании ресурсной и технологической базы производства, в углублении преимущественно рыночных отношений в мировом масштабе, их социализации, лавинообразном развитии средств массовой коммуникации. В связи с этим можно проследить новые основные тенденции в развитии рекламы: с одной стороны, реклама, впитывая лучшие достижения ее творцов в разных странах, нивелируется, как бы проявляет свой космополитический характер; а с другой — ее нацеленность на вполне определенные конкретные рыночные сегменты и ниши обусловливает необходимость учета верований, традиций и других особенностей среды обитания конечных потребителей.
Реклама все больше проникает в сферы, отличные от коммерческой, опосредовано влияя на процессы в этих некоммерческих сегментах общественной жизни. И одновременно, она меняется сама, причем не только технологически, но и содержательно: становится более социальной, гибкой, интересной и глубокой. Очевидно, в этих основных направлениях и будут происходить процессы развития рекламной деятельности в ("нижайшее время. Вопросы для обсуждения и задания: 1. Назовите и опишите основные этапы эволюции рекламы и России. 2. Опишите основные формы российской дореволюционной рекламы. 3. В чем состоит роль фотографии в рекламе? 4. Раскройте роль В. Маяковского в рекламной деятельности. 5. Какие рекламные организации были созданы в стране после Великой Отечественной войны? 6. Опишите современный период развития российской рекламы. 7. Если вы сможете отыскать какие-либо рекламные обращения более чем десятилетней давности, сравните их с современными рекламными объявлениями и найдите в них общие и специфические черты.
ТЕСТЫ: 1. В эволюции развития рекламного дела в России в качестве проторекламной продукции в XVII в. ученый В.М. Музыкант рассматривает: а) элементы ярмарочной торговли в традициях зрелищного балагана и скоморошничества; б) потешные листки, или народные картинки, лубки; в) короба и специальные расписные лотки.
2. Конклюзии — это: а) прямоугольный или треугольный рекламный планшет на месте продажи, выполняемый из пластика, картона или бумаги; может вывешиваться в витринах, проходах между стеллажами, на стенах торгового зала; б) вращающаяся конструкция, внутри которой посетитель выставки, ярмарки или какой-либо другой организации, рекламирующей товар или услуги, попадает в многомерное виртуальное пространство, заполненное соответствующими сценарию образами и действиями;
в) соединение гравированного изображения с текстом приглашения (на академический диспут или придворный праздник), излагающего программу намеченного события; вбирает в себя два расслоившихся впоследствии рекламных жанра: зрелищная (концертная, театральная, цирковая) афиша и театральная программа.
3. Первые печатные объявления, рассчитанные на достаточно большую аудиторию, публиковались в: а) «Коммерческой газете», «Биржевых ведомостях», «Комиссионере»; б) «Ведомостях» — Петра I, «Санкт-Петербургских ведомостях» — издании Российской академии паук, «Московских ведомостях» — Московского университета; в) «Русском паломнике».
4. Из материалов исследований российских ученых следует, что наиболее авторитетное рекламное агентство XIX в. в России: а) Т-ва Издательского Дела «Копейка»; б) Центральной конторы объявлений «Торгового дома Метцель и К°»; в) Банкирского дома Захария Жданова.
5. Характерными чертами российской рекламы начала XX в. являлись: а) красочность графического исполнения; б) точность в обозначении адреса рекламодателя; в) практическое отсутствие обнаженной натуры или других сюжетов, способных поколебать моральные устои общества. 6. Выпуск первой российской художественной открытки связан с именем: а) промышленника Т. Эйнема; б) издателя И. Степанова; п) художника Г. Кондратенко.
7. Аллюзионисты — это: а) фотографы, которые посредством использования некоррегированной линзы или «монокля» печатали снимки на бумаге, хромированной гуммиарабиком с примесью краски, употребляли различные комбинации «масляной» печати, для которой были характерны нерезкие, размытые силуэты, искусственное изменение цвета, игра светотеней и другие аналогичные эффекты для получения мягкого снимка; б) фотографы, технологически добивающиеся улучшения качества изображения, его резкости и контрастности, а также облегчения всего процесса фотографирования в целом.
8. В процессе развития рекламного дела в России после гражданской войны были образованы рекламные агентства:
а) «Укрторгреклама»; б) «Мосторгреклама»; в) «Союзторгреклама».
9. Во время периода новой экономической политики (нэпа), объявленной советской властью в целях возрождения разрушенной экономики страны, был реализован следующий беспрецедентный рекламный проект: а) поэтом В. Маяковским создан плакат художественного отдела РОСТА; б) режиссером Яковом Протазановым снят фильм «Закройщик из Торжка»; в) художниками М.В. Куприяновым, П.Н. Крыловым, Н.А. Соколовым («Кукрыниксы») созданы плакаты-шаржи.
10. Период развития современной российской рекламы принято считать: а) с 1991 г. в связи с переходом к новым условиям хозяйствования и развитием преимущественно рыночных отношений; б) с 1995 г. в результате повышения уровня рекламы из-за привлечения к рекламной деятельности интеллектуалов, обладающих высоким уровнем образования, адаптивностью и способностью к освоению новых видов деятельности; в) с 2000 г. как результат синхронного развития основных средств и форм рекламы в России по отношению к остальным странам мира.
ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|