Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Социология старения.




Социогеронтологические теории. Социальные проблемы лю­дей пожилого возраста, их социальный статус, место в современ­ном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с дру­гими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических иссле­дований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область со­циологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литера­туре. Практически отсутствуют синтетические исследования, учи­тывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронто­логии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания.

Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном меж­дутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметрич­ной по отношению к геронтосологии выступает социология моло­дежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалисти­ческий подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.

Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависи­мости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем пер­вый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не толь­ко не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.

И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская груп­па, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определен­ным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долго­жители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-


му положению. Классификация социальных проблем каждой соци­альной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.

Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: ин­дивида, малой группы, и группы социальной структуры.

На первом уровне ведутся исследования эволюции личнос­ти с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личност­ную характеристику пожилого человека, рассматриваются его по­ведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликт­ных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), ана­лизируются изменения потребностей, интересов и ценностных ори­ентации.

На втором уровне исследуется место, роль и функции пожи­лого человека в производственном коллективе, в сообществе сосе­дей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.

Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-зна­ковые события в жизни общества, проводит анализ государствен­ной политики по отношению к пенсионерам.

Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформаль­ный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершенно­летие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрас­тные нормы.

Неформальные возрастные нормы определены не так чет­ко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку имено­вать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого хо­лостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Суще­ствует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Соци­альные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их прини­мать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.


Как и другие социально-демографические группы (напри­мер: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциа­цию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в об­ществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформирован­ной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат аме­риканским социологам.

Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимо­действия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще назы­вают "теорией освобождения", потому что старение якобы "осво­бождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязатель­ствами обществу.

Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одни­ми возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мне­нию автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди мо­лодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они про­являют личностное отвращение и неприязнь к старению, болез­ням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, мо­лодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.

Польский социолог Хелена Издебская собрала высказыва­ния двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к де­душкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили непри­язнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответ­ственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно занимать­ся государство, общество, а не близкие родственники. Многие зая­вили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-


вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распро­страненная среди студентов Ростовского университета анкета, по­казала иной подход в отношениях к пожилым людям и собствен­ным дедушкам и бабушкам.

Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались сле­дующим образом:

1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник, знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.

2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".

3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают чер­ты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как зас­луживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.

4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой уста­новкой.

5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому челове­ку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.

6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими дру­зьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - зна­чит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня дос­тойные друзья и достойные дедушка и бабушка".

7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие".


8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?

а) прислушиваетесь;

б) "пропускаете мимо ушей";

в) просите оставить вас в покое.

Ответы на этот вопрос распределились примерно равно меж­ду всеми тремя вариантами.

Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характер­ной чертой массового сознания в России.

Теория активности выступает как альтернативная к преды­дущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраня­ют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячес­ки сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исклю­чить их из общества.

Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожи­лом возрасте приоритет остается за активностью, в старости воз­никает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты за­висимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем ус­тановление хронологических границ не имеет смысла, так как вступ­ление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал созда­ние поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, ко­торую они освоили прежде, распредметили её и считают своей соб­ственной. Она действительно может объединять людей в опреде­ленную группу, с привычными нормами морали, поведения, тради­циями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшеству­ющих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую


группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.

Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.

Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес­
кой систематизации.

Ни одна из названных теорий не дает реального представ­ления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.

По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняю­щими проблемы старения и старости могут быть положения тео- рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из раз­личных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.

Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимо­приспособления индивидов, являющимся важнейшим условием су­ществования и развития общества. Для пожилого человека это при­способление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старо­сти, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, об­щество должно приспособиться к тому, что значительной его час­тью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный ха­рактер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-


ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.

В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязы­вают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает воз­можность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.

Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На пер­вой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людь­ми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает пра­вила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает при­нятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обре­тает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевремен­ность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждев­ременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек ока­зывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведе­ния равносильно раннему старению, запаздывание в осознании соб­ственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".

Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности обще­ства к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид счи­тал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно ут­верждать, что адаптация общества к новой демографической ситу­ации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь не­обходимый сегодняшней России.

Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-


рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достига­ет вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны мил­лионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авто­ры называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.

Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вож­дей по истечении должного срока или при первых признаках дрях­лости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публи­цист-сатирик Паркинсон.

Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и от­кланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хро­нологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не про­стая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде".

Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с фран­цузского означает -"отборное", в социологии этот термин употреб­ляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей полити­ческой власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (поли­тическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни насту­пает прежде, чем в социальной.

Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бо­напарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Прези­дентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Пре­зидент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной


коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.

Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соот­носятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, пони­мали в России.

Средняя продолжительность жизни характеризует продол­жительность жизни всего населения в целом. В различных соци­альных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения по­казатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.

В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".

В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронта­ми", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним­бами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-влас­тителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."

В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-


стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны­ми задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Зако­нах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совер­шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме­ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато­на старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс дока­зывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымы­сел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современ­ного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.

Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея­теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельно­сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со­здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне су­ществует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я зай­мусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле­нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ­ства.

Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль­но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче­стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра­ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани­мает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, ува­жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" са­мым эффективным методом управления страной, потому что страна


- это большая семья. У

В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.

Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин -
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".

Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.

По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрас­тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.

Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс


современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна­ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст­ротой".

Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе­реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин­дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе­ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.

В связи с таким раскладом общественных сил, западные со­циологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре­вращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большин­ством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отно­шений поколений, в том числе рационального сочетания во власт­ных структурах людей старшего и молодого поколений.

Количественный рост группы пожилых людей придал ей осо­бое качественное положение в обществе, она стала реальной поли­тической силой как специфическая социальная группа. Американс­кий социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старо­сти - серьезным политическим аргументом. Следует обратить вни­мание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чи­стое выражение социального чувства.... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождеств­лять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встре­чается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не уви­деть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отме­чает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что боль­шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде­ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминания­ми о счастливых "прошлых временах".

Однако консерватизм не тождественен пассивности в поли­тической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в


выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастны­ми категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.

Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое обще­ство движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложив­шиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и ре­гулировать социальные изменения.

В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.

В еще никем незабытые времена наша страна жила под ло­зунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы меди­цинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братс­кой партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых со­судов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.

Если бы кто-нибудь рискнул предложить кому-то из них "от­дохнуть от ратных дел", то они были бы вправе ответить: "Ничего страшного, ведь мог же параноик тридцать лет строить социализм и мы будем строить". Впервые такой диагноз Сталину поставил невропатолог профессор Владимир Бехтерев и в ту же ночь скон­чался. Для параноидального психоза характерны бредовые идеи, мании власти, величия и преследования, садизм, в то же время боль- ные умеют удачно маскировать свое аномальное состояние и окру- жающие ничего не подозревают. Особенно, если за такие подозре- ния можно легко лишиться жизни. Уже после смерти Сталина, че-рез много лет, проанализировав факты биографии и поведения, диагноз был подтвержден психиатрами. Можно утверждать, что


аналогичными отклонениями страдали и другие вожди коммунис­тических стран, но по настоящему страдали от их недугов не они, а их народы.

Бывший директор Института общей и судебной психиатрии им. Сербского академик Г.В.Морозов в интервью газете "Совер­шенно секретно" (N 1,1996) поведал, что его услугами психиатра пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе и сам Брежнев, что ему удалось вылечить и "вернуть в строй" одного из первых лиц, у которого были нарушения памяти вследствие атерос­клероза. "За это меня наградили золотой медалью'', - похвалился эскулап.

Самое большое место в упомянутой книге Е.И.Чазова за­нимает описание пациента Л.И.Брежнева и изменений его личнос­ти по мере старения. Доктор считает, что патологические измене­ния в функциях центральной нервной системы Леонида Ильича, которые привели к определенной деградации личности, начались примерно лет за десять до его кончины. В последние семь лет боль­ной лидер вовсе потерял не только нити управления страной, спо­собность к критической оценке ситуации в стране, но и утратил критическое отношение к самому себе. Все это было связано с ак­тивным развитием атеросклероза сосудов мозга. Поведение боль­ного колебалось от приступов сентиментальности со слезливостью до приступов агрессивности с руганью и обещаниями отправить врачей лечить трудящихся Сибири. С конца 70-х врач-академик диагностирует распад личности с длительными состояниями невме­няемости, астении и депрессии.

Толпа карьеристов, взяточников, бездельников из ближне­го окружения постоянно возглашала "величайшему политическо­му деятелю эпохи" осану, которая легко ложилась в психически ис­кореженном сознании царя-коммуниста на манию величия. В ре­зультате он уверовал в собственную непогрешимость и необыкно­венную прозорливость. Соратники были хорошо осведомлены о деградации личности "вождя", но подхалимаж давал им возмож­ность сладко жить.

На какой бы ступени иерархической лестницы ни находил­ся старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - "Не­нужность".

Можно выделить мужской и женский тип поведения в усло­виях утраты "собственной потребительной стоимости", когда че­ловек оказывается невостребованным. Но это не означает, что все


мужчины ведут себя по "мужскому типу", а женщины - по "женско­му". Иногда случается, как на бал-маскарадах: женщины обретают "мужской тип", мужчины - "женский"

Большинство женщин справляются с чудовищем "Ненуж­ность" благодаря своей покорности и находчивости. Семейные пря­чутся от него в нескончаемости домашних дел. Одинокие объеди­няются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защи­щаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ища спасение в других фантомах и призраках, которые якобы спо­собны доказать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существования может стать получение Грамоты кого угодно - хоть домоуправления, хоть общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придир­ками к домашним, выступлениями на собраниях, а если собраний нет, то выкриками на митингах, на крайний случай - в трамвае. Для генерального секретаря опровержением ненужности становится очередное или внеочередное самонаграждение орденом, медалью, лауреатским значком, появлением на телеэкране.

Обуреваемый политическими амбициями лидер вопреки плохому состоянию здоровья пытается пересилить себя, казаться в глазах народа сильным и здоровым. Причем, это интернациональ­ный феномен. Чазов упоминает о ситуации, связанной с визитом в СССР больного Президента Франции Жоржа Помпиду. В этом спис­ке и отягощенный различными старческими недугами Президент США Р.Рейган.

Еще один "мужской способ" продемонстрировать свою "не­увядающую молодость" - женщины. Пагубное влияние на судьбу Брежнева, а через него на всю страну, оказывала некая медсестра Н. Медсестра стала коммунистической Мессалиной, а "вождь" -императором Клавдием. Он, как и Клавдий, предавался шумным пирам, подолгу говорил, ему внимали приближенные, не осмели­ваясь его перебивать.

И владыки мира, и смерды одинаково шалят в детстве и чу­дят в старости.

Итак, когда завершается возраст лидера? Проще всего было бы ответить так: "Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздох­нут с сожалением, а не с облегчением" или "Лучше уйти на год рань­ше,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...