Глава III. Социология старения.
Социогеронтологические теории. Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область социологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литературе. Практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания. Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном междутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметричной по отношению к геронтосологии выступает социология молодежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалистический подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости. Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависимости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем первый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не только не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.
И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская группа, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно- му положению. Классификация социальных проблем каждой социальной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями. Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: индивида, малой группы, и группы социальной структуры. На первом уровне ведутся исследования эволюции личности с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматриваются его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликтных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), анализируются изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации. На втором уровне исследуется место, роль и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье. Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-знаковые события в жизни общества, проводит анализ государственной политики по отношению к пенсионерам.
Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформальный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершеннолетие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрастные нормы. Неформальные возрастные нормы определены не так четко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку именовать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого холостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Существует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы. Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре. Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам. Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу. Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.
Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо- вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распространенная среди студентов Ростовского университета анкета, показала иной подход в отношениях к пожилым людям и собственным дедушкам и бабушкам. Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались следующим образом: 1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник, знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно. 2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".
3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают черты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как заслуживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное. 4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой установкой. 5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому человеку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%. 6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими друзьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - значит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня достойные друзья и достойные дедушка и бабушка". 7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие". 8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков? а) прислушиваетесь; б) "пропускаете мимо ушей"; в) просите оставить вас в покое. Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя вариантами. Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам. Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров. Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, которую они освоили прежде, распредметили её и считают своей собственной. Она действительно может объединять людей в определенную группу, с привычными нормами морали, поведения, традициями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшествующих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах. Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола- Приходится констатировать, что существующие социоло- Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов. По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняющими проблемы старения и старости могут быть положения тео- рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из различных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии. Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимоприспособления индивидов, являющимся важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный характер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен- ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов. В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязывают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии. Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждевременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведения равносильно раннему старению, запаздывание в осознании собственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло". Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности общества к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид считал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно утверждать, что адаптация общества к новой демографической ситуации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь необходимый сегодняшней России. Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со- рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достигает вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны миллионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авторы называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям. Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вождей по истечении должного срока или при первых признаках дряхлости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публицист-сатирик Паркинсон. Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и откланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не простая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде". Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с французского означает -"отборное", в социологии этот термин употребляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей политической власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (политическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни наступает прежде, чем в социальной. Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бонапарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Президентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Президент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной коляске, Политическая старость не тождественна старости демог- Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соотносятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, понимали в России. Средняя продолжительность жизни характеризует продолжительность жизни всего населения в целом. В различных социальных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения показатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями. В истории старости отношения "старики и власть", на пер- В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронтами", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-властителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..." В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ- стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природными задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Законах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту умеренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране. Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного деятеля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне существует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я займусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государства. Призывом почитания предков - живых и умерших - буквально пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в качестве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении занимает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, уважению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" самым эффективным методом управления страной, потому что страна - это большая семья. У В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство- Не следует забывать, что античные старейшины были на- Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрастная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе. Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой". Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть переход от преимущественно аграрного труда к преимущественно индустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского населения, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости. В связи с таким раскладом общественных сил, западные социологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и превращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большинством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отношений поколений, в том числе рационального сочетания во властных структурах людей старшего и молодого поколений. Количественный рост группы пожилых людей придал ей особое качественное положение в обществе, она стала реальной политической силой как специфическая социальная группа. Американский социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старости - серьезным политическим аргументом. Следует обратить внимание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чистое выражение социального чувства.... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождествлять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встречается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не увидеть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отмечает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что большинство престарелых занимают консервативные позиции и разделяют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминаниями о счастливых "прошлых временах". Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастными категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна. Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое общество движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложившиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и регулировать социальные изменения. В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность. В еще никем незабытые времена наша страна жила под лозунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы медицинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братской партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых сосудов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей. Если бы кто-нибудь рискнул предложить кому-то из них "отдохнуть от ратных дел", то они были бы вправе ответить: "Ничего страшного, ведь мог же параноик тридцать лет строить социализм и мы будем строить". Впервые такой диагноз Сталину поставил невропатолог профессор Владимир Бехтерев и в ту же ночь скончался. Для параноидального психоза характерны бредовые идеи, мании власти, величия и преследования, садизм, в то же время боль- ные умеют удачно маскировать свое аномальное состояние и окру- жающие ничего не подозревают. Особенно, если за такие подозре- ния можно легко лишиться жизни. Уже после смерти Сталина, че-рез много лет, проанализировав факты биографии и поведения, диагноз был подтвержден психиатрами. Можно утверждать, что аналогичными отклонениями страдали и другие вожди коммунистических стран, но по настоящему страдали от их недугов не они, а их народы. Бывший директор Института общей и судебной психиатрии им. Сербского академик Г.В.Морозов в интервью газете "Совершенно секретно" (N 1,1996) поведал, что его услугами психиатра пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе и сам Брежнев, что ему удалось вылечить и "вернуть в строй" одного из первых лиц, у которого были нарушения памяти вследствие атеросклероза. "За это меня наградили золотой медалью'', - похвалился эскулап. Самое большое место в упомянутой книге Е.И.Чазова занимает описание пациента Л.И.Брежнева и изменений его личности по мере старения. Доктор считает, что патологические изменения в функциях центральной нервной системы Леонида Ильича, которые привели к определенной деградации личности, начались примерно лет за десять до его кончины. В последние семь лет больной лидер вовсе потерял не только нити управления страной, способность к критической оценке ситуации в стране, но и утратил критическое отношение к самому себе. Все это было связано с активным развитием атеросклероза сосудов мозга. Поведение больного колебалось от приступов сентиментальности со слезливостью до приступов агрессивности с руганью и обещаниями отправить врачей лечить трудящихся Сибири. С конца 70-х врач-академик диагностирует распад личности с длительными состояниями невменяемости, астении и депрессии. Толпа карьеристов, взяточников, бездельников из ближнего окружения постоянно возглашала "величайшему политическому деятелю эпохи" осану, которая легко ложилась в психически искореженном сознании царя-коммуниста на манию величия. В результате он уверовал в собственную непогрешимость и необыкновенную прозорливость. Соратники были хорошо осведомлены о деградации личности "вождя", но подхалимаж давал им возможность сладко жить. На какой бы ступени иерархической лестницы ни находился старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - "Ненужность". Можно выделить мужской и женский тип поведения в условиях утраты "собственной потребительной стоимости", когда человек оказывается невостребованным. Но это не означает, что все мужчины ведут себя по "мужскому типу", а женщины - по "женскому". Иногда случается, как на бал-маскарадах: женщины обретают "мужской тип", мужчины - "женский" Большинство женщин справляются с чудовищем "Ненужность" благодаря своей покорности и находчивости. Семейные прячутся от него в нескончаемости домашних дел. Одинокие объединяются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защищаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ища спасение в других фантомах и призраках, которые якобы способны доказать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существования может стать получение Грамоты кого угодно - хоть домоуправления, хоть общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придирками к домашним, выступлениями на собраниях, а если собраний нет, то выкриками на митингах, на крайний случай - в трамвае. Для генерального секретаря опровержением ненужности становится очередное или внеочередное самонаграждение орденом, медалью, лауреатским значком, появлением на телеэкране. Обуреваемый политическими амбициями лидер вопреки плохому состоянию здоровья пытается пересилить себя, казаться в глазах народа сильным и здоровым. Причем, это интернациональный феномен. Чазов упоминает о ситуации, связанной с визитом в СССР больного Президента Франции Жоржа Помпиду. В этом списке и отягощенный различными старческими недугами Президент США Р.Рейган. Еще один "мужской способ" продемонстрировать свою "неувядающую молодость" - женщины. Пагубное влияние на судьбу Брежнева, а через него на всю страну, оказывала некая медсестра Н. Медсестра стала коммунистической Мессалиной, а "вождь" -императором Клавдием. Он, как и Клавдий, предавался шумным пирам, подолгу говорил, ему внимали приближенные, не осмеливаясь его перебивать. И владыки мира, и смерды одинаково шалят в детстве и чудят в старости. Итак, когда завершается возраст лидера? Проще всего было бы ответить так: "Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздохнут с сожалением, а не с облегчением" или "Лучше уйти на год раньше,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|