Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.




Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческо­го общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон кон­фликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуж­дение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с но­вой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отра­зил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Вели­кие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками.

Известная история Ветхбго завета рассказывает об отноше­ниях Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. За не­почтительное отношение Ной проклял Хама, а его потомство об­рек быть рабами у братьев своих. Хамство навсегда переплелось с рабством и холуйством. Холуй послушен и покорен до тех пор, по­куда он находится в какой-либо зависимости, но стоит ему почув­ствовать свою независимость, как маска вежливости и лести срыва­ется. Хам обретает силу, которую направляет прежде всего против ослабевшего хозяина.

К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездо­ленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Кто их выг­нал из дому?. Или все старики бездетны? Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно на­деяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.

Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на камен­ных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти бу­дет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.

Можно выделить два типа отношения к старикам: геронто-фобия, или "линия Хама", и геронтофилия, или "линия Сима-Иафе-та". По тому, какая из линий является господствующей, можно су­дить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - пос­ледние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за


социальное, материальное, психологическое, одним словом комфор­тное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязан­ность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со сто­роны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно клас­сифицировать по простейшему, но вечному основанию - отноше­нию родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.

Рассмотрим лишь геронтофильные варианты отношений. Так ли уж они безоблачны и бесконфликтны? Существует генети­ческая память, которая подсказывает, что в прошлые времена се­мья была под властью старшего мужчины, а всем домашним бытом управляла старшая женщина. При рассмотрении отношений "отец-сын" и "мать-дочь" нельзя не упомянуть мнение психологов-фрей­дистов о комплексах Эдипа и Электры. Это застарелое, подсозна­тельное соперничество сына с отцом и дочери с матерью способно сохраняться всю жизнь. В мужчине до позднего возраста бунтует тот самый мальчик, который подавляет в себе всякое женское нача­ло и стремится доказать, что он и его мать не единое целое. Экзис­тенциалист Ж.-П.Сартр, напротив, полагал, что свободными и та­лантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца. "Хороших отцов не бывает - таков закон..." (Слова. М., 1966).

Сама система отношений подвергается инволюционному из­менению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Ро­кировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют вся­кую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать. Возможно эта ситуация стара, как мир: ещё Пла­тон иронизировал по поводу стариков, которые "привыкают упо­добляться ребенку и стращать своих сыновей". Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необхо­дим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя,


то проигрывают оба. В стране Лапута Гулливер встретил удиви­тельных обитателей: головы у всех были скошены направо или на­лево, один глаз смотрел внутрь, другой - прямо вверх, к зениту. Каж­дого знатного лапутянина сопровождал слуга (по туземному - клай-меноле) с наполненным воздухом пузырем. Этими пузырями они напоминали господину, что надо поздороваться, не стукнуться го­ловой об столб, не упасть в канаву. Порой взрослые дети обрекают себя на роль клайменоле и превращают любимых стариков в кри­вых лапутян. Бессмысленно стараться отгородить пожилого чело­века ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни се­мьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности. Руководствуясь философским афоризмом Э.Фромма о том, что для того, чтобы любить ближнего, как самого себя, нужно прежде уметь любить себя, следует понять, что пожилой человек, потерявший уважение к себе, теряет уважение к окружающим.

Самарские геронтологи установили интересный факт: состо­яние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самосто­ятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родствен­ников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно ("Популярная энциклопедия пожилого чело­века"/ Под ред. Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева).

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высо­ким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддержи­вается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным эти­кетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...