Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Здоровье и социальное поведение.




Гериатрия. Практически в нашей стране нет ни гериатри-ческих поликлиник, ни врачей этой специальности. Так, в Ростовс­кой области, согласно официальной статистики, - почти 16 тысяч врачей более двух десятков специальностей. Гериатров в этом пе­речне - нет. Ростовский медуниверситет не ведет подготовку гери-атров. Хотя не требует доказательства абсолютная истина - лече­ние пожилых людей, как и детей, имеет свою серьезную специфику. Гериатр и педиатр - сходные профессии, пациенты и того, и друго­го требуют учета их возрастных особенностей. К особенностям ста­реющего организма, требующего необходимой корректировки, от­носятся гетерохронность, гетеротопность и гетерокинетичность. Гетерохронность - означает различия во времени наступления вре­мени старения различных органов и тканей. Гетеротопность - вы­раженность процесса - неодинаковая для разных органов и для раз­ных структур одного и того же органа. Гетерокинетичность - раз­личная скорость развития возрастных изменений организма.

Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Но болезни случающиеся в старости протекают на фоне названных особенностей. Геронтолог И.В. Давыдовский писал: "Старость не является болезнью в современном понимании этого слова. Старость, как правило болезненна... Эта болезненность естественна в том смысле, что она отражает естественные, сущностью старения обус­ловленные недуги старости". ("Геронтология"). Протекание забо­леваний в этом возрасте имеет замедленный и замаскированный характер, с пониженным порогом чувствительности, уменьшением резервные возможностей организма и повышением вероятности инфекционной восприимчивости.

Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. "Синдром Плюшкина". Физиологические особенности стареюще­го организма значительно усложняют диагностику. И отсюда две ошибки в подходе к лечению пожилых людей: с одной стороны, -стремление списать все заболевания на преклонный возраст, с дру­гой - абсолютное игнорирование возрастной специфики.

Об ошибке первого типа. В начале века врач и этнограф Г.И.Попов создал интереснейшую книгу "Русская народно-быто­вая медицина". Об этой книге нельзя сказать "написал": она вобра­ла в себя мудрость и поверия русской деревни "из первых рук". "Сре­ди естественных причин болезней (признаваемых в народе - В.А.),-


замечает Попов,- есть еще одна - старость. Народ не мог не заме­тить, что с наступлением старости настает, так сказать, законное время болезней, Он (народ - В.А.) не в состоянии отделить чисто старческих заболеваний от других, которыми старики страдают в такой же мере, как и люди других возрастов: по мнению народа, все болезни стариков зависят от старости, почему во многих случа­ях и лечение их считается совершенно излишним. Этот термин "уме­реть от старости", как известно, перешел и в церковные метрики". Но дело в том, что медицинские учреждения, а вслед за ними ЗАГСы, и поныне делают такую же запись для умерших старше 80 лет. Та­ким образом, создается психологическая установка и для врачей, и для самих пожилых больных, что лечение людей такого возраста, как писал Попов, "считается совершенно излишним". Конечно, ряд патологий чаще встречается у пожилых людей, чем у людей средне­го возраста (например, онкологические и кардиологические), но они не являются абсолютной принадлежностью старшего возраста, тог­да как ряд психических заболеваний встречаются исключительно у стариков (болезни Альцгеймера, Паркинсона).

Значительное увеличение старшей демографической груп­пы отмечен еще более значительным ростом психических заболе­ваний в этом возрастном контингенте. Отечественная и зарубеж­ная статистика свидетельствуют, что от 10 до 25% всех лиц старше 60-65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжес­ти. Психические отклонения у пожилых различны по силе, проис­хождению, причинам и протеканию.

Здесь кроется вторая ошибка в отношении здоровья стари­ков. Психические расстройства, так же как и другие заболевания в этом возрасте, наступают незаметно, медленно. Создается обман­чивое впечатление, что у человека с возрастом до предела портится характер, на поверхность выступают самые неприятные черты: свар­ливость, скандальность, скаредность, подозрительность и т.п. Клас­сический пример - гоголевский Плюшкин. Из поколения в поколе­ние Плюшкин воспринимается как эталон жадности. На самом же деле, если сопоставить текст поэмы "Мертвые души" и перечень синдромов сенильного и пресенильного (старческого и предстар-ческого) психозов, то станет ясно, что мы имеем описание тяжко больного несчастного старика. Казалось бы, какое отношение име­ют социологи, социогеронтологи к познанию психических рас­стройств? Но, как пишет Т.Шибутани, известный теоретик инте-ракционизма, давно установлено А.Адлером, К.Хорни, Э.Фроммом и др., душевные расстройства есть результат нарушений в межлич-


ностных отношениях.

Именно поэтому профессиональные геронтологи-клиници­сты стремятся прежде всего как можно более подробно исследовать старого человека как личность. Для этого в клинической практике используется многомерный диагноз. Врачи полагают, что важно не только выявить и идентифицировать заболевания, произвести из­мерение функциональных возможностей пожилого человека, но и выяснить перигноз, то есть оценить окружение и среду этого чело­века, составляющих условия его жизни. В практику внедряются спе­циальные методы исследования, например, тестирование самосто­ятельности или степени зависимости, выявление объективных и субъективных потребностей индивида. При обследовании больно­го старого человека нельзя ориентироваться только на биологичес­кие параметры и потому необходимы психосоциальные методы ис­следования, оценку качества жизни и жизненной удовлетвореннос­ти. Следует учитывать, что старость есть последний этап онтогене­за, обусловленный всеми "отпечатками", оставленными предыду­щими этапами развития.

Соотношение социального поведения и здоровья может явиться темой отдельного исследования. В Британии издается со­циологический журнал с аналогичным названием, мы же предлага­ем лишь абрис этой темы.

Социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя это и не отрицает того факта, что люди - биологические существа. Американские кардиологи М.Фрид­ман и Р.Розенман предложили распределить всех людей по манере их поведения на два типа: А и В. По их мнению люди поведенческо­го типа А значительно больше предрасположены к атеросклерозу и ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Различные фо­бии: канцерофобия, кардиофобия способны страх перед болезнью превратить в саму болезнь. Специальный медицинский термин "ят-рогения" обозначает болезненные состояния, вызванные неосторож­ными высказываниями медперсонала или кого-то из родственни­ков больного. Пожилые люди чаще других страдают ятрогениями. Они же подвержены значительному риску, так называемым, болез­ням цивилизации (склероз кровеносных сосудов и коронарная бо­лезнь, ожирение, сахарный диабет, гипертония и др.).

Витаукт. Но велики и приспособительные возможности че­ловеческого организма. В соответствии с адаптационно-регулятор-ной теорией, выдвинутой известным ученым-геронтологом В.В.Фролькисом, в ходе эволюции наряду со старением возник и


процесс витаукта, стабилизирующий жизнедеятельность организ­ма, повышающий его приспособительные возможности. Витаукт -не просто восстановление повреждений, возникающих в процессе старения, это механизм поддержания надежности организма, его способности к восстановлению, к компенсации возникших наруше­ний. Познание особенностей регуляторных связей процессов ста­рения и витаукта определяют во многом стратегию и тактику про­дления жизни - замедления темпа старения, активизации процессов витаукта.

Исследователи многих стран утверждают, что здоровье на­селения только на 8-10 процентов зависит от здравоохранения, тог­да как от социальных факторов (образа жизни, условий внешней среды и т.п.) на 65-70 процентов.

Современное движение медицинского знания от представ­ления о человеке как совокупности больных и здоровых органов и систем к пониманию целостной личности со своей анатомофизио-логической структурой, характерологическими чертами и манерой поведения - важнейшее условие решения проблемы увеличения про­должительности жизни.

ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИ­ЛОГО ЧЕЛОВЕКА.

Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и вре­мен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - рас­падается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерыв­ность развития человеческого. Все её функции направлены на со­хранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение чело­веческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удов­летворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.

Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных тра­диций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном ин­ституте возможно только через познание её исторических особен-


ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой сто­роны, постичь русский национальный характер вне понимания ис­тории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории се­мьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России.

Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному.

Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обы­чаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большин­ство населения. В какой-то степени исключение составляла рос­сийская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на За­падную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индиви­дуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися од­ной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской се­мьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме.

Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний рус­ских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почи­тали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе бес­прекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравни­тельно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах.

Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к автори­тарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только воз­растная характеристика определяет тип семьи. Последний склады­вается под влиянием ряда признаков: территориального (город или


село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологи­ческих особенностей супругов, семейного стажа и других привхо­дящих обстоятельств.

Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно мо­дернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, прожи­вающие под одной крышей. Современные транспортные, телефон­ные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.

Социологи семьи подробно разработали проблемы моло­дежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но по­чти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетель­ствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обыч­но она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, мини­мум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что сре­ди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнима­ние к проблемам здоровья. В целом же в представлении о муже­ственности всегда присутствует мотив "антиженственности". С воз­растом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность муж­ских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, стано­вятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по обра­зу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в быв­ших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим тео­рию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернатив­ные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное


поведение.

Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых парт­неров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходи­мость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как парт­нер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу "сосушествователей" относятся пары, которые жи­вут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первона­чальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супру­ги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают та­кие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объясне­ние: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремле­ния, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, воз­можно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, дви­жущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на па­ритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы ото­шли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и оста­лись только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о парт­нерстве.

Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построен­ные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через


всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким суп­ругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них на­столько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же доро­га, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").

И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма").

И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное иссле­дователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжи­тельность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холо­стых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болез­ней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катаст­роф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.

Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология ин­тегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и соци­ологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем мож­но найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были "выкорчеваны из фило­софского поля". Ни в "Философской энциклопедии", ни в "Фило­софском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом сло­варе: "Энциклопедический социологический словарь".

В сознании огромного числа людей, особенно старшего по­коления, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологичес­кие установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все те­лесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-


ному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда пропо­ведовался железный принцип: "Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их после­дующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всяко­го брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропаган­дистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфе­ре труда.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возмож­ность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабаты­вая понятие "единение", растолковывал его как "сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства явля­ется чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное обще­ние способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.

В культурах мира любовь и секс соединены в различные мо­дели, но все их можно свести к двум группам.

1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направле­ниям христианства.

2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились "теории ста­кана воды".

История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколе­ния на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - не­логично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль ско­ро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необхо-


димо забыть. Им они "не по возрасту", литераторы и без того не­мало посмеялись над образами похотливых старикашек. На осно­вании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. "Грамматика любви").

У каждого человека под влиянием воспитания, образа жиз­ни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гор­мональных и нервных качеств складываются свои, только ему при­сущие представления о характере и нормах сексуального поведе­ния. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к дру­гу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной сис­темой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, исполь­зуя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, пост­роенная на документальном материале, тридцати двух исследова­телей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -"Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").

Игорь Кон в книге "Введение в сексологию" приводит дан­ные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более по­ловины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". При­водимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сде­лать некоторые выводы об изменениях в характере половых отно­шений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в та­ком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов от­делил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отно­шений.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в лю­бовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естествен­ной, только человеку присущей потребности любить и быть люби­мым, а секс - это только одно из проявлений любви.


Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...