Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII. Социальная помощь пожилым людям




Во введении мы писали о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год Международным годом по­жилых людей и разработала ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести пол­нокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно.

Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами принося­щей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекра­щения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяюще­гося состояния, получать содействие в проживании в домашних ус­ловиях до тех пор, пока это возможно.

Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожи­лых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, воз­можность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности ухо­дом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинско­му обслуживанию в целях поддержания или восстановления опти­мального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреж­дений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоин­ства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторон­ней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культу­ры, духовной жизни и отдыха.

Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отно­шении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое об-


ращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также незави­симо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.

Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы по­мочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотвор­ную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержа­ния или достижения удовлетворительного качества жизни.

Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундамен­тальных положений Всеобщей декларации прав человека /1948 год/ о признании достоинства, присущего всем членам человеческой се­мьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.

Социальная помощь в России. Принципы ООН носят реко­мендательный характер, но они могут и должны стать основопола­гающими для организации социальной работы с пожилыми людь­ми России, где доля граждан старших поколений в составе населе­ния составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 че­ловек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожи­лых в общей численности населения /примерно на уровне -20%/ со­хранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходить­ся один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.

Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание пенсионеров России осуществ­ляется на основании Федерального закона "О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслужива­ния населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правитель­ства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возрас­та и инвалидам, государственными и муниципальными учреждени-


ями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федераль­ного закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.

В соответствие с федеральным законодательством опреде­лены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:

- социальное обслуживание на дому, включая социально-медицин­ское обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях днев­ного (срочного) пребывания учреждений социального обслужи­вания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреж­дениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансиона­тах и других учреждениях социального обслуживания независи­мо от их наименования);

- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющим­ся социально-экономическим условиям. (Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан", ст. 16.)

Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентиру­ется федеральным законом.

Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Соци­альные работники, занятые оказанием помощи на дому, прежде всего, насколько возможно, скрашивают жизнь самим обездолен­ным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого -человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малопод­вижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества.

Не менее важно, что социальные работники предлагают по­допечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре со­циального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитар­ной помощи; оформление различных коммунальных и других пла­тежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного соци­альный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет


написать письмо родственникам, оформит необходимые докумен­ты (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые тер­риториальные центры расширяют рамки и этого довольно широ­кого перечня услуг.

Как видно из перечня социальные работники оказывают пре­имущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как пси­хологические переживания личности, проблемы общения, контак­тов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля дей­ствий социального работника, что объясняется, прежде всего, не­компетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоци­альной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений "соционом-клиент". "Осуществляя дифференцирован­ный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защи­щенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство нацио­нальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отно­шении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" ("Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).

После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди лю­дей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социаль­ного обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их под­держке.

Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - воз­вращаются домой.

Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к дея­тельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от


одной недели до трех месяцев),Такая форма обслуживания особен­но притягательна для тех пожилых людей, которые временно утра­тили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит пси­хологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.

Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям пре­одолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутос­ти на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотруд­ники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знако­мыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, руко­делием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиен­ты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рож­дения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь гру­стными, как прежде.

Социологические исследования пациентов дневного отде­ления, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отде­лении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить вре­мя, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особен­но понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день на­ходится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услы­шать: "Поздравляю!". 26% признались, что для них главным моти­вом является желание получить бесплатный обед, 29% порадова­лись возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.

Центры организуют работу с пенсионерами по месту жи­тельства, создавая различные клубы по интересам. Эти объедине­ния носят как правило названия с претензией на поэтичность: "Се­ребряная ниточка", "Фронтовичка", "Поздняя радость" и т.п. За­седания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семей­ные пары. Нередко эти пары возникают здесь же.

Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опро­шенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет


в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социально­го обеспечения старгородского госстраха из "Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаме­нитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им за­помнились одеяла, с пугающей надписью "Ноги"; призывы: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Мясо -вредно".

Причины, заставляющие стариков переезжать в такие уч­реждения, можно расклассифицировать по трем группам: социаль­ные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного ме­дицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; пси­хологические /семейные конфликты, грубое отношение окружаю­щих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% про­живающих. Невеселая статистика...

По результатам социологического исследования, проведен­ного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоя­тельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психоло­гическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов соци­ологического исследования, труднее переносят одиночество и охот­нее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тож­дественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91).

В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, "работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств не­добросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.

В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы


путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня оди­ноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает дого­вор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выпла­чивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пен­сий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гаран­тирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры.

У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доб­рому делу примазываются различные авантюристы, которых сей­час стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой.

Хватает мошенников и для каждого желающего приобрес­ти таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность ос­таться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэл­торские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попе­чителя.

Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает при­знательность, благодарность и доверие своим опекунам - соци­альным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хоте­ли бы видеть в социальных работниках людей более великодуш­ных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кро­ется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой професси­ональной подготовленностью социальных работников. Это и по­нятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов.

Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, обра­зовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми огра­ничивается социальным обслуживанием, что объясняется пробле­мами финансирования этой работы и слабой, в среднем, професси­ональной подготовкой практических социальных работников.

По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "соци­альный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-


ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Ав­тор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработав­ший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант со­циальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знаю­щий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способ­ны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.

"Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с ку­лак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я, должно быть, не менее тридцати тысяч раз произ­нес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по край­ней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечи­мой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.

...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирур­га и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".

Всякая услуга социального работника может обернуться ин­тервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги дол­жен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдаю­щие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вме­шательству из чувства стыда или страха.

К.Дердь от имени своего героя описывает душевные пере­живания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уме­стившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людь­ми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет гово­рить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".

Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейс­кого опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри-


дических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними.

Социальная работа в России имеет свою многовековую пре­дысторию. Благотворительность и милосердие являются генетичес­ки определенными чертами национального характера россиян и они же являются необхбдимыми компонентами социальной работы. Общественная благотворительность в России получила свое разви­тие еще в домонгольский период. Российская культура буквально пронизана идей милосердия. От Владимира "красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства, до са-моотреченности страстной защиты прав человека Андреем Саха­ровым.

Вековые традиции нашей страны создали благодатную по­чву для создания социального института милосердия. Не случайно, что при всех трудностях нашего времени социальная работа в Рос­сии за короткое время приобрела четкие организационные формы, научное осмысление и учебную базу. Теория и методика российс­кой социальной работы открыты для включения мирового опыта этой работы, ведь ее проблемы /в первую очередь проблемы помо­щи пожилым людям/ носят поистине интернациональный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...