Глава VII. Социальная помощь пожилым людям
Во введении мы писали о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год Международным годом пожилых людей и разработала ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно. Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха. Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое об- ращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада в развитие общества. Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни. Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека /1948 год/ о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости. Социальная помощь в России. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения /примерно на уровне -20%/ сохранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.
Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей. Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждени- ями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года. В соответствие с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров: - социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; - полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания; - стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); - срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; - социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. (Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан", ст. 16.)
Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентируется федеральным законом. Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Социальные работники, занятые оказанием помощи на дому, прежде всего, насколько возможно, скрашивают жизнь самим обездоленным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого -человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре социального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг. Как видно из перечня социальные работники оказывают преимущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как психологические переживания личности, проблемы общения, контактов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля действий социального работника, что объясняется, прежде всего, некомпетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоциальной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений "соционом-клиент". "Осуществляя дифференцированный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защищенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство национальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отношении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" ("Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).
После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социального обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их поддержке. Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - возвращаются домой. Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от одной недели до трех месяцев),Такая форма обслуживания особенно притягательна для тех пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат. Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутости на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотрудники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знакомыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, рукоделием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде.
Социологические исследования пациентов дневного отделения, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отделении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить время, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особенно понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день находится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услышать: "Поздравляю!". 26% признались, что для них главным мотивом является желание получить бесплатный обед, 29% порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи. Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам. Эти объединения носят как правило названия с претензией на поэтичность: "Серебряная ниточка", "Фронтовичка", "Поздняя радость" и т.п. Заседания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семейные пары. Нередко эти пары возникают здесь же. Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социального обеспечения старгородского госстраха из "Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаменитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им запомнились одеяла, с пугающей надписью "Ноги"; призывы: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Мясо -вредно". Причины, заставляющие стариков переезжать в такие учреждения, можно расклассифицировать по трем группам: социальные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; психологические /семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% проживающих. Невеселая статистика... По результатам социологического исследования, проведенного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоятельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психологическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов социологического исследования, труднее переносят одиночество и охотнее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тождественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91). В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, "работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств недобросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков. В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня одиноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает договор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выплачивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пенсий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гарантирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры. У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доброму делу примазываются различные авантюристы, которых сейчас стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой. Хватает мошенников и для каждого желающего приобрести таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность остаться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэлторские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попечителя. Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает признательность, благодарность и доверие своим опекунам - социальным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кроется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой профессиональной подготовленностью социальных работников. Это и понятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов. Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, образовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми ограничивается социальным обслуживанием, что объясняется проблемами финансирования этой работы и слабой, в среднем, профессиональной подготовкой практических социальных работников. По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова- ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе. "Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с кулак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я, должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли. ...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирурга и одновременно руке матери на животике у больного ребенка". Всякая услуга социального работника может обернуться интервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги должен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдающие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вмешательству из чувства стыда или страха. К.Дердь от имени своего героя описывает душевные переживания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уместившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людьми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет говорить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки". Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри- дических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними. Социальная работа в России имеет свою многовековую предысторию. Благотворительность и милосердие являются генетически определенными чертами национального характера россиян и они же являются необхбдимыми компонентами социальной работы. Общественная благотворительность в России получила свое развитие еще в домонгольский период. Российская культура буквально пронизана идей милосердия. От Владимира "красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства, до са-моотреченности страстной защиты прав человека Андреем Сахаровым. Вековые традиции нашей страны создали благодатную почву для создания социального института милосердия. Не случайно, что при всех трудностях нашего времени социальная работа в России за короткое время приобрела четкие организационные формы, научное осмысление и учебную базу. Теория и методика российской социальной работы открыты для включения мирового опыта этой работы, ведь ее проблемы /в первую очередь проблемы помощи пожилым людям/ носят поистине интернациональный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|