Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способствование совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя




Услуги имущественного характера - см. также материал к ст. 204 УК РФ

 

Вымогательство

 

Судебное толкование

 

Под вымогательством взятки (п. "б" ч. 5 ст. 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (п. "б" ч. 4 ст. 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Для квалификации содеянного по п. "б" ч. 5 ст. 290 УК РФ либо по п. "б" ч. 4 ст. 204 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица либо у лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. ст. 285, 286 или 201 УК РФ (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (БВС РФ. 2013. N 9)).

По смыслу закона вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам граждан. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы (БВС РФ. 2002. N 8. С. 15).

Вымогательством взятки признается в том числе и поставление дающего взятку в такие условия, при которых, чтобы избежать убытков, он вынужден согласиться на передачу взятки (БВС РФ. 2004. N 2. С. 20).

Начальник таможенного поста признан должностным лицом и осужден за получение взятки в крупном размере, совершенное с ее вымогательством, за действия в пользу взяткодателя, которые входят в служебные полномочия должностного лица.

П., работая начальником таможенного поста и выполняя организационно-распорядительные функции, которыми наделены должностные лица, под угрозой создания препятствий при таможенном оформлении автомашин требовал у Д. деньги, поставив его в такие условия, при которых, чтобы избежать убытков, тот вынужден был согласиться на дачу взятки (БВС РФ. 2004. N 3. С. 16).

Квалификация взятки по признаку вымогательства может иметь место только при нарушении законных интересов гражданина, передающего взятку (цит. по: Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 101).

Р. была задержана работниками милиции на месте преступления с полученными от Ш. деньгами. Действия Р. квалифицированы судом по п. п. "в", "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ исключила из приговора осуждение Р. по п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ.

По смыслу уголовного закона вымогательство взятки означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку в целях предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

В данном случае судом не установлено, что требования Р. передать ей взятку были сопряжены с угрозами, реализация которых могла бы причинить ущерб законным (правоохраняемым) интересам Ш. (БВС РФ. 2009. N 11. С. 21 - 22).

 

Иное имущество

 

Научное толкование

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007 (4-е издание, переработанное и дополненное).

 

Под иным имуществом следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в любом виде и состоянии, включая ювелирные изделия и другие бытовые изделия, а также их лом, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лома таких изделий. В качестве иного имущества могут также выступать различные промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2009. С. 1104 (автор - С.В. Изосимов)).

 

Незаконные (заведомо) действия (бездействие)

 

Научное толкование

 

Незаконные действия, за совершение которых должностное лицо получает взятку, могут быть сами по себе преступными или же влечь только дисциплинарную либо административную ответственность. В первом случае совершенные должностным лицом за взятку преступные действия требуют самостоятельной уголовно-правовой оценки, поскольку они находятся за рамками оконченного состава получения взятки (Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 345).

Незаконное действие - это такое поведение виновного, которое выходит за пределы его служебных полномочий либо хотя и входит в круг полномочий должностного лица, но при данных обстоятельствах не подлежит исполнению ввиду отсутствия оснований для их совершения. В любом случае это активное или пассивное поведение виновного, связанное с нарушением обязанностей по службе.

Незаконными действия (бездействие) признаются тогда, когда они имеют умышленный характер и нарушают нормы, относящиеся к любой отрасли права, т.е. являются правовыми деликтами (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005. С. 910 (автор - А.П. Кузнецов)).

 

Судебное толкование

 

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

Г-ов и Г-ев, государственные налоговые инспекторы, виновны в получении взятки от В. за совершение незаконных действий по службе, которые выразились в сокрытии акта о выявленных нарушениях, влекущих административную ответственность (БВС РФ. 1998. N 5. С. 8 - 9).

Занижение начальником отдела налогообложения за взятку сумм налогооблагаемого дохода образует получение взятки за незаконные действия (БВС РФ. 1999. N 1. С. 17).

Такой правовой оценке подлежали действия Р., следователя РОВД, уничтожившего за взятку ряд документов (БВС РФ. 2000. N 3. С. 16 - 17).

 

Общее покровительство или попустительство по службе

 

Научное толкование

 

В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном счете ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 840 (автор - Б.В. Волженкин)).

 

Судебное толкование

 

При получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

 

Способствование совершению действий (бездействия)

в пользу взяткодателя

 

Судебное толкование

 

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий) (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

 

Услуги имущественного характера

 

Научное толкование

 

Выгоды имущественного характера - например, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные путевки, туры, проездные билеты, ремонтные, строительные работы, бесплатный проезд на железнодорожном, водном, воздушном транспорте. Имущественная выгода извлекается также, когда ценная вещь продается за бесценок, выполненная для взяткополучателя работа оплачивается им лишь частично, он получает незаконную премию. Дорогостоящие бесплатное угощение должностного лица в ресторане, подарки также рассматриваются как взятка (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 33).

Как предоставление выгоды имущественного характера может рассматриваться незаконное зачисление должностного лица или его близких (детей, других родственников) на обучение без оплаты в негосударственное образовательное учреждение или на платное отделение государственных или муниципальных учреждений (Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 169).

Это различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ и т.д. Возможны и иные выгоды имущественного характера: прощение долга, оплата долга должностного лица, отзыв имущественного иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по явно заниженной стоимости) пользование какого-либо имущества, получение кредита на льготных условиях и т.п. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 838 (автор - Б.В. Волженкин)).

 

Судебное толкование

 

Должностное лицо осуждено за получение взятки в крупном размере в виде выгод имущественного характера (БВС РФ. 2011. N 5. С. 22).

По приговору суда Ш. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, получил от Т. взятку в виде строительства веранды, стройматериалов, услуг (в том числе и автотранспортных). Данные имущественные блага Ш. приобрел исключительно в связи с его должностным положением и служебной деятельностью за оказание определенных незаконных действий, направленных в интересах взяткодателя Т. на признание победителем в конкурсе ООО, и эти действия входили в служебные полномочия Ш. (БВС РФ. 2011. N 7. С. 26 - 28).

 

Статья 291. Дача взятки

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления - см. также материал к ст. ст. 61, 204, 228 УК РФ

Вымогательство - см. материал к ст. 290 УК РФ

Добровольное сообщение о даче взятки (о подкупе) - см. также материал к ст. 204 УК РФ

Заведомо незаконные действия (бездействие) - см. также материал к ст. 290 УК РФ

 

Активное способствование раскрытию

и (или) расследованию преступления

 

Научное толкование

 

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления - это постпреступное поведение, выражающееся в деятельной, энергичной помощи виновного по выяснению обстоятельств содеянного им лично, другими соучастниками преступления, а равно розыску преступно нажитого. Свидетельствует, как правило, о наличии чистосердечного раскаяния, часто продиктовано стремлением преступника получить от следствия и суда снисхождение (Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талана. М., 2012. С. 726 (автор - Б.В. Сидоров)).

 

Добровольное сообщение о даче взятки (о подкупе)

 

Научное толкование

 

Добровольным сообщение о даче взятки будет, если оно сделано по собственному желанию, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении стало известно органам власти. Сообщение может быть устным и письменным. Такое сообщение свидетельствует о раскаянии, готовности помочь органам расследования и суду в разоблачении должностного лица, получившего взятку (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 41).

Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (прокурор, следователь, орган дознания), должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

Представляется, что добровольное заявление о даче взятки может быть подано в силу конкретных обстоятельств (стихийное бедствие, отдаленность местонахождения органа, который вправе возбудить уголовное дело, болезнь заявителя и т.п.) представителям иных органов власти (например, депутату), которые, в свою очередь, должны сообщить о поступившем заявлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. С. 703 (автор - В.И. Радченко)).

В основе добровольности как обязательного признака деятельного раскаяния лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, что о взятке правоохранительным органам ничего не известно, однако оно решает обратиться с соответствующим заявлением в органы (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005. С. 916 (автор - А.П. Кузнецов)).

 

Судебное толкование

 

К., обвинявшийся в получении взяток, заявил о даче взятки в ходе допросов в суде. Он был освобожден от ответственности за дачу взятки. Решающим явился тот факт, что К. добровольно заявил об этом в суде. До этого органы власти не знали о даче им взяток (БВС РСФСР. 1992. N 4. С. 7 - 8).

Адвокат О., осужденной за дачу взятки, в кассационной жалобе ставил вопрос о ее освобождении от уголовной ответственности ввиду добровольности сделанного О. заявления о даче взятки.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ приговор в отношении О. оставила без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения ввиду того, что на первых допросах в качестве подозреваемой по другому делу такого заявления она не делала, а сообщила об этом лишь тогда, когда следователь стал ее спрашивать об обстоятельствах дела, по которому она давала взятки, полагая, что о даче ею взятки уже известно органам следствия (Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2001. С. 1049 - 1050).

 

Заведомо незаконные действия (бездействие)

 

Судебное толкование

 

Действия лица, которое покушалось на дачу взятки сотруднику дорожно-патрульной службы за несоставление протокола об административном правонарушении, подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 291 УК РФ как покушение на дачу взятки должностному лицу за заведомо незаконное действие (БВС РФ. 2013. N 1. С. 15).

 

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления - см. материал к ст. ст. 61, 204, 228, 291 УК РФ

Добровольное сообщение о даче взятки - см. материал к ст. ст. 204, 291 УК РФ

Заведомо незаконные действия (бездействие) - см. материал к ст. ст. 290, 291 УК РФ

 

Статья 292. Служебный подлог

Корыстная или иная личная заинтересованность - см. также материал к ст. ст. 105, 285 УК РФ

Официальный документ

Существенное нарушение прав и законных интересов - см. материал к ст. ст. 285, 286 УК РФ

 

Корыстная или иная личная заинтересованность

 

Научное толкование

 

Корыстная заинтересованность при подлоге понимается традиционно как стремление обогатиться либо избежать имущественных расходов. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду некорыстные, но антиобщественные мотивы - месть, карьеризм, зависть, желание помочь родственникам или друзьям, например, в приобретении жилья, садового участка, гаража, получить благоприятные отзывы о своей работе, поддержать выгодные приятельские отношения (Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998. С. 43).

 

Судебное толкование

 

Врач-хирург обоснованно осужден по ст. 292 УК РФ за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности из корыстных побуждений (БВС РФ. 1999. N 7. С. 13).

 

Официальный документ

 

Научное толкование

 

Официальный документ - документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе, выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и войсковых формирований РФ, а равно документированная информация, выдаваемая частными лицами, коммерческими или иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем (Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 234).

К ним, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги загса), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.) (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 918 (автор - А.П. Кузнецов)).

 

Судебное толкование

 

Официальный документ - это документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля (п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

По делу следователя С., осужденной по ст. 292 УК РФ, было установлено, что для улучшения показателей своей работы она внесла в две статистические карточки заведомо ложные сведения о направлении дела в суд и данные о лице, совершившем преступление.

По протесту зам. Председателя ВС РФ уголовное дело было прекращено. Было подчеркнуто, что данные статистические карточки имеют исключительно информационный характер и как документы первичного учета правонарушений применяются только для решения ведомственных задач.

Поэтому указанные статистические карточки, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий, нельзя признать официальными документами (БВС РФ. 2003. N 5. С. 15 - 16).

М. был оправдан за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Он, работая оперативным дежурным, внес изменения в протокол об административном задержании Ч. в части квалификации его действий. Суд пришел к выводу о том, что его действия не образуют состава должностного подлога, так как этот документ не является официальным, ибо в нем отсутствуют необходимые реквизиты - подписи должностного лица, правомочного принимать решения по делам об административных правонарушениях (цит. по: Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 449 - 453 <1>).

--------------------------------

<1> Б.В. Волженкин полагает, что в данном случае был составлен именно официальный документ (Волженкин Б.В. Служебные преступления. СПб., 2005. С. 453).

 

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

Недобросовестное или небрежное отношение к службе - см. материал к ст. 293 УК РФ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей - см. материал к ст. 293 УК РФ

 

Статья 293. Халатность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...