Добровольное прекращение участия в деятельности
Иная организация
Добровольное прекращение участия в деятельности
Судебное толкование
Под добровольным прекращением участия в деятельности экстремистской организации применительно к примечанию к ст. 282.2 УК РФ понимается прекращение лицом преступной деятельности при осознании им возможности ее продолжения. Оно может выражаться, например, в выходе из состава экстремистской организации, невыполнении распоряжений ее руководителей, отказе от совершения иных действий, поддерживающих существование организации, отказе от совершения преступлений (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. N 11).
Иная организация
Научное толкование
Иная организация означает любую некоммерческую организацию, т.е. не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 838 (автор - Л.В. Иногамова-Хегай)). В числе иных организаций можно рассматривать прочие некоммерческие или коммерческие образовании, организации в структуре органов власти и управления (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2010. С. 1073 (автор - В.В. Сверчков)).
Судебное толкование
К общественным или религиозным объединениям либо к иным организациям, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, следует относить организации, указанные в специальных перечнях (списках) в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 15 октября 2007 г. N 1420-р и от 14 июля 2006 г. N 1014-р такие перечни (списки) подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. N 11).
Статья 283. Разглашение государственной тайны Тяжкие последствия
Тяжкие последствия
Научное толкование
Тяжкие последствия - оценочное понятие, устанавливаемое в зависимости от обстоятельств содеянного преступления, в частности от наличия использования этих сведений и его адресата, значимости причиненного фактического ущерба и т.д. Таковыми признаются, например, переход сведений к иностранным спецслужбам, срыв перспективных научных исследований, причинение значительного экономического ущерба и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 871 (автор - А.П. Кузнецов)). К тяжким последствиям относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2006. С. 511 (автор - А.И. Рарог)). Тяжкие последствия - это, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание иностранного государства, срыв программы или направления важнейших исследований, провал крупномасштабной оперативной или войсковой операции, гибель участников оперативно-розыскной деятельности и т.п. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. СПб., 2007. С. 594 (автор - А.Е. Беляев)).
Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; науч. ред. А.С. Михлин. М., 2008. С. 535 (автор - А.В. Наумов)). Вопрос о тяжести последствий в каждом случае суд решает с учетом: важности разглашаемых сведений; их объема; в какие руки они попали; как были использованы; какой ущерб причинен; какие силы и средства понадобились для нейтрализации ущерба (например, для передислокации режимного объекта, "замораживания" проводимых исследований) (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 845 (автор - В.В. Максимов)). Под тяжкими последствиями понимается переход сведений, составляющих государственную тайну, в ведение иностранной разведки, представителей иностранного государства или организации, необходимость применения дорогостоящих мер для устранения наступивших последствий (передислокация секретного объекта, перекодировка и другие дорогостоящие меры по защите указанной информации), гибель людей (например, при разглашении сведений, касающихся разведывательной или оперативно-розыскной деятельности) и т.д. Тяжесть последствий зависит и от степени секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") разглашенных сведений и фактически наступивших последствий (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2010. С. 1079 (автор - С.И. Мурзаков)).
Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну Насилие Тяжкие последствия Угроза применения насилия
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну Тяжкие последствия - см. также материал к ст. 283 УК РФ
Тяжкие последствия
Научное толкование
Тяжесть последствий определяется в зависимости от того, обнаружен ли утраченный документ (предмет), произошло ли разглашение сведений и каких, причинен ли реальный вред военной, внешнеполитической, экономической безопасности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и какие силы и средства понадобились для нейтрализации причиненного ущерба. Понятие тяжких последствий аналогично тому, которое характерно для разглашения государственной тайны. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный может нести административную или дисциплинарную ответственность (Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под общ. ред. В.М. Лебедева; отв. ред. А.В. Галахова. М., 2009. С. 848 (автор - В.В. Максимов)). Тяжкие последствия утраты документа - оценочный признак, устанавливаемый в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, свертывание научно-технических разработок, провал агентурной разведывательной сети и т.д. (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010. С. 1087 (автор - Ю.Е. Пудовочкин)).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|