Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте




Методические указания по выполнению

Самостоятельной работы студентов

 

I. Темы и методические рекомендации

По подготовке к семинарским занятиям

 

Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать навыки работы с учебниками, первоисточниками, дополнительной литературой и справочниками, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Готовясь к семинарскому занятию по истории первобытного общества, студент проходит несколько этапов.

1. Знакомится с методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию, опубликованными в данном учебно-методическом комплексе.

2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовым учебникам.

3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.

4. Изучает дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с задачами семинара и составленным планом.

5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.

6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.

7. Репетирует выступление.

Доклад должен включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.

Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту.

Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.

Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.

Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.

- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.

- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.

- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.

- Переписав часть учебника или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.

- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.

- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.

 

Модуль 1. История Востока Ранней древности

Занятие 1. Тема: Экономика древнего Египта

1. Сельское хозяйство

а) земледелие;

б) животноводство и птицеводство;

2. Древнеегипетское ремесло

а) обработка металлов, камня и дерева;

б) ткачество, стеклоделие и ювелирное дело.

3. Внешняя торговля.

 

Рекомендуемая литература

1. Авдиев, В.И. Военная история древнего Египта: В 2 т. Т. 2 / В.И. Авдиев.–М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – С. 13-46.

2. Бадак, А.Н. История древнего Востока. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнович. – Мн.: Харвест, 1998.

3. Брестед, Д. История Древнего Египта: в 2 т. / Д. Брестед, Б. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002. – С. 3-13, 91-94.

4. Вебер, М. Аграрная история древнего мира / М. Вебер. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

5. Древний Восток. Атлас по истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая; под ред. В.В. Струве.–Л.: Социально-экономической издательство, 1937. – Таб. 10-25.

6. История Востока / А.Б. Алаев [и др.]; отв. ред. В.А. Якобсон: В 6 т. Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 1999.

7. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: В 2 ч. Ч. 2. Передняя Азия и Египет / Г.М. Бонгард-Левин [и др.]; отв. ред. Б.Б. Пиотровский. – М.: Восточная литература, 1988. – С. 328-338,344-348.

8. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды http://lib.rus.ec/b/353206

9. Лукас, А. Материалы и ремесленные производства древнего Египта / А. Лукас. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

10. Монтэ, П. Египет Рамсесов / Пьер Монтэ. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 36-41,125-157,160-172,176-184.

11. Перепелкин, Ю.Я. История древнего Египта / Ю.Я. Перепелкин. – СПб.: «Летний сад», 2001.

12. Тураев, Б.А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002.

13. Эмери, А. Архаический Египет /А. Эмери. – СПб.: Изд-во «Журнал «Нева», 2001.

 

Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является изучение основных отраслей древнеегипетской экономики. Подготовка к семинарскому занятию по данной теме предполагает системную и целенаправленную работу как с монографической литературой, так и с письменными источниками. Поскольку экономических трактатов в древнем Египте, по-видимому, никогда не было, следует обратиться к фрагментарным свидетельствам, содержащимся в документах политического, административного, автобиографического, дидактического характера. Последнее обстоятельство придает особую ценность гробничным рельефам с изображением сельскохозяйственных, ремесленных, бытовых сцен, сцен доставки продуктов и вещей. Их репродукции можно найти в рекомендованном атласе по истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. Анализ предоставляемого настенными рельефами материала должен проводиться с учетом их назначения, поскольку, изображая желаемое посмертное существование, египетский рисовальщик часто запечатлевал не реальное, а идеальное вельможеское хозяйство.

Работая над первым вопросом, следует обратиться к трудам Т.Н. Савельевой, Ю.Я. Перепелкина, Б..А. Тураева и А. Эмери. Подробный экскурс в древнеегипетское сельское хозяйство и ремесло содержится в рекомендованной нами монографии В.И. Авдиева. Отдельные сведения по сельскому хозяйству (перечень выращиваемых культур и используемых орудий труда) можно найти в документах из хрестоматии – в «Надписи Мечена», «Надписи Ити из Гебелейна», «Надписи Хафхуфа», «Речение Ипусера», «Поучении царя Аменемхета». Особое внимание необходимо акцентировать на «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», содержащее перечень основных ремесленных и сельскохозяйственных специальностей и сведения по производственному процессу.

Составляя план ответа на первый вопрос, разумно, прежде всего, остановиться на географическом положении древнего Египта и природно-климатических условиях в долине Нила, предопределивших особенности сельского хозяйства. Особо следует отметить ведущие позиции земледелия в экономике Египта и большей части древневосточных государств. При отборе материала для доклада рекомендуется акцентировать внимание на сути и причинах сельскохозяйственной специализации Верхнего и Нижнего Египта, а так же ирригационной формы земледелия и бассейновой системы орошения. Следует выделить основные отрасли земледелия, составить перечень выращиваемых в Египте сельскохозяйственных культур, найти сведения об урожайности зерновых, орудиях труда, используемых в земледелии тягловых и вьючных животных и т.д. По возможности, найдите данные по условиям и технологии хранения собранного урожая и переработки сельскохозяйственной продукции (приготовлении хлеба, вина, пива и проч.). Анализируя текстовый и изобразительный материал, важно восстановить годовой цикл земледельческих работ.

Отбирая материал по древнеегипетскому животноводству и птицеводству, рекомендуется выделить отрасли животноводства, составить перечень разводимых домашних животных и птицы, обратить внимание на формы и условия их содержания, первичное и вторичное использование скота. Следует заметить, что высокоэффективное сельское хозяйство в долине Нила стало абсолютно необходимым условием успешного функционирования разветвленного государственного аппарата и надежной базой развитого ремесла. Необходимо помнить, что в древнеегипетском сельском хозяйстве и ремесле были задействованы, преимущественно, коренные египтяне, а роль рабского труда в этих отраслях экономики в период Ранней древности была крайне невелика.

Приступая к изучению второго вопроса, надлежит обратиться к работам отечественных и зарубежных востоковедов: Авдиева В.И., Кацнельсона И.С., Тураева Б.А., Эмери А. Исследование известного египтолога Лукаса А. носит узкоспециальный характер, но содержит интересное и подробное описание ремесленных технологий и способов переработки сельскохозяйственной продукции. О положении ремесленников и ремесленном производственном процессе говорится в «Надписи Ити из Гебелейна», «Поучении Ахтоя», «Речении Ипусера» и прочих документах хрестоматии. Обширный фактический материал касательно египетского ремесла требует его продуманного отбора и четкой структуризации доклада. Первоочередное внимание следует обратить на ведущие отрасли ремесла: металлургию и металлообработку, ткачество, деревообработку, гончарное производство, ювелирное дело и стеклоделие, обработку камня. Студенты должны знать, какое сырье, и с какого времени использовалось в каждой из отраслей (сорта дерева, породы камня, металлы и сплавы, исходные материалы для тканей), степень обеспеченности Египта сырьем и связанные с этим торговые отношения, технологию добычи сырья (в первую очередь, руды) и технологию производства ремесленной продукции, ее качество. Доклад рекомендуется сопровождать показом изображений образцов египетской ремесленной продукции.

Все сообщения должны содержать адресные ссылки на монографии и источники, т.е., указание автора, название документа или монографии, главы, статьи и параграфа.

 

Занятие 2. Власть царя и визиря в древнем Египте

Поисковая лабораторная работа. Работа с первоисточником.

1. Представления о царе и царской власти в древнем Египте.

2. Обязанности египетского визиря (чати)

Литература

1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,2002. – С. 79-82.

2. Большаков, А.О. Древнеегипетская царская скульптура и «хорово имя» / А.О. Большаков // Вестник древней истории. – 2000. – № 2.

3. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида / А.Е. Демидчик. – СПб.: Алетейя, 2005. – С. 16-27.

Методические рекомендации

Целью данного семинарского занятия является изучение основных особенностей функционирования высшей государственной власти в древнем Египте, а также получение первичных навыков работы с историческими источниками. По первому вопросу заслушиваются два сообщения студентов группы. Один из них готовит краткий доклад о царе и царской власти по материалу монографии А.Е. Демидчика (продолжительность – до 10 минут), другой – по статье А.О. Большакова (продолжительность – до 7 минут). Работая с монографией А.Е. Демидчика, следует обратить внимание на два аспекта «божественности» царя, обозначавшиеся «хоровым» и «солнечным» именами, а также на два аспекта его «сакральности». Выясните, почему царь был объявлен «младшим Солнцем» и что это значило, как египтяне понимали Волю, священное Знание царя и Маат. Особое внимание обратите на то, как египтяне, по мнению А.Е. Демидчика, понимали роль царя в поддержании контактов между людьми и богами, и какое значение имели эти контакты для существования Долины (Египта) и вселенной. Изучая статью А.О. Большакова, обратите внимание на то, как египтяне связывали своего царя с богом Гором, и как это проявлялось в египетской скульптуре. Прежде чем писать текст доклада, следует внимательно и не торопясь прочитать статью (главу монографии), понять прочитанное, выделить самое важное и изложить на бумаге основное своими словами, но с использованием специальных терминов. Студенты группы заслушивают и конспектируют доклады и, после 3 минут подготовки, сообщают, какие особенности староегипетской доктрины укрепляли царскую власть и стабилизировали государство.

Права и обязанности чати весьма подробно расписаны в «Предписании о служебных обязанностях верховного сановника», размещенном в хрестоматии. Это документ составлен в Новом царстве но, в основном, отражает реалии рассматриваемого времени. Готовясь дома к семинарскому занятию, внимательно прочитайте документ и составьте развернутый план доклада, стараясь не упустить сколь либо важные аспекты. Обратите внимание, в частности, на перечень служебных обязанностей чати, как проходил прием верховного сановника, какие вопросы на нем решались, какие аспекты внутригосударственной жизни и каким образом контролировал чати, как и по каким вопросам проходила его аудиенция у царя и прочее. Последовательность пунктов плана должна определяться логикой изложения материала в будущем докладе, а не следовать слепо за содержанием документа.

На семинарском занятии студенты вначале зачитывают свои варианты плана доклада, обосновывают и обсуждают их, после чего составляется общий план для всей группы (15 минут). Затем в течение 30 минут студенты пишут доклад, строго следуя при этом пунктам принятого плана. Доклад должен представлять развернутый самостоятельный рассказ, а не сводиться лишь к цитированию обширных отрывков из документа. Текст доклада должен включать вводную часть, цитаты с адресные ссылками, выводы. После окончания самостоятельной работы заслушивается и обсуждается один доклад (15 минут). Остальные доклады сдаются для проверки преподавателю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...