Бюджетный дефицит. Государственный долг.
Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет практически невозможен из-за циклического развития экономики. В период экономического спада наблюдается дефицит бюджета, а в период подъема - его профицит. Первичный дефицит (профицит) бюджета - это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов). Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга. Чтобы отличить результаты дискреционной фискальной политики от результатов циклических колебаний экономики, рассчитывается бюджет полной занятости, являющийся основой для деления бюджетного дефицита на структурный и циклический. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета -разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. При его расчете возникают трудности в связи с необходимостью определения уровня полной занятости, естественного уровня безработицы, потенциального объема выпуска. Однако именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде. Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Величина циклического дефицита зависит от действия автоматических стабилизаторов. В период экономического спада, когда уровень безработицы выше естественного, появляется циклический дефицит, а общий бюджетный дефицит определяется суммой циклического и структурного дефицитов. В период подъема экономики общий дефицит бюджета определяется суммой циклического и структурного дефицитов.
Бюджетный дефицит можно уменьшить при увеличении реального национального дохода, повысив налоговые поступления и сократив социальные трансферты или же путем снижения налогов, за счет чего увеличится располагаемый доход домашних хозяйств, а следовательно, сбережения, идущие на инвестиции. Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относят: 1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг; 2) дополнительную денежную эмиссию, производимую Центробанком; однако, следует помнить, что эта мера непосредственно ведет к увеличению инфляции; 3) кредиты (номинированные в рублях), получаемые правительством от кредитных организаций; 4) бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, получаемые от бюджетов других уровней; 5) поступления от продажи государственного имущества (приватизации); 6) остатки по государственным запасам и резервам; 7) профициты прошлых лет. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят: 1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте; 2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте. Остановимся подробнее на первом, наиболее распространенном источнике внутреннего покрытия бюджетного дефицита. В России он включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО - это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ - это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).
Государственные займы позволяют эффективно и достаточно быстро решить проблему дефицита госбюджета. Однако перед государством может возникнуть ряд проблем. Так, появляется «эффект вытеснения» - перетягивание в государственный сектор из частного средств, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций. Кроме того, в результате использования данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливается государственный внутренний долг. Так, в 1996 г. внутренний долг РФ, выраженный в облигациях госзаймов составлял 76,8 млрд.руб. На 1.01.2006 г. долг РФ по ГКО-ОФЗ составил 851,1 млрд.руб.[6] Наконец, злоупотребление таким методом финансирования бюджетного дефицита может привести к невозможности платить по долгам (дефолту), как это имело место в России в августе 1998 г. Отметим, что у государственных займов есть дополнительные положительные эффекты. Во-первых, образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, которые по тем или иным причинам испытывают недоверие к остальным сегментам фондового рынка. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или досрочно выкупая бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Но эти положительные стороны проявляются в основном в развитых странах, со стабильной рыночной экономикой. Использование в качестве способа финансирования бюджетного дефицита кредитов, получаемые правительством от кредитных организаций, зависит от «мощности» кредитной системы государства. В РФ коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита на федеральном уровне, т.к. большинство регионов России являются дотационными. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ. Так, в 2006 г. на финансовую помощь бюджетам других уровней из федерального бюджета намечено направить более 372 млрд. руб., или 8,7% от всей его расходной части (см. табл. 8.1).
Важный источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом. В нашей стране начиная с 2001 г. бюджеты являются профицитными. В бюджет 2006 и 2007 гг. также заложены профициты. В качестве внешнего источника покрытия бюджетного дефицита выступает выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В России это еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др. Следует учитывать, что использование внешних источников финансирования бюджетного дефицита связано с политическими факторами. Кроме того, необходимо учитывать общую сумму внешнего долга страны и ее способность платить по «старым» долгам. Кроме того, новые внешние займы увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов). Государственный долг формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов). В России он включает в себя: · задолженность по кредитам перед национальными и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; · задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней; · государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженные в национальной (рублях) и иностранной валюте; · задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, (в РФ компенсируются сбережения, обесцененные в связи со сменой экономической системы в 1991 году и возникшей инфляцией), товарным обязательствам и т.п.
· сумму выданных государственных гарантий. Государственная гарантия - это письменное обязательство государства выполнить условия договора, заключенного с третьим лицом (отечественным или иностранным) за то лицо, которому выдана гарантия в случае его неплатежеспособности. Если сумма гарантии выражена в национальной валюте (рублях) - она увеличивает внутренний долг государства, если в иностранной валюте - внешний долг. Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2006 г. оценивался в 851,1 млрд. руб.,[7] внешний - в 76,5 млрд. дол.[8] Государственный внутренний долг РФ на 1.01.2007 г. оценивался в 1028,06 млрд. руб., внешний (на 01.10.2006) – 50,1 в млрд. дол.[9] Таким образом, видно, что внутренний долг РФ увеличился, а внешний снизился. Структура внешнего долга РФ включает: · задолженность странам-участницам Парижского клуба - 1,9 млрд. дол.; · задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб - 2,9 млрд.; · задолженность бывшим странам СЭВ - 2,0 млрд. дол.; · коммерческая задолженность - 1,1 млрд. дол.; · задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР) - 5,4 млрд. дол.; · еврооблигационные займы 30,9 млрд. дол.; · ОВГВЗ, ОГВЗ - 5,7 млрд. дол.; · задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России - 0,0 млрд. дол.; · предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте - 0,2 млрд. дол.; Для уменьшения государственного долга используются такие механизмы, как реструктуризация долга и конверсия долга. Под реструктуризацией понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга. Под конверсией долга понимается обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.
Тесты для самопроверки 1.Укажите, какие меры можно отнести к дискреционной политике, а какие - к встроенным стабилизаторам: а) законодательное снижение ставок налогообложения; б) увеличение объема выплат по безработице в период спада производства; в) рост объема налоговых поступлений в стадии подъема экономики в связи с ростом доходов) г) прогрессивное налогообложение; д) принятие решения о сокращение государственных расходов.
2. Укажите, какие мероприятия государственной политики осуществляются в стадии подъема, а какие – в стадии спада: а) увеличение государственных расходов; б) снижение налоговых ставок; в) увеличение объема выплат пособий населению; г) увеличение налоговых поступлений в бюджет в связи с ростом доходов населения;
д) сокращение расходов государства. 3. Заполните пропуски: «Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится ВВП при …………. суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот: на сколько ……….. ВВП при …………. суммы налогов на 1 дополнительный рубль». 4. Какие из приведенных ниже мероприятий предлагают сторонники экономики предложения: а) существенный рост налоговых ставок на высокие доходы; б) снижение прогрессивного характера налогообложения; в) увеличение налогов на заработную плату; г) стимулирование совокупного спроса путем роста госрасходов; д) снижение налогов на заработную плату, прибыль, дивиденды.
5. Дополните определение: «Кривая Лаффера описывает связь между ……………. и …………………………». 6. Расставьте в логической последовательности рассуждения сторонников теории Лаффера: а) налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дмах); б) при ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога; в) по мере роста налоговой ставки (Т) от нуля до 100 %; г) после некоторого значения налоговой ставки налоговые поступления начинают падать, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, и налоговая база сокращается. 7. Укажите, что это за категория: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 8. Отметьте правильный ответ: а) внесение налога в бюджет всегда происходит в денежной форме; б) возможна уплата налога имуществом.
9. Отметьте правильные утверждения: а) государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, официально принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком; б) налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком; в) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозратностью налогов.
10. Отметьте правильные утверждения: а) налоги - это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения; б) большинство налогов носит целевой характер; в) налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. г) имеются целевые платежи, но это не отменяет общего правила абстрактного характера налогов.
11. Укажите функции налогообложения: а) поощрительная; б) ценообразующая; в) распределительная (социальная); г) контрольная; д) санирующая; е) фискальная;
12. Укажите, какие положения относятся к фискальной экспансии, а какие – к финансовой рестрикции: а) фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада; б) снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов, что позволяет снизить инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы; в) фискальная политика, направленная на ограничение экономического бума, или на борьбу с инфляцией, наступившей вследствие бума; г) политика, предполагающая увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов. 13. Укажите, какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие – к косвенным: а) НДС; б) налог с продаж; в) земельный налог; г) акцизы; д) налог с физических лиц; е) налог на прибыль предприятий; ж) налог с владельцев транспортных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|