Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника и ее роль в истории цивилизации.




Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ваупр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот.имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп).

Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники вчел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности.

Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника – угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществление внеприродной программы, т.е. осуществление самого себя.

 

 

53. Феномен власти в жизни общества.

Властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, Кратология (от греч.Kratos – власть и logos – учение) – особое направление исследований, изучающих феномен власти и его многообразные проявления. С позиции обыденного сознания, власть – организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.

Составляющие власти:

· Источник (авторитет, сила, закон)

· Субъект (государство, социальный институт, индивид)

· Объект (общество, класс, группа, индивид)

· Функции власти (господство, руководство, мобилизация)

· Ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.)

Основные подходы к трактовке феномена власти:

· Директивный (Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер)

· Функциональный (Т. Парсонс)

· Информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер)

· Коммуникативный (Х. Арендт, Ю. Хабермас, Н. Луман)

Директивные определения: Т. Гоббс: «Власть – это средство достичь блага в будущем, сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти». К. Маркс: «Политическая власть есть организованное насилие одного класса над другим».

В функциональных определениях власть понимается как средство всеобщей связи между субъектами при осуществлении целедостижения, как символический посредник, обеспечивающий выполнение взаимных обязательств.

Информационно-знаниевый подход рассматривает власть как созидательное начало, как знание, постоянное совершенствование которого влияет на понимание целесообразности и своевременное изменение существующего порядка.

Сторонники коммуникативных концепций понимают власть как механизм опосредования возникающих в обществе противоречий между публичной и частными сферами жизни, как символически обобщенное средство коммуникации. Луман: «Высокий рационализм сильной власти заключается не в преследовании форсируемых и, тем не менее, всегда остающихся проблематичными хороших целей, но в том, что все большее число возможностей подвергается все большему числу ограничений».

Подходы к изучению власти

Для классических философских концепций власти (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббс) были характерны рационалистические взгляды. Источниками власти были насилие, собственность, богатство, наследство, закон. В истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант понимали политику как производную от права.

Неоклассические философские концепции власти (Ницше, Фуко, Барт, Тоффлер) предполагают переход от рационально-критического понимания власти к систематизированному постижению ее универсальной природы через многообразие форм, методов и типов властвования.

Современные политико-философские концепции власти представлены линией функционального анализа Т. Парсонса, психоанализом Фрейда и Фромма, «археологией власти» Фуко, концепцией «эры смещения власти» Тоффлера.

Концепция «технократии» - власть научно-технических специалистов, носителей технической рациональности.

Несмотря на различия в подходах к определению сущности власти, выделяются общие ее характеристики и свойства: всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и в политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Власть – это:

· Влияние одного субъекта на другой (объекта властных отношений)

· Фактор воли как регулятор этого влияния

· Отстаивание интересов как мотив властного действия

· Асимметрия отношений между субъектом и объектом

Между объектом и субъектом властных отношений существует как прямая, так и обратная зависимость. Перед субъектом власти всегда стоит проблема легитимации господства, т.е признания власти объектом. М. Вебер выделил 3 основных легитимных типа господства: традиционных, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе.

Цель власти состоит в:

· Противодействии деструкции, кризису, упадку, нейтрализации напряжения или конфликтов

· Стремлении к максимуму стабильности, устойчивости общественного целого

 

54. Феномен идеологии в политической жизни общества.

Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...