Философия XVII в. Эмпиризм и рационализм
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Эпоха XVII в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека – предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество – Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже – Естественно-научная академия). В науке – опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения) – появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания. Ведущая наука – Механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в. Философия связана с социальной почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или… или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности – деизм, концепция «двух истин» – «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт?
Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Выделяют два основных направления: 1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний: А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений; Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир; 2) рационализм. На первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности. Основные идеи философии Нового времени. 1. Автономно мыслящий субъект. 2. Методическое сомнение. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция. 5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина. Мыслители. Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция – от частного к общему. «Знание – сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик – картезианство, дуализм – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность. Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны. Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа. Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад – духовных элементов бытия.
Философия Аристотеля. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое.
Сущность — причина не только реально существующего, но и будущего бытия. В рамках этой парадигмы Аристотель определяет четыре причины, детерминирующие бытие: 1. сущность и суть бытия, благодаря чему вещь такова, какова она есть; 2. материя и субстрат — это то, из чего все возникает; 3. движущая причина, означающая принцип движения; 4. достижение поставленной цели и блага как закономерный результат деятельности. В области познания Аристотель не только признавал значение диалога, спора, дискуссии в достижении истины, но и выдвинул новые принципы и идеи о познании и, в частности, учение о знании правдоподобном и вероятностном или диалектическом, ведущем к знанию достоверному, или аподиктическому. Истинное знание, согласно Аристотелю, достигается не с помощью чувственного восприятия или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который обладает необходимыми способностями для достижения истины. Эти качества ума присущи человеку не от рождения. Они существуют у него потенциально. Чтобы эти способности проявились, необходимо целенаправленно собрать факты, сконцентрировать ум на исследовании сущности этих фактов и лишь тогда станет возможным истинное знание. Поиск истины осуществляется через умозаключения с использованием индукции и дедукции. Существенным элементом поисков истины выступают десять категорий Аристотеля (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание). Существовавшие науки он разделил на три группы: теоретические, куда вошли физика, математика и философия; практические или нормативные, в рамках которых политика выступает одной из главнейших; поэтические науки, которые регулируют производство различных предметов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|