Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья священника как образец православной семьи




- Какой должна быть семья священника?

- Христианская семья названа апостолом Павлом «домашней церковью», где одна вера, один дух, один уклад. В семье, как и в Церкви, должна быть строгая иерархия. Священнослу­житель, как глава семьи, должен проявлять к своим домочадцам одновременно любовь и строгость. Для священника приход является большой семьей; и, обратно, в своей семье он должен оставаться священником и духовным наставником как для матушки, так и своих детей. Здесь любовь не должна переходить в фамильярность.

Семья - это не только оазис в пустыне ми­ра, где человек - странник земных дорог - получает отдых и отраду и набирается сил для дальнейшего странствования; семья - это ответственное дело, которое требует многих трудов и осмотрительности. Здесь ра­дости смешаны со скорбями и искушениями.

Поэтому требуется постоянная бдительность и мудрость.

Семья - школа любви. Но семейная любовь не должна поглотить все силы священнослужите­ля, а стать трамплином для духовной любви к людям. Семья - это постоянное воспитание воли; она ежедневно ставит перед каждым чле­ном задачи, которые необходимо правильно решать. Авторитет священнослужителя в зна­чительной степени зависит от его семьи, в ко­торой прихожане хотят видеть пример для себя.

- Какими качествами должна обладать матушка (жена священника)?

- Прежде всего, она должна обладать искрен­ней верой, любовью к храму, стремлением к молитве и самоотверженностью; это необходи­мо жене священника для того, чтобы помогать своему супругу нести тяжелый пастырский крест. Ее уважительное отношение к мужу яв­ляется лучшим средством и примером для вос­питания детей.

- Что должно быть главным для супруги священ­ника - работа по специальности или помощь мужу в его пастырской деятельности и семей­ные обязанности?

- Если нет жесткой необходимости для семьи священника, которая принудила бы супругу работать по специальности, то она должна от­давать свои силы храму и семье. Жена - это душа семьи; воспитание детей - это не только личное дело, но церковное и общественное. Дети, живущие в семье, где мать находится на работе большую часть дня, становятся полуси­ротами; они постепенно выходят из-под конт­роля своих родителей.

Анатомия одиночества

- Батюшка, мне далеко за 40 и женат не был, и таких по России очень много, просто эпидемия одиночества обоего пола лиц. Отчего это? От гордости и себялюбия новых поколений, потери способности к жертве и любви? Сергей Иванович.

- Сергей, вы коснулись очень важной и бо­лезненной темы - одичания современного человека. Аутизм, холодность друг к другу, инструментальное отношение человека к че­ловеку подрывают основу христианского бра­ка и обрекают людей на одиночество; более того, нередко человек одинок в своей семье. Цивилизация современного мира стала инду­стриальной цивилизацией. Технические сред­ства во многом заменили живого человека, ра­зорвали веками сложившиеся отношения между людьми. Помощником и «другом» че­ловека становится мертвая, холодная машина. С другой стороны, телевизор и средства мас­совой информации захватили не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу человека. За голубым экраном он не только реализует через внутренние сопереживания свои страсти, но также культивирует такие звериные инстинкты, как насилие и жесто­кость. Человек опустошен. Раньше было оди­ночество ради Бога: он уединялся в своем сердце для встречи с Богом и наполнял свою жизнь духовным содержанием. Теперь одино­чество другого свойства: человек, теряя чело­века, вступает на путь демонизации, он разу­чился любить, он не может любить. Страсть - это ненадежная основа для взаимоотношений. Человек ищет выхода из духовной пустоты в новых ощущениях. Отказавшись от нор­мального деторождения в семье, человек ста­новится сексуальным существом, и этот голый секс, превратившись в своеобразный культ, быстро вырождается в патологический секс. Семья основана на любви. Любовь соединена с видением некой красоты в другом человеке. Без этой красоты - действительной или пред­полагаемой - любовь невозможна. Человек теряет как действительные, так и ложные иде­алы, теряет саму тоску по этим идеалам, кото­рую ощущали в прежние времена даже самые порочные люди. Человек обнаруживает в дру­гом беспринципность и душевное безобразие. Семья подразумевает взаимную верность.

Теперь верность сменяется вседозволенностью, а без верности и преданности супруги становятся только компаньонами или партнерами. Когда один надоедает другому, то он уходит от него, как после ужина, или один выгоняет другого, как собаку из дома. Средства массо­вой информации, программные телепередачи приводят людей к какому-то общему серому шаблону. Человеку не о чем говорить с челове­ком: все, что нужно или интересует его, он мо­жет получить из компьютера или интернета. Человеку становится скучно с человеком. Брак - это стремление к взаимному душевно­му общению. Один из супругов как бы воспол­няет другого. Брак - это эмоциональная теплота, которая согревает души людей, а человек превращен в душевного импотента. Что дела­ет семья в свободное время? Чаще всего сидит у телевизора, то есть живет в другом, ирреаль­ном, виртуальном мире, живет жизнью других людей. В ней не остается ни времени, ни сил друг для друга. Только христианская вера и церковная жизнь могут реанимировать, воз­родить человеческую душу, вдохнуть в нее лю­бовь. Когда человек поймет, что ему нужно че­ловеческое тепло, которое не заменит ника­кой комфорт и никакая машина, тогда он бу­дет искать в другом не партнера, а друга жиз­ни, тогда семья станет для всех ее членов источником радости, школой любви и горящим очагом в этом холодном мире.

О выборе супруга

- Как выбрать спутника жизни? Для многих вроде бы нормальных, умных, образованных, воспитанных, внешне привлекательных молодых людей и деву­шек неожиданно встает проблема одиночества, невозможность найти свою вторую половинку.

- Христианский брак - это общность и взаимопомощь в житейском и духовном, во временном и вечном. Поэтому единство веры, образа жизни и шкалы ценностей для супру­гов имеют здесь первостепенное значение. Может быть одиночество как отсутствие семьи, но может быть трагическое одиночест­во в самом браке, когда один из супругов ста­новится для другого чужим человеком. Поэто­му надо смотреть, прежде всего, не на телес­ную, а на душевную красоту. Характерно, что слово «супруги» этимологически означает двух волов, запряженных в один плуг.

- Есть мнение, что выбор жениха сейчас очень ограничен. Многие говорят, что «нормальных» молодых людей сейчас и не встретишь. Как быть православной девушке в этой ситуации?

- Трудно - не значит невозможно. Жениха надо выбирать из верующей семьи, и преимущественно из тех, кто посещает храм; но, к сожалению, и здесь можно ошибиться. Поэтому важен совет и благословение духовного отца. Православная девушка может отчасти опреде­лить своего будущего супруга по его отноше­нию к молитве. Например, когда он предлага­ет ей пойти на прогулку и т. д., неожиданно для него сказать: «Давай помолимся», - и посмотреть на его лицо: если он верующий, то он с радостью согласится, а если нет, то по его лицу пробежит тень недовольства. Конечно, это только пример. Православная девушка должна молиться о том, чтобы Господь через житейские ситуации открыл ей ее жениха.

- Как быть, если кто-то из родителей невесты (жениха) препятствует браку их ребенка по эго­истическим мотивам, не желая потерять в нем опору, утешение?

- Для разрешения этого вопроса надо об­ратиться к духовнику, который рассудит, пре­вышают ли родители свои права по эгоисти­ческим мотивам или же видят объективные причины для препятствия браку. Разумеется, между женихом и невестой должна быть взаим­ная любовь, но эта любовь также должна иметь разумные, объективные основания, чтобы она продолжалась и углублялась; иначе любовь мо­жет оказаться только временным увлечением, которое не выдержит испытаний жизни или открывшегося противоречия характеров.

О различии брака и блуда

- До XV века не было Таинства Венчания. Сейчас мы говорим о том, что необходимо сначала обвенчаться, потом иметь супружеское общение. Как поступить, чтобы Таинство Венчания не было лишь разрешением на близость, а понимать, что это Божие благословение, помощь в труде, совместном труде. Чтобы Таинство не станови­лось формальностью. Как строить свои взаимоотношения? Грех блуда нужно исповедовать и стараться не повторять. Что есть блуд, а что есть любовь?

- Из каких источников вы взяли, что до XV-гo века не было Таинства Венчания? Может быть, вы хотите сказать, что современный чин Венчания окончательно сложился в XV веке? Но это разные вещи. На пустом месте Таин­ства не возникают, они не придумываются и не сочиняются, они существовали в Церкви с самих апостольских времен, только в тече­ние времени могли несколько изменять фор­мы и обогащаться новыми молитвами при од­ном и том же содержании. Если христианин самые главные события своей жизни освяща­ет молитвами и благословением Церкви, то такое важное и ответственное начинание, как создание семьи, неужели не требует благодат­ной помощи Божией? Таинство Венчания подразумевает не только телесную близость, а все взаимоотношения между супругами и в некоторой степени даже отношения между родителями и будущими детьми. Христиан­ский брак - это общность во временном и вечном, взаимопомощь в мирском и духов­ном; это душевное понимание и нравственная поддержка друг друга, а главное - духовное единство, которое делает из семьи домашнюю церковь. Христианство несовместимо с распу­щенностью, с выбором партнеров, один из ко­торых затем становится мужем; оно учит, что благословение Божие бывает там, где чистота. Целомудрие, нарушенное до брака, в некото­рой степени омрачает сам брак. Вы спрашива­ете, что такое любовь. Давайте тогда поставим вопрос по-другому: что такое любовь и что та­кое страсть. Страсть - это общее для собаки и для человека; а любовь - это чувство, прису­щее только человеку, которое связано с такими чувствами, как верность и самопожертвование. Страсть пользуется другим лицом как инстру­ментом для своего удовлетворения, а любовь - это единство двух душ. Что такое блуд? Это ис­кусственное разделение между браком и сек­сом, где секс становится самоцелью и не влечет за собой никаких - ни нравственных, ни юри­дических, ни иных - обязанностей. Аналог блуда - это поведение собак на улице. А для христианина брак и семья - это целая гамма чувств, в которой физические отношения занимают только определенное и далеко не первенствующее место. Для христианина це­ломудрие - высшее состояние, брак - заслу­живающий уважения, блуд - скверна, а из­вращения - мерзость, где человек опускается ниже животного. Грех блуда надо исповедо­вать, но напомню: в нем надо каяться, то есть осознать, что через блуд человек теряет самое ценное - благодать Божию. Если же человек вместо покаяния своим изворотливым умом хочет оправдать блуд, то грех остается неисце­ленным и уходит с ним вечность.

Частные вопросы вступающих в брак

- Я собираюсь через 10 дней жениться. Какое духовное наставление Вы могли бы преподать мне и моей будущей супруге?

- Прекрасное поучение о семейной жизни, взаимоотношениях супругов и воспитании де­тей встречается в творениях святого Иоанна Златоуста... Основа семейной жизни, как во­обще христианской жизни, - это исполнение Евангелия. Поэтому читайте совместно с суп­ругой Евангелие каждый день, а также вместе молитесь.

- Обязательно ли муж должен быть главой семьи (а не жена)?

- Давайте сравним семью с маленьким госу­дарством. Муж - это царь, а жена - главный министр. Какими бы полномочиями ни обла­дал министр, но государственные документы становятся законными, если их подписывает царь.

- Действительно ли большая разница в возрасте (10 лет) может быть препятствием для создания православной семьи?

- Если женщина старше мужчины на 10 лет, то эта разница будет все больше ощущаться с течением времени и может явиться причиной многих психических травм для женщины.

- Я состоял в гражданском браке, сейчас офици­ально разведен (бывшая жена развелась со мной через 6 месяцев после того, как я ушел в армию), венчан не был, прошло уже 3 года. В данный момент есть обоюдное желание об­венчаться с дочерью протоиерея. Он безоговорочно против. Дальнейшую жизнь друг без друга мы не представляем, но и без благосло­вения родителей венчаться не собираемся. Как нам быть в данной ситуации?

- Настоящая любовь выдерживает проверку временем, поэтому молитесь об исполнении воли Божией и живите так, чтобы протоиерей убедился, что может без опасения благословить ваш брак. Смирение и терпение побеждают трудности. Помоги Господи.

- Встречаюсь с молодым человеком, хотим по­жениться. Но он все не может решиться, гово­рит, нужно время, чтобы узнать друг друга. Я согласна с этим, но меня беспокоит грех бли­зости. Хотелось бы избежать греха и сделать все правильно. Он верующий, но не воцерковлен. Прошу Ваших молитв и совета.

- Помоги вам Господи сохраниться до брака в чистоте, а если была близость - то не повто­рять ее. Помоги вам Господи.

- Прочитала вопрос одной девушки к Вам и Ваш ответ, в котором Вы пожелали ей сил от Бога сохраниться в чистоте до брака. Для меня это тоже важно, чтобы моя дочь сохранила себя до брака. Она девочка хорошая, ей 19. Посоветуй­те, что мне как матери делать, как молиться, ка­кое бы правило взять. Я молюсь владыке Иоанну (Максимовичу). Посоветуйте еще, может, кого из грузинских святых...

- По возможности ежедневно читайте ка­нон Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Очень хорошо, что вы молитесь святому Иоанну (Максимовичу). Из грузин­ских святых советую вам молиться великомученикам Давиду и Константину, князьям Арагветским. Помоги вам Господи.

- Моя девушка призналась мне, что она нецело­мудренна, 2 года назад у нее была связь (мы знакомы 1 год). Тогда она была совсем нецер­ковным человеком. Но после этого Господь привел ее к Себе, она раскаялась в этом гре­хе и исповедала его. Сейчас она и я постоянно ходим в храм. И вот теперь меня буквально изводят мысли о ее прошлом. Я понимаю, что Господь прощает наши грехи и не вспоминает их, а я вот как вспомню ее слова (об этом гре­хе), становится так больно, как будто это изме­на супружеская. Я стараюсь всеми силами не вспоминать об этом, читаю молитвы, но мыс­ли приходят против моей воли. Помогите. Как мне быть?

- Надо выбрать одно из двух: или простить ее и не вспоминать совершенный грех, в котором она покаялась, или же, если вы не в силах сде­лать это, то разлучиться с ней, чтобы не отрав­лять совместной жизни бессмысленными обвинениями и упреками. Рассчитайте сами свои силы. Помоги вам Господи.

- Знаю и понимаю, что для христианина обида - грех. Не было у меня прежде врагов или лю­дей, которых я не могла бы простить и оправ­дать, теперь вот живу и ношу в себе обиду... Пробовала неоднократно выяснить истинную причину того, почему близкий в течение нескольких лет человек выкорчевал меня из сво­ей жизни. Не услышав вразумительного ответа, попросила прощения за обиду, которую могла невольно нанести. Человек этот дорог мне, душевно близок. Смириться с его «поте­рей» так трудно! Как быть, о. Рафаил? Что предпринять?

- Часто мы идеализируем людей, которых любим, и забываем, что в человеке, как и в нас, действует яд первородного греха, по­этому псалмопевец Давид сказал: «Всяк чело­век ложь», и «не надейтеся на князя, на сына человеческого, в нем же несть спасения». Может быть, и мы не всегда ценили предан­ность и любовь других. Примиритесь с тем, что каждый человек находится в состоянии борьбы, где он колеблется как трость. Этот человек переменил свое отношение к вам не потому, что сознательно хотел обмануть, а потому что у него изменились чувства, сое­диненные с темной страстностью. Ведь и мы не знаем сами себя и не можем предугадать, как мы поступим в будущем. Лучше простите его и не думайте о нем. Может быть, если ва­ша дружба продолжалась бы, то подобная ра­на в будущем была бы еще больней. Помоги вам Господи.

Распад семьи, второй брак

- Есть такое таинство снятия благословения с бра­ка? Пожалуйста, расскажите о нем. Человек может второй раз жениться, если благослове­ние с брака снято?

- Расторжение брака - не таинство, а ан­нулирование таинства. Это может сделать только местный епископ или его викарий. Епископ должен рассмотреть, есть ли действительные основания и необходимость для расторжения брака. Оно всегда зло, но есть случаи, когда надо выбирать меньшее зло. Круг причин, по которым можно аннулиро­вать брак, в прошлые времена был более огра­ничен, но и в настоящее время он не может быть расторгнут без очень серьезных основа­ний. Если брак все-таки аннулирован, то обе стороны могут создать новые семьи.

- Мой венчанный брак распался год назад по при­чине скрытого от меня на момент венчания тяж­кого и неизлечимого душевного заболевания бывшего супруга (параноидная шизофрения, осложненная маниакально-депрессивным психо­зом, плюс хронический алкоголизм). Дальней­шая совместная жизнь с ним представляла угро­зу моему здоровью и даже жизни. Теперь я по­любила очень достойного человека, с которым собираюсь обвенчаться. Оставляет ли Церковь за мной право на церковный развод с бывшим мужем и вступление в новый венчанный брак?

- Вы должны обратиться к местному еписко­пу с просьбой об аннулировании брака. Осно­вания на это у вас имеются. Получив благо­словение от архиерея, вы можете вступить в новый венчанный брак. Помоги вам Господи.

- Теща изначально не хотела нашего брака, наст­роила против меня супругу, в итоге жена пода­ла на развод (жили 3 года, брак зарегистриро­ван, но не венчан), из своей квартиры жена выг­нала, не дает видеть ребенка (1,5 годика). Я не пил, не изменял, делал все по дому. Жена ни­чего не говорит, в заявлении написала: не сош­лись характерами. Теща кричит; «Мы найдем другого мужа и папу ребенку побогаче». Жена безвольно слушает только свою мать. Сердце на части рвется. Что делать, как вести себя? Прошу, помогите советом.

- Ваша супруга безвольно слушает мать, как видно, потому, что у нее те же душевные предрасположения и тот же взгляд на мир, иначе она постояла бы за себя и за семью. Лично я не вижу выхода из создавшейся ситуации, и, по-видимому, она будет накаляться все больше и больше. Если бы инициатива шла от вас, то я посоветовал бы вам потерпеть и скрепить брак церковным благословением. А если, судя по вашему письму, вы хотите сохранить семью, но вас просто выгоняют, то, возможно, что лучше согласиться с разводом во избежание дальнейших инцидентов. Помоги вам Господи.

- Семейный корабль моих друзей разбивается о волны страсти. Возраст подходит к 60-ти. Всю жизнь шли рука об руку, людей ближе по ув­лечениям не найти. И вот сейчас муж ушел из-за другой женщины, которая значительно моложе и просто ищет в нем временное утешение от того, что ее бросил муж. Он запу­тался совсем, изолгался, в т.ч. и самому себе, мучит жену своими откровениями об отноше­ниях с той женщиной. Два этих ранее прекрасных человека были не крещены и не веровали, это интеллигенция 70-х. Римма в результате этих испытаний пришла к осознанию необходи­мости креститься. И приняла крещение 19 янва­ря 2007 года. Я ей советовала молиться святой Ксении. И помощь тут же пришла, однако счастье длилось недолго. Может, Римма пре­кратила молиться, да и объект страсти близок - все началось сначала и еще хуже. Я ей посове­товала читать за него Псалтирь ежедневно. Однако спохватилась - Георгий-то не крещен (и они не венчаны). Можно ли ей дома читать Псалтирь и просить после каждой «Славы» сво­ими словами о его вразумлении, просвещении верой, избавлении от страсти? Если - да, то как его при этом называть: «мужем», «некре­щеным Георгием»?

- Я вполне согласен с советами, которые вы дали Римме, Думаю, что она должна испол­нять молитвенное правило о спасении своего супруга. Хотя они не находятся в венчанном, то есть благословленном браке, однако этот брак фактический. При чтении Псалтири нужно называть его «некрещеным Георгием», а в молитвенном обращении своими словами можно называть его также мужем. Помоги вам Господи.

- Посоветуйте по поводу семейной жизни моей сестры. Она замужем уже 18 лет, двое детей. Она всегда была примерной матерью и женой. Они с мужем военные врачи. В трудный пери­од, когда муж ее не работал, она по вечерам до поздней ночи дополнительно подрабатывала в аптеке, спасала свою семью от голодной смерти в полном смысле этого слова. Она и сейчас жертвует собой ради семьи. Хотя она невоцерковлена, ее личностным качествам мо­жет позавидовать любой христианин (поверьте, не преувеличиваю). И вот, когда у них в семье настал период материального благополучия, муж признался ей в измене. Она тяжело пере­несла это и решила его простить. Но муж, вместо того чтобы воспринять это с радостью, начал насмехаться над ней, сказал, что она наивна и глупа. Так длилось 4 месяца. А потом взял и сам уже ушел из семьи. Только после этого я узнала об этой проблеме. Хотя она по­нимает всю подлость этой ситуации, ей жалко его (он любит выпить) и переживает за него. Дети пока в отъезде и этой ситуации не знают. Посоветуйте, как ей поступить.

- Если ваша сестра жалеет своего супруга, не­смотря на причиненную ей боль, значит, в нем было что-то хорошее, за что она продолжает любить его. Думаю, ей надо набраться терпе­ния и мужественно пережить создавшуюся си­туацию. В своей жизни я встречался с людьми, которые стойко переносили несчастья и бед­ность и неожиданно при внешнем благополу­чии изменились к худшему. Возможно, такое случилось с вашим зятем. Во всяком случае, думаю, следует подождать, пока положение не изменится: или муж с чувством раскаяния вернется в семью, или же его свинство помо­жет ей выдернуть его из своего сердца. Помо­ги всем вам Господи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...