Как воспитать в детях христианские добродетели?
- Как воспитывать детей, чтобы они выросли верующими? Сейчас многие дети, воспитанные в вере, уходят из Церкви. Что сделать, чтобы этого не произошло? - Родители сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей; в воспитании лучше всего действует пример. Когда ребенок видит, что верующий родитель поступает нечестно и лицемерно, то у него возникает сомнение в самой вере. - Как воспитать в детях христианские добродетели, как научить их слушаться? - Надо воспитывать ребенка с самого раннего детства и учить его делать добро. Одни наставления, не подтверждаемые делом и примером, плохо усваиваются и скоро забываются. - Очень частое явление в семьях: подросшие дети начинают конфликтовать с родителями, грубят им. В чем вина родителей в этом случае? Что такое родительский авторитет и как его укрепить? Как установить правильный контакт с ребенком? - Родители должны подумать о своей вине, а именно, не допускали ли они подобное неуважение и конфликтность к своим родителям, так что на них исполнился закон возмездия через собственных детей. Далее, не совершали ли они детоубийства - абортов, которые вводят в душу человека и в его генетику комплекс убийцы и пожирателя своих детей. Он передается как негативное отношение будущих детей к своим родителям. Грех детоубийства, как гниющая рана в душе, изглаживается глубоким и искренним покаянием. Чтобы укрепить родительский авторитет в глазах ребенка, родители не должны конфликтовать и ссориться друг с другом, особенно при детях, которые в таких случаях становятся судьями родителей; не должны лгать, так как дети интуитивно чувствуют ложь, а тем более, когда видят явные примеры двойственности и лицемерия своих родителей. Трагический пример этого - революционеры и безбожники, вышедшие из семей священнослужителей. Родители должны исполнять слова, данные ребенку, и от него требовать исполнения его обещаний, но недопустимо принуждать ребенка к клятве. В обращении к ребенку они должны стараться не изменять своих требований к нему.
Чтобы установить контакт с ребенком, надо избегать двух крайностей: излишней строгости и излишней снисходительности, ведущей к вседозволенности. Нужно контролировать действия ребенка, не подавляя его инициативности мелочной и нудной придирчивостью. - Что делать, если нет мира в семье: между мужем и женой, между детьми и родителями? Насколько в этом случае может помочь молитва? - Молитва необходима во всех случаях жизни, так как Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Когда в семье нет мира, то каждый член семьи должен подумать, какая его вина в сложившейся ситуации. На деле чаще всего все случается наоборот: люди, как ослепленные, не видят своей вины, считают себя правыми, а других - во всем виноватыми. При такой установке своей «праведности» согласие и мир становятся невозможными. - Как вести себя ребенку, если родители не живут в мире? Если один родитель верующий, а другой - нет? - Ребенок не должен быть судьей своих родителей. Ссоры в семье он должен принимать как общее несчастье. Он должен относиться к каждому из родителей с уважением. Слушаться надо верующего, но в некоторых случаях и верующий может ошибаться, если он под предлогом веры не исполняет своих семейных обязанностей, что вызывает раздражение у другого супруга. - Как уберечь детей от страшных соблазнов современного мира - курения, пьянства, компьютерных игр и т.п.? - Надо большее время уделять детям, поэтому желательно, чтобы мать являлась главной воспитательницей детей. В этом главная миссия женщины-христианки. Если родители сами будут курить, заниматься пьянством, смотреть в телевизоре и компьютере непристойные картины, то их слова о нравственности и морали будут только раздражать детей.
- Что Вы можете сказать о современной музыке, которой увлекается молодежь? Как отучить ребенка слушать это? - Современная музыка, в значительной степени, - это сгусток и концентрат страстей, доводящих человека до патологических состояний. Такая музыка разрушает не только нравственное, но и психофизическое здоровье ребенка. Нужно прививать ребенку чувство красоты, учить его эстетике в доступных для него формах; тогда он сможет воспринять какофонию современной рок- и поп-музыки как уродство и беснование. - Сейчас многие подростки уходят от родителей, если что-то им не нравится. Как быть, если ребенок уходит из дома? Как вернуть его? Кто в этом виноват? - Родители должны считать воспитание ребенка не меньшей, если не большей задачей, чем их служба, и уделять детям достаточно времени. Но при всем этом родители должны понимать, что их влияние ограничено другой окружающей ребенка средой, поэтому их задача - по возможности нейтрализовать негативное воздействие этой среды. Если семья живет высокими христианскими идеалами, то вряд ли у ребенка появится желание убежать из дома. Чаще всего уход из дома сопряжен с разочарованием в родителях, доходящим до ненависти к ним. Такие вопросы нельзя решать заочно, здесь нет общих рецептов. Само нравственное чувство и любовь к детям должны подсказывать родителям, что делать в конкретных случаях. Вообще в воспитании надо избегать двух противоположных крайностей: пустить воспитание ребенка на самотек или же постоянно подавлять волю и инициативу ребенка. - Почти все современные молодые люди эгоистичны, подвержены разрушающим страстям. Что Вы думаете о современной молодежи? Есть ли надежда, что это поколение не будет потерянным? - Я не могу мыслить в таких общих категориях, как поколения. Христиан всегда было немного (Господь назвал Своих последователей «малым стадом», а христианскую жизнь - «узким путем»). Во всех поколениях были и будут погибающие и спасающиеся. Вы называете поколение «потерянным», однако что оно имело, чтобы потерять? Оно выросло на развалинах духовности и поэтому блуждает в сумерках и тумане. Но Господь везде найдет и спасет Своих. В наше время нередко дети приводят родителей, закомлексованных материализмом, к вере.
- Всегда ли человеку, для того чтобы он изменился, нужно пережить какое-то сильное потрясение? Сталкиваешься с тем, что с помощью убеждений, увещеваний мы бессильны исправить кого-либо. Понимаешь, что за такого остается только молиться. Стоит ли продолжать беседы и увещевания? - Сильные потрясения помогают человеку по-иному, более глубоко взглянуть на жизнь. Нередко через страдания происходит обращение к Богу. Но это не общее правило: сердца у многих не смягчаются, а ожесточаются от страданий. Пример этому - два разбойника, распятые рядом с Иисусом Христом. Они испытывали одинаковые мучения, но один умер с молитвой на устах, другой - с проклятиями и богохульством. Можно сказать, что сильные потрясения обнаруживают то сокровенное, что хранится в глубине человеческой души. Апостол Павел советует не общаться с еретиком после одного или двух увещеваний, так как тот «развратился умом», то есть находится в состоянии духовной гордости. Если мы хотим что-либо посоветовать или разъяснить человеку, то должны, прежде чем вступить в беседу с ним, помолиться Богу, затем приготовить себя к тому, чтобы не разгневаться на него, а тем более, не возненавидеть его, если он отвергнет наши слова. Человеческое сердце воспринимает только то слово, которое идет от сердца, поэтому надо стараться очистить собственное сердце и научиться любить, чтобы быть услышанным другим. Если это дети, то контролировать их нравственно-духовную жизнь обязательно для родителей. Но и здесь надо проявлять мудрость и осторожность. Лучшее увещевание для детей - это пример родителей. Стоит увещевать своих детей, если они отказываются слушать, или нет - это вопрос, на который нельзя дать общий ответ; здесь должна действовать родительская любовь и интуиция. К сердцу каждой личности надо подобрать свой ключ. Иногда лекарство сразу не действует на больного, но врач, исходя из многих факторов, должен решить - продолжать его прием или отменить.
О компьютерных играх - Компьютерные игры - страшный бич современных детей (и их родителей), один из главных факторов духовной деградации подрастающего поколения и его дебилизации. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи напролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попытки им помочь заканчиваются ничем, - вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают. Чем можно помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью? - Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской империи сказал знаменательную фразу: «Литература погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реальной жизнью; она находилась в мире своих романтических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками истории; она раскачивала лодку, на которой плыла, и, в конце концов, опрокинула ее и потонула вместе с ней. Душевное богатство и изощренный интеллектуализм, которые давали литература и искусство, подавили силы духа, обратили ум к земле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсона, который разрушил столпы, поддерживающие своды империи, и был раздавлен ее обломками. Воображение - опасная стихия; этот мир, который творит сам человек, делается его второй действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным миром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности. Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возможность получать почти неограниченную информацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности - как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.
Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, позволю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир виртуальной, иллюзорной действительности - более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек становится чужестранцем, гостем и странником; его родина - это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его. Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лишены друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими - выигрышем и проигрышем в игре; от компьютерных игр люди делаются безразличными друг другу. Вслед за параличом духа начинается охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людьми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компьютерный мир становится частью их души, а окружающий мир воспринимается как виртуальный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат. Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представляют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью. Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подскажет, чем и как занять ребенка, какую альтернативу предложить ему вместо компьютерного плена. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни - это объективный факт. Отказаться от компьютера нереально и невозможно, но надо уметь пользоваться им по необходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним. Что ответить людям, смеющимся над священниками и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих души детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благодушествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя тушить пожар. Хочу прибавить, что, в отличие от компьютерных игр, прежние народные игры имели воспитательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт - в безликую толпу.
Частные вопросы о воспитании детей - Нужно ли запрещать ребенку играть в компьютерные игры, если дома есть компьютер и ребенок (10 лет) уже раньше играл в них? В церковной среде по этому вопросу очень разные мнения. Поэтому я никак не могу решить что-то определенное, но чувствую, что это не на пользу ребенку. Сейчас стараюсь ограничивать игры по времени, но совсем запретить не хватает духа. Да и сын сильно протестует. Боюсь перегнуть палку. Что Вы мне посоветуете? - Если вы не можете запретить сыну играть в компьютерные игры, которые подобно наркотику выводят ребенка из реального в виртуальный мир, то создайте ему альтернативу, а именно: заинтересуйте каким-нибудь видом спорта, вроде плавания или фехтования, а также игрой в шахматы, которые развивают память и внимание. Призываю на вас Божие благословение. - Я поменяла место работы. Теперь чаще бываю дома, так как близко живу, больше зарплата, но есть ночные смены. Младшая дочь (ей 7 лет) долго плачет, когда я ухожу: и молитвы почитает, и валерьянку выпьет, - но какой-то страх ее гнетет. - Когда ваша дочь спит, то возьмите Евангелие и тихо, вслух самой себе, почитайте его в течение хотя бы 10-15 минут над ребенком. Делайте это по возможности чаще. Насчет валерьянки надо быть осторожным, так как это лекарство, постоянно принимаемое, аккумулируется в организме и может оказать негативные действия. Помоги вам Господи. - Как молиться о детях, обучающихся вдали от родителей? - Читайте хотя бы раз в неделю акафист Божией Матери по вашему выбору. - Моему сыну скоро 13 лет, мы с ним часто ходим в Церковь, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. Проблема в том (для меня проблема), что он не хочет соблюдать пост в среду и пятницу и в большие посты больше недели не выдерживает. Нужно ли мне его заставлять или смириться? Я очень боюсь, что он вырастет, перестанет ходить в церковь и будет жить без Бога. - Если ваш сын физически здоров, то вам самой не следует готовить ему скоромную пищу в постные дни; если же он болен, то тогда можете давать ему необходимое питание. Так как ваш сын несовершеннолетен, то вопросы поста решаете вы, особенно в своем доме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|