Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как воспитать в детях христианские добродетели?




- Как воспитывать детей, чтобы они выросли ве­рующими? Сейчас многие дети, воспитанные в вере, уходят из Церкви. Что сделать, чтобы этого не произошло?

- Родители сами должны быть такими, каки­ми хотят видеть своих детей; в воспитании лучше всего действует пример. Когда ребенок видит, что верующий родитель поступает не­честно и лицемерно, то у него возникает сом­нение в самой вере.

- Как воспитать в детях христианские добродете­ли, как научить их слушаться?

- Надо воспитывать ребенка с самого раннего детства и учить его делать добро. Одни наставления, не подтверждаемые делом и примером, плохо усваиваются и скоро забываются.

- Очень частое явление в семьях: подросшие де­ти начинают конфликтовать с родителями, гру­бят им. В чем вина родителей в этом случае? Что такое родительский авторитет и как его ук­репить? Как установить правильный контакт с ребенком?

- Родители должны подумать о своей вине, а именно, не допускали ли они подобное неуважение и конфликтность к своим родителям, так что на них исполнился закон возмездия через собственных детей. Далее, не совершали ли они детоубийства - абортов, которые вво­дят в душу человека и в его генетику комплекс убийцы и пожирателя своих детей. Он переда­ется как негативное отношение будущих детей к своим родителям. Грех детоубийства, как гниющая рана в душе, изглаживается глубо­ким и искренним покаянием. Чтобы укрепить родительский авторитет в глазах ребенка, родители не должны конф­ликтовать и ссориться друг с другом, особенно при детях, которые в таких случаях становятся судьями родителей; не должны лгать, так как дети интуитивно чувствуют ложь, а тем более, когда видят явные примеры двойственности и лицемерия своих родителей. Трагический пример этого - революционеры и безбожни­ки, вышедшие из семей священнослужителей. Родители должны исполнять слова, данные ребенку, и от него требовать исполнения его обещаний, но недопустимо принуждать ре­бенка к клятве. В обращении к ребенку они должны стараться не изменять своих требова­ний к нему.

Чтобы установить контакт с ребенком, надо избегать двух крайностей: излишней строгос­ти и излишней снисходительности, ведущей к вседозволенности. Нужно контролировать действия ребенка, не подавляя его инициатив­ности мелочной и нудной придирчивостью.

- Что делать, если нет мира в семье: между мужем и женой, между детьми и родителями? Насколько в этом случае может помочь молитва?

- Молитва необходима во всех случаях жиз­ни, так как Господь сказал: «Без Меня не мо­жете творить ничего». Когда в семье нет мира, то каждый член семьи должен подумать, какая его вина в сложившейся ситуации. На деле ча­ще всего все случается наоборот: люди, как ослепленные, не видят своей вины, считают себя правыми, а других - во всем виноваты­ми. При такой установке своей «праведности» согласие и мир становятся невозможными.

- Как вести себя ребенку, если родители не жи­вут в мире? Если один родитель верующий, а другой - нет?

- Ребенок не должен быть судьей своих роди­телей. Ссоры в семье он должен принимать как общее несчастье. Он должен относиться к каждому из родителей с уважением. Слу­шаться надо верующего, но в некоторых слу­чаях и верующий может ошибаться, если он под предлогом веры не исполняет своих се­мейных обязанностей, что вызывает раздра­жение у другого супруга.

- Как уберечь детей от страшных соблазнов сов­ременного мира - курения, пьянства, компью­терных игр и т.п.?

- Надо большее время уделять детям, поэто­му желательно, чтобы мать являлась главной воспитательницей детей. В этом главная миссия женщины-христианки. Если родите­ли сами будут курить, заниматься пьян­ством, смотреть в телевизоре и компьютере непристойные картины, то их слова о нрав­ственности и морали будут только раздра­жать детей.

- Что Вы можете сказать о современной музыке, которой увлекается молодежь? Как отучить ре­бенка слушать это?

- Современная музыка, в значительной степени, - это сгусток и концентрат страстей, доводящих человека до патологических состо­яний. Такая музыка разрушает не только нрав­ственное, но и психофизическое здоровье ре­бенка. Нужно прививать ребенку чувство кра­соты, учить его эстетике в доступных для него формах; тогда он сможет воспринять какофо­нию современной рок- и поп-музыки как уродство и беснование.

- Сейчас многие подростки уходят от родителей, если что-то им не нравится. Как быть, если ре­бенок уходит из дома? Как вернуть его? Кто в этом виноват?

- Родители должны считать воспитание ре­бенка не меньшей, если не большей задачей, чем их служба, и уделять детям достаточно времени. Но при всем этом родители должны понимать, что их влияние ограничено другой окружающей ребенка средой, поэтому их за­дача - по возможности нейтрализовать нега­тивное воздействие этой среды. Если семья живет высокими христианскими идеалами, то вряд ли у ребенка появится жела­ние убежать из дома. Чаще всего уход из дома сопряжен с разочарованием в родителях, до­ходящим до ненависти к ним. Такие вопросы нельзя решать заочно, здесь нет общих рецеп­тов. Само нравственное чувство и любовь к детям должны подсказывать родителям, что делать в конкретных случаях. Вообще в воспи­тании надо избегать двух противоположных крайностей: пустить воспитание ребенка на самотек или же постоянно подавлять волю и инициативу ребенка.

- Почти все современные молодые люди эгоис­тичны, подвержены разрушающим страстям. Что Вы думаете о современной молодежи? Есть ли надежда, что это поколение не будет потерянным?

- Я не могу мыслить в таких общих категори­ях, как поколения. Христиан всегда было не­много (Господь назвал Своих последователей «малым стадом», а христианскую жизнь - «уз­ким путем»). Во всех поколениях были и будут погибающие и спасающиеся. Вы называете поколение «потерянным», однако что оно имело, чтобы потерять? Оно выросло на раз­валинах духовности и поэтому блуждает в су­мерках и тумане. Но Господь везде найдет и спасет Своих. В наше время нередко дети при­водят родителей, закомлексованных материа­лизмом, к вере.

- Всегда ли человеку, для того чтобы он изменил­ся, нужно пережить какое-то сильное потрясе­ние? Сталкиваешься с тем, что с помощью убеждений, увещеваний мы бессильны исправить кого-либо. Понимаешь, что за такого остается только молиться. Стоит ли продолжать беседы и увещевания?

- Сильные потрясения помогают человеку по-иному, более глубоко взглянуть на жизнь. Нередко через страдания происходит обра­щение к Богу. Но это не общее правило: серд­ца у многих не смягчаются, а ожесточаются от страданий. Пример этому - два разбойни­ка, распятые рядом с Иисусом Христом. Они испытывали одинаковые мучения, но один умер с молитвой на устах, другой - с прокля­тиями и богохульством. Можно сказать, что сильные потрясения обнаруживают то сокро­венное, что хранится в глубине человеческой души.

Апостол Павел советует не общаться с ерети­ком после одного или двух увещеваний, так как тот «развратился умом», то есть находится в состоянии духовной гордости. Если мы хо­тим что-либо посоветовать или разъяснить человеку, то должны, прежде чем вступить в беседу с ним, помолиться Богу, затем приго­товить себя к тому, чтобы не разгневаться на него, а тем более, не возненавидеть его, если он отвергнет наши слова. Человеческое серд­це воспринимает только то слово, которое идет от сердца, поэтому надо стараться очис­тить собственное сердце и научиться любить, чтобы быть услышанным другим. Если это дети, то контролировать их нрав­ственно-духовную жизнь обязательно для ро­дителей. Но и здесь надо проявлять мудрость и осторожность. Лучшее увещевание для де­тей - это пример родителей. Стоит увещевать своих детей, если они отка­зываются слушать, или нет - это вопрос, на который нельзя дать общий ответ; здесь долж­на действовать родительская любовь и интуи­ция. К сердцу каждой личности надо подоб­рать свой ключ. Иногда лекарство сразу не действует на больного, но врач, исходя из многих факторов, должен решить - продол­жать его прием или отменить.

О компьютерных играх

- Компьютерные игры - страшный бич совре­менных детей (и их родителей), один из главных факторов духовной деградации подрастающего поколения и его дебилизации. Когда знаешь семьи, где выросшие дети чуть ли не ночи на­пролет играют в эти игры и уже не в состоянии адаптироваться к реальной жизни, когда попыт­ки им помочь заканчиваются ничем, - вдруг слышишь от некоторых православных людей и даже авторитетных священников насмешливые слова о тех педагогах и священниках, которые бьют тревогу по этому поводу: дескать, они против компьютера, компьютер полезен, а они смущают народ нагнетанием напрасных страхов и т. д. Все это лишний раз подтверждает, что пока беда не коснулась лично нас, пока у нас нет своих детей, мы часто не в состоянии ее осознать. С другой стороны, такая духовная слепота и беспечность обескураживают. Чем можно помочь детям? Как оградить их от этого наркотика? Что ответить смеющимся над чужой болью?

- Известный писатель и философ Василий Розанов во время крушения Российской им­перии сказал знаменательную фразу: «Литера­тура погубила Россию». Интеллигенция того времени жила больше литературой, чем реаль­ной жизнью; она находилась в мире своих ро­мантических грез, страстного воображения и политических фантазий. Она была похожа на маленького ребенка, мечтающего о свободе от опеки родителей, и готова была побежать за любыми фокусниками и обманщиками исто­рии; она раскачивала лодку, на которой плы­ла, и, в конце концов, опрокинула ее и пото­нула вместе с ней.

Душевное богатство и изощренный интеллек­туализм, которые давали литература и искус­ство, подавили силы духа, обратили ум к зем­ле, наполнили сердце эмоциями и страстями. Кредо интеллигенции была странная смесь сентиментальности и цинизма, романтики и бунтарства. Утопический гуманизм лишил ее веры; она превратилась в слепого Самсо­на, который разрушил столпы, поддержива­ющие своды империи, и был раздавлен ее обломками.

Воображение - опасная стихия; этот мир, ко­торый творит сам человек, делается его вто­рой действительностью. Через воображение человек соприкасается с инфернальным ми­ром. Доверие к иллюзорному, демонизированному миру переходит в медиумическую внушаемость и потерю чувства реальности. Теперь, в отличие от предыдущих столетий, технические средства дают человеку возмож­ность получать почти неограниченную ин­формацию, но эта информация не расширяет его умственного кругозора, а подавляет его психические возможности - как слишком большой груз не укрепляет тело, а надрывает силы человека.

Компьютерные игры, пробуждая страстный азарт, становятся более притягательными, поз­волю сказать магическими, чем литература. Они вводят людей, особенно детей, в мир вир­туальной, иллюзорной действительности - более интересной для них, чем реальный мир. Здесь начинается деградация человеческой личности. Для земной реалии человек стано­вится чужестранцем, гостем и странником; его родина - это мир компьютера: он живет в том мире и тот мир живет в нем, захватывая и поглощая его. Для таких людей, прежде всего, исчезает небо: Бог становится отвлеченной и безразличной идеей; Он не нужен для компьютерных игроков, следовательно, находится за пределами их интересов. Затем для них исчезает сама земля; их не беспокоят общественные проблемы, они похожи на улитку в раковине, в которой проходит их жизнь. Они разобщены с родными, они лише­ны друзей, для них нравственные понятия «хорошо» и «плохо» заменяются другими - выигрышем и проигрышем в игре; от компью­терных игр люди делаются безразличными друг другу. Вслед за параличом духа начинает­ся охлаждение души: человек теряет нужду в человеке, потребность в общении с людь­ми, он не способен ни любить другого, ни воспринимать любовь. Для этих людей вся жизнь становится игрой, выплеснувшейся из рамок компьютера. Здесь действительность и иллюзия меняются своими местами; компью­терный мир становится частью их души, а ок­ружающий мир воспринимается как вирту­альный, с которым они соприкасаются, но в котором они не живут. Компьютерные игры, с заложенной в них программой, создают свои комплексы и зомбируют человека, превращая его в биоавтомат.

Думаю, что педагоги и священники, которые одобряют компьютерные игры, не представля­ют, насколько это всепожирающее увлечение способствует деградации и расчеловечению человека. Они похожи на родителей, которые позволяют детям играть со змеями, не думая, что дети могут расплатиться за это своей жизнью.

Как оторвать ребенка от компьютерных игр? Это вопрос, на который нельзя дать однознач­ного ответа. Здесь должна прийти на помощь интуиция самих родителей, которая подска­жет, чем и как занять ребенка, какую альтер­нативу предложить ему вместо компьютерно­го плена.

Компьютер стал неотъемлемой частью совре­менной жизни - это объективный факт. От­казаться от компьютера нереально и невоз­можно, но надо уметь пользоваться им по не­обходимости, то есть заставлять компьютер служить человеку, но не допускать, чтобы он властвовал над ним.

Что ответить людям, смеющимся над священ­никами и педагогами, которые бьют тревогу по поводу компьютерных игр, калечащих ду­ши детей? Надо сказать, что когда загорается крыша над домом, то соседям нельзя благоду­шествовать и смеяться в надежде, что огонь не дойдет до них, а надо всем вместе вовремя ту­шить пожар.

Хочу прибавить, что, в отличие от компьютер­ных игр, прежние народные игры имели вос­питательное и эстетическое значение, а компьютерные игры превращают людей в какой-то стандарт - в безликую толпу.

 

Частные вопросы о воспитании детей

- Нужно ли запрещать ребенку играть в компь­ютерные игры, если дома есть компьютер и ребенок (10 лет) уже раньше играл в них? В церковной среде по этому вопросу очень разные мнения. Поэтому я никак не могу ре­шить что-то определенное, но чувствую, что это не на пользу ребенку. Сейчас стараюсь ог­раничивать игры по времени, но совсем запре­тить не хватает духа. Да и сын сильно протес­тует. Боюсь перегнуть палку. Что Вы мне посоветуете?

- Если вы не можете запретить сыну играть в компьютерные игры, которые подобно нар­котику выводят ребенка из реального в вирту­альный мир, то создайте ему альтернативу, а именно: заинтересуйте каким-нибудь видом спорта, вроде плавания или фехтования, а также игрой в шахматы, которые развивают память и внимание. Призываю на вас Божие благословение.

- Я поменяла место работы. Теперь чаще бываю дома, так как близко живу, больше зарплата, но есть ночные смены. Младшая дочь (ей 7 лет) долго плачет, когда я ухожу: и молитвы почита­ет, и валерьянку выпьет, - но какой-то страх ее гнетет.

- Когда ваша дочь спит, то возьмите Еванге­лие и тихо, вслух самой себе, почитайте его в течение хотя бы 10-15 минут над ребенком. Делайте это по возможности чаще. Насчет ва­лерьянки надо быть осторожным, так как это лекарство, постоянно принимаемое, аккуму­лируется в организме и может оказать нега­тивные действия. Помоги вам Господи.

- Как молиться о детях, обучающихся вдали от родителей?

- Читайте хотя бы раз в неделю акафист Божией Матери по вашему выбору.

- Моему сыну скоро 13 лет, мы с ним часто хо­дим в Церковь, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. Проблема в том (для меня проблема), что он не хочет соблюдать пост в среду и пятницу и в большие посты боль­ше недели не выдерживает. Нужно ли мне его заставлять или смириться? Я очень боюсь, что он вырастет, перестанет ходить в церковь и бу­дет жить без Бога.

- Если ваш сын физически здоров, то вам са­мой не следует готовить ему скоромную пищу в постные дни; если же он болен, то тогда мо­жете давать ему необходимое питание. Так как ваш сын несовершеннолетен, то вопросы пос­та решаете вы, особенно в своем доме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...