Как молиться об укреплении веры
- Как молиться (и можно ли) человеку, который потерял веру? - Раз человек решает молиться, значит, он не до конца потерял веру, поэтому следует, прежде всего, молиться, чтобы Господь укрепил веру, как просил Господа отец бесноватого: «Господи, верю, помоги моему неверию». О чтении Псалтири - Мне нравится читать Псалтирь. Но я читаю механически, лишь чуть-чуть что-то касается моего сердца. Скажите, батюшка, в чем смысл чтения Псалтири? - Псалтырь приближает человеческую душу к Богу, отгоняет демонов, очищает сердце. Псалтирь - это исповедь человеческой души во всех состояниях: в радости и скорби, грехопадении и покаянии. В Псалтири каждый из нас может увидеть самого себя. Старайтесь читать Псалтирь не торопясь. Может быть, вначале лучше читать вслух самому себе речитативом (нараспев). О молитве задержания - Можно ли мирянину читать при вражьих кознях молитву задержания, которая печатается в некоторых православных молитвословах? - Иногда допустимо читать молитву задержания, так как ее благословили некоторые старцы. Но я предпочел бы читать при вражьих кознях 90-ый псалом. О Пяточисленных молитвах - Можно ли читать Пяточисленные молитвы без благословения священника? - Пяточисленные молитвы не отвергнуты и не благословлены Церковью; они найдены среди бумаг святителя Димитрия Ростовского после его смерти. Можете иногда прочитать их, но заменять ими молитвенное правило не следует. О записи мыслей, приходящих во время молитвы - Свт. Феофан пишет: «Писал я вам не раз, чтобы вы записывали в особую тетрадь мысли, приходящие во время молитвы и кроме ее, - такие мысли, которые, пришедши, не скоро отходят, а долго занимают ум и сердце и своим образом благоустраивают душу». Благословите ли Вы меня делать такие записи?
- Записи мыслей, приходящих во время молитвы, - это духовный дневник и вехи пройденного пути; но надо записывать то, что внутренне пережил сам, именно пережил, а не придумал.
Можно ли рассказывать о своих переживаниях во время молитвы? - Можно ли кому-либо рассказывать о своих переживаниях во время молитвы не из хвастовства, а просто поделиться радостью? - Если будете говорить кому попало, кроме духовно опытных лиц, то радость пропадет. Что такое молитвенный блуд? Молитвенный блуд - это состояние людей, находящихся в прелести, - визионеров, - представляющих во время молитвы различные картины, в том числе эротического содержания. В переносном смысле молитвенный блуд - это слишком горячая молитва о тех, к кому человек имеет пристрастие, возбуждающее страстное влечение, и человек, услаждаясь этим чувством, думает, что молится по чистой любви. О чае и кофе - В книгах современных афонских подвижников иногда встречается такой совет: встав ночью на молитву, чтобы не уснуть, выпей кофе, потом приступай к молитве. Но кофе - это ведь искусственный стимулятор. То же самое и с чаем. Или же опять: главное - мера? - У Святых отцов такого совета нет. Старцы также отрицательно относились к употреблению допингов для молитвы, к которым относится кофе. О внешнем виде молящегося - Иногда по утрам читаю молитвы перед иконами в домашней одежде. Это могут быть и шорты с майкой, а когда запаздываю, то и в трусах спешу прочитать «Отче наш...» Ведь Господь видит нас и обнаженными, но можно ли находиться перед иконами в таком виде? Иногда, читая, я сижу полулежа спиной к иконам, они над кроватью. Можно ли так? Не небрежение ли это? - Внешнее организует внутреннее, они связаны нераздельно. Это самообман, что вы свободны от влияния внешнего, в том числе одежды. Если вы считаете долгом держать себя прилично по отношению к человеку, то тем более надо делать это по отношению к Богу. Святой Игнатий Брянчанинов начинает свое поучение к монахам с их внешней дисциплины.
О сокращении молитвенного правила - Можно ли совмещать чтение утренних молитв с какими-нибудь простыми домашними делами, не требующими особого внимания? Молитвы знаю наизусть, часто по лености просыпаю положенное для молитв время и вынуждена или совмещать их с делами, или не читать вовсе, а читать сокращенное правило. Я работаю, на мне ребенок и домашнее хозяйство. Что Вы посоветуете? - Лучше поесть черствый хлеб - чем остаться совсем голодным. Помоги вам Господи. Вопросы ребенка о молитве - Благословите, батюшка архимандрит Рафаил. Пишет вам Ксения из города Находка, мне 12 лет. Скажите, пожалуйста, как мне излечиться от неверия? - Ксения, деточка! Обращайся к Богу приблизительно с такой молитвой: «Господи, я хочу верить в Тебя, помоги мне. Дай мне благодать Твою, чтобы я своей душой почувствовала бы Тебя». Призываю Божие благословение.
- Спасибо Вам за молитву от неверия. Когда я стою в церкви или молюсь дома, сначала я чувствую себя нормально, а где-то в середине молитвы внутри появляется раздражение, и не могу я читать молитвы, что-то во мне препятствует этому. Что мне делать? - Ксения, деточка! Это темная бесовская сила препятствует твоей молитве; если тебе трудно в это время, то сядь и говори: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его», а когда уляжется раздражение, снова встань на молитву. Призываю на тебя Божие благословение и прошу твоих молитв.
- Благословите, батюшка архимандрит Рафаил. Пишет вам Ксения из г. Находки. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Сегодня мы с папой исповедались и причастились. Готовиться было мне трудно, ведь обычно я не соблюдаю пост и не молюсь. Особенно было тяжело отказаться от вкусностей и сладостей. И в церковь часто не хожу, поэтому стоять было очень тяжко. Со временем, наверное, привыкаешь, но нужно терпение, а его у меня, к сожалению, нет. Было страшно перед исповедью и радостно перед причащением. Я читала вашу молитву от неверия утром и вечером, но все-таки Бога внутри я не почувствовала.
- Ксения, деточка! Взаимно поздравляю тебя с праздником Преображения Господня. Рад, что ты исповедовалась и причастилась. Люди идут к Богу разными путями. Некоторые быстро получают благодать, но, к сожалению, не все сохраняют ее, и бывает, что быстро приобретаемое быстро теряется. Может быть, тебе нужно пройти путь труда, сомнений, работы над собой и принуждения себя, то есть волевой путь к Богу. Тебе трудно было стоять в храме еще потому, что ты не привыкла к богослужебному славянскому языку и поэтому многого не понимаешь. Чем чаще ты будешь ходить в храм, тем больше церковнославянский язык будет становиться для тебя родным и привычным, и затем почувствуешь его силу и красоту и не захочешь поменять его на современный, более понятный, но бледный и сухой язык. Если тебе трудно стоять в храме, то иногда можешь садиться где-нибудь в уголке. Если сможешь, то постарайся исполнить хотя бы в течение некоторого времени благословение старцев последних лет: читать 40 раз в течение суток молитву «Богородице Дево, радуйся...», - и Пресвятая Богородица даст тебе духовное утешение. Это правило является сокращением того, который давал преподобный Серафим Саровский обитательницам и паломникам Дивеевской обители. Но все-таки маленький опыт ты получила сегодня на Преображение, принимая Святые Тайны, а именно: перед исповедью тебя пугала темная сила, чтобы ты чистосердечно не покаялась в грехах, а перед Причастием тебе стало радостно, значит, твоя душа почувствовала близость Господа, только ты не осознала это. Призываю на тебя Божие благословение. Прошу твоих молитв. О молитвах святым - Зачем мы молимся святым, если сразу можно помолиться Господу? Как святые нам помогают? Богу угодны молитвы святых? - Церковь - это духовная общность, как бы единая семья. Мы молимся в храме друг за друга и просим друг у друга молитв; тем более, надо просить молитв у святых. Святые принадлежат к Небесной Церкви, которая нераздельно связана с земной. Молитва святым вовсе не заменяет молитвы ко Господу, а только усиливает ее молитвенной помощью и содействием обитателей Небесного Царства. Святые помогают нам не сами по себе, а испрашивая милость и помощь нам у Бога. Угодны ли Богу молитвы святых? Господь назвал апостолов своими друзьями. Разве царь не исполняет просьб своих приближенных и любимых друзей?
- В книгах Вы аргументировано критикуете современную практику «профессионализации» и «специализации» святых. В то же время иногда советуете на сайте в одном случае молиться или читать акафист одному святому, в другом случае - другому. Есть ли тут противоречие? - Существует народное предание, проверенное опытом, об особом покровительстве святых в том или ином случае или ситуации. Например, святому Пантелеймону молятся преимущественно как исцелителю болезней, святому Георгию - как покровителю воинов, блаженной Ксении - в трудноразрешимых делах, и т.д. К такому виду обращения к святым, который отчасти подтвержден в церковной гимнографии, я отношусь положительно, поскольку святые сохраняют определенные черты своего характера. Я писал об искусственно созданных таблицах и системах, вроде справочника, не имеющих оснований в народном предании, а сочиненных современными авторами, которые являются в лучшем случае плодом их воображения, а в худшем - желанием удовлетворить потребности книжного рынка.
- Научите, батюшка, как молиться святым по четкам. Я всегда думала, что это не для всех, удел монахов и подвижников. Татиана. - Татиана! Молитесь по четкам вашей святой словами: «Святая мученице Татиано, моли Бога о нас», - и повторяйте эту молитву так же, как и Иисусову молитву, по четкам; так же молиться можно и другим святым. Некоторые протягивали полчетки, то есть 50 узелков, - но это зависит от вашего желания. О чтении помянника - Как читать помянник: утром и вечером или один раз в день, кого в него включать (со временем набирается много имен)! надо ли на каждом имени останавливаться с чувством или можно на них не задерживаться? Свт. Феофан Затворник советует один раз в неделю полностью читать помянник, а в другие дни сокращать. Можно ли так? - Насчет помянника можно сделать так: составьте маленький помянник из числа наиболее близких вам лиц, который надо прочитывать ежедневно. А другой, более обширный, помянник разделите на две части: один день читайте одну часть, на следующий день - другую. Помянник можно читать в любое для вас удобное время. Обычно его читают после утренних молитв или утреннего правила.
О ДУХОВНОЙ БОРЬБЕ
О цели человеческой жизни - Цель жизни человека на земле - святость. Известно, какими духовными дарами обладали святые: даром молитвы, даром духовного рассуждения, имели особое терпение, смирение, простоту, любовь к каждому человеку. Это же приходилось видеть и у старцев. Жизнь проходит, но дары эти по-прежнему далеки от тебя, как звезды. Вместо непрестанной молитвы - борешься с собой, чтобы прочитать хотя бы без сокращений вечернее молитвенное правило; вместо духовного рассуждения - еле сдерживаешься, чтобы не нагрубить близкому человеку (чаще не сдерживаешься) или не совершить заведомо неправильный поступок и т.д. Неужели святость так и останется недостижимым идеалом? А может, все мы - сосуды разного достоинства (недаром о святых говорят: «избранный сосуд Божий»), и святость не для всех достижима? Как жить, чтобы стать святым? - Цель человеческой жизни - стяжание Духа Святого. Святой - это тот, в ком обитает Дух Святой, как в нерукотворном храме. Пути к стяжанию Духа Святого общеизвестны. Это церковные Таинства и вообще весь уклад жизни, который можно назвать церковностью, внутренняя молитва, исполнение заповедей и аскетизм, который необходим не только монахам, но и мирянам. В борьбе за святость наше участие заключается в том, что мы стремимся обуздать и искоренить грехи и страсти, которые препятствуют благодати Божией действовать в нашей душе. Благодать может явственно проявлять себя, но ее действия могут оставаться тайными в зависимости от состояния души человека. Почему мы не переживаем тех состояний благодати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? На мой взгляд, это происходит ради нашего спасения. Святые имели глубокое смирение как фундамент и основу своей духовной жизни. Свои дарования они приписывали милости Божией, и чем больше имели духовных даров, тем больше смиряли себя. А мы, со своей раздутой гордыней, приписали бы действия благодати своим личным достоинствам и возгордились бы ими. Святым была дана непрестанная молитва, и они хранили ее как великую драгоценность. А мы, порабощенные страстями, получив дар молитвы, быстро бы потеряли ее. У Бога нет несправедливости. Если человек трудится над стяжанием Иисусовой молитвы, но не получает ее, то, значит, получит в благоприятное для него время, хотя бы это были предсмертные часы. Господь принимает не только дела, но и намерения, тайные желания и труды, хотя мы падаем чуть ли не на каждом шагу. Может быть, в нашем состоянии нам полезнее иметь покаяние, чем обладать духовными дарами, - об этом знает сердцеведец Господь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|