Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как молиться об укреплении веры




- Как молиться (и можно ли) человеку, который потерял веру?

- Раз человек решает молиться, значит, он не до конца потерял веру, поэтому следует, прежде всего, молиться, чтобы Господь укрепил веру, как просил Господа отец бесноватого: «Госпо­ди, верю, помоги моему неверию».

О чтении Псалтири

- Мне нравится читать Псалтирь. Но я читаю ме­ханически, лишь чуть-чуть что-то касается мое­го сердца. Скажите, батюшка, в чем смысл чтения Псалтири?

- Псалтырь приближает человеческую душу к Богу, отгоняет демонов, очищает сердце. Псалтирь - это исповедь человеческой души во всех состояниях: в радости и скорби, грехо­падении и покаянии. В Псалтири каждый из нас может увидеть самого себя. Старайтесь читать Псалтирь не торопясь. Может быть, вначале лучше читать вслух самому себе речи­тативом (нараспев).

О молитве задержания

- Можно ли мирянину читать при вражьих кознях молитву задержания, которая печатается в не­которых православных молитвословах?

- Иногда допустимо читать молитву задержа­ния, так как ее благословили некоторые стар­цы. Но я предпочел бы читать при вражьих кознях 90-ый псалом.

О Пяточисленных молитвах

- Можно ли читать Пяточисленные молитвы без благословения священника?

- Пяточисленные молитвы не отвергнуты и не благословлены Церковью; они найдены сре­ди бумаг святителя Димитрия Ростовского пос­ле его смерти. Можете иногда прочитать их, но заменять ими молитвенное правило не следует.

О записи мыслей, приходящих во время молитвы

- Свт. Феофан пишет: «Писал я вам не раз, что­бы вы записывали в особую тетрадь мысли, приходящие во время молитвы и кроме ее, - такие мысли, которые, пришедши, не скоро отходят, а долго занимают ум и сердце и своим образом благоустраивают душу». Благословите ли Вы меня делать такие записи?

- Записи мыслей, приходящих во время мо­литвы, - это духовный дневник и вехи прой­денного пути; но надо записывать то, что внутренне пережил сам, именно пережил, а не придумал.

 

Можно ли рассказывать о своих переживаниях во время молитвы?

- Можно ли кому-либо рассказывать о своих пе­реживаниях во время молитвы не из хвастов­ства, а просто поделиться радостью?

- Если будете говорить кому попало, кроме ду­ховно опытных лиц, то радость пропадет.

Что такое молитвенный блуд?

Молитвенный блуд - это состояние лю­дей, находящихся в прелести, - визионеров, - представляющих во время молитвы различ­ные картины, в том числе эротического содер­жания. В переносном смысле молитвенный блуд - это слишком горячая молитва о тех, к кому человек имеет пристрастие, возбужда­ющее страстное влечение, и человек, услажда­ясь этим чувством, думает, что молится по чистой любви.

О чае и кофе

- В книгах современных афонских подвижников иногда встречается такой совет: встав ночью на молитву, чтобы не уснуть, выпей кофе, потом приступай к молитве. Но кофе - это ведь ис­кусственный стимулятор. То же самое и с чаем. Или же опять: главное - мера?

- У Святых отцов такого совета нет. Старцы также отрицательно относились к употребле­нию допингов для молитвы, к которым отно­сится кофе.

О внешнем виде молящегося

- Иногда по утрам читаю молитвы перед иконами в домашней одежде. Это могут быть и шорты с майкой, а когда запаздываю, то и в трусах спешу прочитать «Отче наш...» Ведь Господь видит нас и обнаженными, но можно ли нахо­диться перед иконами в таком виде? Иногда, читая, я сижу полулежа спиной к иконам, они над кроватью. Можно ли так? Не небрежение ли это?

- Внешнее организует внутреннее, они связа­ны нераздельно. Это самообман, что вы сво­бодны от влияния внешнего, в том числе одеж­ды. Если вы считаете долгом держать себя прилично по отношению к человеку, то тем более надо делать это по отношению к Богу. Святой Игнатий Брянчанинов начинает свое поуче­ние к монахам с их внешней дисциплины.

О сокращении молитвенного правила

- Можно ли совмещать чтение утренних молитв с какими-нибудь простыми домашними делами, не требующими особого внимания? Молитвы знаю наизусть, часто по лености просыпаю поло­женное для молитв время и вынуждена или сов­мещать их с делами, или не читать вовсе, а читать сокращенное правило. Я работаю, на мне ребе­нок и домашнее хозяйство. Что Вы посоветуете?

- Лучше поесть черствый хлеб - чем остаться совсем голодным. Помоги вам Господи.

Вопросы ребенка о молитве

- Благословите, батюшка архимандрит Рафаил. Пишет вам Ксения из города Находка, мне 12 лет. Скажите, пожалуйста, как мне изле­читься от неверия?

- Ксения, деточка! Обращайся к Богу прибли­зительно с такой молитвой: «Господи, я хочу верить в Тебя, помоги мне. Дай мне благодать Твою, чтобы я своей душой почувствовала бы Тебя». Призываю Божие благословение.

 

- Спасибо Вам за молитву от неверия. Когда я стою в церкви или молюсь дома, сначала я чувствую себя нормально, а где-то в середине молитвы внутри появляется раздражение, и не могу я читать молитвы, что-то во мне препят­ствует этому. Что мне делать?

- Ксения, деточка! Это темная бесовская сила препятствует твоей молитве; если тебе трудно в это время, то сядь и говори: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его», а когда уляжется раз­дражение, снова встань на молитву. Призываю на тебя Божие благословение и прошу твоих молитв.

 

- Благословите, батюшка архимандрит Рафаил. Пишет вам Ксения из г. Находки. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Сегодня мы с папой исповедались и причасти­лись. Готовиться было мне трудно, ведь обычно я не соблюдаю пост и не молюсь. Особенно было тяжело отказаться от вкусностей и сладо­стей. И в церковь часто не хожу, поэтому стоять было очень тяжко. Со временем, наверное, привыкаешь, но нужно терпение, а его у меня, к сожалению, нет. Было страшно перед испо­ведью и радостно перед причащением. Я читала вашу молитву от неверия утром и вечером, но все-таки Бога внутри я не почувствовала.

- Ксения, деточка! Взаимно поздравляю тебя с праздником Преображения Господня. Рад, что ты исповедовалась и причастилась. Люди идут к Богу разными путями. Некоторые быстро получают благодать, но, к сожалению, не все сохраняют ее, и бывает, что быстро приобретаемое быстро теряется. Может быть, тебе нужно пройти путь труда, сомнений, работы над собой и принуждения себя, то есть волевой путь к Богу. Тебе трудно было стоять в храме еще потому, что ты не привыкла к бого­служебному славянскому языку и поэтому многого не понимаешь. Чем чаще ты будешь ходить в храм, тем больше церковнославян­ский язык будет становиться для тебя родным и привычным, и затем почувствуешь его силу и красоту и не захочешь поменять его на современный, более понятный, но бледный и сухой язык. Если тебе трудно стоять в храме, то иногда можешь садиться где-нибудь в угол­ке. Если сможешь, то постарайся исполнить хотя бы в течение некоторого времени благо­словение старцев последних лет: читать 40 раз в течение суток молитву «Богородице Дево, радуйся...», - и Пресвятая Богородица даст тебе духовное утешение. Это правило является сокращением того, который давал преподоб­ный Серафим Саровский обитательницам и паломникам Дивеевской обители. Но все-та­ки маленький опыт ты получила сегодня на Преображение, принимая Святые Тайны, а именно: перед исповедью тебя пугала темная сила, чтобы ты чистосердечно не покаялась в грехах, а перед Причастием тебе стало радост­но, значит, твоя душа почувствовала близость Господа, только ты не осознала это. Призываю на тебя Божие благословение. Прошу твоих молитв.

О молитвах святым

- Зачем мы молимся святым, если сразу можно помолиться Господу? Как святые нам помогают? Богу угодны молитвы святых?

- Церковь - это духовная общность, как бы единая семья. Мы молимся в храме друг за друга и просим друг у друга молитв; тем более, надо просить молитв у святых. Святые при­надлежат к Небесной Церкви, которая нераз­дельно связана с земной. Молитва святым вовсе не заменяет молитвы ко Господу, а толь­ко усиливает ее молитвенной помощью и со­действием обитателей Небесного Царства. Святые помогают нам не сами по себе, а исп­рашивая милость и помощь нам у Бога. Угод­ны ли Богу молитвы святых? Господь назвал апостолов своими друзьями. Разве царь не ис­полняет просьб своих приближенных и люби­мых друзей?

 

- В книгах Вы аргументировано критикуете сов­ременную практику «профессионализации» и «специализации» святых. В то же время иногда советуете на сайте в одном случае молиться или читать акафист одному святому, в другом случае - другому. Есть ли тут противоречие?

- Существует народное предание, прове­ренное опытом, об особом покровительстве святых в том или ином случае или ситуации. Например, святому Пантелеймону молятся преимущественно как исцелителю болезней, святому Георгию - как покровителю воинов, блаженной Ксении - в трудноразрешимых делах, и т.д. К такому виду обращения к свя­тым, который отчасти подтвержден в церков­ной гимнографии, я отношусь положительно, поскольку святые сохраняют определенные черты своего характера. Я писал об искус­ственно созданных таблицах и системах, вро­де справочника, не имеющих оснований в на­родном предании, а сочиненных современны­ми авторами, которые являются в лучшем слу­чае плодом их воображения, а в худшем - же­ланием удовлетворить потребности книжного рынка.

 

- Научите, батюшка, как молиться святым по чет­кам. Я всегда думала, что это не для всех, удел монахов и подвижников. Татиана.

- Татиана! Молитесь по четкам вашей святой словами: «Святая мученице Татиано, моли Бо­га о нас», - и повторяйте эту молитву так же, как и Иисусову молитву, по четкам; так же мо­литься можно и другим святым. Некоторые протягивали полчетки, то есть 50 узелков, - но это зависит от вашего желания.

О чтении помянника

- Как читать помянник: утром и вечером или один раз в день, кого в него включать (со временем набирается много имен)! надо ли на каждом име­ни останавливаться с чувством или можно на них не задерживаться? Свт. Феофан Затворник сове­тует один раз в неделю полностью читать помян­ник, а в другие дни сокращать. Можно ли так?

- Насчет помянника можно сделать так: со­ставьте маленький помянник из числа наибо­лее близких вам лиц, который надо прочиты­вать ежедневно. А другой, более обширный, помянник разделите на две части: один день читайте одну часть, на следующий день - дру­гую. Помянник можно читать в любое для вас удобное время. Обычно его читают после ут­ренних молитв или утреннего правила.

О ДУХОВНОЙ БОРЬБЕ

 

О цели человеческой жизни

- Цель жизни человека на земле - святость. Из­вестно, какими духовными дарами обладали святые: даром молитвы, даром духовного рас­суждения, имели особое терпение, смирение, простоту, любовь к каждому человеку. Это же приходилось видеть и у старцев. Жизнь прохо­дит, но дары эти по-прежнему далеки от тебя, как звезды. Вместо непрестанной молитвы - борешься с собой, чтобы прочитать хотя бы без сокращений вечернее молитвенное правило; вместо духовного рассуждения - еле сдержи­ваешься, чтобы не нагрубить близкому челове­ку (чаще не сдерживаешься) или не совершить заведомо неправильный поступок и т.д. Неуже­ли святость так и останется недостижимым идеалом? А может, все мы - сосуды разного дос­тоинства (недаром о святых говорят: «избран­ный сосуд Божий»), и святость не для всех дос­тижима? Как жить, чтобы стать святым?

- Цель человеческой жизни - стяжание Духа Святого. Святой - это тот, в ком обитает Дух Святой, как в нерукотворном храме. Пути к стяжанию Духа Святого общеизвестны. Это церковные Таинства и вообще весь уклад жиз­ни, который можно назвать церковностью, внутренняя молитва, исполнение заповедей и аскетизм, который необходим не только мо­нахам, но и мирянам. В борьбе за святость на­ше участие заключается в том, что мы стре­мимся обуздать и искоренить грехи и страсти, которые препятствуют благодати Божией действовать в нашей душе. Благодать может явственно проявлять себя, но ее действия мо­гут оставаться тайными в зависимости от со­стояния души человека. Почему мы не переживаем тех состояний бла­годати, о которых пишут святые и которыми обладали старцы последних времен? На мой взгляд, это происходит ради нашего спасения. Святые имели глубокое смирение как фунда­мент и основу своей духовной жизни. Свои дарования они приписывали милости Божи­ей, и чем больше имели духовных даров, тем больше смиряли себя. А мы, со своей раздутой гордыней, приписали бы действия благодати своим личным достоинствам и возгордились бы ими. Святым была дана непрестанная мо­литва, и они хранили ее как великую драго­ценность. А мы, порабощенные страстями, получив дар молитвы, быстро бы потеряли ее. У Бога нет несправедливости. Если человек трудится над стяжанием Иисусовой молитвы, но не получает ее, то, значит, получит в благоприятное для него время, хотя бы это были предсмертные часы.

Господь принимает не только дела, но и наме­рения, тайные желания и труды, хотя мы пада­ем чуть ли не на каждом шагу. Может быть, в нашем состоянии нам полезнее иметь пока­яние, чем обладать духовными дарами, - об этом знает сердцеведец Господь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...