О присутствии чувств и эмоций в молитве
- Пестов Н.Е. написал о молитве: «Когда христианин молится один, он должен стараться вкладывать в слова соответствующие чувства». Священник Константин Пархоменко пишет иначе: «Надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением». Примерно так же разнится подход у св. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. А каково Ваше мнение? - Я думаю, что здесь речь идет о различных видах и состояниях молитвы. Если человек молится внимательно и старается проникнуть умом в глубину молитвенных слов, то чувства возникают в душе сами собой. Если какое-нибудь чувство особенно тронуло душу человека, то святитель Феофан советует временно остановить молитву, пока душа не напитается этим чувством. Священник о. Константин, очевидно, пишет об общей молитве в храме, где надо читать однотонно, чтобы не навязать другим своих эмоций и настроений. Вообще, искусственно вызывать эмоции - небезопасно. Это может привести к разгоряченности, которую святые отцы называли «кровяным жаром» - суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением. Нельзя подделываться под духовность - под то, что еще не стяжал; это будут фальшивые, диссонирующие звуки молитвы. Надо стараться быть искренним и простым. Праведный Иоанн Кронштадтский достиг благодатной простоты и мог непосредственно выражать свои чувства в молитве, которая захватывала народ. Но если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выражением, то можем превратиться в декламаторов молитвы.
- Св. Никодим Святогорец пишет: «Читай молитвы... и те же в сердце воспроизвести старайся чувства, какие движутся в читаемой молитве». А свт. Игнатий Брянчанинов учит немного иначе: «Во время молитвы... не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови...» И такое разномыслие я встречал нередко. Выскажите, пожалуйста, Ваше мнение.
- Преподобный Никодим Святогорец советует молиться неспешно и следить, чтобы сердце отзывалось на слова молитвы. Девятой Игнатий Брянчанинов предупреждает об опасности искусственной экзальтации во время молитвы. О молитве Иисусовой - Осознаю и чувствую великую пользу Иисусовой молитвы, но, не имея наставника, бреду в неизвестном направлении. Не знаете ли Вы делателей этой молитвы в России или за границей? И хотелось бы услышать от Вас слово о сведении ума в сердце. - В делании Иисусовой молитвы нет секретов, а только труд и труд. Отцы предостерегали от ошибок в Иисусовой молитве, но научить ей со стороны так же невозможно, как теоретически научить человека плавать, не входя в воду. Иисусова молитва раскрывается в самом ее действии. Вы спрашиваете, знаю ли я делателей Иисусовой молитвы. Знаю только их имена и могилы; но могу сказать, что уже покойные старцы открывали о Иисусовой молитве то, что могли вместить вопрошающие, а это было очень малым. Поэтому они часто говорили: молись в простоте души, и сама молитва тебя научит. Что касается вашего вопроса ко мне о сведении ума в сердце, то могу сказать: здесь нужен предварительный продолжительный труд для очищения ума от лишней информации, а сердца - от грубых страстей. Когда над умом будет установлен контроль, называемый в аскетике бдением, а в сердце подавлены и обузданы страсти, что называется трезвением, то ум сам потянется к сердцу, как к родному дому, и сердце откроется для него. Но это действие совершается благодатью Божией и в значительной степени зависит от общего образа человеческой жизни. Для Иисусовой молитвы надо пожертвовать многим, в том числе интеллектуальным богатством, которое так ценит мир, и многими страстными переживаниями, которые дают человеку искусство и литература. Если человек не способен на такую жертву и подвиг, то пусть он не думает достигнуть той глубины Иисусовой молитвы, которая у отцов называлась художественным деланием, а произносит Иисусову молитву, как мытарь, с чувством покаяния, - и такая молитва не останется без плодов. Если же человек будет насильно втискивать ожиревший и растолстевший от информации и телевизионных передач ум в сердце, живущее страстями и преданное мирским наслаждениям, то это может привести не к Богу, а к неврозу. Поищите в монастырях тех, кто занимается Иисусовой молитвой, и выберите из них того, с кем вы могли хотя бы иногда советоваться о своем духовном состоянии и молитве.
- Почему существуют два взгляда на Иисусову молитву: с одной стороны - рекомендации начинать и заканчивать день Иисусовой молитвой, читать днем, непрестанно учиться молитве через опытных наставников или творения святых отцов, а с другой - категорический запрет творить непрестанную Иисусову молитву без благословения духовника и даже утверждение об ее опасности? Но если у меня нет духовного отца и не у кого испросить благословения, а слова молитвы сами льются (пусть и не непрестанно), это уже стало потребностью, - чем мне может навредить Иисусова молитва? - Стремиться к непрестанной Иисусовой молитве учат все святые отцы, а запрещают люди, сами находящиеся в неправильном духовном устроении. Впрочем, некоторые из отцов предупреждают не об опасности Иисусовой молитвы, а об опасности некоторых уклонений и извращений, которые могут появиться в процессе этой молитвы. Особенно подробно об этом пишет святой Игнатий Брянчанинов. Современные старцы также предостерегали от преждевременных усилий войти умом в сердце. Что касается благословения, то мы уже имеем благословение в церковном Предании. Однако взять лично благословение у наставника, занимающегося Иисусовой молитвой, - хорошо и полезно. Поэтому занимайтесь с Богом Иисусовой молитвой. На вопрос, чем может навредить Иисусова молитва, могу ответить: она может навредить диаволу, а не вам, и он знает об этом и старается отвлечь человека от молитвы. Из неправильностей в творении Иисусовой молитвы укажу на следующее: 1) визионерство во время молитвы (образные представления); 2) преждевременное искание сердечного места (здесь нужна постепенность, а не «бег в гору»); 3) превозношение своей молитвой (нищий не должен превозноситься тем, что просит милостыню); 4) стремление к особым духовным состояниям во время молитвы (преобладающим чувством молитвы должно быть покаяние как плач о своих грехах). Но если благодать посетит человека как глубокий мир сердца и прозрачная ясность молитвенных слов, то не надо отвергать такого состояния: это - утешение, которое дается на время, а затем - снова труд.
- Какое количество Иисусовых молитв было бы прилично иметь правилом для только начинающего свой молитвенный путь? - Для начинающих надо иметь правило, обязательное для исполнения: например, 300 Иисусовых молитв и 100 Божией Матери, а затем читать Иисусову молитву при каждой возможности.
- Отче, во время Иисусовой молитвы на словах «помилуй мя» нарочно вспоминаю свои плохие дела, чтобы вызвать покаянное настроение. Правильно ли это? Помню из поучений святых отцов, что молитва должна быть безвидной, безобразной. А как тогда стяжать покаяние? - Перед тем, как начать Иисусову молитву, подумайте: 1) о благодеяниях Божиих, которыми наполнена ваша жизнь. 2) Поразмыслите о ваших грехах, чтобы вызвать чувство покаяния, только остерегайтесь вспоминать образы плотских грехов; определите, какие грехи последнее время особенно мучают вас. 3) Подумайте о том, что вы хотите получить от Бога, что важно и необходимо для вас. 4) Подумайте, какой бесценный дар представляет собой молитва как общение с Богом и что имя Иисуса Христа - это немеркнущий свет сердца. Представьте, что сегодняшний день может быть последним днем, который дан вам для приготовления к вечности, и что эта молитва может стать последней молитвой в вашей земной жизни. Затем переключитесь на чистую молитву - без размышлений, оценок и воспоминаний, - только имея мысль, что вы предстоите перед Богом, и Бог внимает вам.
- Допустимо ли Иисусову молитву изменить в конце: «помилуй мя грешного» на «помилуй нас грешных», имея в виду всю мою семью, и упражняться ею в течение всего дня, и будет ли она иметь плоды для моих домашних? - Можно молиться за других Иисусовой молитвой по временам, а не постоянно; а большую часть времени произносите ее так, как заповедовала Церковь. Этот совет я слышал от старцев. Искренняя и усердная молитва не останется без плода для вас и для ваших домашних.
- Нужно ли молиться по четкам, когда уже привык к молитве без них? - Если вы привыкли молиться без четок и у вас нет внутренней потребности в них, то продолжайте молиться, как молились. Иисусова молитва заповедана всем. Каждый христианин может иметь четки, но лучше иметь их по благословению, которое содействует молитве.
- Видела видеозапись Вашей беседы. У вас в руке была лестовка. Вы предпочитаете ее обычным четкам? Как молиться по лестовке? - Я одинаково пользуюсь лестовкой и обычными четками. Одни и другие приняты в монашеской и вообще церковной традиции. Главное, не форма четок, а внимание к словам самой молитвы.
- Насколько быстро следует произносить про себя Иисусову молитву? - Читайте молитву в том темпе, при котором вам легче соединять ум со словами молитвы. Слишком быстрая молитва может перейти в механическую, а слишком медленная - превратиться из молитвы в рассуждение - не в беседу с Богом, а в рассудочный анализ слов.
- Отче, если находишься в уединении, обязательно ли осенять себя крестным знамением при творении Иисусовой молитвы? Почему-то иногда это отвлекает или рука устает. Духовный отец сказал: «Можешь так, а можешь этак». А как лучше? Есть ли на это определенное мнение у иноков? - Можно осенять себя крестным знамением в начале и конце чтения Иисусовой молитвы на четках, а также в то время, когда особенно одолевают помыслы. А постоянное осенение себя крестным знамением при каждой Иисусовой молитве в отдельности не является преданием святых отцов. При углублении ума в сердце или даже сосредоточивании его на словах молитвы помогает неподвижность тела и некоторая затаенность дыхания.
- В своей последней книге «Дыхание жизни» Вы пишите, что поклон надо делать после произнесения молитвы. Относится ли это к Иисусовой молитве? Я осеняю себя крестом, одновременно произнося «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», а потом на «помилуй мя грешного!» делаю земной поклон. Стоит ли изменить или можно оставить?
- Произносить Иисусову молитву с осенением себя крестным знамением и земным поклоном можно, но по временам, так как надо стараться творить Иисусову молитву как можно чаще - во всякое свободное время, на всяком месте.
- Прошу Вашего совета. Меня никогда (после во-церковления) не мучили сомнения в вопросах веры, а если появлялись, то я говорила себе, что со временем все прояснится, и так оно и бывало. Но меня всегда мучило сомнение относительно моего личного спасения, я не верила, что у Бога есть желание спасти меня такую, какая я есть. По Вашему благословению я полтора года стараюсь творить Иисусову молитву. Стараюсь не рассеиваться и возвращать ум в слова. Недавно на молитве вдруг слово «Божий» как бы отделилось и стало против меня, и я почувствовала, что именно потому, что «Божий», я и могу ожидать прощения и милости. И теперь я, если мысленно выделяю это слово, то это чувство стояния против и надежды всегда появляется. Я читала об опасностях, которые могут случиться при занятии Иисусовой молитвой, и потому прошу Вас сказать, не является ли это прелестью? - Это демоническое искушение на молитве, которое надо преодолеть. Если бы у Бога не было желания спасти вас, то Он не дал бы вам жизнь и время для исправления. Бог - безграничная Любовь, Он желает спасения всем, лишь бы человек принял Его любовь и дал бы место благодати в своем сердце. У святителя Нифонта случались подобные искушения в молитве. Но он твердо знал, что они от демона, и поэтому противостоял им. Попробуйте некоторое время говорить Иисусову молитву в таком виде: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, надежда моя, укрепи и помилуй мя грешную». Ваше состояние не является прелестью, а испытанием. Помоги вам Господи. Призываю на вас Божие благословение.
- Благословите, отец Рафаил! Как только начинаю поусердней читать Иисусову молитву, тут же приступают всякие скорби. На мой вопрос «почему и как дальше быть?» священник в монастыре ответил, что это потому, что я занимаюсь молитвой самочинно, а надо, чтобы было руководство духовника. Но это в монастыре просто и понятно - выбрал духовника и ходи к нему, и он будет тебя направлять. В приходских храмах дело обстоит несколько иначе: один или два батюшки на большой приход, и священник иной раз просто не в состоянии уделить тебе пару минут времени. Так что понятие «духовник» ограничивается только исповедью. Ответ Батюшки в монастыре не только не развеял мои сомнения, а еще больше усугубил. Я стараюсь читать молитву по дороге на работу и обратно и в течение дня, когда занимаюсь каким-либо механическим трудом. Вообще прекратить читать Иисусову молитву я уже не могу - мне ее как бы не хватает, словно перестаю дышать, в то же время пугают всякие скорбные обстоятельства. Что же делать? Посоветуйте, пожалуйста. - Апостол Павел предупреждает, что после богоугодного дела будут скорби; это как бы соль, которой заканчивают приготовление пищи. Скорби делают молитву еще более глубокой и действенной. Преподобный Нил Синайский пишет: «Когда помолишься как должно, то ожидай того,- чего не должно». Не надо пугаться скорбных обстоятельств, потому что Господь в скорбях пошлет духовную радость, а если проявим терпение, то скорби окончатся благополучно. Призываю на вас Божие благословение. Ответы священнику о молитве - Вопрос священника. 1) Может ли священник (всего три года в сане) благословлять своих прихожан на какие-то особые молитвы: Богородичное правило, Пяточисленные молитвы, молитву старца Парфения Киевского, Иисусову молитву, чтение Евангелия и т.д.? 2) Важно ли, молится он сам ими, или нет? 3) Должен ли священник обладать какими-либо особыми качествами для этого? Я в основном отказывал в подобных просьбах по неопытности, но однажды уговорили благословить читать Евангелие за нераскаянного блудника, содержателя дискотеки и т.д. и т.п., но был тихий ужас, и пришлось, извинившись, забрать назад благословение. Сам я несколько лет пытаюсь молиться (творить не получается) Иисусовой молитвой. Прошу Вашего благословения на Иисусову молитву. 1) Иисусова молитва и чтение Евангелия заповеданы всем христианам, поэтому, благословляя на Иисусову молитву, вы призываете благодатную помощь на ее совершение. Что касается Богородичного правила, Пяточисленных молитв и молитвы старца Парфения Киевского, то мне кажется, что благословлять не следует, так как благословение священника обязывает исполнять их. В своей юности я просил благословения у митрополита Зиновия (в схиме схимитрополита Серафима) на Пяточисленные молитвы, но он благословения не дал, а ответил: «Я почитаю святителя Димитрия Ростовского, но главное для нас - молитвы, благословленные Церковью, и Псалтирь. Когда исполнишь положенное тебе молитвенное правило, тогда можешь иногда прочитать Пяточисленные молитвы». Может быть, и вам следует руководствоваться его советом. 2) Хорошо, но не обязательно, чтобы священник исполнял то правило, которое дает своим духовным детям, так как сама священническая служба и окормление верующих занимает столько времени, что он принужден сокращать собственное правило. 3) Трудно говорить о качествах человека, так как многие святые считали себя неразумными и недуховными людьми и, наоборот, люди невежественные и не имеющие правильных духовных понятий приписывали себе все достоинства. Я думаю, что священник должен в данном случае иметь чистую православную веру, определенный молитвенный опыт, а так же стремление поступать во всем по голосу совести. Если у вас просят благословения вычитывать бесноватого (то есть молиться за него) или совершать особые правила за тяжелого грешника, то лучше порекомендовать обратиться с этим вопросом к местному архиерею или своему духовнику. Помоги Господи вам и мне учиться Иисусовой молитве, важнее которой, кроме Святого Причастия, нет ничего на свете. Советую вам руководствоваться в этом деле сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова. Прошу ваших молитв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|