Размышляя о теории социальной работы
Стр 1 из 30Следующая ⇒ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ Под редакцией Дж. Камплинга Перевод с английского асаоем'а Москва Издательский центр «Академия» I ЧАСТЬ I РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О чем повествует эта глава Как социальные работники приходят к пониманию того, что именно они должны делать? В данный момент в какой-то стране клиенты направляются в социальную службу, чтобы обратиться за помощью к социальному работнику. А может быть, социальный работник посещает клиента на дому, проводит групповые занятия, работает в учреждении интернатного типа1, дневном стационаре2 или в микросоциальной среде3. В большинстве стран мира именно такие действия называются социальной работой. Активная деятельность международных ассоциаций социальных работников, а также существование общего терминологического языка и литературы по социальной работе должны убедить нас в том, что социальные работники занимаются чем-то полезным. Учреждения, в которых они работают, созданы для того, чтобы взаимодействовать с жизненными реалиями: кризисом, несчастьем, повседневными человеческими проблемами. Содержание деятельности социальных работников определяется ожиданиями общества. В частности, члены общества организуют или создают социальную работу и социальные службы согласно своим требованиям и ожиданиям, следовательно, опыт взаимодействия с людьми, интересам которых они служат, изменяет самих социальных работников и учреждения социальной помощи. Клиенты и их надежды являются сущностью социальной работы; именно они делают ее такой, какая она есть. Своей теоретической и практи-
' Учреждения интернатного типа (гехШепПа! потез) — специальные учреждения, где содержатся люди, которые не имеют собственного жилья или не в состоянии жить самостоятельно, например дома престарелых. Система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в такие учреждения, называется стационарным обслуживанием (геШепйа! саге). — Примеч. науч. ред. 2 Дневной стационар (а"ау саге) — предоставление комплекса социальных и медицинских 3 Работа в микросоциальной среде (работа в малых социальных группах) (соттипНу шгк) — ческой деятельностью социальные работники, клиенты и социальные службы в какой-то степени влияют на ожидания общества, политические и социальные процессы. Социальная работа — это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность. Это цикличный процесс, в котором все его элементы — служба, клиент, социальный работник — влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействий. Процессы социального конструирования более подробно рассматриваются в главах 3 и 7. Эта книга посвящена теории практической социальной работы. Ее задача — дать социальным работникам руководство к действию в ситуациях, когда социальная конструкция под названием «социальная работа» осуществляет взаимодействие с окружающей реальностью. Часть I является введением в дискуссию о теории социальной работы. Вопрос о наличии такой теории представляется спорным, поскольку имеют место различные точки зрения относительно ее сущности. В части I данной книги анализируются теории практической деятельности, являющиеся главным объектом настоящего исследования, проводится различие между ними и другими видами теорий социальной работы. Среди этих теорий — представления о сущности социальной работы, поскольку наша практическая деятельность во многом зависит от того, насколько ясно мы представляем свои собственные цели. Таким образом, в главе 1 обсуждается то, как конструируется социальная работа в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и социальных служб с реальностью окружающего мира.
Глава 2 посвящена обсуждению возможности применения теории в практической деятельности, т.е. в социальной работе. В главе 3 рассматриваются вопросы теории социальной работы, дается спектр теорий практической социальной работы и освещаются дискуссии в области их применения. В главах 4—14 содержится материал о группе теорий, широко используемых в социальной работе на момент написания этой книги. В них представлены варианты практического применения отдельных теорий. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Основная цель этой книги заключается в том, чтобы предоставить обзор теорий практической социальной работы. > Практика социальной работы находится под влиянием официальной и неофициальной теорий о сущности социальной работы и ее методах, а также о мире клиента. > Теории практической деятельности используются в борьбе внутрипрофессиональ-ных групп за сферу влияния на практику. > Дискурс трех основных направлений социальной работы (рефлексивно-терапевтического, социал-коллективистского и индивидуал-реформистского) создает контекст, с учетом которого теории социальной работы конструируются как составная часть политики. > Социальная работа является продуктом современной социальной организации. В политике социального обеспечения на смену институту церкви пришли демократическое государство, а также современные принципы познания и научные исследования. > Теории практической деятельности — это те формы знания, которые влияют на практическую реализацию социальной работы.
> Пространство социальной работы представлено тремя основными подходами к моделям практики взаимодействия клиентов, социальных работников и социальных служб. Практика и теории практической деятельности Социальную работу можно рассматривать как практическую деятельность, например как цепочку последовательных действий, звеньями которой являются диагноз1, интервенция2 и завершение. На практике социальным работникам приходится придерживаться практических требований, возможно, основанных на знаниях эффективных способов действия в тех или иных ситуациях, например в ситуации общения. Определение социальной работы через подобные процессы может быть механистическим (Морен, 1994). В данном случае принимаются как наша точка зрения на цели Социальной работы, так и теории практической деятельности, рассказывающие о том, на что нужно обращать внимание при диагностировании, каким образом осуществлять интервенцию, а также когда и как завершать процесс. Даже если в инструкциях указано, как лучше провести интервью, как вы сможете узнать, что диагностировать или каким образом проводить интервенцию? Если кто-то утверждает, что этот способ проведения интервью является эффективным, логически возникает следующий вопрос: эффективным для каких целей? Простое перечисление «делай это, а затем то» не дает никакой информации о теории и знаниях, лежащих в основе этих требований. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив (Берглинд, 1992). У нас всегда есть теория, которая помогает нам решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять выбор, даже если мы не отдаем себе в этом отчет (Хау, 1987). Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решения в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующее теоретическое представление. В этой книге я преследую три цели в исследовании теорий практической деятельности:
■ сформировать представление о том, каким образом данные теории и их особенности могут применяться на практике; ■ выявить различные группы теорий, а также то, что в них предлагается социальным работникам и делает их более доступными для реализации на практике; 1 Диагноз (ахяеттеш) в социальной работе — процесс понимания конкретной проблемы, ее 2 Интервенция (вмешательство) (т1еп>еп1юп) — последовательность шагов или план дей ■ сформировать представление о том, каким образом теории используются Эта книга — обзор теорий практической деятельности, а не попытка создать новую теорию. Поэтому я лишь отражаю существующие теории, но не пытаюсь их развивать. В моей работе акцент сделан на социальной работе и теориях практической социальной работы, которые объясняют, описывают и подтверждают деятельность социальных работников. Я не рассматриваю в широком плане общие социальные и психологические теории, связанные с теориями практики, но указываю на связи между ними для того, чтобы их можно было изучить. Прикладные и другие теории Теория представляет собой структурированное оформление представлений об окружающем мире. Фук (2002) утверждает, что даже именование предметов способствует объяснению и пониманию в практической деятельности. Множество разных представлений и способов их выражения имеют непосредственное отношение к практике. В главе 2 показано, что применение рефлексии и рефлексивности как последовательного способа разработки идей, являющихся частью нашей работы, позволяет нам принимать определенные идеи и применять их в тех ситуациях, где это представляется нужным. В социальной работе термин «теория» может иметь следующие значения. ■ Модель. Модели описывают происходящее на практике в общих чертах, на примере широкого спектра ситуаций и в структурированной форме, закрепляя определенные принципы и методы деятельности, которые придают последовательность практическим действиям. Модели помогают социальным работникам структурировать и организовать подход к сложной ситуации. Примером этому служит целевой подход1 (см. гл. 5). ■ Перспективы. Перспективы отражают ценности или представления об окружающем мире, которые ориентируют участников процесса и направляют их действия. Перспективы позволяют обдумывать происходящее с определенной точки зрения. Применение различных перспектив помогает увидеть ситуацию с разных позиций. Примерами перспектив являются феминистский подход (см. гл. 12) и системная теория (см. гл. 7).
■ Объяснительная теория. Объяснительная теория рассматривает результаты тех или иных действий или причины определенных последствий, а также выявляет обстоятельства случившегося. Некоторые авторы присваивают статус теории только тем представлениям, в которых присутствует причинно-следственная закономерность. Согласно этому мнению, тео- ' Целевой подход (юзк-сеМгей ргасЧсе) — модель социальной работы, в которой основной акцент делается на решении конкретной проблемы, важной для клиента, через определение более мелких, промежуточных задач. — Примеч. науч. ред. рии должны объяснять то, «что происходит». Когнитивно-поведенческая теория (см. гл. 6) является примером объяснительной теории. Модель перспективы и объяснительная теория необходимы для теории, поскольку они полезны в практической деятельности. Так как социальная работа является практической деятельностью, совершаемой в сложных условиях внешней среды, теория (или перспектива) должна подкрепляться моделью, содержащей ясное руководство к действию. Отсутствие возможностей прикладного применения вызывает явную критику (как в случае с радикальной теорией раннего периода) или неприятие теории со стороны повседневной практики (например, в случае ранней версии когнитивной теории). Однако деятельность не всегда сугубо прагматична, она должна основываться на определенных доказательствах достоверности и эффективности, поэтому модель должна подкрепляться объяснительной теорией. Модель и объяснительная теория могут принести пользу на практике только тогда, когда в них будет отражено определенное видение мира, позволяющее переносить представления из одной ситуации в другую и предопределять конкретный образ действий. Именно поэтому необходимо наличие четкой перспективы. Согласно Сайбеон (1990), существуют официальная и неофициальная теории. Различие между ними показано в табл. 1.1. Официальная теория разрабатывается и обсуждается специалистами данной профессии, а также в научных кругах. Неофициальная теория складывается из общих представлений и ценностей, существующих в обществе, а также конструкций, продиктованных Таблица 1.1. Типы теорий
практическим опытом, тех самых, о которых я упомянул в начале данной главы. В ней также могут присутствовать элементы официальной теории. Понятие «индуктивно производных» неофициальных теорий нуждается в объяснении. Под индукцией подразумевается обобщение, сделанное на основе частных примеров, а дедукция означает аналитический вывод о частном случае на основе общей теории. Например, вам довелось работать с несколькими смертельно больными людьми, первоначальной реакцией которых была злость, затем депрессия и наконец примирение с приближающейся смертью. Благодаря индукции на основе этого опыта вы делаете заключение, что большинство людей проходят через эти последовательные стадии. Ваша индукция создает неофициальную модель прогрессивного изменения эмоциональных реакций на неминуемую смерть. Если через некоторое время вы повстречаете смертельно больного человека, находящегося в депрессии, то вывод о том, что вскоре у него наступит стадия примирения, будет дедукцией, исходящей из вашей общей теории. Индукция позволяет использовать закономерности одного конкретного случая или небольшого числа случаев и проверять их в других обстоятельствах. Этот метод дает возможность обобщать практический опыт и строить общие теории. Индукция позволяет социальным работникам дополнять теорию опытом собственной практики. Сайбеон (1990, 34) также выделяет три различных типа теорий социальной работы (см. табл. 1.1). Теории о том, что является социальной работой, служат частью дискурса о значении социальной работы: мнения в этом случае могут быть различны. Подобные теории кратко раскрываются в материале данной главы и в книге Пэйна (1996а): в них представлены различные точки зрения, которые в совокупности составляют сущность социальной работы. Теории о том, как осуществлять социальную работу, — это теории практической деятельности. Теории о мире клиента повествуют о тех явлениях, проблемах, социальных реалиях, с которыми взаимодействуют социальные работники. Пример — теория привязанностей (см. гл. 4), которая возникла на основе психотерапевтической работы с детьми и людьми, пережившими потерю близкого человека, и постепенно приобрела статус теории практики. Теории мира клиента иногда воспринимаются в качестве дополнительных теоретических знаний, важных для социальной работы (см.: Бакер и Хардикер, 1981; Сат-тон, 1994). Большая часть этого материала обсуждается в рамках той сферы, из которой она заимствована. Например, интенсивно проводятся исследования по детскому развитию, социологии семьи и организаций. Важно иметь представление о каждом из данных направлений, а также многих других, поскольку сотрудники социальных служб оказывают помощь детям и семьям. Вместе с тем использование этого материала в социальной работе подразумевает его перенесение из оригинальной дисциплины в практику социальной работы, что не должно быть буквальным, поскольку названные направления продолжают развиваться. Кроме того, теории организаций, детского развития и социологии семьи особым образом используются в социальной работе, поскольку они необходимы социальным работникам для достижения определенных целей, отличных от целей, скажем, медицинских специалистов. Каким образом осуществляется подобное взаимодействие между различными областями знания и дисциплинами и как оно влияет на практику социальной работы — является сферой компетенции теорий практики, обсуждаемых в этой книге. Теории практики могут, следовательно, рассматриваться в качестве средства передачи знаний из других дисциплин с целью содействия практике социальной работы (см. гл. 2). Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы Среди исследователей и практиков не существует единого мнения о том, что является социальной работой. Более того, социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников. Мы называем этот процесс социальным конструированием, поскольку он существует не как материальная реальность, а как мир идей, состоящий из наших представлений и действий. Представление о социальном конструировании связано с работой социологов Бергера и Лукмана (1971). Согласно их точке зрения, в социальном мире, противоположном природному, «реальность» является социальным знанием, которое определяет наше поведение. Однако у каждого из нас имеется собственное представление о реальности. Объединяя наше знание с помощью различных социальных процессов, организующих и объективирующих его, мы создаем общее представление о реальности. Социальная деятельность становится привычной, поскольку мы одинаково оцениваем происходящее. Наше поведение также соответствует определенным социальным правилам, сформированным на основе общего знания. Когда большинство начинает разделять общее представление о социальном явлении, эти правила институционализируются, т.е. становятся устойчивыми социальными механизмами. Затем социальные представления о реальности подтверждаются в процессе присвоения определенных «значений», которые и объединяют их в структурированную и вполне убедительную систему. Социальное знание соответственно является продуктом человеческих представлений. Людям это знание кажется объективным, потому что оно разделяется практически всеми. Поскольку мы вырастаем в среде этих представлений о реальности, то в определенном смысле являемся продуктом общества. Таким образом, социальное конструирование — это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании значений через институциализацию и легитимацию в рамках социальной структуры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей. Бергер и Лукман ввели термин «социальное конструирование» в научный оборот и использовали его в рамках социологии. В последнее время он широко применяется в социальной психологии для обозначения психологического лодхода, критикующего традиционную позитивистскую психологию. Наиболее известными представителями этого подхода являются американский исследователь Джэржен и его коллеги (Джэржен, 1994, 1999; Джэржен и Джэр-жен, 2003), а также английский автор Паркер (1998). Они считают, что традиционное представление о существовании устойчивой личностной структуры, являющейся основой индивидуальной идентичности, сомнительно. Каждый из нас обладает возможностью к изменению, которое делает нас другими личностями. В традиционной же психологии делается акцент на целостности личности, что утверждает социального работника во мнении о невозможности изменить основные ценности другого человека. Конструктивистская психология указывает на вероятность изменений, поэтому социальный работник, следующий этим принципам, будет оптимистично настроен по отношению к возможности личностных изменений. Концепт социального конструирования определяет политическое значение теории (Пэйн, 1992, 19966, 1997, 2002в). Таким образом, можно говорить об идеологии социальной работы, поскольку отдельные теории поддерживаются определенными заинтересованными группами, которые стремятся добиться того, чтобы их теория получила признание в социальной работе. В профессиональной сфере это происходит точно так же, как и в общественной жизни. Те или иные профессиональные группы стремятся оказать влияние, потому что это помогает им трансформировать наше представление о предназначении и практике социальной работы и социальной зашиты в том направлении, которое, по их мнению, необходимо и соответствует их политическим и социальным интересам. Поэтому защитники и сторонники определенной позиции используют те теории, которые повышают статус этой позиции в общей конструкции социальной работы. Одним из способов достижения данной цели является распространение и использование определенных идей среди практиков, так как именно они в своей ежедневной деятельности конструируют социальную работу через взаимодействие с клиентами и в контексте социальных служб. Таким образом, выбирая теорию для практического применения, социальные работники влияют на процесс конструирования социальной работы, поскольку то, что они делают, является или становится социальной работой. Поэтому в этой книге мы исследуем различные теории или составляющие их концепции, а тот выбор, который делают практики на основе этого многообразия, определяет в том числе и будущее социальной работы. На рис. 1.1 представлены три подхода к социальной работе (Пэйн, 1996а, 2000а, б). Треугольник, изображенный на рисунке, представляет собой дискурсивное поле между ними. Дискурсивное поле — это пространство взаимодействия между людьми или группами людей, показывающее основные различия между значениями, которые они придают чему-либо. Основные различия в подходах к социальной работе связаны со следующими различиями в политических взглядах на то, какой должна быть социальная защита. ■ Рефлексивно-терапевтический подход. Доминелли (2002в) называет его подходом терапевтической помощи. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение благополучия индивидов, групп и микросоциальных групп в обществе через содействие личностному развитию и самореализации. Постоянная спираль взаимодействия между социальными работниками и клиентами изменяет представления клиентов и позволяет социальным работникам влиять на этот процесс. Схожим образом клиенты воздействуют на мировосприятие социальных работников, что заметно с течением времени и накоплением опыта. Этот процесс взаимного влияния делает социальную работу рефлексивной, так как он отвечает социальным интересам практической деятельности социальных работников и формирует их представления о практике. Благодаря этому процессу клиенты приобретают способность управлять своими чувствами и строить свою жизнь. Обретение личностной силы помогает им преодолеть трудности. Данный подход отражает социально-демократическую политическую философию социальной работы — экономическое и социальное развитие должно осуществляться совместно с движением к индивидуальному и социальному развитию. Он лежит в основе многих представлений о сущности социальной работы, но вместе с тем подвергается модификации и критике в рамках двух других теоретических подходов. Социал-коллективистский подход. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение сотрудничества и взаимной поддержки в обществе, для того чтобы наиболее незащищенные и неблагополучные социальные группы могли обрести способность к самостоятельной жизни. Социальная работа налаживает связи между клиентами и социальными системами, стимулирует активность людей, предоставляет возможности для получения новых знаний и сотрудничества, формируя объединения и организации, в которых каждый может принимать активное участие. Элита сосредоточивает и держит в своих руках власть и ресурсы в обществе в целях своего собственного обогащения. Это приводит к притеснению других слоев населения. Социальная работа стремится противостоять этому процессу с помощью создания более равноправных отношений в обществе. Доминелли (2002в) называет этот подход эмансипатор-ным (освободительным), потому что он подчеркивает идею освобождения людей от притеснения. Другие авторы (например, Пиз и Фук, 1999) определяют его как трансформационный, так как данный подход призывает к преобразованию общества в целях защиты наиболее бедных и угнетенных слоев. Более того, представители этого подхода подчеркивают, что индивидуальное и социальное развитие этих слоев населения невозможны до тех пор, пока не будут проведены социальные преобразования. Ценностные концепции социальной работы, такие, как, например, этический кодекс, определяют эту цель. В них социальной справедливости придается статус главной ценности в социальной работе. Данный подход является отражением социалистической политической философии, согласно которой плановая экономика и социальное обеспечение способствуют установлению равенства и социальной справедливости. Индивидуал-реформистский подход. В контексте этого подхода социальная работа рассматривается как часть социальной защиты, которую предлагает индивидам общество. Она соответствует потребностям людей, предоставляет социальные услуги, повышает их качество и эффективность. Доминелли (2002в), вслед за Дэвис (1994), определяет его как подход поддержания стабильности. Согласно их позиции, социальная работа поддерживает социальный порядок и социальную структуру общества, а также поддерживает людей в трудных ситуациях, возвращает их к стабильному состоянию. Этот подход отражает либеральную, рационально-экономическую политическую философию, утверждающую гарантирован- ную законом личную свободу в условиях рыночной экономики в качестве наилучшего варианта организации общества. В каждом из этих подходов содержится своя точка зрения на цели и формы социальной работы в обеспечении социальной защиты в любом обществе. Представители этих подходов критикуют другие подходы или пытаются внести в них поправки. Например, стремление к личностному и социальному развитию, характерное для рефлексивно-терапевтического подхода, считается невозможным в социал-коллективистском подходе, потому что интересы элит будут ограничивать возможности притесняемых групп до тех пор, пока не будут проведены важные социальные реформы. Простое принятие социального порядка, имеющее место в рефлексивно-терапевтическом и индивидуал-реформистском подходах, поддерживает и подкрепляет позицию элит. С точки зрения приверженцев социал-коллективистского подхода такая позиция отрицает равные возможности для представителей притесняемых слоев населения, которые должны быть главными клиентами социатьной работы. Индивидуал-реформисты утверждают, что попытка изменить общество в направлении большего равенства или личностного и социального роста с помощью индивидуального и общественного развития в повседневной практике представляется нереалистичной. Дело в том, что практическими целями социальной работы являются небольшие индивидуальные изменения, которые не могут привести к масштабным социальным и личностным трансформациям. Кроме того, держатели капитала социальных служб, финансирующие и санкционирующие социальные программы, заинтересованы, главным образом, в гармоничных и бесконфликтных отношениях общества и отдельных индивидов. Кардинальные перемены не в их интересах. Именно поэтому представители индивидуал-реформистского подхода склонны оставаться в рамках своей идеологии. Тем не менее все три подхода имеют сходства. Например, главными темами рефлексивно-терапевтического и социалистического подходов являются изменение и развитие. В рефлексивно-терапевтическом, а также индивидуал-реформистском подходах в основном уделяется внимание работе с индивидом, а не достижению социальных целей. В целом, следовательно, большинство концепций социатьной работы включают в себя элементы разных подходов. В качестве альтернативы иногда признается ценность их отдельных элементов. Например, сторонники социат-коллективистского подхода критикуют полное принятие существующего социатьного порядка, характерное для индивидуалистского и терапевтического подходов. В то же время многие его представители согласны с тем, что помощь отдельным индивидам в их самореализации может осуществляться в рамках существующих социальных систем. Подобная поддержка воспринимается как определенный шаг к изменению общества. Таким образом, в практике социальной работы различные подходы могут и дополнять, и исключать друг друга. Обратимся к рис. 1.1. Если деятельность социального работника или социальной службы соответствует позиции А (что характерно для начинающих социальных работников), то ваше внимание будет обращено на оказание терапевтической помощи (специалист по ведению случая, специалист по работе с детьми). Ваши усилия вряд ли будут направле- Рефлексивно-терапевтический подход (терапевтическая помощь)
А Б В
Г
Индивидуал-реформистский Социал-коллективистский подход подход (поддержка/социальный порядок) (освободительный/трансформирующий) Рис. 1.1. Дискурсивное пространство социальной работы ны на преобразование, трансформацию общества. Являясь частью официальной системы или системы обслуживания, вы будете принимать модель деятельности социальных служб такой, какая она есть. Однако именно то, что вы делаете в индивидуальной работе, вполне может быть продиктовано стремлением достичь определенных социальных перемен. Например, если вы считаете, что отношения между мужчинами и женщинами должны быть более равными, то ваша работа с семьей так или иначе будет отражать эту точку зрения. Позиция Б может быть характерна для специалистов, работающих в кризисном центре для женщин, страдающих от домашнего насилия. В основном они оказывают терапевтическую помощь, но главной их целью является изменение отношения к положению женщин в обществе, и ваша работа также может быть направлена на проведение общественных кампаний как составной части помощи. Позиция В сбалансирована: для нее характерны и социальные изменения, и социальные услуги, и терапевтическая помощь. Моя работа в настоящее время является примером подобного рода: она связана с развитием микросоциальной среды, ее гибкости и большего внимания к нуждам людей, которые тяжело больны или пережили потерю, но в то же время я помогаю отдельным индивидам и отвечаю за контакты с другими службами, чтобы наша система обслуживания стала более эффективной. Позиция /"является, главным образом, трансформирующей, но она отражает также стремление к стабильности и реальность, в которой социальные изменения, особенно в социальных службах, не могут быть по-настоящему революционными и направленными на повышение эффективности системы социальных услуг. Например, многие специалисты, работающие с группами в микросоциальной среде, добиваются значительных изменений в их жизни и помогают установить сотрудничество и взаимопомощь. Помимо этого, представители социальных служб содействуют этим группам в стремлении к снижению преступности, борьбе за право на социальную защиту или в организации отдыха детей в период школьных каникул. Между политическими приоритетами социальной защиты, подходами в социальной работе и конкретными теориями практики возникают сложные ~вязи. Взаимоотношения между, скажем, либеральной или рациональной политической теорией, индивидуал-реформистским и целевым подходами представляются более-менее ясными, однако авторы целевого подхода (см. гл. 5) не рассматривают себя в качестве либеральных политиков и стремятся применять теорию, которая бы отражала их представления о природе социальной работы. Основываясь на данных проведенного исследования, они создали определенную концепцию, которая выглядела состоятельной, и представили ее практикам. При сравнении этой теории с другими становится ясно, что она соответствует лишь определенным целям и философии социальной работы, но не отвечает другим. Разделы, посвященные областям пересечения теорий, а также комментарии в главах части II данной книги отражают некоторые связи и расхождения между теориями, которые выражают различную философию социальной защиты и различные подходы к социальной работе. Окончательного вывода о том, что представляет собой социальная работа, быть не может, но сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также проблемы, стоящие перед ней. Мнения о ее сущности варьируются в зависимости от времени, социальных условий и культуры. Временные границы, социальные условия и культура являются факторами, конструирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Тем не менее практика социальной работы требует понимания взаимодействия этих целей, т.е. наличия вашей собственной конструкции относительно выполняемой деятельности. Она включает представление о ценностях социальной работы и теориях ее природы, например знание социологических теорий о роли социальной работы в обществе или представление о ее отношениях с другими профессиями. Подобный анализ помогает социальным работникам продумать свою собственную позицию в целом, а также определить соотношение различных подходов в каждом конкретном случае. Теории практической деятельности соответствуют и подкрепляют тот или иной подход к социальной работе. Они создают альтернативы, часто противоположные и взаимоисключающие друг друга. В дискуссиях о теориях частично поддерживается та или иная точка зрения из трех перечисленных выше. Например, критическая, антидискриминационная, феминистская перспективы и теория активизации иллюстрируют социал-коллективистский подход. Экзистенциальная, гуманистическая и социально-психологическая перспективы представляют рефлексивно-терапевтический подход. Целевая и системная теории, судя по их исходным предпосылкам, скорее всего, принадл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|