Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размышляя о теории социальной работы




СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ

Под редакцией Дж. Камплинга

Перевод с английского

асаоем'а

Москва

Издательский центр «Академия»


I

ЧАСТЬ I

РАЗМЫШЛЯЯ О ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

О чем повествует эта глава

Как социальные работники приходят к пониманию того, что именно они должны делать?

В данный момент в какой-то стране клиенты направляются в социальную службу, чтобы обратиться за помощью к социальному работнику. А может быть, социальный работник посещает клиента на дому, проводит групповые занятия, работает в учреждении интернатного типа1, дневном стационаре2 или в микросоциальной среде3. В большинстве стран мира именно такие дей­ствия называются социальной работой. Активная деятельность международ­ных ассоциаций социальных работников, а также существование общего тер­минологического языка и литературы по социальной работе должны убедить нас в том, что социальные работники занимаются чем-то полезным. Учрежде­ния, в которых они работают, созданы для того, чтобы взаимодействовать с жизненными реалиями: кризисом, несчастьем, повседневными человечески­ми проблемами.

Содержание деятельности социальных работников определяется ожидани­ями общества. В частности, члены общества организуют или создают соци­альную работу и социальные службы согласно своим требованиям и ожидани­ям, следовательно, опыт взаимодействия с людьми, интересам которых они служат, изменяет самих социальных работников и учреждения социальной помощи. Клиенты и их надежды являются сущностью социальной работы; именно они делают ее такой, какая она есть. Своей теоретической и практи-

' Учреждения интернатного типа (гехШепПа! потез) — специальные учреждения, где содер­жатся люди, которые не имеют собственного жилья или не в состоянии жить самостоятельно, например дома престарелых. Система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в такие учреж­дения, называется стационарным обслуживанием (геШепйа! саге). — Примеч. науч. ред.

2 Дневной стационар (а"ау саге) — предоставление комплекса социальных и медицинских
услуг приходящим в течение дня клиентам без помещения их в специальные учреждения. —
Примеч. науч. ред.

3 Работа в микросоциальной среде (работа в малых социальных группах) (соттипНу шгк)
широкий спектр методов, используемых для повышения качества жизни населения на данной
территории (по месту жительства). — Примеч. науч. ред.


ческой деятельностью социальные работники, клиенты и социальные службы в какой-то степени влияют на ожидания общества, политические и соци­альные процессы. Социальная работа — это процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся час­тью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность. Это цик­личный процесс, в котором все его элементы — служба, клиент, социальный работник — влияют друг на друга и на весь процесс в целом в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практи­ческими условиями их взаимодействий. Процессы социального конструирова­ния более подробно рассматриваются в главах 3 и 7.

Эта книга посвящена теории практической социальной работы. Ее задача — дать социальным работникам руководство к действию в ситуациях, когда со­циальная конструкция под названием «социальная работа» осуществляет вза­имодействие с окружающей реальностью. Часть I является введением в дис­куссию о теории социальной работы. Вопрос о наличии такой теории пред­ставляется спорным, поскольку имеют место различные точки зрения отно­сительно ее сущности. В части I данной книги анализируются теории практи­ческой деятельности, являющиеся главным объектом настоящего исследова­ния, проводится различие между ними и другими видами теорий социальной работы. Среди этих теорий — представления о сущности социальной работы, поскольку наша практическая деятельность во многом зависит от того, на­сколько ясно мы представляем свои собственные цели. Таким образом, в гла­ве 1 обсуждается то, как конструируется социальная работа в процессе взаи­модействия социальных работников, клиентов и социальных служб с реально­стью окружающего мира.

Глава 2 посвящена обсуждению возможности применения теории в прак­тической деятельности, т.е. в социальной работе. В главе 3 рассматриваются вопросы теории социальной работы, дается спектр теорий практической со­циальной работы и освещаются дискуссии в области их применения. В главах 4—14 содержится материал о группе теорий, широко используемых в соци­альной работе на момент написания этой книги. В них представлены варианты практического применения отдельных теорий.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Основная цель этой книги заключается в том, чтобы предоставить обзор теорий практической социальной работы.

> Практика социальной работы находится под влиянием официальной и неофици­альной теорий о сущности социальной работы и ее методах, а также о мире кли­ента.

> Теории практической деятельности используются в борьбе внутрипрофессиональ-ных групп за сферу влияния на практику.

> Дискурс трех основных направлений социальной работы (рефлексивно-терапев­тического, социал-коллективистского и индивидуал-реформистского) создает кон­текст, с учетом которого теории социальной работы конструируются как состав­ная часть политики.


> Социальная работа является продуктом современной социальной организации. В политике социального обеспечения на смену институту церкви пришли демо­кратическое государство, а также современные принципы познания и научные исследования.

> Теории практической деятельности — это те формы знания, которые влияют на практическую реализацию социальной работы.

> Пространство социальной работы представлено тремя основными подходами к моделям практики взаимодействия клиентов, социальных работников и соци­альных служб.

Практика и теории практической деятельности

Социальную работу можно рассматривать как практическую деятельность, например как цепочку последовательных действий, звеньями которой явля­ются диагноз1, интервенция2 и завершение. На практике социальным работ­никам приходится придерживаться практических требований, возможно, ос­нованных на знаниях эффективных способов действия в тех или иных ситуа­циях, например в ситуации общения. Определение социальной работы через подобные процессы может быть механистическим (Морен, 1994). В данном случае принимаются как наша точка зрения на цели Социальной работы, так и теории практической деятельности, рассказывающие о том, на что нужно обращать внимание при диагностировании, каким образом осуществлять ин­тервенцию, а также когда и как завершать процесс. Даже если в инструкциях указано, как лучше провести интервью, как вы сможете узнать, что диагно­стировать или каким образом проводить интервенцию? Если кто-то утвержда­ет, что этот способ проведения интервью является эффективным, логически возникает следующий вопрос: эффективным для каких целей? Простое пере­числение «делай это, а затем то» не дает никакой информации о теории и знаниях, лежащих в основе этих требований. Практика социальной работы представляет собой процесс выбора определенных действий из многообразия альтернатив (Берглинд, 1992). У нас всегда есть теория, которая помогает нам решать, во имя каких целей и каким образом осуществлять выбор, даже если мы не отдаем себе в этом отчет (Хау, 1987).

Следовательно, социальным работникам для того, чтобы объяснить, с какой целью и каким образом следует принимать решения в практических ситуациях, необходимо иметь соответствующее теоретическое представление. В этой книге я преследую три цели в исследовании теорий практической деятельности:

■ сформировать представление о том, каким образом данные теории и их особенности могут применяться на практике;

■ выявить различные группы теорий, а также то, что в них предлагается социальным работникам и делает их более доступными для реализации на практике;

1 Диагноз (ахяеттеш) в социальной работе — процесс понимания конкретной проблемы, ее
<орней и возможных путей помощи человеку или группе людей. — Примеч. науч. ред.

2 Интервенция (вмешательство) (т1еп>еп1юп) — последовательность шагов или план дей­
ствий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые
зн осуществляет при участии клиента или от ею имени. — Примеч. науч. ред.


■ сформировать представление о том, каким образом теории используются
в дискурсе практики социальной работы и профессиональных дискусси­
ях.

Эта книга — обзор теорий практической деятельности, а не попытка со­здать новую теорию. Поэтому я лишь отражаю существующие теории, но не пытаюсь их развивать. В моей работе акцент сделан на социальной работе и теориях практической социальной работы, которые объясняют, описывают и подтверждают деятельность социальных работников. Я не рассматриваю в ши­роком плане общие социальные и психологические теории, связанные с тео­риями практики, но указываю на связи между ними для того, чтобы их можно было изучить.

Прикладные и другие теории

Теория представляет собой структурированное оформление представлений об окружающем мире. Фук (2002) утверждает, что даже именование предме­тов способствует объяснению и пониманию в практической деятельности. Множество разных представлений и способов их выражения имеют непосред­ственное отношение к практике. В главе 2 показано, что применение рефлек­сии и рефлексивности как последовательного способа разработки идей, явля­ющихся частью нашей работы, позволяет нам принимать определенные идеи и применять их в тех ситуациях, где это представляется нужным.

В социальной работе термин «теория» может иметь следующие значения.

Модель. Модели описывают происходящее на практике в общих чертах, на примере широкого спектра ситуаций и в структурированной форме, закрепляя определенные принципы и методы деятельности, которые при­дают последовательность практическим действиям. Модели помогают со­циальным работникам структурировать и организовать подход к сложной ситуации. Примером этому служит целевой подход1 (см. гл. 5).

Перспективы. Перспективы отражают ценности или представления об ок­ружающем мире, которые ориентируют участников процесса и направ­ляют их действия. Перспективы позволяют обдумывать происходящее с определенной точки зрения. Применение различных перспектив помога­ет увидеть ситуацию с разных позиций. Примерами перспектив являются феминистский подход (см. гл. 12) и системная теория (см. гл. 7).

Объяснительная теория. Объяснительная теория рассматривает результа­ты тех или иных действий или причины определенных последствий, а также выявляет обстоятельства случившегося. Некоторые авторы присва­ивают статус теории только тем представлениям, в которых присутствует причинно-следственная закономерность. Согласно этому мнению, тео-

' Целевой подход (юзк-сеМгей ргасЧсе) — модель социальной работы, в которой основной акцент делается на решении конкретной проблемы, важной для клиента, через определение более мелких, промежуточных задач. — Примеч. науч. ред.


рии должны объяснять то, «что происходит». Когнитивно-поведенческая теория (см. гл. 6) является примером объяснительной теории.

Модель перспективы и объяснительная теория необходимы для теории, поскольку они полезны в практической деятельности. Так как социальная ра­бота является практической деятельностью, совершаемой в сложных условиях внешней среды, теория (или перспектива) должна подкрепляться моделью, содержащей ясное руководство к действию. Отсутствие возможностей при­кладного применения вызывает явную критику (как в случае с радикальной теорией раннего периода) или неприятие теории со стороны повседневной практики (например, в случае ранней версии когнитивной теории). Однако деятельность не всегда сугубо прагматична, она должна основываться на оп­ределенных доказательствах достоверности и эффективности, поэтому модель должна подкрепляться объяснительной теорией. Модель и объяснительная тео­рия могут принести пользу на практике только тогда, когда в них будет отра­жено определенное видение мира, позволяющее переносить представления из одной ситуации в другую и предопределять конкретный образ действий. Именно поэтому необходимо наличие четкой перспективы.

Согласно Сайбеон (1990), существуют официальная и неофициальная тео­рии. Различие между ними показано в табл. 1.1. Официальная теория разраба­тывается и обсуждается специалистами данной профессии, а также в научных кругах. Неофициальная теория складывается из общих представлений и цен­ностей, существующих в обществе, а также конструкций, продиктованных

Таблица 1.1. Типы теорий

 

Типы теорий Официальные теории Неофициальные теории
Теории о том, что является социальной работой Официальные концепции, определяющие природу и це­ли социальной помощи, в том числе концепции «инди­видуальной патологии», «ли­беральной реформы», «марк­сизма», «феминизма» Моральные, политиче­ские, культурные ценно­сти, используемые практи­ками для определения «функций» социальной ра­боты
Теории о том, как осу­ществлять социальную работу Официальные теории практи­ки (т.е. работа со случаем, семейная терапия, групповая работа) с применением де­дуктивного метода; общие положения, доступные для использования в отдельных случаях Теории, индуктивно выве­денные из отдельных си­туаций; могут быть прове­рены эмпирически на предмет использования в частных ситуациях; теории, не зафиксированные в письменных документах, созданные на основе опыта
Теории мира клиента Официально признанные тео­рии социальных наук и ре­зультаты эмпирических ис­следований (личности, семьи, расы, класса, тендера) Использование практиче­ского опыта и общих куль­турных смыслов (семья как институт, нормальное по­ведение, успешное роди­те льство)

практическим опытом, тех самых, о которых я упомянул в начале данной главы. В ней также могут присутствовать элементы официальной теории.

Понятие «индуктивно производных» неофициальных теорий нуждается в объяснении. Под индукцией подразумевается обобщение, сделанное на основе частных примеров, а дедукция означает аналитический вывод о частном слу­чае на основе общей теории. Например, вам довелось работать с несколькими смертельно больными людьми, первоначальной реакцией которых была злость, затем депрессия и наконец примирение с приближающейся смертью. Благода­ря индукции на основе этого опыта вы делаете заключение, что большинство людей проходят через эти последовательные стадии. Ваша индукция создает неофициальную модель прогрессивного изменения эмоциональных реакций на неминуемую смерть. Если через некоторое время вы повстречаете смер­тельно больного человека, находящегося в депрессии, то вывод о том, что вскоре у него наступит стадия примирения, будет дедукцией, исходящей из вашей общей теории. Индукция позволяет использовать закономерности од­ного конкретного случая или небольшого числа случаев и проверять их в дру­гих обстоятельствах. Этот метод дает возможность обобщать практический опыт и строить общие теории. Индукция позволяет социальным работникам допол­нять теорию опытом собственной практики.

Сайбеон (1990, 34) также выделяет три различных типа теорий социаль­ной работы (см. табл. 1.1). Теории о том, что является социальной работой, служат частью дискурса о значении социальной работы: мнения в этом случае могут быть различны. Подобные теории кратко раскрываются в материале дан­ной главы и в книге Пэйна (1996а): в них представлены различные точки зрения, которые в совокупности составляют сущность социальной работы. Теории о том, как осуществлять социальную работу, — это теории практичес­кой деятельности. Теории о мире клиента повествуют о тех явлениях, пробле­мах, социальных реалиях, с которыми взаимодействуют социальные работ­ники. Пример — теория привязанностей (см. гл. 4), которая возникла на основе психотерапевтической работы с детьми и людьми, пережившими потерю близ­кого человека, и постепенно приобрела статус теории практики. Теории мира клиента иногда воспринимаются в качестве дополнительных теоретических знаний, важных для социальной работы (см.: Бакер и Хардикер, 1981; Сат-тон, 1994). Большая часть этого материала обсуждается в рамках той сферы, из которой она заимствована. Например, интенсивно проводятся исследования по детскому развитию, социологии семьи и организаций. Важно иметь пред­ставление о каждом из данных направлений, а также многих других, посколь­ку сотрудники социальных служб оказывают помощь детям и семьям. Вместе с тем использование этого материала в социальной работе подразумевает его перенесение из оригинальной дисциплины в практику социальной работы, что не должно быть буквальным, поскольку названные направления продол­жают развиваться. Кроме того, теории организаций, детского развития и со­циологии семьи особым образом используются в социальной работе, поскольку они необходимы социальным работникам для достижения определенных це­лей, отличных от целей, скажем, медицинских специалистов. Каким образом осуществляется подобное взаимодействие между различными областями зна­ния и дисциплинами и как оно влияет на практику социальной работы — является сферой компетенции теорий практики, обсуждаемых в этой книге.


Теории практики могут, следовательно, рассматриваться в качестве средства передачи знаний из других дисциплин с целью содействия практике социаль­ной работы (см. гл. 2).

Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы

Среди исследователей и практиков не существует единого мнения о том, что является социальной работой. Более того, социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников. Мы называем этот процесс социальным конструированием, поскольку он существует не как материальная реальность, а как мир идей, состоящий из наших представ­лений и действий.

Представление о социальном конструировании связано с работой социо­логов Бергера и Лукмана (1971). Согласно их точке зрения, в социальном мире, противоположном природному, «реальность» является социальным знанием, которое определяет наше поведение. Однако у каждого из нас имеется соб­ственное представление о реальности. Объединяя наше знание с помощью различных социальных процессов, организующих и объективирующих его, мы создаем общее представление о реальности. Социальная деятельность стано­вится привычной, поскольку мы одинаково оцениваем происходящее. Наше поведение также соответствует определенным социальным правилам, сфор­мированным на основе общего знания. Когда большинство начинает разделять общее представление о социальном явлении, эти правила институционализи­руются, т.е. становятся устойчивыми социальными механизмами. Затем соци­альные представления о реальности подтверждаются в процессе присвоения определенных «значений», которые и объединяют их в структурированную и вполне убедительную систему. Социальное знание соответственно является продуктом человеческих представлений. Людям это знание кажется объектив­ным, потому что оно разделяется практически всеми. Поскольку мы выраста­ем в среде этих представлений о реальности, то в определенном смысле явля­емся продуктом общества. Таким образом, социальное конструирование — это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании зна­чений через институциализацию и легитимацию в рамках социальной струк­туры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей.

Бергер и Лукман ввели термин «социальное конструирование» в научный оборот и использовали его в рамках социологии. В последнее время он широко применяется в социальной психологии для обозначения психологического лодхода, критикующего традиционную позитивистскую психологию. Наибо­лее известными представителями этого подхода являются американский ис­следователь Джэржен и его коллеги (Джэржен, 1994, 1999; Джэржен и Джэр-жен, 2003), а также английский автор Паркер (1998). Они считают, что тради­ционное представление о существовании устойчивой личностной структуры, являющейся основой индивидуальной идентичности, сомнительно. Каждый


из нас обладает возможностью к изменению, которое делает нас другими личностями. В традиционной же психологии делается акцент на целостности личности, что утверждает социального работника во мнении о невозможно­сти изменить основные ценности другого человека. Конструктивистская пси­хология указывает на вероятность изменений, поэтому социальный работ­ник, следующий этим принципам, будет оптимистично настроен по отноше­нию к возможности личностных изменений.

Концепт социального конструирования определяет политическое значение теории (Пэйн, 1992, 19966, 1997, 2002в). Таким образом, можно говорить об идеологии социальной работы, поскольку отдельные теории поддерживаются определенными заинтересованными группами, которые стремятся добиться того, чтобы их теория получила признание в социальной работе. В профессио­нальной сфере это происходит точно так же, как и в общественной жизни. Те или иные профессиональные группы стремятся оказать влияние, потому что это помогает им трансформировать наше представление о предназначении и практике социальной работы и социальной зашиты в том направлении, кото­рое, по их мнению, необходимо и соответствует их политическим и соци­альным интересам. Поэтому защитники и сторонники определенной позиции используют те теории, которые повышают статус этой позиции в общей кон­струкции социальной работы. Одним из способов достижения данной цели является распространение и использование определенных идей среди практи­ков, так как именно они в своей ежедневной деятельности конструируют со­циальную работу через взаимодействие с клиентами и в контексте социальных служб. Таким образом, выбирая теорию для практического применения, со­циальные работники влияют на процесс конструирования социальной рабо­ты, поскольку то, что они делают, является или становится социальной рабо­той. Поэтому в этой книге мы исследуем различные теории или составляющие их концепции, а тот выбор, который делают практики на основе этого много­образия, определяет в том числе и будущее социальной работы.

На рис. 1.1 представлены три подхода к социальной работе (Пэйн, 1996а, 2000а, б). Треугольник, изображенный на рисунке, представляет собой дис­курсивное поле между ними. Дискурсивное поле — это пространство взаимо­действия между людьми или группами людей, показывающее основные раз­личия между значениями, которые они придают чему-либо. Основные разли­чия в подходах к социальной работе связаны со следующими различиями в политических взглядах на то, какой должна быть социальная защита.

Рефлексивно-терапевтический подход. Доминелли (2002в) называет его подходом терапевтической помощи. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение благополучия индивидов, групп и микросоциальных групп в обществе через содействие личностному развитию и самореализации. Постоянная спираль взаимодействия между социальными работниками и клиентами изменяет представления кли­ентов и позволяет социальным работникам влиять на этот процесс. Схо­жим образом клиенты воздействуют на мировосприятие социальных работников, что заметно с течением времени и накоплением опыта. Этот процесс взаимного влияния делает социальную работу рефлексивной, так как он отвечает социальным интересам практической деятельности


социальных работников и формирует их представления о практике. Благодаря этому процессу клиенты приобретают способность управлять своими чувствами и строить свою жизнь. Обретение личностной силы помогает им преодолеть трудности. Данный подход отражает социально-демократическую политическую философию социальной работы — экономическое и социальное развитие должно осуществляться совмест­но с движением к индивидуальному и социальному развитию. Он лежит в основе многих представлений о сущности социальной работы, но вместе с тем подвергается модификации и критике в рамках двух других теоре­тических подходов.

Социал-коллективистский подход. С точки зрения этого подхода целью со­циальной работы является обеспечение сотрудничества и взаимной поддер­жки в обществе, для того чтобы наиболее незащищенные и неблагопо­лучные социальные группы могли обрести способность к самостоятель­ной жизни. Социальная работа налаживает связи между клиентами и со­циальными системами, стимулирует активность людей, предоставляет возможности для получения новых знаний и сотрудничества, формируя объединения и организации, в которых каждый может принимать актив­ное участие. Элита сосредоточивает и держит в своих руках власть и ресур­сы в обществе в целях своего собственного обогащения. Это приводит к притеснению других слоев населения. Социальная работа стремится проти­востоять этому процессу с помощью создания более равноправных отно­шений в обществе. Доминелли (2002в) называет этот подход эмансипатор-ным (освободительным), потому что он подчеркивает идею освобожде­ния людей от притеснения. Другие авторы (например, Пиз и Фук, 1999) определяют его как трансформационный, так как данный подход призыва­ет к преобразованию общества в целях защиты наиболее бедных и угне­тенных слоев. Более того, представители этого подхода подчеркивают, что индивидуальное и социальное развитие этих слоев населения невоз­можны до тех пор, пока не будут проведены социальные преобразования. Ценностные концепции социальной работы, такие, как, например, эти­ческий кодекс, определяют эту цель. В них социальной справедливости придается статус главной ценности в социальной работе. Данный подход является отражением социалистической политической философии, со­гласно которой плановая экономика и социальное обеспечение способ­ствуют установлению равенства и социальной справедливости.

Индивидуал-реформистский подход. В контексте этого подхода социальная работа рассматривается как часть социальной защиты, которую предлага­ет индивидам общество. Она соответствует потребностям людей, предос­тавляет социальные услуги, повышает их качество и эффективность. До­минелли (2002в), вслед за Дэвис (1994), определяет его как подход под­держания стабильности. Согласно их позиции, социальная работа под­держивает социальный порядок и социальную структуру общества, а так­же поддерживает людей в трудных ситуациях, возвращает их к стабиль­ному состоянию. Этот подход отражает либеральную, рационально-эко­номическую политическую философию, утверждающую гарантирован-


ную законом личную свободу в условиях рыночной экономики в качестве наилучшего варианта организации общества.

В каждом из этих подходов содержится своя точка зрения на цели и формы социальной работы в обеспечении социальной защиты в любом обществе. Представители этих подходов критикуют другие подходы или пытаются вне­сти в них поправки. Например, стремление к личностному и социальному развитию, характерное для рефлексивно-терапевтического подхода, считает­ся невозможным в социал-коллективистском подходе, потому что интересы элит будут ограничивать возможности притесняемых групп до тех пор, пока не будут проведены важные социальные реформы. Простое принятие социаль­ного порядка, имеющее место в рефлексивно-терапевтическом и индивиду­ал-реформистском подходах, поддерживает и подкрепляет позицию элит. С точки зрения приверженцев социал-коллективистского подхода такая пози­ция отрицает равные возможности для представителей притесняемых слоев населения, которые должны быть главными клиентами социатьной работы. Индивидуал-реформисты утверждают, что попытка изменить общество в на­правлении большего равенства или личностного и социального роста с помо­щью индивидуального и общественного развития в повседневной практике представляется нереалистичной. Дело в том, что практическими целями соци­альной работы являются небольшие индивидуальные изменения, которые не могут привести к масштабным социальным и личностным трансформациям. Кроме того, держатели капитала социальных служб, финансирующие и санк­ционирующие социальные программы, заинтересованы, главным образом, в гармоничных и бесконфликтных отношениях общества и отдельных индиви­дов. Кардинальные перемены не в их интересах. Именно поэтому представите­ли индивидуал-реформистского подхода склонны оставаться в рамках своей идеологии.

Тем не менее все три подхода имеют сходства. Например, главными темами рефлексивно-терапевтического и социалистического подходов являются из­менение и развитие. В рефлексивно-терапевтическом, а также индивидуал-реформистском подходах в основном уделяется внимание работе с индиви­дом, а не достижению социальных целей. В целом, следовательно, большин­ство концепций социатьной работы включают в себя элементы разных подхо­дов. В качестве альтернативы иногда признается ценность их отдельных эле­ментов. Например, сторонники социат-коллективистского подхода критику­ют полное принятие существующего социатьного порядка, характерное для индивидуалистского и терапевтического подходов. В то же время многие его представители согласны с тем, что помощь отдельным индивидам в их само­реализации может осуществляться в рамках существующих социальных систем. Подобная поддержка воспринимается как определенный шаг к изменению общества.

Таким образом, в практике социальной работы различные подходы могут и дополнять, и исключать друг друга. Обратимся к рис. 1.1. Если деятельность социального работника или социальной службы соответствует позиции А (что характерно для начинающих социальных работников), то ваше внимание бу­дет обращено на оказание терапевтической помощи (специалист по ведению случая, специалист по работе с детьми). Ваши усилия вряд ли будут направле-


Рефлексивно-терапевтический подход (терапевтическая помощь)

 

 

А Б

В

 

Г

 

 

Индивидуал-реформистский Социал-коллективистский

подход подход

(поддержка/социальный порядок) (освободительный/трансформирующий)

Рис. 1.1. Дискурсивное пространство социальной работы

ны на преобразование, трансформацию общества. Являясь частью официаль­ной системы или системы обслуживания, вы будете принимать модель дея­тельности социальных служб такой, какая она есть. Однако именно то, что вы делаете в индивидуальной работе, вполне может быть продиктовано стремле­нием достичь определенных социальных перемен. Например, если вы считае­те, что отношения между мужчинами и женщинами должны быть более рав­ными, то ваша работа с семьей так или иначе будет отражать эту точку зрения. Позиция Б может быть характерна для специалистов, работающих в кризис­ном центре для женщин, страдающих от домашнего насилия. В основном они оказывают терапевтическую помощь, но главной их целью является измене­ние отношения к положению женщин в обществе, и ваша работа также может быть направлена на проведение общественных кампаний как составной части помощи. Позиция В сбалансирована: для нее характерны и социальные изме­нения, и социальные услуги, и терапевтическая помощь. Моя работа в насто­ящее время является примером подобного рода: она связана с развитием мик­росоциальной среды, ее гибкости и большего внимания к нуждам людей, которые тяжело больны или пережили потерю, но в то же время я помогаю отдельным индивидам и отвечаю за контакты с другими службами, чтобы наша система обслуживания стала более эффективной. Позиция /"является, главным образом, трансформирующей, но она отражает также стремление к стабильности и реальность, в которой социальные изменения, особенно в социальных службах, не могут быть по-настоящему революционными и на­правленными на повышение эффективности системы социальных услуг. На­пример, многие специалисты, работающие с группами в микросоциальной среде, добиваются значительных изменений в их жизни и помогают устано­вить сотрудничество и взаимопомощь. Помимо этого, представители соци­альных служб содействуют этим группам в стремлении к снижению преступ­ности, борьбе за право на социальную защиту или в организации отдыха де­тей в период школьных каникул.

Между политическими приоритетами социальной защиты, подходами в социальной работе и конкретными теориями практики возникают сложные ~вязи. Взаимоотношения между, скажем, либеральной или рациональной по­литической теорией, индивидуал-реформистским и целевым подходами пред­ставляются более-менее ясными, однако авторы целевого подхода (см. гл. 5)


не рассматривают себя в качестве либеральных политиков и стремятся при­менять теорию, которая бы отражала их представления о природе социаль­ной работы. Основываясь на данных проведенного исследования, они созда­ли определенную концепцию, которая выглядела состоятельной, и предста­вили ее практикам. При сравнении этой теории с другими становится ясно, что она соответствует лишь определенным целям и философии социальной работы, но не отвечает другим. Разделы, посвященные областям пересече­ния теорий, а также комментарии в главах части II данной книги отражают некоторые связи и расхождения между теориями, которые выражают раз­личную философию социальной защиты и различные подходы к социальной работе.

Окончательного вывода о том, что представляет собой социальная работа, быть не может, но сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она применима, а также проблемы, стоящие перед ней. Мнения о ее сущности варьируются в зависимости от времени, социальных условий и культуры. Вре­менные границы, социальные условия и культура являются факторами, кон­струирующими социальную работу в процессе взаимодействия социальных работников, клиентов и служб. Тем не менее практика социальной работы требует понимания взаимодействия этих целей, т.е. наличия вашей собствен­ной конструкции относительно выполняемой деятельности. Она включает пред­ставление о ценностях социальной работы и теориях ее природы, например знание социологических теорий о роли социальной работы в обществе или представление о ее отношениях с другими профессиями. Подобный анализ помогает социальным работникам продумать свою собственную позицию в целом, а также определить соотношение различных подходов в каждом конк­ретном случае.

Теории практической деятельности соответствуют и подкрепляют тот или иной подход к социальной работе. Они создают альтернативы, часто противо­положные и взаимоисключающие друг друга. В дискуссиях о теориях частично поддерживается та или иная точка зрения из трех перечисленных выше. На­пример, критическая, антидискриминационная, феминистская перспективы и теория активизации иллюстрируют социал-коллективистский подход. Экзи­стенциальная, гуманистическая и социально-психологическая перспективы представляют рефлексивно-терапевтический подход. Целевая и системная теории, судя по их исходным предпосылкам, скорее всего, принадл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...