Эклектичный подход в действии
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие условия применения эклектичного подхода и отбора: ■ специалисты работают с клиентами в соответствие с профессиональными требованиями и правилами, существующими в службах; ■ руководствуясь этими критериями, они отбирают теории, согласующиеся с принципами работы их группы, которые также пересматриваются в свете новых теорий; ■ наряду с основной теоретической моделью могут применяться и другие практические концепты из различных теорий; например, при необходимости могут быть задействованы концепция кризиса и базовая модель кризисной интервенции. По этой причине в начале каждой главы я выделяю главные практические проблемы и концепты, а также стараюсь представить в схематической форме основную модель. Отбор в действии Отбор теорий должен осуществляться с учетом следующих моментов: ■ в специализированных службах работа может строиться на основе определенной теории. Так, в кризисном центре для женщин главной теорией будет выступать феминизм. Центр может подбирать работников, у которых уже сложилось представление о феминизме, или же туда приходят специалисты, заинтересованные в развитии своего собственного теоретического круга; ■ в службах обшей направленности социальные работники могут самостоятельно или совместно с коллегами принимать решение о более адекватном применении той или иной теории в работе с определенной группой клиентов. Соответственно этот выбор будет подкрепляться наблюдением, поддержкой и обучением; ■ поскольку в настоящее время многие представители социальных служб работают в многопрофильных группах, им необходимо применять или, по крайней мере, знать, какие теории используются другими специалистами. И наоборот, специалисты смежных профессий должны обладать определенным знанием о теориях социальной работы.
Осторожный, согласованный и планомерный подход должен помочь в преодолении проблем, связанных с эклектизмом. Таким образом, мы можем отбирать теории на основе их соответствия потребностям специалистов и клиентов, принимая во внимание диапазон их возможностей, исключая при этом неприемлемые варианты и стремясь к конкретизации идей из общих теорий. Целью этой книги является создание базового ресурса теорий и соответствующих литературных источников, который будет способствовать продуманной, а не случайной эклектике. Понимание процесса, рефлективное, рефлексивное и критическое мышление Как социальным работникам преодолеть эти сложности и научиться применять теорию на практике? В данном случае важно понимание процесса принятия решений и формирования позиции. Шепард с соавторами (2000) описывают эмпирическое исследование, в котором специалисты следовали двум процессам: вначале давали ситуации критическую оценку, а затем выстраивали поэтапно гипотезы, которые позволили им разработать план дальнейших действий. Критическая оценка включала выделение главного, критический анализ поступающей информации, а также выявление закономерностей происходящего и поиск адекватных действий (Шепард и Райан, 2003). Гипотезы были нескольких видов: конкретные, затрагивающие отдельные аспекты случая, общие, направленные на анализ общей ситуации, и теоретические, отражающие возможные меры, а также необходимые юридические и административные процедуры. Затем специалисты разрабатывали принципы активных действий. В последнее время в дискуссиях по этому вопросу особое внимание уделяется проблемам критического и рефлективного мышления. Фук (2002, 43), сравнивая два процесса, отмечает, что рефлективное мышление, в частности, означает процесс проработки ситуаций, в то время как рефлексивное мышление связано с рассмотрением как можно большего числа мнений относительно ситуации, особенно позиций клиентов и их социального окружения. Критическое мышление подразумевает переосмысление существующего социального порядка и активную работу по продвижению социальных изменений. Недавно я работал с тяжело больным мужчиной, находящимся в конфликтных отношениях со своей женой и обвиняющим ее в неудачах их семейной жизни. Рефлективное мышление помогло мне продумать ситуацию и объяснить клиенту возможные причины происходящего. У его жены, однако, было другое мнение. Она считала, что муж проецирует на нее свои собственные установки и поведение (см. гл. 4). Их дети придерживались совершенно противоположных взглядов. Поэтому рефлексия была необходима при обсуждении этих позиций и сведении их воедино. Используя критическое мышление, я осознаю, что часть этого конфликта связана с традиционным представлением о тендерных отношениях: то, что раньше принималось моим клиентом за норму, сегодня перестало ею являться. Одна из задач моей работы — обсуждение изменений тендерных ролей в современном обществе, так чтобы мнение обоих супругов стало единым и муж смог попросить у жены прощения перед своей смертью.
Рефлективное мышление рассматривается в книге Аргайриса и Шона (Аргайрис, Шон, 1974; Шон, 1983, 1987). Здесь показан другой аспект, отражающий применение теоретических знаний специалистами в работе с людьми. В позитивизме (см. гл. 3) доказательства формируются на основе «технической рациональности». Так, в технических профессиях используются природные материалы, сохраняющие схожие свойства в одних и тех же обстоятельствах. Даже в медицине применяются препараты, влияние которых на человеческий организм предсказуемо; это и есть пример технического рационального применения знания. В то же время в других аспектах медицины, например при общении с пациентами как в социальной работе, так и в сестринском деле, преподавании и других смежных профессиях, теоретическое знание адаптируется к реалиям ситуации. Аргайрис и Шон полагают, что специалисты имеют в своем распоряжении базовые инструкции и руководства, но приспосабливают их к требованиям практической деятельности. Когда они сталкиваются с новой ситуацией, то проверяют новые методы, проводя «эксперименты на практике», которые затем отражаются в инструкциях. Профессиональная подготовка поэтому включает обучение распознаванию новизны ситуации и создание новых методических руководств на основе практического экспериментирования. Этот подход широко используется и систематически развивается в обучении педагогическим профессиям, сестринскому делу и социальной работе.
Данный подход вызывает несколько критических замечаний. Прежде всего, предполагается, что все разнообразие ситуаций находит отражение в практических руководствах, согласующихся с социальным порядком. Однако бывает так, что многие ситуации требуют изменения социального порядка или же практические методы не совпадают с теми, которые предполагаются в суще- ствующем руководстве. Отсюда следует, что профессионал обладает потенциалом экспериментирования, однако в реальности деятельность специалистов во многом определяется политикой службы и постановлениями правительства. Поэтому важно видеть ситуации, где есть необходимость в более радикальных изменениях, а также в дополнительных ресурсах или ресурсах другого рода. Этот подход, в частности, применяется в критической теории (см. гл. 11), которая основана на рефлективном мышлении. Рефлективная практика означает не только обдумывание самого процесса и рассмотрение всех аспектов ситуации (Пэйн, 2002Ь). Она предлагает структурированную систему мышления для специалиста, либо включенного в ситуацию (Шон называет эту форму «рефлексией в действии»), либо обозревающего результаты применения той или иной техники после события («рефлексия действия»). В любом случае это осмысление помогает усовершенствовать последующие действия. На рис. 2.2, созданном на основе работы Джеспер (2003), объединены четыре модели рефлективной практики, включая ее собственную модель, модель Бортона (1970), модель Бауда и Кнайтса (1996), адаптированную Пэйном (2002Ь), и модель Гиббса (1988). В основе модели
Что еще можно Каково знание предпринять? г-— л ситуации? — рефлективный процесс по Бауду и Кнайтсу Рис. 2.2. Модель рефлективной практики (по Бортону, 1970; Гиббсу, 1988; Джеспер, 2003; Бауду и Кнайтсу, 1996; Пэйну, 2002Ь) ОРД (Опыт — Рефлексия — Действие), предложенной Джеспер (2003), лежит -ледующее представление: переживание какого-либо опыта сменяется его рефлексией, которая затем переходит в определенные действия. В каждой модели ^флективная практика представляется в виде цикла, начинающегося с опи-_лния ситуации, затем ее анализа и завершающегося применением аналитических выводов в практических действиях. Бауд и Кнайтс подчеркивают особую важность анализа всех аспектов ситуации. Теории практической реализации социальной работы лежат в области, в которой, согласно Бортону (1970), находятся ответы на вопросы «Что теперь?» и «Что же дальше?» и в которой чаши выводы о ситуации превращаются в план действий, построенный с учетом предыдущей оценки. Здесь проясняется, применима ли та или иная теория к данной ситуации, а также можно ли использовать те или иные методы на практике. Теории мира клиента относятся к правой части рисунка, потому что дают информацию о субъективном мире клиентов и их социальном окружении, помогающую в проведении оценки. Осуществление рефлективной практики представляет собой довольно сложный процесс. Гудман (1984, цит. по: Джеспер. 2003) считает, что навыки рефлективной практики можно развить с помощью трех методов: ■ рефлексии достижения отдельных целей, таких, как согласование практических технологий и политики служб; ■ рефлексии взаимосвязи между принципами и практикой, т.е. той области, в которой теории практической деятельности становятся интегральной частью практики; ■ рефлексии объединения этических и политических интересов, которые, например, напрямую относятся к критической и феминистской практике и включают понимание основного политического значения всех теорий. В медицинских профессиях рефлективная практика является частью постоянного обучения и развития, поскольку такие техники, как ведение медицинских карточек и журналов, а также акцент на «критических» или особо значимых случаях включают очевидный рефлексивный компонент (Джеспер, 2003, 2004). В исследовании нескольких семей (Мартин, 2000) были продемонстрированы варианты применения теоретических подходов, в рамках которых работали специалисты, к рефлективной практике, учитывая одновременно теории мира клиента и теории практической деятельности. Работа Дарлингтон и др. (2002) показала, что непосредственное применение теории, в особенности через эффективное наблюдение, значительно совершенствует методы зашиты прав ребенка.
В 1990-е и 2000-е гг. в рамках рефлективной практики сформировались два направления: рефлексивность и критическое мышление. Особое значение они приобрели в критической и феминистской теориях (см. гл. 11, 12). Рефлексивность связана с качественными методами исследования, в частности она характерна для феминистских исследований. Рефлексивность означает циклический процесс, в котором непосредственно изучается влияние исследуемых объектов на наше собственное мышление и действия. Пэртон и О'Байн (2000) рассматривают рефлексивность как способ реакции на уникальность каждого индивида. Рефлексивность достигается только в том случае, если мы стремимся выявить уникальность индивидов, с которыми проводится работа, а также отреагировать на нее. Рефлексивность подсказывает нам, что обобщения должны проверяться в каждом конкретном случае. Следовательно, согласно теории реализма (см. гл. 3), каждое общее утверждение представляет собой контекст для проявления индивидуального случая. Выявляя индивидуальность отдельного человека, мы сравниваем его с общим и адаптируем нашу реакцию к своему представлению об общем (теория) и частном (индивид, с которым мы работаем). Таким образом, если говорить о случае с тяжелобольным клиентом, который я описывал ранее, то у меня есть мнение (общее утверждение^ что люди, находясь в тяжелом физическом состоянии, часто задумываются^прошлом и пытаются наладить отношения с людьми. В данной ситуации индивидуальное переосмысление означает пересмотр социальных ценностей и переосмысление отношений с женой на основе новых представлений. Таким образом, рефлексивное мышление позволило взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. В 1980-е гг. в фокус феминистских исследований попал неизвестный ранее дисбаланс полномочий между исследователями и исследуемыми. Традиционные методы исследования предполагали присутствие некоего нейтрального наблюдателя, изучающего социальные ситуации со стороны, хотя, как было показано в главе 1, критики отмечали предвзятое отношение исследователей, связанное с приобретенными ими социальными установками и конструкциями. Вслед за исследователями проблем инвалидности, а также в целом вопросов здоровья, социальной защиты и различных социальных процессов исследователи проблем феминизма стали использовать такие методы исследования, которые активно вовлекали исследуемых в этот процесс. В этнографических методах, в которых исследователь являлся наблюдателем событий и ситуаций, особое внимание уделялось влиянию на него процесса наблюдения, которое отражалось на его поведении. Феминисты и исследователи проблем ограничений здоровья (немощности) стремились развивать единые методы постановки целей, проведения исследований, анализа данных и распространения результатов. Важным элементом таких подходов было формирование межличностных отношений с респондентами, а_не сохранение позиции нейтрального наблюдателя, проводящего исследование под руководством представителей исследуемой группы, а также совместная работа с респондентами (Финлэй и Гог, 2003). Финлэй (2003) выделяет следующие способы рефлексивного действия: ■ интроспекцию — погружение в свое внутреннее «Я», проработку собственных мыслей и причин их возникновения; ■ интерсубъективную рефлексию — совместную рефлексию; взаимное сотрудничество в поиске и согласовании вариантов изменения мышления; использование рефлексивности как социальной критики, которая критикует тех, кто ее избегает; ■ использование рефлексивности как иронической деконструкции — процесс совместного размышления, приводящий к пониманию, что сила и власть в отношениях трансформируют их. В этом процессе подвергаются сомнению изначальные модели совместного восприятия, например проявления власти в повседневных супружеских отношениях. Тэйлор и Уайт (2000) обсуждают результаты нескольких исследований, посвященных вопросам здоровья и социальной защиты, в которых эти методы используются для раскрытия поведенческих систети и которые обычно не затрагиваются при описании практических технологий. Например, они показывают, как в процессе интервью клиенты постепенно проникаются доверием, размышляют о работе специалистов, рассуждают о моральной стороне вопроса и в ходе детального обсуждения делают свои истории аутентичными. На основе таких результатов можно дать определенные рекомендации относительно того, как использовать теорию в практической деятельности. Например, в теории кризисной интервенции утверждается, что специалисты должны выявлять у клиентов прежние свойственные им способы преодоления кризиса. Однако, заметив подобное намерение, клиенты могут начать демонстрировать собственную компетентность и адекватность, показывая, что они вполне справлялись с прошлыми неудачами. Специалист должен строить отношения с потенциальным клиентом с учетом того, как последний воспримет тот или иной теоретический подход, пояснив в данном случае, что прошлый опыт влияет на наше поведение в кризисной ситуации в настоящий момент. С этим также могут быть связаны возможные трудности применения теории. В исследовании Секер (1993), в котором изучались варианты применения теории студентами — будущими социальными работниками, была показана значимость рефлексивного подхода. Студенты средних и старших курсов активно пользовались теоретическими знаниями. Большинство испытывали сложность в интеграции теории и практики, видели противоречивость различных теорий, а также проблематичность связей между академическим вариантом теории и неофициальными ее интерпретациями. Только немногие студенты смогли эффективно применить теорию в практической деятельности. Они отличались особыми социальными навыками, умели внимательно слушать и стремились связать различные концепции с рассказами клиентов. Эти студенты смогли создать новые представления на основе знаний, полученных в рамках нескольких курсов, а также увидеть взаимосвязь между ними. Кроме того, они обсуждали свои идеи с клиентами и таким образом убеждались в том, что их можно применять на практике. Вместо того чтобы держать свои мысли при себе, они сверяли свои идеи с представлениями клиентов, спрашивая, например: «Как вы думаете, признает ли ваш муж вину за свое собственное поведение, говоря вам, что вы тоже по-своему виноваты?» В данном случае они избегали употребления профессионального термина «проекция», но предполагали при этом, что подобное могло иметь место, и помогали клиентке понять, что же происходит в их отношениях с мужем. Следовательно, вполне вероятно, что эффективное применение теории требует наличия социальных и межличностных навыков, а также способности к рефлексии и обсуждению идей совместно с клиентами. Кроуфорд и др. (2002) продемонстрировали воз- можности рефлексии в студенческих группах вместе с преподавателями, ответственными за практику (супервизорами практики), при обсуждении взаимосвязи теории, практики и рефлексии. Гарднер (2003) предложил методику критической рефлексии в ситуациях, характерных для работы в малых социальных группах, которая содержит несколько принципов: ■ акцент на субъективных историях и рассказах,участников; ■ привлечение наименее активных членов мал#й социальной группы; ■ помощь участникам в понимании зависимости их личного опыта от структурных проблем общества; ■ феминистская перспектива (см. гл. 12); ■ внимание к процессу работы и к ее результатам. Для того чтобы подобные методики могли себя оправдать, необходимо вовлекать в рефлексивный процесс клиентов, пользователей услуг и членов малых социальных групп, а также специалистов смежных профессий. Только при условии активной рефлексии деятельность может считаться профессиональной социальной работой. Сами клиенты также могут являться источником обмена знаниями и опытом. Критическое мышление Рефлексивность на практике приобретает форму критического мышления. Данный термин имеет два значения. Первое связано с логическим мышлением и его языковым выражением. В центре исследований этого направления — анализ языка, а также прикладной риторики и логики (Бауэл и Кемп, 2002). Второе — с использованием критических подходов в социальных науках к обсуждению практики социальной работы. Бречин (2000) выделяет два основных принципа критической практики: уважение точки зрения другого и открытость, отсутствие шаблонов. В данном подходе анализируются основные рефлексивные принципы: формирование эффективных отношений, в которых специалисты могут апеллировать к разнообразным позициям и точкам зрения, стремление к активизации клиентов путем раскрытия их возможностей и подчеркивания изменений к лучшему. В книге Пэйна и его соавторов (2002) анализируется критическая перспектива в социальных науках и подчеркиваются следующие принципы критической практики: ш определение открытости и неопределенности как возможности для творческой практики; ■ поиск вариантов перехода от личностного роста к коллективным отношениям и социальным изменениям; ■ внимание к языку; ■ внимание к властным отношением; ■ изучение содержания, а также методов оценки и критического обсуждения; ■ критическое переосмысление идеологического значения принимаемых решений и оказываемых услуг; ■ детализация различных точек зрения на ситуацию; ■ понимание контекста, а также теоретической и ценностной позиции; ■ создание у каждого участника общего представления о процессе и событиях; ■ формирование единого пониманвдвдыбранного подхода и соответствующего контекста. Ранее в своей работе (Пэйн, 19966) я обсуждал конкретные варианты применения критической практики. Благодаря этому в каждой главе данной книги делается акцент на критической практике. Идеи затем проверяются на отдельных примерах, что ведет к более тщательной рефлексии. Кроме того, каждая теория сравнивается с другими теориями, которые также привлекаются для ее оценки. Таким образом, к рефлексивным принципам относятся: ■ дуалистический подход. Многие концепты, особенно ценностные, содержат анализ противоположных точек зрения. Например, когда проблема связана с конфиденциальностью, мы задаемся вопросом: «Какие сложности вызывает необходимость соблюдать конфиденциальность?» Или же, когда нас волнует проблема самоактуализации, мы задаем вопрос: «Каких правил нужно придерживаться, если клиент стремится к самоактуализации?» Берлин (1990) утверждает, что такое дихотомическое мышление является полезным, однако в данном случае слишком акцентируются экстремальные позиции, а проблемы реальной жизни кажутся элементарными. Теоретики критического и феминистского подходов (см. гл. 11, 12) высказывают сомнения в ценности дихотомического мышления, поскольку оно упрощает события и рассматривает их в оппозиции друг к другу. Важно использовать дуалистический подход, в котором альтернативные решения не исключают друг друга, а сосуществуют; ■ рационально-эмоциональный подход. Рациональное восприятие проблем характерно для целевого подхода в работе со случаем, а также для когнитивно-поведенческой работы. В психодинамическом и гуманистическом подходах, напротив, делается акцент на эмоциональную мотивацию. В практической деятельности важно осознавать, с какой точки зрения анализируются проблемы, связываются ли они с мыслительными процессами или с восприятием, эмоциями, волевыми процессами. Когда поставлен тот или иной акцент, то важно задаться вопросом: «Какие эмоции (представления) выражаются в данном случае?» Фактически это является частным случаем дуалистического подхода; ■ анализ властных отношений. Анализ проявлений властных отношений помогает учитывать политический контекст любой ситуации. Профессиональное взаимодействие обусловливается совокупностью политических факторов, таких, как прошлый опыт клиента и специалиста, а также особенности социальной службы и ситуации (Пэйн, 1993); альтернативный подход. В главе 1 было отмечено, что социальная работа конструируется с точки зрения трех различных подходов. Однако в отношении к любой ситуации эти подходы применяются в той или иной степени и имеют определенное значение как метод анализа. Например, можно стремиться к выполнению правил, принятых в социальной службе, пытаясь подстроить под них работу с клиентами (индивидуал-реформистский подход), можно ставить вопрос об изменении сложившейся ситуации (социалистически-коллективистский подход) или же определять способность клиента к личностному росту (рефлексивно-терапевтический подход). Таки^образом, ситуация рассматривается с точки зрения различных перспективе ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Семья Берманов Мистер Берман недавно стал стационарным клиентом дома престарелых, поскольку из-за болезни Альцгеймера он стал излишне беспокойным и агрессивным и миссис Берман не могла больше справляться с ним в домашних условиях. Она навещает его каждый день и подолгу остается рядом с ним, однако теперь не может помогать своей дочери. Ее дочь после развода с насильником-мужем в одиночку воспитывает трех маленьких детей, Брату миссис Берман недавно ампутировали ногу вследствие тяжелой болезни, связанной с нарушением циркуляции крови и курением, и в настоящее время он выздоравливает дома, выражая крайнюю нетерпимость к другим. Его супруга находится в подавленном состоянии, ей также важна поддержка миссис Берман. Коллеги мистера Берма-на, который возглавлял ранее одну из местных организаций, поинтересовались у социального работника миссис Берман, как можно ей помочь. Кто из участников ситуации будет включен в рефлексивный процесс? Какие их чувства и какие события нуждаются в рефлексии? Как влияет прежний опыт участников на их восприятие данной ситуации? Вывод В этой главе было показано, что теория имеет прикладное значение и что необходимо анализировать возможности ее практического применения. Критическое и рефлексивное мышление играет большую роль в практике социальной работы. Выявление существующих между теориями взаимосвязей и противоречий позволяет сравнить их прикладную ценность, а также соотнести их с социальным контекстом. Однако мой анализ значения рефлексии, рефлективности и критичности для применения различных теорий на практике не позволяет принять окончательное решение о том, какая из этих теорий отвечает в большей степени требованиям современной социальной работы и является более эффективной. Данному вопросу посвящена глава 3. -- Глава 3. ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О чем повествует эта глава Целью этой главы является анализ дискуссионных вопросов по теории со-„пальной работы, в частности вопроса о том, какие теории имеют преимуще-с гвенное значение. Я предлагаю обзор тех теорий практической деятельности, которые известны в настоящее время. Пытаясь оценить их значимость, мы юращаемся к области эпистемологии (науке о познании. — Примеч. науч. ред.) и к вопросу о том, достаточно ли обосновано то знание, которое лежит в основе практических теорий. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ > Основу теорий практической социальной работы составляет большой спектр теоретических представлений. > В рамках этих теорий разработаны разнообразные приложения к работе с индивидуальным случаем, групповой работе, работе в малых социальных группах и социальной работе на макроуровне. > Теории семейной терапии и стационарного обслуживания являются частью общей теории социальной работы. > Данные исследований, проведенных в 1950—1960-х гг., стали источником дискуссий о соответствии результатов практики социальной работы теоретическим описаниям; исследования последних лет свидетельствуют о том, что структурированные и ориентированные на конкретную цель действия в большинстве случаев являются эффективными. > Вместе с тем исследования, проводимые в настоящее время, ставят своей задачей в основном изучение конкретных форм работы и технологий, так что исследовательская оценка теорий в них довольно ограниченна. > Позитивистский подход и понимающая традиция представляют собой два различных направления, анализирующих происхождение теорий и свойственный им способ описания окружающего мира. > Роль знания в теориях практической деятельности рассматривается через призму четырех различных подходов, оказавших влияние на практику, среди которых — оценка эффективности, социальный конструктивизм, активизация и реализм. Современные дебаты о теории социальной работы Большинство специалистов-практиков далеки от теоретических вопросов, гк внимание приковано, главным образом, к конкретным формам реализа- ции задач, которые ставят перед ними администраторы социальных служб и руководящие инстанции. Появляются новые проекты и услуги, но изменения в практической деятельности происходят довольно медленно. Время от времени случаются новые открытия. Так, в начале 2000-х гг. овЙовным нововведением стала теория социального конструктивизма, которая была применена к социальной работе (см. гл. 8). В начале XXI в. теория социальной работы приобрела иную форму, появились новые модели и популярные концепции, однако существенных изменений не произошло. Помимо инноваций, связанных с конструктивистской практикой, значительному совершенствованию подверглись еще три области: когнитивно-поведенческая и критическая практика, а также теоретические вопросы духовности. В последнем случае широко обсуждаются проблемы культурной и этнической сензитивности, так как восприятие духовности тесно связано с культурным своеобразием и играет важную роль в культурных конфликтах. Сохраняется повышенный интерес к когнитивно-поведенческой практике, поскольку ее эффективность доказуема эмпирическим путем, кроме того, появляются новые техники и методики, основанные на поведенческих и познавательных шкалах, а также новые способы их применения на практике. Распространение этих методов в смежных профессиях означает, что социальные работники имеют возможность наблюдать и содействовать развитию узкоспециализированных техник. Поскольку эффективность данных методов легко подтверждается, то, как правило, они пользуются и административной поддержкой. В рамках критической практики также появились инновационные творческие модели практической работы, которые заинтересовали многих специалистов и оказались продуктивными. Другие, традиционно популярные, области также подтверждают свое право на существование и развитие. Практически все главы этой книги были обновлены и дополнены моделями разных авторов, представляющими все возможные теоретические позиции. Следовательно, для социальных работников они обладают высокой ценностью и потенциалом развития. Главным вопросом, который обсуждался социальными работниками на рубеже 1990 —2000-х гг., был эпистемологический вопрос, раскрывающий наше восприятие и способ организации знания, лежащего в основе теории. По мнению Вебба (2001), эта проблема находится в центре философских дебатов с XVIII в. Долгое время противоречия между различными теориями не обсуждались. В начале 1990-х гг. отдельные теории подверглись резкой критике. Последовавшие затем дебаты по поводу эклектизма свидетельствовали о том, что социальные работники пытались скомбинировать концепции разных теорий и найти соответствия между противоречивыми представлениями. В результате теоретических конфликтов 1970-х гг. появились различные представления о сущности теории социальной работы, кроме того, они привели к определенной конкуренции между ними. Сегодня это противостояние практически сошло на нет, поскольку, согласно Эплгейт (2000), постмодернистское представление о различных теориях заключается в восприятии их как альтернативных «историй» или репрезентаций деятельности под названием «социальная работа». Многие специалисты в социальной работе руководствуются прагматизмом и выбирают те представления, которые соответствуют их интересам и целям. В данной книге отражен именно такой подход. В каждой главе описываются ь.-овные практические концепции, которые представляют интерес для со-_~1ьных работников. Такое частичное описание характерно для специали-~ з. работающих в узкоспециализированных службах, в которых акцент деется на определенной теории. В Великобритании, например, решением пра-сльства повсеместно были введены бригады кризисного реагирования в.-.жбах психического здоровья, поэтому кризисная интервенция получила ■фокое распространение. Причины такой популярности этой практической концепции, скорее все-"о. лежат не в достоинствах теории или в эмпирических доказательствах ее:фективности, хотя они и существуют, а в позиции соответствующих служб ленов малых социальных групп, согласно которой необходимо эффективно..пировать на проблемы людей с острыми психическими нарушениями. Поэтому специалистам важно было найти теоретическое обоснование своим дей--_виям. В медицинских учреждениях, где ведется психотерапевтическая и консультативная работа с людьми, имеющими тяжелые психические нарушения, психодинамическая теория, а также другие концепции социальной и психологической терапии продолжают быть востребованными. Анализ теорий социальной работы Специалисты, практикующие индивидуально или в группах, имеют в своем распоряжении большой выбор теорий, которые полезны и обладают сравнительно одинаковой ценностью. В части II этой книги содержится анализ различных теорий, раскрывающий их значение и область применения, что облегчает процесс отбора и сочетания этих теорий. Ряд авторов полагают, что подобный обзор не приносит большой пользы. Соломон (1976), например, считает, что теории и модели социальной работы несопоставимы, поскольку, как правило, затрагивают совершенно разные аспекты (к примеру, функции практики, процесс изменений, последовательность техник, существо проблем). Некоторые теории, по ее мнению, основаны на конкретных методах воздействия, другие же раскрывают такие формы терапии, которые выходят за пределы социальной работы. Подобная критика показывает необходимость внимательного отношения к отбору и сочетанию теорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|