Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое значение теории привязанностей




На практике теория привязанностей предполагает оценку:

текущих взаимоотношений, их содержания и качества, функции и структу­ры;

истории взаимоотношений и ее влияния на развитие различных типов при­вязанности;

контекста — стрессовых ситуаций в данный период.

При оценке содержания и качества анализируются эмоциональный фон взаимоотношений, наличие эмоциональной связи между людьми, а также.тиль отношений, т.е. свойственный им способ межличностного взаимодей-_твия. Например, мать-одиночка развивала тесные взаимоотношения со сво­ей единственной дочерью и контролировала ее поведение, пытаясь объяс--ить рационально, почему дочь должна вести себя соответствующим обра-:ом. В детстве такие отношения часто приводят к затяжному конфликту или аводят в тупик, но зато, став взрослой, дочь без труда будет обращаться за "оддержкой и помощью к другим и развивать эффективные взаимоотноше­ния. В другой семье при схожих обстоятельствах мать отсутствовала значи-"ельную часть времени. Обязанностью дочери было вести себя хорошо и не тодводить ее. Здесь также использовались рациональные средства, но они -.одменили теплые отношения и постоянное общение. Во взрослой жизни дочь, скорее всего, будет избегать близких отношений и уходить от контак- -ов со своей матерью.

Действия социальных работников должны быть направлены на обеспече­ние понимания, поддержки и психотерапии. Необходимо чутко реагировать -:а ситуацию клиентов, стремиться к их пониманию. Важны толерантность и -стойчивость к проявлениям агрессии и замкнутости, обдумывание и анализ -ричин поведения, которые, наверняка, связаны с прошлым опытом клиен­та. Поддержка включает практическую помощь, обращение за социальной за­литой, оказание услуг и помощи в повседневной жизни, а также, при необ-лимости, эмоциональную поддержку в виде внимательного выслушивания, гинятия и признания переживаний и чувств клиента. Большое значение име- -.- словесное признание заслуг клиента: «Вы стараетесь сделать все возмож­ное, чтобы быть хорошей матерью», «Вы кормите всю семью благодаря своей - ^ооте», а также информация о службах помощи и неформальных объедине--иях. Поддерживающие, заботливые отношения между социальным работни-> м и клиентом могут частично компенсировать защитные механизмы.

Согласно Боулби, существуют пять терапевтических задач:

■ обеспечение защищенности при обсуждении негативных событий;


помощь клиентам в анализе событий;

■ признание того влияния, которое оказывают привязанности раннего дет­ства на отношения настоящего момента (использование традиционного психодинамического представления о переносе);

■ помощь клиентам в осознании связи между прошлым опытом привязанно­сти и проблемами настоящего;

■ содействие клиентам в реконструировании мышления и поведения, прояв­ляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.

Работы Хуве (Хуве, 1995; Хуве и др., 1999) являются основополагающими при построении практики социальной работы этого направления. Однако су­ществуют и другие модификации. Например, Хирд и Лейк (1997) рассматри­вают теорию привязанностей как вспомогательный подход при поддержке че­ловека, как правило, неспособного себя обслуживать. В частности они подчер­кивают необходимость личностного развития, а также развития у взрослых клиентов привязанностей и дружеских отношений.

В обзоре Хуве показаны взаимосвязи между теорией привязанностей (в при­ложении к социальной работе) и психодинамической теорией. Акцент на эмо­циях, восприятие раннего детского развития как основы для взаимоотноше­ний в дальнейшей жизни, а также особенности практической работы, связан­ные с осознанием эмоций и инсайтом, являются типичными для психодина­мических теорий. Основанная на данных исследований детского развития тео­рия привязанностей может применяться в работе с детьми. Ее использование в работе со взрослыми еще только рассматривается. Кроме того, методы соци­альной работы в рамках этой теории слабо разработаны, несмотря на то что существует мощный фундамент для работы с проблемами детского возраста. Некоторые представления заимствованы из когнитивной теории и теории научения. Особенно это касается обучающей роли терапии. В этом смысле ме­тоды когнитивно-поведенческой терапии могут пересекаться с практическим подходом теории привязанностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...