Практико-доказательные подходы
В практико-доказательных подходах социальная работа считается этичной, если она опирается на знание, полученное и проверенное эмпирическим путем с использованием самых достоверных методов, результатом чего является выбор определенной формы действия, которая наиболее адекватна для достижения благополучия клиентов. В социальной работе это направление связано в большей степени с когнитивно-поведенческими теориями и представлено в работах Гамбрилл, МакДональда, Шелдона и Тайера. Считается, что экспертное знание составляет суть любой профессии и владение им отличает профессионалов определенной области от представителей других профессий. Это общепринятое мнение поддерживается и расширяется в доказательной практике для определения роли знания в социальной работе, поэтому я начну с этого. Оркатт (1990), Кек и Райд (2002), а также Ример (1994) в своих работах предлагают исторический и аналитический обзор развития знания в социальной работе, причем в первых двух исследованиях особое внимание уделяется значению научных исследований в формировании знания, специфичного для данной профессии. Существуют следующие виды практико-доказательных подходов. ■ Классификации (классифицирующий подход). В них на основе логического анализа выделяются типы проблем, с которыми имеют дело социальные работники, а также их методы работы. Примерами такого подхода являются психодинамическая концепция о «дифференциальном диагнозе» (Тернер, 1995), определение которого необходимо для выбора практических действий; классификация методов индивидуальной терапии (Хол-лис и Вудс, 1981); американское медико-диагностическое и статистическое руководство по диагностике психических нарушений (05М); концепция «личность в окружении» экологической теории (Карл и Вандрей, 1994).
■ Исследовательски-ориентированная практика (Эверит и др., 1992). Согласно этому подходу, социальные работники должны опираться на результаты эмпирических исследований проблем и эффективности оказываемых услуг. Кек и Райд (2002) рассматривают сопутствующие проблемы, возникающие при распространении этих результатов среди практиков, и пути их преодоления. ■ Доказательная практика (Тайер и Кази, 2004). Согласно этому подходу, социальные работники должны использовать на практике проверенные методы, доказавшие свою эффективность в достижении обозначенных целей. Предпочтительно, чтобы доказательства содержали причинно-следственные связи и были обобщены в традиции позитивизма (Бречин и Сайдэл, 2000). Это означает, что для исследований должны выбираться такие методы, которые снижают до минимума проявления субъективности, например статистические опросы или эксперименты (Гомм, 2000а, б). Идеальными методами являются эксперименты со случайными выборками, определяющие эффективность терапевтических методов, а фактически воспроизводящие эксперименты по оценке действия медицинских препаратов. Исследовательские методы для изучения отдельных случаев (Кази, 1998), в основе которых лежит принцип оценки до и после интервенции, используются для обоснования результативности индивидуальной работы. В диагностических целях применяются стандартизованные шкалы, позволяющие сравнивать группы клиентов с контрольными группами. Все эти техники в совокупности в США называются «эмпирической практикой», или «эмпирической клинической практикой» (Фол и др., 2001). Данные различных исследований собираются и анализируются, формируя доказательную базу и расширяя возможности их применения в самых разных обстоятельствах. Например, Франклин с соавторами (2001 использовали метод оценки отдельного случая, созданный на основе различных источников для показа эффективности поиска решения в работе со школьниками.
■ Оценка эффективности программ социальных услуг. Данный подход предполагает, что существующие социальные услуги должны оцениваться в целом, а не по отдельным направлениям работы специалистов. Это смогло бы доказать эффективность отдельных моделей по оказанию услуг. однако, как я пытался показать ранее, подобный акцент не способствует выявлению методов, необходимых и полезных практикам. Отсюда понимание и исследование теории по-прежнему остаются важными, что в последнее время игнорируется в угоду оценке эффективности услуг. ■ Исследования практиков. Согласно этому подходу, специалисты должны анализировать свои действия, проводя небольшие исследования и оценку индивидуальных случаев, которые в совокупности приведут к пониманию эффективной практики. Исследования, осуществляемые практиками, помогают им ориентироваться на полученные результаты и оценивать их потенциальное влияние. ■ Практические руководства. Данный подход связан с распространением профессиональных знаний. Предполагается, что результаты исследований должны становиться основой руководства для практиков. В Великобритании Институт оценки качества социального обслуживания (8С1Е) занимается анализом различных исследований, проводимых государственными структурами и профессиональными ассоциациями во всем мире. Так. его руководства по практическим технологиям и оценке потребностей в охране психического здоровья пожилых людей (8С1Е, 2001, 2002) составлены с использованием исследовательских данных, а также мнений группы специалистов, подтвердивших значимость этих результатов для практики. Говард и Дженсон (1999а) считают, что руководства представляют собой эффективный способ переноса результатов исследований в практическую деятельность. Розен с соавторами (2003) полагают, что такие руководства должны быть систематичными, т.е. содержать упорядоченную классификацию целевых результатов и соответствующий им перечень методов. Ричи и Рофман (1999) считают, что в руководствах должны быть отражены как практические ценности, так и организационные требования, тогда они будут соответствовать уставным программам служС Рассматриваемый подход характеризует большинство прикладных концепций, которые рассматриваются в этой книге. Однако, как полагает Керк (1999), с точки зрения доказательной практики эти концепции включают слишком много необоснованных мнений и программ, хотя Говард и Дженсон (19996) считают, что многие практические проблемы преодолимы. Эпштейн указывает на опасность эклектизма (см. гл. 2). По мнению Уомбача и соавторов (1999), при создании и реализации руководств необходимы сотрудничество и обсуждение.
I Перечисленные подходы тесно взаимосвязаны в прикладных исследованиях и широко используются представителями позитивизма в социальной работе. Классифицирующий подход тем не менее подвергается критике (например, Керк и Райд, 2002) за сложные типологии, которые довольно непросто использовать на практике, поскольку они не содержат каких-либо рекомендаций к действию. Исследовательски-ориентированная практика считается недостаточно разработанной, так как специалисты предпочитают ограничиваться подбором близких по духу теорий вместо проведения сложных и систематических исследований. Доказательная практика неполноценна с точки зрения интерпретативного подхода, поскольку в отношении человеческой деятельности ей свойственны недостатки позитивистской позиции. Недостатком этого подхода также можно считать то, что основный акцент делается на анализе частных методов индивидуальной терапии, а это — одна из социальных функций, выполняемых социальными работниками. Исследование эффективности социальных программ, как было показано выше, носит слишком обобщенный характер, поэтому результаты оценок схожих программ могут в значительной степени различаться. Недостатками исследований, проводимых практиками, являются их частный и индивидуалистический характер, отсутствие последовательной программы приращения знаний. Практические руководства подвергаются критике за то, что они приспосабливаются к государственным постановлениям, требованиям служб, мнениям профессионалов или политическим тенденциям, вместо того чтобы ориентироваться на реальные доказательства эффективности. Вместе с тем подходы к доказательной практике характеризуются внимательным отношением к исследованиям, субъективность которых сведена к минимуму. В них также вскрываются причинно-следственные связи, лежащие в основе эффективной практики. Кроме того, результаты являются репрезентативными, т.е. возможны обобщение и применение полученных выводов в других ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|