Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гольд штейн: психология личности




В концепции Гольдштейна, посвященной использованию психологии лично­сти в социальной работе, анализируются 12 функций «Я» (Эго) (см. табл. 4.2). Приводя примеры каждой функции, я попытался выделить как сложные пси­хологические элементы «Я», так и более простые реакции. В данной классифи­кации особое внимание также уделяется роли «Я» в передаче энергии и моти­вации, а также обеспечении контроля, регуляции и рационализации процес­сов. Считается, что люди, обладающие сильным «Я», могут строить последо­вательные, рациональные отношения с другими людьми. В этом случае гово­рят, что они имеют навыки сознательного регулирования. Возможность исследо­вать, понимать и изменять окружающую среду приносит людям радость, по­этому приобретение навыков сознательного контроля является сильным мо­тивирующим фактором. Людям свойственно стремление к эффективным со­циальным взаимодействиям. Развитие социальных навыков зависит от соци-


Таблица 4.2. Функции «Я» (Эго) (по Гольдштейну, 1995)

 

Функция Эго Объяснение Пример
Проверка реальности Эго позволяет лю­дям определять гра­ницы между реаль­ностью и желания­ми/фантазиями Супруга подозревает мужа в измене, так как он не проявляет любви; анализ ситуации по­могает жене понять, что мужу всегда было свойственно недостаточное проявление чувств и сю поведение не изменилось— вне дома он проводит столько же времени, сколько и раньше
Суждение Эго позволяет лю­дям формировать мнения о соответ­ствующих реакциях на события соглас­но социальным и культурным ожида­ниям Ревнивая супруга хочет устроить скандал свое­му мужу на пороге дома, но, боясь, что ее ус­лышат соседи, сдерживается и откладывает выяснение отношений. Если бы механизм вы­несения адекватных суждений не был задей­ствован, скандал принял бы публичный характер
Чувство реальности Эго позволяет лю­дям понять реаль­ность мира и свое место в этом мире После неудачной забастовки, целью которой было повышение заработной платы, работник чувствует отчуждение по отношению к своей трудовой деятельности, несмотря на то что работа ему по-прежнему интересна
Регулирование и контроль Эго регулирует и контролирует вле­чения, эмоции и импульсы У людей в рабочей обстановке могут возникать злость, недовольство, сексуальное влечение, но они не показывают свои чувства во избе­жание проблем во взаимоотношениях
Объектные отношения Эго регулирует межличностные от­ношения с по­мощью их объек­тивизации Один коллега считает другого ненадежным. «Объект» (интернализованный образ коллеги) заставляет его каждый раз проверять догово­ренности, хотя очевидно, что партнер нацелен на решение вопроса. Адекватный сознатель­ный контроль означает, что меры предосто­рожности необходимы только в случае дейст­вительного нарушения договоренностей
Процессы мышления Эго помогает лю­дям осуществлять переход от первич­ного к вторичному процессу мышле­ния При первичном процессе мышления нереали­стичные желания и импульсы выражаются не­посредственно, приводя к нереалистичным амбициям. Вторичный процесс мышления ак­тивизирует планирование желаний и предпо­лагает выполнение обязательств в сотрудни­честве с другими людьми
Адаптивная регрессия Эго позволяет лю­дям возвращаться к более простым спо­собам мышления и действиям в целях досгижения постав­ленных целей Испытывая агрессию по отношению к своему партнеру, человек начинает колотить подушку до тех пор, пока злость не уходит. Только пос­ле этого он может спокойно обдумать и обсу­дить ситуацию

Окончание табл. 42

 

Функция Эго Объяснение Пример
Защитные функции Эго создает психо­логические меха­низмы, защищаю­щие от болезнен­ных переживаний Отец находится в стрессовом состоянии после смерти своей дочери-наркоманки. Он пре­вращает ее спальню в место поклонения, на­поминающее ему о счастливых семейных праздниках, и устраивает кампанию против наркотиков, демонстрируя фотографию улы­бающейся дочери. Он идеализирует своего ребенка и забывает о ее недавнем прошлом
Побудительный барьер Эго защищает лю­дей от чрезмерной или недостаточной стимуляции Скучная работа вызывает у человека стрем­ление к интеллектуально насыщенным увле­чениям и поиску интересных хобби
Функции автономии Эго регулирует пер­вичную и вторич­ную автономии Первичная автономия означает регулирование последствий неизбежных психологических травм. Так, сосредоточенность необходима на занятиях с требовательным учителем. Вто­ричная автономия подразумевает развитие способностей, которые являются ответом на болезненные переживания, но становятся ав­тономными. Например, потеряв близкого, че­ловек серьезно увлекается разведением голу­бей
Навыки компетенции Эго побуждает лю­дей к контролю над происходящим и развивает способ­ность решать проб­лемы Подросток из бедной семьи развивает навыки общения и взаимодействия с людьми, чтобы приобрести много друзей и повысить шансы в получении хорошей работы и более высокого статуса
Синтетические и интегратив-ные функции Эго интегрирует опыт и развивает «образ Я», воспри­ятие своей личности как целостности Социальный работник способен перенести знания и поведенческие навыки, приобретен­ные в работе с детьми, в новые условия рабо­ты с людьми с ограниченными возможностями

альных норм, характерных для непосредственного окружения, социальной структуры и культуры. «Я» (Эго) является метафорой механизмов психиче­ской структуры, регулирующих взаимодействие индивидуальных потребно­стей и импульсов, а также воздействие окружающей среды. Сознательная ре­гуляция способствует эффективной адаптации личности к социальному окру­жению, а также развитию навыков приспособления окружающей среды к по­требностям индивида.

Эго создает механизмы, защищающие от тревоги, которая возникает, ее. импульсивные влечения противоречат рациональной оценке реальности. За­щитные механизмы способствуют развитию навыков контроля и ограничиваю-влияние окружающего мира на внутренние процессы. Они формируются на определенных стадиях развития, и если недостаточно активны, то человек


Таблица 4.3. Защитные механизмы и механизмы преодоления (по Кроберу, цит. по: Гольдштейн, 1995, 76)

 

Защитные механизмы Механизмы преодоления
Вынужденные, жесткие Гибкие, целенаправленные
Извлеченные из прошлого Привлеченные из будущего
Искажающие реальность настоящего Отражающие реальность настоящего
Первичные процессы мышления и эле­менты бессознательного Вторичные процессы мышления, созна­тельные и предсознательные мысли
Направленные на изменение разруши­тельных воздействий Направленные на решение проблем
Отговорки и обходные действия Открытость, упорядоченность, прозрач­ность

астревает на более ранней стадии развития. По сравнению с механизмами лреодоления защитные механизмы более жесткие и поэтому могут затруднять лостроение эффективных социальных отношений. Механизмы преодоления в юльшей степени определяют взаимодействия индивида и окружения. В табл. 4.3 сравниваются механизмы защиты и преодоления.

В книге 1965 г., а также в своих ранних работах 1940— 1950-х гг. Эриксон обратил внимание на значение различных этапов развития и определил соот­ветственно 8 типов «кризиса» (см. гл. 5). В работе Левинсона (1978) также обо­значается несколько жизненных периодов. Эти классификации сравниваются а табл. 4.4. Концепция Эриксона подробно раскрывает периоды детского раз­вития, но она недостаточно глубока в отношении более поздних стадий, ко-

орые тщательнее анализируются Левинсоном. Однако и классификация Ле-зинсона допускает лишь незначительные трансформации на более поздних стадиях жизни и не отражает реальных жизненных переживаний людей после 65 лет. Гольдштейн (1995) в своей работе приводит критические замечания реминистских авторов по поводу концепции Эриксона, в которой предлага­ется единая периодизация и для мужчин, и для женщин. Так, исходя из пост­модернистской феминистской точки зрения, Уолтер и Петерсон (2002) пока­зывают, что Эриксон, Колберг (1984) и другие авторы психоаналитического направления формировали свои концепции на основе исследования развития мальчиков-подростков. Поэтому если у девушек замечались другие желания и

юреживания, то они считались «эмоционально неполноценными». Гольдштейн также отмечает, что развитие представителей других социальных групп, включая этнические меньшинства, может иметь другую стадиальность, кроме того, негативные события и травмы могут замедлять или ускорять прохождение жиз­ненных этапов. В психоанализе особое внимание уделяется способам преодо­ления жизненных кризисов, что повлияло на развитие кризисной интервен­ции (см. гл. 5).

В психологии личности также анализируются объектные отношения и раз­витие «Я» (Эго). Существуют две точки зрения на объектные отношения. Одна из них касается внешних факторов: роль Эго состоит в формировании устой­чивых отношений с другими людьми при некоторой степени отчужденности;


Таблица 4.4. Стадии психосоциального развития (по Эриксону, 1965; Левинсону, 1978; Гольдштейну, 1995)

 

Жизненные периоды по Эриксону (1965) Психосоциаль­ный кризис по Эриксону Объяснение стадий Жизненные стадии/периоды по Левинсону (1978)
I. Младенческий Доверие/не­доверие Благодаря теплым отношениям с родителями дети приобретают уверенность в предсказуемости окружающего мира Детство и под­ростковый воз­раст^—17 лет)
2. Второй год жизни Автономия против стыда и сомнения Дети стремятся к самостоятель­ности, опираясь на доверие взрослых, в то же время они учатся быть готовыми к неуда­чам  
3. Раннее детство Инициатива/ вина Дети изучают мир и осваивают новые виды деятельности, опи­раясь на поддержку и помощь взрослых, но сопротивляются чрезмерному контролю с их стороны  
4. Позднее детство Старатель­ность/непол­ноценность Дети реализуют себя в учебе и развитии навыков, получая об­ратную связь, которая, однако, не всегда содержит одобрение  
5. Подростковый возраст Идентич­ность/путани­ца ролей Подростки конструируют новую независимую идентичность, опираясь на образ себя, сфор­мированный в детстве, но пере­живают неуверенность при не­достаточной социальной под­держке и нестабильных отно­шениях Переход к ран­ней взрослости (17-22 года)
6. Ранняя взрослость Интимность и дистанциро- вание/само- погружен- ность Молодые люди со сформиро­ванной идентичностью стано­вятся способными к развитию близких отношений, в против­ном случае они концентрируют­ся на собственных интересах Вхождение во взрослый мир (22-28 лет) 30-летний рубеж (25—33 года) Остепенение (33—40 лет) Середина жизни ! (40-45 лет)
7. Средняя взрослость Производи­тельность/за­стой Взрослые принимают ответст­венность за жизнь общества и окружающих людей, поддержи­вая и конструируя социальную жизнь, в противном случае фор­мируются вялость и зациклен-ность на себе  

Окончание табл. 4.4

 

Жизненные периоды по Эриксону (1965) Психосоциаль­ный кризис по Эриксону Объяснение стадий Жизненные стадии/периоды по Левинсону (1978)
8. Поздняя взрослость Цельность/от­чаяние и от­вращение Целостность Эго развивает ощущение завершенности и осознание вклада в жизнь общества или отчаяние, не­приятие процесса старения, ощущение бесполезности и незавершенности Вхождение в сред­нюю взрослость (45-50 лет) 50-летний рубеж (50-55 лет) Кульминация сред­ней взрослости (55-60 лет) Поздняя взрослость (65 лет +)

окружающие выступают здесь в качестве объектов. Другая точка зрения явля­ется внутрипсихической: Эго формирует репрезентации себя через опыт от­ношений с другими и их интернализацию, а также регулирует взаимосвязь этих образов и внешней реальности. Развитие способности к регуляции внеш­него мира раскрывается в теории привязанностей.

В США популярность получила теория отделения—индивидуализации Мах-лера (Махлер и др., 1975), согласно которой целью детского развития являет­ся психологическое отделение от родителей и создание индивидуальной иден­тичности. Критики этой теории отмечают, что она отражает ценности амери­канского общества, в котором приоритет отдается независимым друг от друга личностям, тогда как в европейских странах — взаимосвязи членов семьи и сообщества. Тем не менее в рамках данной теории считается, что различные изменения в раннем детстве так или иначе приводят к отделению от родите­лей в подростковом возрасте. Как и в других концепциях, основное внимание здесь обращено на детство и, кроме того, развитие женщин и мужчин воспри­нимается одинаково. Гольдштейн (1995) также включает в свой обзор и другие теории, например, представленные в работах английских авторов Фэйрбэй-на, Гантрипа, Винникотта (посвященных объектным отношениям), исследо­ваниях М.Кляйн, а также работы по психологии личности Когута (1978) и Стерн (1985).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...