Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы формировния здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально–культурной деятельности




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………  
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….  
1.1. Понятие здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….  
1.2. Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников…………………………………………………………………    
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….  
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»………………………………………………………………….  
2.1. Характеристика деятельности МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района………………….  
2.2. Анализ целевой группы детей старшего дошкольного возраста МОУ «Слудская начальная школа – детский сад»………………………….  
2.3. Программа формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Здоровья»……..  
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети именно дошкольного возраста. Всемирная Организация Здравоохронения констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 7 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения»[1]. В то же время за последние пять лет численность детей дошкольного возраста снизилась на 3,9 млн. человек, или на 41,9%. В этой ситуации и при существующих тенденциях динамики демографических показателей сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, адекватный контроль за ростом и развитием детей данной возрастной группы является приоритетной государственной задачей. В этой связи огромная роль возлагается на дошкольные учреждения, задача которых заключается в восполнении и восстановлении здорового образа жизни дошкольников.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирования привычки к здоровому образу жизни обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Дети до 7лет практически постоянно находятся в детских дошкольных учреждениях, и именно они имеют особое значение для формирования здоровья, физических и психомоторных способностей, интеллекта, памяти, необходимых для личностного становления. Реа­лизация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рацио­нального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и социокультурные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Это придает работе дошкольных учреждений новое качество, позволяет выработать нетривиальные подходы к формированию здорового образа жизни. Социокультурные мероприятия должны предоставить дополнительные условия для формирования здорового образа жизни, они должны обеспечить широкий выбор программ оздоровительной ориентации.

Реализация принципов здорового образа жизни должна опи­раться на существующие и апробированные медико-педагогические установки, которые до настоящего времени полностью не используются, а также потенциала средств социально-культурной деятельности.

Проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом средств социально-культурной деятельности по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста и недостаточном его использованием в практической деятельности.

Цель: изучить теоретические аспекты формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально – культурной деятельности и создать программу «Путешествие в страну Здоровья».

Задачи исследования:

- охарактеризовать понятие здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников;

- проанализировать деятельность МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района;

-провести анализ целевой группы детей старшего дошкольного возраста МОУ «Слудская начальная школа – детский сад»;

- создать программу «Путешествие в страну Здоровья», направленную на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является понятие здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация воспитательного процесса вМОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района.

Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни средствами социально – культурной деятельности будет более эффективным, если:

- в образовательном процессе будут учитываться особенности детей старшего дошкольного возраста: способность к наглядному мышлению, подержание детской инициативы; познавательная активность;

- взаимодействие субъектов образовательного процесса будет основано на принципах сотрудничества, содействующего полноценному формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;

- будут определены средства, методы и формы социально – культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Степень разработанности научной литературы: в настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются специалисты различных областей знаний: медицины и физиологи (И.Брехман, В.В.Колбанов, Ю.П.Лисицин, Б.Н.Чумаков, Н.М.Амосов), психологи (Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, О.Г.Кулиш, А.И.Захарова, В.С.Мухина и др.) педагоги (Г.К.Зайцев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, Л.Г. Татарникова) и другие.

В процессе написания работы были проанализированы работы специалистов в области социально-культурной деятельности, а именно: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова.

Теоретической основой исследования явились работы, посвященные актуальным проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, вопросам формирования здорового образа жизни старших дошкольников, которые представлены сотрудниками различных институтов РАМН, учеными – представителями системы здравоохранения, такими, как Л. Г. Голубева, В. А. Доскин, А. Баранов, В. А. Андерсон, Л. А. Викс, Т. Л. Богина, И. Е. Аверина, К. С. Ладодо, Э. М. Касаткина, И. Б. Курикна и др. Л. Г. Голубева и В. А. Доскин рассматривают вопросы, которые являются важными как для семьи, так и для детского сада, такие как закаливание, питание, физическое воспитание дошкольников. В книге В. А. Андерсона, Л. А. Викс «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» обобщен опыт работы педагогов дошкольных учреждений по физическому воспитанию детей. Изучением медико-гигиенических основ охраны здоровья детей в дошкольном учреждении занималась Т.Л.Богина. Важность взаимодействия органов управления образованием и здравоохранением по вопросам охраны и укрепления здоровья, физического развития детей, формирования здорового образа жизни дошкольников подчеркивается в статье Э. М. Касаткиной. С. Р. Конова в своем исследовании приводит данные об ухудшении показателей заболеваемости дошкольников. Е. А. Екжанова, Е. А. Сагайдачная, И. Б. Куркина, М. К. Кузнецова в своих трудах уделяют внимание особенностям организации физического воспитания детей в дошкольных учреждениях. М. Д. Маханева, Л. М. Тонконог заостряют внимание на проблемах работы детского сада с семьей по воспитанию здорового ребенка, на основных навыках формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Доктор медицинских наук, профессор К. С. Ладодо в своей работе важное место отводит вопросам детского питания. Академик РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития России А. Баранов в статье «Состояние здоровья детей дошкольного возраста» описывает неблагоприятную демографическую ситуацию в современном российском обществе, рассматривает актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Общую концепцию развития социально-культурной деятельности рассматривают М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева.

Практическая значимость заключается: изученные материалы и разработанная программа «Путешествие в страну здоровья» по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет принята к реализации в МОУ «Слудская начальная школа – детский сад». Данная программа может также использоваться в других образовательных учреждениях, в учреждениях социально-культурной сферы, в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования:

- анализ статистических данных;

- анкетирование;

- социокультурное проектирование.

База исследования: МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района с.Слудка ул.Новая, 5.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практического исследования, заключения, списка литературы (54 источника), приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО–КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...