Характеристика деятельности МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района
Прилузский район - самый юго-западный и южный район республики Коми. Площадь территории района — 13168 км². Численность населения - 24,7 тыс. жителей. Свыше 60 процентов населения района - коми. В районе проживают люди 19 национальностей, на его территории расположен 91 сельский населённый пункт[37]. Слудка в буквальном переводе - «возвышенность с крутыми спусками», расположено на правом берегу реки Летка. Слудка - достаточно старое село (около 400 лет) со своими традициями и обычаями. МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» функционирует с момента появления села, сначала как церковно – приходская. МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» располагается в двух зданиях и находится в центре села (Республика Коми Прилузский район село Слудка, улица Новая, 5). В своей деятельности учреждение руководствуется Уставом и нормативно – правовыми документами органов управления образования, локальными актами и положениями. В МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» работают специалисты с профильным образованием, в том числе имеющие высшие квалификации. В МОУ «Слудкая начальная школа – детский сад» большое внимание уделяется вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни, полноценному физическому развитию и повышению двигательной активности детей. За время работы накоплен большой практический материал по физкультурно-оздоровительному воспитанию детей по четырем направлениям. Первое направление – организация оздоровительных мероприятий. Второе – проведение физкультурных занятий в разнообразных формах, в таких как тематические, сюжетные, спортивный час с обучением спортивным играм, круговая тренировка, занятия с использованием опорных схем – сигналов. Третье – работа по профилактике и исправлению дефектов стопы, нарушений осанки. Четвертое направление – организация и проведение спортивных праздников и досугов по различным тематикам, с участием родителей.
В учреждении имеется возможность выбора наиболее живописных мест для пеших и лыжных прогулок; воспитателям легко наметить удобные и безопасные маршруты. Широко используются спортивно-игровые упражнения, проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, способствующие одновременно развитию наблюдательности и мотивации здорового образа жизни воспитанников. В здании «Слудская начальная школа – детский сад» оборудован спортивный зал, в котором имеется различный спортивный инвентарь, такой как тренажеры «Здоровье», диски «Грация» для развития вестибулярного аппарата, навесные и подвижные мишени, щиты для обучения элементам баскетбола, бадминтон. Спортивный зал оборудован комплексами «Батыр», гимнастическими скамейками, лестницами и т. п. Важное место в организации здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста отводится режиму дня и организации правильного питания. В МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» большое внимание уделяется воспитанию и оздоровлению средствами физического воспитания. Г. П. Юрко отмечает, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной активности детей в детском саду и дома[38]. При рациональной организации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» важными являются следующие моменты. Первый – преобладание циклических, в первую очередь беговых, упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости. Второй – целесообразность частой смены упражнений при многократной (до 8-12) повторяемости одного упражнения, возможна многовариантность. Третий - необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это легко доступно детям старшего дошкольного возраста при условии руководства воспитателя с помощью гимнастических пособий. Четвертый – создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, вводится элемент соревнования. Пятый – выполнение движений должно быть легким и красивым, что возможно лишь при руководстве воспитателя с помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку. Шестое – занятия проводятся ежедневно воспитателем. Седьмой – важный и основной раздел физкультурных занятий и прогулок составляют подвижные игры с циклическими упражнениями. Восьмой – моторная плотность составляет 80%, для прогулок - 60%. Девятый – занятия по физкультуре проводятся в зале с музыкальным сопровождением, ряд занятий – на открытом воздухе.
Необходимо отметить, что старшие дошкольники еще недостаточно умеют соотносить свои желания с возможностями. Они себя считают ловкими, сильными и выносливыми, переоценивают свои силы, стремятся выполнять трудные для них движения, что может привести к нежелательным последствиям, таким как переутомление, нервное перевозбуждение, травма. В процессе работы по развитию разных двигательных качеств и способностей старших дошкольников в дошкольном учреждении руководствуются следующими положениями: - возможности развития двигательных качеств и способностей - физическая нагрузка зависит, прежде всего, от ее объема - полноценное физическое развитие дошкольников достигается
С детьми старшего дошкольного возраста проводятся три физкультурных занятия: два основных и одно по обучению детей элементам спортивных игр – спортивный час. Для нормализации эмоционального состояния на физкультурных занятиях рационально применяется музыкотерапия. На начало и конец учебного года проводится обследование детей на выявление основных двигательных качеств и навыков – спирометрия легких, динамометрия, жизненная емкость легких, сила мышц живота и спины, прыжки, бег, метание и т.д. Проводится плантография, выявляющая детей с нарушением развития стопы. При помощи врача выявляются дети с нарушением осанки. Этих детей формируют в смешанные лечебные группы, которые занимаются в течение года три раза в неделю специальными комплексами упражнений, направленными на укрепление свода стопы и мышечного корсета детей. Формирование здорового образа жизни детей невозможно без поддержки и помощи родителей. Воспитатель должен знать о физической подготовленности ребенка, о его любимых играх и о том, чем он увлекается, что делает в свободное время. Эту информацию воспитатель может почерпнуть из бесед с родителями. Родители должны интересоваться, как их ребенок занимается в детском учреждении, что нужно сделать дома, чем занять ребенка, чтобы не навредить его здоровью, укрепить его организм, повысить интерес к активным движениям[39]. В работе с родителями используются беседы на темы: «Организация рационального двигательного режима ребенка в семье в целях физического развития и укрепления здоровья детей», «Физические упражнения для детей, используемые в семье», «Профилактика часто болеющих детей» и другие. Проведя несколько занятий, можно было увидеть, что дети довольно скованны, сдержанны, не смелы, нет быстроты реакции. Все это побудило остановиться на одном из средств физического развития – активном отдыхе. Активный отдых включает праздники, развлечения, «Дни здоровья», физические досуги и туризм. Программа спортивного праздника «Будь ловким, сильным, смелым» осуществлялась через эстафеты, такие как «Передача мяча», «Эстафета со скакалками», «Перешагнем через длинную палку», «Прыжки в мешке».
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» проводится в спортивном зале, в вечернее время, где зрителями и участниками становятся и воспитатели, и родители. Для большего интереса к развлечениям приглашают в качестве зрителей детей из других групп. С «болельщиками» проводятся игры и разминки. Для проведения спортивного праздника требуется большая работа с участниками команд. Большое внимание уделяется застенчивым детям. Важный момент на празднике – это итог, поощрения, сюрпризные моменты, награды участникам. Здесь используются разные возможности: победившим детям привязывают ленточку к обручу, кладут яблоки в корзины, дети получают сладкие пироги, пирожки от бабушек, гирлянды конфет. Среди сюрпризных моментов необходимо отметить клоуна, Бабку-хороводницу, сказочных героев с обручами, лентами, мячами. Все сюрпризы приносят детям огромную радость. Для дополнительного эмоционального настроения праздника по-особому оформляют спортивный зал. На празднике используется нестандартное оборудование: минибаскетбол, поролоновые дорожки, носилки для кукол. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время праздника. В работе МОУ «Начальная школа – детский сад» используется еще один вид досуга – «Дни здоровья». На занятиях проводят беседы на темы «Забочусь о своем здоровье» и «Познай себя», где дают представление о строении тела человека, назначении органов, обучение уходу за телом, дано представление о том, что полезно и что вредно. В работе используют таблицы и иллюстрации, которые наглядно помогают детям изучать свой организм. Детям рассказывают о навыках оказания элементарной помощи, показывают способы обработки мелких царапин и ушибов. Для занятия используют бинты, вату, зеленку. Целью занятия ставится научить ребенка описывать свое состояние, не пугаться оказывать помощь себе и другим. Большое место в работе с родителями по формированию здорового образа жизни детей отводится наглядным средствам пропаганды педагогических знаний, таким как оформлению стендов, фотостендов на темы «Учим детей плавать», «Наши друзья – физкультура и спорт», «Одежда и здоровье детей»; выпуску настольных газет, папок-передвижек на темы «Как провести выходной день», «Как закалять часто болеющего ребенка» и др.
Таким образом, изучив условия для формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в МОУ «Слудская начальная школа – детский сад», необходимо отметить следующее. Для приобщения детей к здоровому образу жизни организуются оздоровительные мероприятия, проводятся физкультурные занятия, ведется работа по профилактике дефектов стопы и нарушений осанки, проводятся спортивные праздники и досуги, создаются оптимальные условия для проведения физкультурно-оздоровительной работы. Важное внимание в организации работы с детьми отводится режиму дня, организации питания, получении детьми биостимуляторов в весенне-осенний период, осуществлении контроля за детьми с аллергическими пищевыми реакциями. Физкультурно-оздоровительные мероприятия представлены в виде основных занятий и спортивных игр, дыхательной гимнастики, закаливания, музыкотерапии и проведения спортивных праздников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|