Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников




Реа­лизация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рацио­нального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную актив­ность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотнос­ти в целом, а также социокультурные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.

Сегодня социально-культурная деятельность уже вполне утвердившееся наименование специализированной области общественной практики и осмысляющей ее закономерности научной теории[19].

Многозначность понятия социально-культурная деятельность обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Социально – культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно – нравственной, экологической и политической культуры[20].

Социально-культурная деятельность используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение, туризм и другие.

Социально-культурная деятельность отражает цели и функции государственной социальной политики в области культуры досуга, определяет пути, методы и средства реализации в условиях, развернувшихся в нашем обществе процессов, опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга, состояния и назревших проблем социально-культурной сферы в современной практике и учитывает изменения социально-культурных ситуации, новых тенденциях развития общества[21].

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов:

- активных субъектов социально-культурной деятельности в лице общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов;

- самого процесса этой деятельности во всех ее этапах;

- совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации[22].

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий, как средства, методы и формы.

К числу важных компонентов методики социально-культурной деятельности относятся формы деятельности.

Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо. В широком виде форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют эффективному решению социально-педагогических целей.

Формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальны формы: беседы, консультации

Групповые формы: лекции, встречи.

Массовые формы: праздники, семинары.

Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, нельзя реализовать без использования специальных средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.

К комплексу средств идейно – эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, прежде всего, в развивающей, информационно-просветительской деятельности, относятся:

- устное слово, которое обладает большой эмоциональной силой;

- печатное слово – научные, информационные и другие тексты;

- наглядные средства – подлинные предметы и явления, либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы;

- различные виды искусства.

Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства: общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура); средства символики; ритуальные действия, фрагменты из литературных произведений.[23]

На практике все указанные средства используются не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Под методами обычно понимают обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.

Классификация методов, используемая в социально-культурной деятельности: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры.

Метод театрализации в современных социально-культурных программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария.

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой - либо форме[24].

Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Предназначение этих методов – донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.

Все выявленные средства, методы и формы применимы при разработке программ, направленных на воздействие на детей старшего дошкольного возраста. Однако их использование необходимо соотносить с особенностями развития и восприятия, а также потребностям детей старшего дошкольного возраста.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизни являются важным компонентом социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществления множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ с целью восстановления сил, устранения производственного напряжения, и конечно же формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально – культурной деятельности есть один из результатов социализации личности в общественной среде.

Самая трудная, важная задача – используя имеющиеся в арсенале средства СКД, создать условия, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.

Прежде чем говорить об организации оздоровительной работы средствами и методами социально-культурной деятельности, необходимо отметить, что главным условием ее реализации в дошкольных учреждениях является правильная организация режима дня и учебной деятельности, т.е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Только после четкого соблюдения всех нормативных требований следует начинать оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Навыки здорового образа жизни формиру­ются при соответствующих условиях в дошкольном детстве. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и ис­пользовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в детский сад, ребенок 5-7 лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одеж­ду, которая является наиболее подходящей.

В общей системе социокультурных средств и методов воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в до­школьном образовательном учреждении, направленных на развитие навыков здорового образа жизни, раз­ностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необ­ходимых свойств личности, одно из ведущих мест принадлежит физической культуре.

Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов ее использования и культивирования ее предметных ценностей в обществе[25]. Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков[26].

К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, плавание, туризм, лечебная и коррекционная физкультура[27].

Для приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру физической культуры следует ежедневно проводить занятия с использованием физических упражнений и подвижных игр разной направленности, а также обогащать двигательный опыт детей содержанием широкого спектра упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Необходимо широко использовать спортивные игры и упражнения, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения.

Чтобы настроить ребёнка эмоционально и физически на целый день пребывания в детском саду, день необходимо начинать с зарядки. Учиты­вая всю важность зарядки, следует использовать разнообразные формы ее проведения, такие как комплексы утренней гимнастики, которые объединены единым сюжетом; гимнастика, состоящая из подвижных игр; музыкально-ритмическая гимнастика, которая проводится в музыкальном зале.

О. Б. Труфанова пишет, что следует проводить по 5 занятий в неделю в зале и на свежем воздухе[28]. Следует проводить физкультурно-музыкальные занятия воспитателем по ЛФК вместе с музыкаль­ным руководителем. Детям старшего дошкольного возраста необходимы занятия, состоящие из подвижных игр, и сюжетные занятия, цель которых – доставить де­тям радость, удовольствие от движений.

В течение месяца чередуются следующие занятия:

1. Сюжетные - это занятия, объединённые одним сюжетом, с участием знакомых детям персонажей. Персонажами могут выступать взрослые, дети из других групп; можно использовать куклы-варежки, разные игрушки, маски и специальные атрибуты, такие как ёлочки, цветочки, фигуры животных.

2. Занятия - соревнования, где после разминки начинаются игры-эстафеты, игры – аттракционы. Для того, чтобы разделить детей на команды можно использовать жилетки разного цвета с эмблемами зайчат и бельчат, лисят и медвежат, утят и цыплят.

3. Занятия – тренировки, на которых детей обучают элементам акробатики.

4. Занятия, состоящие из подвижных игр, построенных на основе народных игр и хороводов.

5. Контрольные занятия – проводятся один раз в два месяца для того, чтобы проверить усвоение программы физического воспитания детьми, чтобы выяснить, какие элементы основных видов движений усвоены детьми слабо и определить направление дальнейшей работы.

6. Самостоятельные занятия – проводятся для того, чтобы научить детей сознательно выполнять действия в правильной последовательности, страховать себя и товарища, оказывать помощь друг другу[29].

Наиболее существенное влияние на состояние детского организма, по мнению Т. Л. Богиной, оказывает учебная деятельность[30]. Поэтому, помимо обязательного проведения физкультминуток на занятиях, связанных с умственной деятельностью, И. Е. Аверина рекомендует включение в структуру занятия двигательных разрядок, органично сочетающихся с содержанием занятия[31]. А. П. Ерастова считает, что в этом случае занятия проходят живо, дети активны, работоспособны, не ограничены какой-либо фиксированной позой.

Таким образом, физическая культура – органическая сфера социально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющую культурную ценность[32].

Пытаясь формировать у детей сознательное желание быть здоровыми, В. Ф. Абрамовская рекомендует произносить следующие слова: «Я полон бодрости и сил!»[33]. Художественное слово, как средство социально-культурной деятельности, выполняет ярко выраженные воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции. Ребенок произносит эти слова убежденно, что способствует саморегуляции детского организма.

Особое внимание следует уделять оформлению к праздникам физкультурного зала и спортивного участка дошкольного учреждения. Праздничное оформление способствует созданию радужного настроения у детей, содействует творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования.

В условиях детского дошкольного учреждения И. М. Вортилкина рекомендует проводить семинар – практикум для воспитателей «Уроки здоровья», целью которых является обучение воспитателей новым знаниям и практическим навыкам для улучшения работы по оздоровлению детей и формированию у них здорового образа жизни[34].

Н. Н. Куинджи обращает внимание на то, что один раз в квартал необходимо устраивать дни здоровья, когда учебные занятия не проводятся; организуются подвижные игры, игры с элементами спорта, преимущественно на воздухе, экскурсии, развлечения[35]. Специально проведенные исследования показали, что в старших дошкольных группах один раз, в середине учебного года, целесообразно организовать так называемые каникулы. На этот период дети также освобождаются от учебных занятий, связанных с умственной нагрузкой. В период каникул увеличивается длительность ежедневной прогулки в первую и вторую половину дня; больше времени уделяется подвижным, творческим, самостоятельным играм; проводятся спортивные мероприятия, в том числе и соревновательного характера. Медико-педагогическая целесообразность организации каникул и дней здоровья подтверждается данными, свидетельствующими о значительном улучшении функционального состояния организма детей, повышении их активности и дееспособности. Для того чтобы каникулы могли состояться без ущерба для развития детей и усвоения ими программы, воспитателю необходимо предусмотреть в своем плане работы равномерное распределение всего учебного материала на протяжении года. Как отмечает профессор С. Я. Далецкий, воспитатель осторожно направляет деятельность детей на преодоление трудностей, формируя у них умение владеть собой. Данные меры, повышающие работоспособность, следует чередовать с периодами полноценного отдыха. Подобные меры будут способствовать улучшению функционального состояния организма детей, повышению их двигательной активности, формированию навыков здорового образа жизни.

Дням здоровья принадлежит важная роль в системе социокультурных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей. В День здоровья отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной деятельностью детей, включая мероприятия, предусмотренные программой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время года пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо стараться максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы, такие как бор, парк, берег реки и т.п. Так, для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Жбанова предлагает пеший поход: 30-40 минут движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы, загорание и т.п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями[36]. В зимний период предпринимаются лыжные походы.

Планируя поход, необходимо продумывать такие вопросы, как места отдыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражнениях. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует побуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Средства, методы и формы, применяемые в процессе формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста могут быть различными:

- Дни Здоровья;

- Семейные спортивно-оздоровительные праздники;

- Уроки здоровья;

- Викторины и конкурсы;

- Подвижные физкультминутки и динамические паузы;

- Профилактические беседы с родителями;

- Спортивные кружки и секции;

- Хореографические кружки;

- Экскурсии и походы по родному краю;

- Встречи с известными спортсменами района;

- Организованные каникулы и т.д.

Используя эти средства, методы и формы и всевозможный вспомогательный материал, необходимо довести до детей, что здоровье – это драгоценность, ради которого не стоит жалеть сил и времени.

Таким образом, изучив средства, методы и формы, направленные на развитие навыков здорового образа жизни старших дошкольников, необходимо отметить следующее. В дошкольном детстве при соответствующих условиях и социокультурных мероприятиях закладываются основы формирования здорового образа жизни. Для усвоения детьми принципов, составляющих основу здорового образа жизни, необходимо проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики, ис­пользовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности. Важное место в системе социокультурных мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и формирование навыков здорового образа жизни, принадлежит физическому воспитанию.

ВЫВОДЫ

Изучив теоретические основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, можно сделать некоторые выводы.

1. Здоровый образ жизни – это категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Это деятельность и активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья.

2. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период дошкольного возраста. Поэтому очень важно в дошкольные годы воспитать у ребенка такой образ жизни, такой тип поведения, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

3. Анализ состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что более половины детей дошкольного возраста страдают хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, костно-мышечной, нервной, дыхательной и мочеполовой систем, аллергическими проявлениями. У детей, проживающих в г. Сыктывкар, частота хронических болезней выше, чем у московских детей, что обусловлено условиями и образом жизни старших дошкольников, проживающих в регионе Крайнего Севера.

4. С. Подобед выделяет 5блоков формирования здорового образа жизни: воспитание культуры поведения; работа с родителями; лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; физическая культура и спорт; внедрение новых технологий по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

5. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизни являются важным компонентом социально-культурной деятельности. Современная социально – культурная деятельность состоит из множества слагаемых: просветительской, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности, каждая из которых может стать главной для достижения целей формирования здорового образа жизни. Одним из путей решения данных задач является организация социокультурных мероприятий с помощью различных игровых форм и методов социально - культурной деятельности, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста.

6. Решению задач формирования навыков здорового образа жизни способствуют социокультурные мероприятия: это рационально организованный режим дня, гимнастика, целесообразный двигательный режим, основу которого составляют ежедневные физические упражнения и игры, занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники и Дни здоровья.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...