Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников
Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом, а также социокультурные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Сегодня социально-культурная деятельность уже вполне утвердившееся наименование специализированной области общественной практики и осмысляющей ее закономерности научной теории[19]. Многозначность понятия социально-культурная деятельность обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Социально – культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно – нравственной, экологической и политической культуры[20]. Социально-культурная деятельность используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение, туризм и другие. Социально-культурная деятельность отражает цели и функции государственной социальной политики в области культуры досуга, определяет пути, методы и средства реализации в условиях, развернувшихся в нашем обществе процессов, опирается на анализ исторического опыта развития культуры, просвещения, досуга, состояния и назревших проблем социально-культурной сферы в современной практике и учитывает изменения социально-культурных ситуации, новых тенденциях развития общества[21].
Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: - активных субъектов социально-культурной деятельности в лице общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; - самого процесса этой деятельности во всех ее этапах; - совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации[22]. Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий, как средства, методы и формы. К числу важных компонентов методики социально-культурной деятельности относятся формы деятельности. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего - либо, система организации чего - либо. В широком виде форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют эффективному решению социально-педагогических целей. Формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы: беседы, консультации Групповые формы: лекции, встречи. Массовые формы: праздники, семинары. Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, нельзя реализовать без использования специальных средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории.
К комплексу средств идейно – эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, прежде всего, в развивающей, информационно-просветительской деятельности, относятся: - устное слово, которое обладает большой эмоциональной силой; - печатное слово – научные, информационные и другие тексты; - наглядные средства – подлинные предметы и явления, либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы; - различные виды искусства. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства: общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению и трансформированию традиционных возможностей способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура); средства символики; ритуальные действия, фрагменты из литературных произведений.[23] На практике все указанные средства используются не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Под методами обычно понимают обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной. Классификация методов, используемая в социально-культурной деятельности: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Метод театрализации в современных социально-культурных программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой - либо форме[24]. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.
Предназначение этих методов – донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Все выявленные средства, методы и формы применимы при разработке программ, направленных на воздействие на детей старшего дошкольного возраста. Однако их использование необходимо соотносить с особенностями развития и восприятия, а также потребностям детей старшего дошкольного возраста. Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизни являются важным компонентом социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществления множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ с целью восстановления сил, устранения производственного напряжения, и конечно же формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами социально – культурной деятельности есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Самая трудная, важная задача – используя имеющиеся в арсенале средства СКД, создать условия, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прежде чем говорить об организации оздоровительной работы средствами и методами социально-культурной деятельности, необходимо отметить, что главным условием ее реализации в дошкольных учреждениях является правильная организация режима дня и учебной деятельности, т.е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Только после четкого соблюдения всех нормативных требований следует начинать оздоровительную работу, направленную на формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Навыки здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в дошкольном детстве. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в детский сад, ребенок 5-7 лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей.
В общей системе социокультурных средств и методов воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, направленных на развитие навыков здорового образа жизни, разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личности, одно из ведущих мест принадлежит физической культуре. Физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов ее использования и культивирования ее предметных ценностей в обществе[25]. Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков[26]. К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, плавание, туризм, лечебная и коррекционная физкультура[27]. Для приобщения детей старшего дошкольного возраста к миру физической культуры следует ежедневно проводить занятия с использованием физических упражнений и подвижных игр разной направленности, а также обогащать двигательный опыт детей содержанием широкого спектра упражнений для развития двигательных качеств и способностей. Необходимо широко использовать спортивные игры и упражнения, дыхательные упражнения, корригирующие упражнения. Чтобы настроить ребёнка эмоционально и физически на целый день пребывания в детском саду, день необходимо начинать с зарядки. Учитывая всю важность зарядки, следует использовать разнообразные формы ее проведения, такие как комплексы утренней гимнастики, которые объединены единым сюжетом; гимнастика, состоящая из подвижных игр; музыкально-ритмическая гимнастика, которая проводится в музыкальном зале. О. Б. Труфанова пишет, что следует проводить по 5 занятий в неделю в зале и на свежем воздухе[28]. Следует проводить физкультурно-музыкальные занятия воспитателем по ЛФК вместе с музыкальным руководителем. Детям старшего дошкольного возраста необходимы занятия, состоящие из подвижных игр, и сюжетные занятия, цель которых – доставить детям радость, удовольствие от движений.
В течение месяца чередуются следующие занятия: 1. Сюжетные - это занятия, объединённые одним сюжетом, с участием знакомых детям персонажей. Персонажами могут выступать взрослые, дети из других групп; можно использовать куклы-варежки, разные игрушки, маски и специальные атрибуты, такие как ёлочки, цветочки, фигуры животных. 2. Занятия - соревнования, где после разминки начинаются игры-эстафеты, игры – аттракционы. Для того, чтобы разделить детей на команды можно использовать жилетки разного цвета с эмблемами зайчат и бельчат, лисят и медвежат, утят и цыплят. 3. Занятия – тренировки, на которых детей обучают элементам акробатики. 4. Занятия, состоящие из подвижных игр, построенных на основе народных игр и хороводов. 5. Контрольные занятия – проводятся один раз в два месяца для того, чтобы проверить усвоение программы физического воспитания детьми, чтобы выяснить, какие элементы основных видов движений усвоены детьми слабо и определить направление дальнейшей работы. 6. Самостоятельные занятия – проводятся для того, чтобы научить детей сознательно выполнять действия в правильной последовательности, страховать себя и товарища, оказывать помощь друг другу[29]. Наиболее существенное влияние на состояние детского организма, по мнению Т. Л. Богиной, оказывает учебная деятельность[30]. Поэтому, помимо обязательного проведения физкультминуток на занятиях, связанных с умственной деятельностью, И. Е. Аверина рекомендует включение в структуру занятия двигательных разрядок, органично сочетающихся с содержанием занятия[31]. А. П. Ерастова считает, что в этом случае занятия проходят живо, дети активны, работоспособны, не ограничены какой-либо фиксированной позой. Таким образом, физическая культура – органическая сфера социально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющую культурную ценность[32]. Пытаясь формировать у детей сознательное желание быть здоровыми, В. Ф. Абрамовская рекомендует произносить следующие слова: «Я полон бодрости и сил!»[33]. Художественное слово, как средство социально-культурной деятельности, выполняет ярко выраженные воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции. Ребенок произносит эти слова убежденно, что способствует саморегуляции детского организма. Особое внимание следует уделять оформлению к праздникам физкультурного зала и спортивного участка дошкольного учреждения. Праздничное оформление способствует созданию радужного настроения у детей, содействует творческому проявлению физических и волевых усилий в условиях соревнования. В условиях детского дошкольного учреждения И. М. Вортилкина рекомендует проводить семинар – практикум для воспитателей «Уроки здоровья», целью которых является обучение воспитателей новым знаниям и практическим навыкам для улучшения работы по оздоровлению детей и формированию у них здорового образа жизни[34]. Н. Н. Куинджи обращает внимание на то, что один раз в квартал необходимо устраивать дни здоровья, когда учебные занятия не проводятся; организуются подвижные игры, игры с элементами спорта, преимущественно на воздухе, экскурсии, развлечения[35]. Специально проведенные исследования показали, что в старших дошкольных группах один раз, в середине учебного года, целесообразно организовать так называемые каникулы. На этот период дети также освобождаются от учебных занятий, связанных с умственной нагрузкой. В период каникул увеличивается длительность ежедневной прогулки в первую и вторую половину дня; больше времени уделяется подвижным, творческим, самостоятельным играм; проводятся спортивные мероприятия, в том числе и соревновательного характера. Медико-педагогическая целесообразность организации каникул и дней здоровья подтверждается данными, свидетельствующими о значительном улучшении функционального состояния организма детей, повышении их активности и дееспособности. Для того чтобы каникулы могли состояться без ущерба для развития детей и усвоения ими программы, воспитателю необходимо предусмотреть в своем плане работы равномерное распределение всего учебного материала на протяжении года. Как отмечает профессор С. Я. Далецкий, воспитатель осторожно направляет деятельность детей на преодоление трудностей, формируя у них умение владеть собой. Данные меры, повышающие работоспособность, следует чередовать с периодами полноценного отдыха. Подобные меры будут способствовать улучшению функционального состояния организма детей, повышению их двигательной активности, формированию навыков здорового образа жизни. Дням здоровья принадлежит важная роль в системе социокультурных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей. В День здоровья отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной деятельностью детей, включая мероприятия, предусмотренные программой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время года пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо стараться максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы, такие как бор, парк, берег реки и т.п. Так, для детей старшего дошкольного возраста Л. С. Жбанова предлагает пеший поход: 30-40 минут движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы, загорание и т.п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями[36]. В зимний период предпринимаются лыжные походы. Планируя поход, необходимо продумывать такие вопросы, как места отдыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражнениях. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует побуждению у них интереса к общению со своими детьми. Средства, методы и формы, применяемые в процессе формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста могут быть различными: - Дни Здоровья; - Семейные спортивно-оздоровительные праздники; - Уроки здоровья; - Викторины и конкурсы; - Подвижные физкультминутки и динамические паузы; - Профилактические беседы с родителями; - Спортивные кружки и секции; - Хореографические кружки; - Экскурсии и походы по родному краю; - Встречи с известными спортсменами района; - Организованные каникулы и т.д. Используя эти средства, методы и формы и всевозможный вспомогательный материал, необходимо довести до детей, что здоровье – это драгоценность, ради которого не стоит жалеть сил и времени. Таким образом, изучив средства, методы и формы, направленные на развитие навыков здорового образа жизни старших дошкольников, необходимо отметить следующее. В дошкольном детстве при соответствующих условиях и социокультурных мероприятиях закладываются основы формирования здорового образа жизни. Для усвоения детьми принципов, составляющих основу здорового образа жизни, необходимо проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики, использовать с этой целью разнообразные виды детской деятельности. Важное место в системе социокультурных мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и формирование навыков здорового образа жизни, принадлежит физическому воспитанию. ВЫВОДЫ Изучив теоретические основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, можно сделать некоторые выводы. 1. Здоровый образ жизни – это категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Это деятельность и активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. 2. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период дошкольного возраста. Поэтому очень важно в дошкольные годы воспитать у ребенка такой образ жизни, такой тип поведения, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. 3. Анализ состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что более половины детей дошкольного возраста страдают хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, костно-мышечной, нервной, дыхательной и мочеполовой систем, аллергическими проявлениями. У детей, проживающих в г. Сыктывкар, частота хронических болезней выше, чем у московских детей, что обусловлено условиями и образом жизни старших дошкольников, проживающих в регионе Крайнего Севера. 4. С. Подобед выделяет 5блоков формирования здорового образа жизни: воспитание культуры поведения; работа с родителями; лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; физическая культура и спорт; внедрение новых технологий по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 5. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизни являются важным компонентом социально-культурной деятельности. Современная социально – культурная деятельность состоит из множества слагаемых: просветительской, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности, каждая из которых может стать главной для достижения целей формирования здорового образа жизни. Одним из путей решения данных задач является организация социокультурных мероприятий с помощью различных игровых форм и методов социально - культурной деятельности, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста. 6. Решению задач формирования навыков здорового образа жизни способствуют социокультурные мероприятия: это рационально организованный режим дня, гимнастика, целесообразный двигательный режим, основу которого составляют ежедневные физические упражнения и игры, занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в течение дня, активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники и Дни здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|