Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О психолого-педагогическом




Центр

 

Москва 2005

 

УДК 378 ББК 74.58 С16

С16 Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-571-9

В сборник вошли методические материалы для студентов пе­дагогических учебных заведений по теоретическим проблемам, практические и контрольные задания, дидактические материа­лы, терминологический словарь и приложение. Они раскрывают основные подходы к организации и осуществлению психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию кур­совых и выпускных квалификационных работ, их оценке.

ББК 74.58

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ Учебное пособие

Редактор В. В. Амельченко Художник обложки Е. В. Кустарова

Корректор Л. В. Петрова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

в ООО «ТЦ Сфера»

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 20.06.05. Формат 84x108'/32 Уч.-изд. л. 5.04. Тираж 5 000 экз. Заказ № 3250.

Издательство «ТЦ Сфера»

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.:(095)656-75-05, 107-59-15.

ОАО «Владимирская книжная типография»

600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7

Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов

ISBN 5-89144-571-9 © ООО «ТЦ Сфера», 2005

От автора-составителя

В начале второй половины прошлого века образование в России по многим параметрам занимало лидирующее поло­жение в мире. Однако в последующие годы наша образова­тельная система утратила динамизм. Нарастали социально-эко­номические противоречия, а образовательная система на них не реагировала. Реформы образования носили косметический характер, и к концу века обнаружилось, что по ряду пара­метров наша школа стала отставать от зарубежной.

Долгое время в школе преобладала установка на унифи­кацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной ни­велировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами.

Однако, несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой ста­тус. Более того, наше образование приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным.

Происходит серьезное изменение целей образования и кри­териев его эффективности. Не качество и не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникаль­ных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования.

Изменяются содержание образования, его культурологи­ческая база, повышается роль гуманитарного знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от одинакового для всех содержания к вариативно­му, дифференцированному и, более того, индивидуализи­рованному. Появились разнообразные формы образования и типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, кол­леджи, частные школы, высшие профтехучилища, комп­лексные образовательные учреждения и др. Наряду с урока­ми проводятся семинары, лекции, комплексные занятия, практикумы, диспуты и др.

Все это свидетельствует о переходе от регламентирован­ного, авторитарного обучения к гуманистическому, нена­сильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников. Освоение новых форм и методов образования предпола­гает изменения и в методике подготовки кадров. Педагоги­ческий процесс — явление многогранное, отражающее слож­ности и противоречия общественной жизни. Возникающие проблемы все менее поддаются решению привычными спо­собами, поэтому повышается значение таких видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпуск­ные квалификационные работы.

Выполняя их, студенты не только используют научные зна­ния, но и в определенной степени производят их. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога.

Методологическая культура — это, прежде всего, стиль мышления, специфический для сферы образования. Он пред­полагает знание педагогом определенных методологических норм и правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.

Методологическая культура включает овладение логикой и методами психолого-педагогического исследования. Работа с научной литературой и исследовательская деятельность яв­ляются необходимой частью учебного процесса. Реферат, кур­совая работа, выпускная квалификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказа­тельством их знаний по избранной теме или проблеме.

Предлагаемое учебное пособие содержит методические материалы, предназначенные для использования в педаго­гических колледжах. Оно включает пять теоретических тем, практические и контрольные задания, дидактические мате­риалы, терминологический словарь.

Теоретический материал раскрывает основные подходы к организации и осуществлению психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практические и контрольные задания предназначены для использования как на занятиях, так и в самостоятельной работе. Владение научной лексикой является основой иссле­довательской работы, поэтому знакомство с терминами и понятиями, введение их в оборот необходимо студентам.

Дидактические материалы включают нормативные доку­менты, которые необходимо знать студентам и преподава­телям. Приведенные выдержки из курсовых работ предна­значены для анализа и обсуждения.

В приложениях 1—3 помещены документы и рекоменда­ции по рецензированию и оценке курсовых и выпускных квалификационных работ.


Глава 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

В процессе развития могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, человеческое сознание и др., поэтому все они могут стать предметами научного исследования.

Наука — специфическая форма деятельности человека, обес­печивающая получение нового знания. Она ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности.

Предметный и объективный способы изучения мира, ха­рактерные для науки, отличают ее от иных способов позна­ния. Отражая мир объективно, наука в то же время состав­ляет лишь одну из сфер жизнедеятельности и творчества, она взаимодействует с моралью, религией, философией, искусством и др.

Наука может опираться на наличные формы обыденного познания объектов, но ей нужна особая практика, с помо­щью которой проверяется истинность знаний. Такой прак­тикой является научный эксперимент. Часть знаний непос­редственно проверяется в эксперименте, остальные связы­ваются между собой логическими связями. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания.

В развитии научного знания можно выделить стадию пред-науки и собственно науки. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практиче­скую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Связи и отношения, операции с объектами также черпают­ся из практики, выступая как схемы практических дей­ствий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян.

Переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделиру­ющих практику. Они черпаются не непосредственно из прак­тики, а создаются в качестве абстракций на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные на таких свя­зях, модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схе­мы изучаемой предметной области.

Наука является одним из наиболее мощных и влиятель­ных явлений, и независимо от того, являемся ли мы уче­ными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представ­ление о том, что такое наука и научный метод.

Познание в классической философии — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действи­тельности. Современную неклассическую философию отли­чает интерпретация познания как творческой деятельности. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентиро­ванная на получение достоверных знаний о мире.

В структуре познавательного процесса выделяют чувствен­ный и рациональный уровни. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, инди­видуальность и ситуативность получаемого знания. Чувствен­ный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возмож­ность объективации индивидуальных знаний, их обобще­ния, трансляции и др. Именно рациональное познание обес­печивает существование таких форм познавательного твор­чества, как наука и философия.

Выделяют различные формы познания:

—направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление);

—направленное на получение знания, существующего вне индивидуального субъекта (тексты или созданные человеком вещи).

Следует различать также обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное познание.

Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего. Особая форма познания — учебная деятельность. Усвое­ние накопленного человечеством богатства знаний оказыва­ется возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания как открытие нового, до этого неизвест­ного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с про­блемами и решающая их.

ПОНЯТИЕ

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ИССЛЕДОВАНИИ

 

В сфере образования проводятся разные по тематике и предметной направленности исследования: психологические, социологические, валеологические, педагогические.

Психологические исследования направлены на поиск эф­фективных механизмов психического развития и опреде­ляют исходные позиции для использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении и вос­питании.

Социологические исследования помогают выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, вводимым в образовательном уч­реждении или образовательной системе.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагоги­ческие исследования. Они охватывают историю, философию, педагогику, социологию, методику и др. Практически все прикладные исследования, связанные с функционировани­ем и развитием образовательного процесса, носят комплекс­ный характер.

В последние десятилетия стали приоритетными задачи раз­вития личности. В связи с этим любое исследование в об­разовательной области должно быть психолого-педагогиче­ским, т.е. раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценност­ных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеж­дений личности, условия ее здорового психического и фи­зического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процес­се, об обучении и воспитании, об организации и управле­нии образовательным процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и раз­виваются педагогические отношения, решаются учебно-вос­питательные задачи.

ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

 

Психолого-педагогический исследовательский поиск не­возможен без использования источников, из которых мож­но почерпнуть информацию для творческой переработки. Можно выделить по крайней мере три таких источника:

—общечеловеческие гуманистические идеалы;

—рекомендации, основанные на современных уровнях развития психологических и педагогических наук, а также медицины и валеологии (учения о здоровье);

—передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.

Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы отра­жены в философии, религии, искусстве, народных тради­циях. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нрав­ственного идеала. Педагогические идеалы должны быть свя­заны с культом личности, но не отдельной, а личности каждого.

Вера в человека, поиск путей его максимальной реализа­ции, уважение к личности ребенка, его своеобразию и ин­дивидуальности, к его праву на свободное развитие и счас­тье — это основа любых прогрессивных педагогических кон­цепций прошлого и настоящего. Нужно учитывать, что школа должна выполнять не только сегодняшний, но и обязательно перспективный социальный заказ и сделать это так, чтобы не упустить главного — личностного ориентира, запросов и потребностей родителей и самих детей.

В исследованиях используются достижения наук о чело­веке, в том числе психологии и педагогики. Психология изучает природу и закономерности развития психики, со­циальная психология — особенности поведения и взаимодействия личности в составе групп, а педагогическая пси­хология — особенности развития личности в условиях обу­чения и воспитания. Педагогика изучает условия, способы и закономерности направленного преобразования психики человека, поэтому иной, чем психология, научной основы для развития образования, для практики обучения и воспи­тания просто не существует.

Психология может существовать и развиваться и без педагогики, но ее практические результаты в таком слу­чае оказываются ограниченными. Но вот педагогике без психологии обойтись невозможно. Психологические зна­ния являются ядром любой педагогической отрасли и любой педагогической системы, ибо без знаний о психи­ке и закономерностях ее развития ни о каких серьезных принципах и средствах педагогической работы вести речь невозможно.

Передовой опыт является наиболее близким и понятным источником информации о подходах, решениях, методах, организационных формах. Диапазон его очень широк. Рабо­ты классиков педагогической мысли и известных современ­ных педагогов С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и многих других составляют золотой фонд нашей педагогики. В них развива­ются идеи личностного, деятельностного, индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, способы оптимизации содержания и методики развивающе­го обучения. Все это чрезвычайно важно на современном этапе развития образования.

Непременным условием успешности исследований явля­ется потенциал педагогического коллектива, который со­здается творческими личностями. В таких коллективах выра­батываются собственные традиции, свое отношение к цен­ностям, педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки оказываются либо сти­мулом, либо тормозом для развития творчества и инициа­тивы.

Творческий потенциал личности педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать и видеть предмет в его необычных функциях и связях, комбинировать известные способы или элементы с целью создания новых систем.

§ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

 

Успех любого исследования во многом определяется ме­тодологическими принципами психолого-педагогического исследования. Что же такое методология науки?

Это учение об исходных положениях, принципах и спо­собах познания. Методология педагогики — это учение о пе­дагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения.

Методология педагогики включает в себя следующие по­ложения:

—учение о структуре и функциях педагогического знания;

—исходные, фундаментальные педагогические положения;

—законы логики и методы педагогического исследования;

—способы использования полученных знаний для совершенствования практики.

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования исследовательской деятельности. Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обо­снованные ориентиры. Разница между принципом и требова­нием в том, что принцип имеет более глубокое и развернутое научное обоснование и носит более обобщенный характер. Принцип всегда обязателен для исполнения. Конкретные тре­бования, как правило, вытекают из того или иного принци­па, но их использование во многом диктуется особенностями ситуации, допускается даже невыполнение каких-то требо­ваний с учетом конкретных обстоятельств.

В психолого-педагогических исследованиях соблюдают­ся, прежде всего, общенаучные принципы объективности, сущностного анализа, генетический, системного изучения.

Принцип объективности выражается во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления. Этот принцип диктует требование доказательно­сти, суть которого в том, чтобы выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Соблюдение принципа сущностного анализа связано с рас­крытием законов существования и функционирования явле­ний, условий и факторов их развития, возможностей целе­направленного их изменения. Этот принцип предполагает дви­жение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. Принцип сущностного анализа допол­няется требованием необходимости учета непрерывного из­менения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Функции многих элементов в процессе раз­вития существенно меняются, и эффективное педагогиче­ское средство уже на следующем, ближайшем этапе может оказаться не только малоэффективным, но и вредным.

Сущностью генетического принципа является рассмотре­ние изучаемого факта или явления на основе анализа усло­вий его происхождения и последующего развития. При орга­низации исследования следует учитывать, что сами психи­ческие явления непрерывно изменяются, что влечет за собой учет требования целенаправленной организации образова­тельного процесса.

Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития социаль­но-педагогического процесса определяет принцип системного изучения. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается осо­бенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между всеми ее элемен­тами. На первый план, поэтому выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. Этот прин­цип предполагает соблюдение требования целостного подхода.

Психолого-педагогическое исследование обычно вплете­но в реальный процесс обучения и воспитания, поэтому оно должно удовлетворять требованию единства исследова­тельской и практической учебно-воспитательной работы. Это подразумевает очень осторожный, взвешенный подход к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможно­го риска и не навредить детям, воспитанникам.

В современных педагогических исследованиях реализуют:

—системный подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;

—комплексный подход, предусматривающий рассмотрение группы явлений в совокупности;

—личностный подход, предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, т.е. сознательному субъекту собственного развития, и как субъекту воспитательного взаимодействия;

—деятельностный подход, учитывающий единство психики и деятельности.

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

 

В учебно-исследовательской деятельности студентов важ­ное значение имеют рефераты, курсовые и выпускные ква­лификационные работы. Их успешное исполнение зависит от методологической культуры. Она предполагает знание пе­дагогом определенных методологических норм, или пра­вил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.

Работа с научной литературой и исследовательская дея­тельность являются необходимой частью овладения студен­тами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная ква­лификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и кон­троля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.

Реферат — это краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический харак­тер, где показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

Курсовая работа — более глубокое и объемное исследова­ние проблемы курса, первая ступенька в овладении мето­дикой исследовательской работы. Она помогает студенту рас­ширить, обобщить и систематизировать знания по психоло­го-педагогическим и методическим проблемам.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) — форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе ее выполнения студент углубляет, расширяет и систематизи­рует знания по избранной психолого-педагогической про­блеме, совершенствует навыки самообразования и исследо­вания.

Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки педагогов. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач:

— видеть проблему и соотносить с ней фактический ма­териал;

—выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

—анализировать ход поиска решения задач.

Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями; изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нуж­ную информацию; излагают состояние изучаемого вопроса; собирают, анализируют и обобщают передовой педагогиче­ский опыт в различных типах образовательных учреждений; усваивают сущность некоторых методов научного исследова­ния и принципы разработки собственных элементарных ме­тодик исследования; включаются в опытно-эксперименталь­ную работу; обрабатывают полученный эмпирический мате­риал, из которого делают соответствующие выводы.

В стенах педагогических учебных заведений студенты де­лают лишь первые шаги в исследовательской деятельности. Все перечисленные умения являются частью методологи­ческой культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессио­нальной подготовки выпускника.

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

1. Сформулировать понятия. При необходимости обратиться
к толковому словарю.

Абсолютизация, авторитарный, вариативность, гуманизация, интуиция, искусство, концепция, критерий, культ личности, куль­турология, мобильность, мораль, нивелировка, обоснование, потенциал, принцип, регламентация, религия, статус, трансля­ция, требование, унификация, философия.

Составить с перечисленными понятиями предложения.

2. Уяснить формулировки основных понятий темы.

Деятельностный подход, исследование, комплексный под­ход, личностный подход, методологическая культура, мето­дология, научный метод, передовой педагогический опыт, по­знание, принципы методологические, принцип генетический, принцип объективности, принцип системного изучения, прин­цип сущностного анализа, системный подход, целостный под­ход, чувственное отражение.

Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку.

3. Подготовить ответы на вопросы.

• В каких направлениях происходят изменения в современном образовании?

• В чем несовпадение понятий «качество знаний» и «качество образования»?

• Сформулируйте понятия «наука», «познание», «принцип», «методология», «методологическая культура».

• Назовите две основные формы познания.

• Докажите, что учебная деятельность есть форма познания.

• Чем отличаются друг от друга различные виды исследования?

• Перечислите источники информации, используемые при исследованиях. Раскройте суть каждого из них.

• Объясните, почему психология может развиваться без педагогики, а педагогика без психологии — нет?

• Что включает в себя методология педагогики?

• Назовите основные исследовательские принципы.

• В чем отличие принципа от других нормативных категорий, в частности от требования?

• Обоснуйте связь каждого конкретного требования с исходным принципом.

• Чем обусловлено требование единства исследовательской и практической деятельности в образовательном процессе?

• Какие подходы реализуются в современных психолого-педагогических исследованиях? В чем суть каждого из них?

• В чем схожесть и отличия реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы?

4. Изучить текст Инструктивного письма Министерства образования РФ. Сформулировать его содержание в виде прав и обязанностей студентов и преподавателей (см. дидактиче­ский материал № 1).

МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Дополнить формулировки.

«Специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получения нового знания, ставящая своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться —_______________________________________».

«Творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире —_____________________________________________».

«Усвоение знаний оказывается возможным в том случае,

когда оно осуществляется по законам___________, как открытие нового».

«Исследования, направленные на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей являются исследованиями характера».

2. Установить соответствие между принципами и требованиями.

3. Методология педагогики включает в себя несколько положений. Определить, какое из них здесь не указано.

Исходные, фундаментальные педагогические положения. Учение о логике и методах педагогического исследования. Учение о структуре и функциях педагогического знания. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

 

 

Принципы Требования
1. Объективности А. Целенаправленная организа­ция образовательного процесса
2. Сущностного анализа Б. Целостный подход
3. Генетический В. Доказательность
4. Системного изучения Г. Необходимость учета непре­рывного изменения

 

4. Найти ошибки в следующих формулировках и испра­вить их.

 

Системный подход предусматривает рассмотрение группы явлений в совокупности.

Комплексный подход связан с признанием единства пси­хики и деятельности, единства строения внутренней и внеш­ней деятельности.

Личностный подход предполагает отношение к воспитанни­ку как к личности, как к сознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Деятельностный подход ориентирует исследователя на рас­крытие целостности объекта, выявление его внутренних свя­зей и отношений.

Глава 2

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...