О психолого-педагогическом
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Центр
Москва 2005
УДК 378 ББК 74.58 С16 С16 Исследовательская деятельность студентов: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. — (Учебное пособие). ISBN 5-89144-571-9 В сборник вошли методические материалы для студентов педагогических учебных заведений по теоретическим проблемам, практические и контрольные задания, дидактические материалы, терминологический словарь и приложение. Они раскрывают основные подходы к организации и осуществлению психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, их оценке. ББК 74.58 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ Учебное пособие Редактор В. В. Амельченко Художник обложки Е. В. Кустарова Корректор Л. В. Петрова Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера» Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г. Подписано в печать 20.06.05. Формат 84x108'/32 Уч.-изд. л. 5.04. Тираж 5 000 экз. Заказ № 3250. Издательство «ТЦ Сфера» Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.:(095)656-75-05, 107-59-15. ОАО «Владимирская книжная типография» 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7 Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов ISBN 5-89144-571-9 © ООО «ТЦ Сфера», 2005 От автора-составителя В начале второй половины прошлого века образование в России по многим параметрам занимало лидирующее положение в мире. Однако в последующие годы наша образовательная система утратила динамизм. Нарастали социально-экономические противоречия, а образовательная система на них не реагировала. Реформы образования носили косметический характер, и к концу века обнаружилось, что по ряду параметров наша школа стала отставать от зарубежной.
Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами. Однако, несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, наше образование приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Происходит серьезное изменение целей образования и критериев его эффективности. Не качество и не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. Изменяются содержание образования, его культурологическая база, повышается роль гуманитарного знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному и, более того, индивидуализированному. Появились разнообразные формы образования и типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения и др. Наряду с уроками проводятся семинары, лекции, комплексные занятия, практикумы, диспуты и др. Все это свидетельствует о переходе от регламентированного, авторитарного обучения к гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников. Освоение новых форм и методов образования предполагает изменения и в методике подготовки кадров. Педагогический процесс — явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Возникающие проблемы все менее поддаются решению привычными способами, поэтому повышается значение таких видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Выполняя их, студенты не только используют научные знания, но и в определенной степени производят их. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога. Методологическая культура — это, прежде всего, стиль мышления, специфический для сферы образования. Он предполагает знание педагогом определенных методологических норм и правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач. Методологическая культура включает овладение логикой и методами психолого-педагогического исследования. Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью учебного процесса. Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме. Предлагаемое учебное пособие содержит методические материалы, предназначенные для использования в педагогических колледжах. Оно включает пять теоретических тем, практические и контрольные задания, дидактические материалы, терминологический словарь. Теоретический материал раскрывает основные подходы к организации и осуществлению психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ. Практические и контрольные задания предназначены для использования как на занятиях, так и в самостоятельной работе. Владение научной лексикой является основой исследовательской работы, поэтому знакомство с терминами и понятиями, введение их в оборот необходимо студентам. Дидактические материалы включают нормативные документы, которые необходимо знать студентам и преподавателям. Приведенные выдержки из курсовых работ предназначены для анализа и обсуждения.
В приложениях 1—3 помещены документы и рекомендации по рецензированию и оценке курсовых и выпускных квалификационных работ. Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
В процессе развития могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, человеческое сознание и др., поэтому все они могут стать предметами научного исследования. Наука — специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания. Она ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности. Предметный и объективный способы изучения мира, характерные для науки, отличают ее от иных способов познания. Отражая мир объективно, наука в то же время составляет лишь одну из сфер жизнедеятельности и творчества, она взаимодействует с моралью, религией, философией, искусством и др. Наука может опираться на наличные формы обыденного познания объектов, но ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность знаний. Такой практикой является научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. В развитии научного знания можно выделить стадию пред-науки и собственно науки. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Связи и отношения, операции с объектами также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян.
Переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные на таких связях, модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Наука является одним из наиболее мощных и влиятельных явлений, и независимо от того, являемся ли мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука и научный метод. Познание в классической философии — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Современную неклассическую философию отличает интерпретация познания как творческой деятельности. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Чувственный уровень познания особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и др. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Выделяют различные формы познания: —направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление); —направленное на получение знания, существующего вне индивидуального субъекта (тексты или созданные человеком вещи). Следует различать также обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное познание. Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего. Особая форма познания — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечеством богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их. ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
В сфере образования проводятся разные по тематике и предметной направленности исследования: психологические, социологические, валеологические, педагогические. Психологические исследования направлены на поиск эффективных механизмов психического развития и определяют исходные позиции для использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении и воспитании. Социологические исследования помогают выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, вводимым в образовательном учреждении или образовательной системе. Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников. Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Они охватывают историю, философию, педагогику, социологию, методику и др. Практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса, носят комплексный характер. В последние десятилетия стали приоритетными задачи развития личности. В связи с этим любое исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, т.е. раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении образовательным процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются учебно-воспитательные задачи. ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА
Психолого-педагогический исследовательский поиск невозможен без использования источников, из которых можно почерпнуть информацию для творческой переработки. Можно выделить по крайней мере три таких источника: —общечеловеческие гуманистические идеалы; —рекомендации, основанные на современных уровнях развития психологических и педагогических наук, а также медицины и валеологии (учения о здоровье); —передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский. Общечеловеческие гуманистические идеи и идеалы отражены в философии, религии, искусстве, народных традициях. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Педагогические идеалы должны быть связаны с культом личности, но не отдельной, а личности каждого. Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации, уважение к личности ребенка, его своеобразию и индивидуальности, к его праву на свободное развитие и счастье — это основа любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего. Нужно учитывать, что школа должна выполнять не только сегодняшний, но и обязательно перспективный социальный заказ и сделать это так, чтобы не упустить главного — личностного ориентира, запросов и потребностей родителей и самих детей. В исследованиях используются достижения наук о человеке, в том числе психологии и педагогики. Психология изучает природу и закономерности развития психики, социальная психология — особенности поведения и взаимодействия личности в составе групп, а педагогическая психология — особенности развития личности в условиях обучения и воспитания. Педагогика изучает условия, способы и закономерности направленного преобразования психики человека, поэтому иной, чем психология, научной основы для развития образования, для практики обучения и воспитания просто не существует. Психология может существовать и развиваться и без педагогики, но ее практические результаты в таком случае оказываются ограниченными. Но вот педагогике без психологии обойтись невозможно. Психологические знания являются ядром любой педагогической отрасли и любой педагогической системы, ибо без знаний о психике и закономерностях ее развития ни о каких серьезных принципах и средствах педагогической работы вести речь невозможно. Передовой опыт является наиболее близким и понятным источником информации о подходах, решениях, методах, организационных формах. Диапазон его очень широк. Работы классиков педагогической мысли и известных современных педагогов С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и многих других составляют золотой фонд нашей педагогики. В них развиваются идеи личностного, деятельностного, индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, способы оптимизации содержания и методики развивающего обучения. Все это чрезвычайно важно на современном этапе развития образования. Непременным условием успешности исследований является потенциал педагогического коллектива, который создается творческими личностями. В таких коллективах вырабатываются собственные традиции, свое отношение к ценностям, педагогическому поиску. Психологический климат, коллективные установки и оценки оказываются либо стимулом, либо тормозом для развития творчества и инициативы. Творческий потенциал личности педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать и видеть предмет в его необычных функциях и связях, комбинировать известные способы или элементы с целью создания новых систем. § 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Успех любого исследования во многом определяется методологическими принципами психолого-педагогического исследования. Что же такое методология науки? Это учение об исходных положениях, принципах и способах познания. Методология педагогики — это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения. Методология педагогики включает в себя следующие положения: —учение о структуре и функциях педагогического знания; —исходные, фундаментальные педагогические положения; —законы логики и методы педагогического исследования; —способы использования полученных знаний для совершенствования практики. В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования исследовательской деятельности. Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Разница между принципом и требованием в том, что принцип имеет более глубокое и развернутое научное обоснование и носит более обобщенный характер. Принцип всегда обязателен для исполнения. Конкретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа, но их использование во многом диктуется особенностями ситуации, допускается даже невыполнение каких-то требований с учетом конкретных обстоятельств. В психолого-педагогических исследованиях соблюдаются, прежде всего, общенаучные принципы объективности, сущностного анализа, генетический, системного изучения. Принцип объективности выражается во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления. Этот принцип диктует требование доказательности, суть которого в том, чтобы выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос. Соблюдение принципа сущностного анализа связано с раскрытием законов существования и функционирования явлений, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. Принцип сущностного анализа дополняется требованием необходимости учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, и эффективное педагогическое средство уже на следующем, ближайшем этапе может оказаться не только малоэффективным, но и вредным. Сущностью генетического принципа является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. При организации исследования следует учитывать, что сами психические явления непрерывно изменяются, что влечет за собой учет требования целенаправленной организации образовательного процесса. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития социально-педагогического процесса определяет принцип системного изучения. Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между всеми ее элементами. На первый план, поэтому выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. Этот принцип предполагает соблюдение требования целостного подхода. Психолого-педагогическое исследование обычно вплетено в реальный процесс обучения и воспитания, поэтому оно должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Это подразумевает очень осторожный, взвешенный подход к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска и не навредить детям, воспитанникам. В современных педагогических исследованиях реализуют: —системный подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений; —комплексный подход, предусматривающий рассмотрение группы явлений в совокупности; —личностный подход, предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, т.е. сознательному субъекту собственного развития, и как субъекту воспитательного взаимодействия; —деятельностный подход, учитывающий единство психики и деятельности.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
В учебно-исследовательской деятельности студентов важное значение имеют рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Их успешное исполнение зависит от методологической культуры. Она предполагает знание педагогом определенных методологических норм, или правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач. Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью овладения студентами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме. Реферат — это краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, где показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Курсовая работа — более глубокое и объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы. Она помогает студенту расширить, обобщить и систематизировать знания по психолого-педагогическим и методическим проблемам. Выпускная квалификационная работа (ВКР) — форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе ее выполнения студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования. Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессиональной подготовки педагогов. Студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач: — видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; —выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; —анализировать ход поиска решения задач. Помимо этого студенты в процессе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ учатся пользоваться библиографическими указателями; изучают определенный минимум литературы по избранной теме и накапливают нужную информацию; излагают состояние изучаемого вопроса; собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений; усваивают сущность некоторых методов научного исследования и принципы разработки собственных элементарных методик исследования; включаются в опытно-экспериментальную работу; обрабатывают полученный эмпирический материал, из которого делают соответствующие выводы. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в исследовательской деятельности. Все перечисленные умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессиональной подготовки выпускника. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Сформулировать понятия. При необходимости обратиться Абсолютизация, авторитарный, вариативность, гуманизация, интуиция, искусство, концепция, критерий, культ личности, культурология, мобильность, мораль, нивелировка, обоснование, потенциал, принцип, регламентация, религия, статус, трансляция, требование, унификация, философия. Составить с перечисленными понятиями предложения. 2. Уяснить формулировки основных понятий темы. Деятельностный подход, исследование, комплексный подход, личностный подход, методологическая культура, методология, научный метод, передовой педагогический опыт, познание, принципы методологические, принцип генетический, принцип объективности, принцип системного изучения, принцип сущностного анализа, системный подход, целостный подход, чувственное отражение. Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку. 3. Подготовить ответы на вопросы. • В каких направлениях происходят изменения в современном образовании? • В чем несовпадение понятий «качество знаний» и «качество образования»? • Сформулируйте понятия «наука», «познание», «принцип», «методология», «методологическая культура». • Назовите две основные формы познания. • Докажите, что учебная деятельность есть форма познания. • Чем отличаются друг от друга различные виды исследования? • Перечислите источники информации, используемые при исследованиях. Раскройте суть каждого из них. • Объясните, почему психология может развиваться без педагогики, а педагогика без психологии — нет? • Что включает в себя методология педагогики? • Назовите основные исследовательские принципы. • В чем отличие принципа от других нормативных категорий, в частности от требования? • Обоснуйте связь каждого конкретного требования с исходным принципом. • Чем обусловлено требование единства исследовательской и практической деятельности в образовательном процессе? • Какие подходы реализуются в современных психолого-педагогических исследованиях? В чем суть каждого из них? • В чем схожесть и отличия реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы? 4. Изучить текст Инструктивного письма Министерства образования РФ. Сформулировать его содержание в виде прав и обязанностей студентов и преподавателей (см. дидактический материал № 1). МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ
1. Дополнить формулировки. «Специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получения нового знания, ставящая своей целью выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться —_______________________________________». «Творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире —_____________________________________________». «Усвоение знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам___________, как открытие нового». «Исследования, направленные на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей являются исследованиями характера». 2. Установить соответствие между принципами и требованиями. 3. Методология педагогики включает в себя несколько положений. Определить, какое из них здесь не указано. Исходные, фундаментальные педагогические положения. Учение о логике и методах педагогического исследования. Учение о структуре и функциях педагогического знания. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.
4. Найти ошибки в следующих формулировках и исправить их.
Системный подход предусматривает рассмотрение группы явлений в совокупности. Комплексный подход связан с признанием единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Личностный подход предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к сознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Деятельностный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений. Глава 2 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|