Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика научного исследования




 

Научное исследование — это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного житейски-эм­пирического познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны специальные методы исследования, точность получаемых данных, воспроизво­димость результатов, их новизна. Охарактеризуем эти осо­бенности.

Специальные методы исследования. Это основной признак научного подхода. В отличие от житейски-эмпирического по­знания, которое стихийно, не организовано, научное позна­ние основано на норме деятельности — научном методе.

Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то на­учное знание основывается на точно установленных фак­тах, открытие которых становится возможным благодаря ис­пользованию специальных методов исследования.

Воспроизводимость полученных результатов. Это возмож­ность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследо­вателями, его нельзя признать научным.

Новизна получаемых результатов. Она предполагается не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны.

Направлениями в исследовании для получения нового знания могут быть:

— изучение всем известного на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных научных методов и превращение в научно установленный факт;

—изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале, когда новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные. Новизна в этом случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых;

—переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;

—изучение известного в науке психического явления более совершенными методами.

Если в исследовании не получают новых данных, оно бесплодно.

ПОНЯТИЕ О ЛОГИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Эффективность научного поиска во многом обусловли­вается последовательностью шагов, т.е. логикой исследова­ния. Организация и проведение исследования зависят от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий.

Основная работа по конструированию логики педагоги­ческого исследования выполняется с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, кото­рые обеспечат его достижение.

В каждом исследовании необходимо найти один из опти­мальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследова­ния и других факторов, а также определить логику и харак­тер изложения.

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.

2. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского подхода. Выбор методов исследования.

3. Построение гипотезы исследования.

4. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния предмета исследования.

5. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента.

6. Анализ, интерпретация и оформление результатов.

7. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.

Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика психолого-педагогического иссле­дования определяется тем, что предметом поиска становит­ся сложная система взаимоотношений человека с окружаю­щей средой, все многообразие социальных связей человека. Это определяет высокие требования к логической обосно­ванности и целесообразности структуры научного поиска.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

 

За последние столетия язык науки не претерпел суще­ственных изменений. Это говорит об известном консерва­тизме научного познания. Его форма не зависит от его вида. Это значит, что различные исследовательские работы име­ют единый язык и различаются лишь объемом выполняе­мой научной работы.

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность, практическая значимость, проблема, объект, предмет, гипотеза, его цель, задачи, методика.

Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения сто­ящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Актуальность может быть связана с неизученностью выбран­ной темы. Второе направление актуальности связано с воз­можностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Практическая значимость. Здесь целесообразно выделить два основных направления. Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи или проведения дальнейших на­учных исследований.

Другое направление связано с используемой в нем методи­кой. Если в исследовании разработана новая методика, то прак­тическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практи­ческих задач и для проведения дальнейших исследований.

Следует иметь в виду, что поисковая работа по жанру может представлять собой не только научное исследование или диагностическое обследование, но и научно-методическую и практическую разработку.

Поисковая работа начинается с выбора объектной обла­сти исследования. В образовательной системе в качестве та­ких сфер выступают психология, педагогика, информати­зация, управление и др. Выбор объектной области определя­ется такими факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.

Следующий шаг — определение проблемы и темы иссле­дования. Сама тема должна содержать проблему, следова­тельно, для сознательного определения темы необходимо выявить исследовательскую проблему.

Проблема часто отождествляется с вопросом. Каждая про­блема — это вопрос. Но не каждый вопрос — это проблема. Проблема — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Требуется найти способ получе­ния новой информации и получить ее.

Проблема возникает, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая си­туация, требующая разрешения. Она понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изуче­ния практики и научной литературы, выявления противоре­чий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.

Тема отражает заключенное в проблеме противоречие, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными, привязанными к определенным этапам и условиям педагогического процесса.

Объект исследования в педагогике и психологии — это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростко­вые клубы, так как это не объект, а конкретная база, дос­таточно широкая сфера, не все элементы которой подлежат изучению.

Предмет исследования — это определенный аспект изу­чения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.

Предметом психолого-педагогического исследования мо­гут быть отношения в коллективе, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей и др.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что нахо­дится в границах объекта. Встречается и такой подход к объекту и предмету исследования, когда объект определяется через испытуемых, а предмет — через то, что у них изучается.

Границы между понятиями «объектная область», «объект» и «предмет» условны, так как то, что в одном случае являет­ся объектом исследования, в другом может стать объектной областью. Но именно предмет определяет тему исследования.

Целенаправленность — важнейшая характеристика дея­тельности человека. Поэтому уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель, т.е. осуществить целеполагание. В целеполагании присутствуют и расчет, и анализ, и фанта­зия, и интуиция исследователя. Учитываются педагогиче­ские, психологические, социальные закономерности.

Цель педагогического исследования — это результат пред­видения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процес­сов и явлений действительности. Итак, цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некото­рый образ будущего.

Важным и необходимым этапом исследования является кон­кретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задачи исследования — это те действия, которые необхо­димо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Среди значительного количества за­дач важно выделить три группы:

—историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

—теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

—практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

В процессе разработки системы задач необходимо опреде­лить, какие из них требуют преимущественно изучения ли­тературы, какие — модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и являет­ся основным инструментом, организующим весь процесс. Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщатель­ное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследо­вания на основе опросов, анкет, тестирования и других ме­тодов, используемых в педагогике и психологии.

К научной гипотезе предъявляются два основных требо­вания:

—она не должна содержать понятий, которые не уточнены;

—она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипоте­за — это временное предположение для систематизации име­ющегося фактического материала, а научная гипотеза со­здается, когда накоплен значительный фактический мате­риал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии.

Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исход­ному факту, фиксирующему существующую, но не удов­летворяющую нас ситуацию.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рам­ки существующих объяснений, возникает потребность в но­вой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуще­ствления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное пред­восхищение и приводит к гипотезе-предположению.

Выдвижение идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание в гипотезу и представляет собой самый слож­ный, творческий элемент исследования, его творческое ядро.

ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Каждый этап исследования включает два аспекта: прак­тический и исследовательский, которые обеспечиваются конкретными функциями исследователя.

Функция диагностики связана с изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений. Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделя­ют исходную и заключительную диагностики.

В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане — это система диагностических процедур, осу­ществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов.

Функция уточнения логики и процедуры исследования зак­лючается в осознании того, что было сделано на предше­ствующем этапе, какие результаты получены, какие задачи были решены, а какие нет. Не решенные на предшествую­щем этапе задачи переносятся на следующий этап.

Функция прогнозирования результатов. Речь идет о про­цедуре, аналогичной той, которая используется при выдви­жении гипотезы. На каждом этапе исследования выявляют­ся и оформляются элементы замысла, прогнозируются ре­зультаты следующего этапа.

Функция практического преобразования предполагает вве­дение того новшества, ради которого велась вся подготови­тельная работа. Этот этап предусматривает конкретные дей­ствия по оптимизации условий на основе предварительного изучения опыта и знакомства с научной литературой.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и последовательность применения методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение постав­ленных задач. Совокупность методов составляет комплекс­ную методику исследования, которая позволяет проверить и уточнить гипотезу.

Функция анализа, обобщения, апробации и изложения ре­зультатов. Главная задача при выполнении этой функции заключается в том, чтобы выявить решающие факторы ус­пеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов. Оценка и интерпретация полученных результатов позво­ляют сформулировать предварительные теоретические и прак­тические выводы, после осмысления которых переходят к апробации (обсуждению) и литературному оформлению ре­зультатов (написанию отчетов, рекомендаций и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...