Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология работы с литературой




 

Изучение литературы, документов, материалов на элек­тронных носителях и других источников информации по­зволяет создать первоначальные представления о предмете исследования, помогает отделить известное от неизвестно­го, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиография). Биб­лиографический поиск можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библио­графами и знакомства с библиографическими указателями.

Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск и номер издания. Полезно указать и библио­графический шифр. Например: Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998.

Картотека ведется по предметному принципу, т.е. по раз­делам изучаемой темы. Если источник относится к несколь­ким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. По­мимо предметной целесообразно также параллельно вести кар­тотеку по алфавиту. Это позволяет найти нужные источники по автору. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического ис­точника делаются краткие записи о его содержании.

Работа по изучению литературных источников начинает­ся с просмотрового чтения. Его основной целью является ознакомление с большим количеством библиографических источников по теме исследования. Первичное ознакомление с литературой должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно ознакомиться с аннотацией, введением, оглавле­нием, заключением, бегло просмотреть содержание книги.

Результатом просмотрового чтения является оценка сте­пени важности каждого источника, которая позволяет оп­ределить дальнейший способ проработки издания:

—тщательное изучение с конспектированием;

—выборочное изучение, сопровождающееся выписками;

—общее ознакомление с аннотированием и т.д.

Изучающее чтение предполагает внимательное прочте­ние выделенных на предыдущем этапе библиографиче­ских источников. При этом следует выписывать на кар­точках или отдельных листах бумаги все необходимое с точными ссылками на источник. Тут же или на отдельных листах полезно фиксировать свои мысли и замечания, воз­никающие в процессе чтения.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу по­лезно оформить в виде письменного обзора, в котором, изложив существо отдельных положений, нужно четко вы­явить основные точки зрения; вскрыть совпадающее и раз­личающееся в них; обозначить мало разработанные, неяс­ные и дискуссионные положения; подчеркнуть, что ново­го, оригинального вносит автор каждой работы; высказать свое отношение к авторским позициям, сделанным иссле­дователями выводам.

Следует иметь в виду, что изучение литературы и других источников научного и методического характера является важной составляющей подготовительного этапа исследова­тельской работы, когда с помощью литературного обзора обосновывается актуальность поставленного вопроса и про­водимой исследовательской работы. Но изучение литерату­ры и документов продолжается в ходе всего исследования.

 

ВВЕДЕНИЕ»

И «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ»

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Выбор методов исследования зависит от избранной темы, проблемы, гипотезы, цели и задач курсовой работы. Глав­ное, они должны обеспечить максимальный эффект. Мето­ды отбираются обычно для каждых этапа и части исследо­вания. Все используемые студентом методы исследования под­робно описываются во «Введении».

Курсовая работа предполагает обзор литературы по избран­ной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргумента­цию. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка раз­личных подходов к решению поставленной проблемы раз­ными авторами.

Знание степени разработанности исследуемой проблемы студент излагает в теоретических главах. Первая из них со­держит, как правило, 2—3 параграфа:

—историко-современный аспект изучаемой проблемы;

—сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов;

—особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии ребенка или подростка, их возрастных характеристик.

В заключении главы следует сформулировать теоретиче­ские выводы, из которых автор будет исходить в изложе­нии содержания второй главы курсовой работы.

В теоретической части курсовой работы студент излагает собственное понимание и осмысление вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов пе­дагогической теории и концепций со ссылкой на их авто­ров, приводит доказательства каких-либо положений. Ци­тирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль. В конце цитаты необходимо обязатель­но указывать ее источник.

При ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания:

анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не раз­деляет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуж­дает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает про­блему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, по­нимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъяс­няет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, ука­зывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.


Анализ и уяснение теоретического материала на основе изучения научной литературы — трудоемкий процесс. На этом этапе наиболее типичными являются следующие ошибки.

1. Механическое соединение не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом часто одинаковые подходы к вопросу преподносятся как различные.

2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Это очень примитивный уровень работы.

3. Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовано из литературных источников, и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюстрации вовсе не являются доказательством научного изложения.

4. Отсутствие подтверждений научных идей конкретными примерами и собственной трактовкой студента.

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

1. Сформулировать понятия. При необходимости обратиться к толковому словарю.

Адекватный, аргументация, дискретность, достоверность, идеализация, инструкция, интервьюер, интерпретация, компе­тентный, конфиденциальность, косвенный, нейтральный, опо­средованно, отражение чувственное, преимущество, респон­дент, совокупность, специфика, сущность, тенденция, тест, хро­нометраж, целостность, эксперт.

Составить с выше перечисленными понятиями словосо­четания и фразы.

2. Уяснить формулировки основных понятий темы.

Абстрагирование, аннотация, анализ, анкетирование, бесе­да, библиография, идеальный объект, изучение продуктов де­ятельности, интервью, метод, методика, моделирование, на­блюдение, опрос, оценивание, синтез, теоретический метод, теоретическое знание, тестирование, эксперимент, эмпириче­ский метод, эмпирическое знание.

Составить пары или группы понятий, объединив их по какому-либо признаку.

3. Подготовить ответы на вопросы.

• Раскройте суть понятия «метод научного познания».

• В чем отличие эмпирических методов исследования от теоретических?

• Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»?

• Назовите принципы, на которых основывается выбор методов исследования. Раскройте суть каждого из них.

• Чем эмпирический уровень исследования отличается от теоретического?

• Что такое «идеальный объект»?

• Перечислите теоретические методы исследования. Изложите суть каждого из них.

• Обоснуйте взаимосвязь методов: анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации.

• Перечислите эмпирические методы исследования. Изложите суть каждого из них.

• Какие особенности интервью, анкетирования и тестирования позволяют объединить их в метод опроса?

• Назовите три типа вопросов анкеты. Как они отличаются друг от друга?

• Как составить библиографический список?

• Чем просмотровое чтение отличается от изучающего?

• Какие требования предъявляются к обзору литературных источников, используемых при написании курсовой работы?

• Какова цель и содержание «Введения» курсовой работы?

• Какие аспекты должны быть рассмотрены студентом в теоретической части курсовой работы?

• Назовите типичные ошибки, допускаемые студентами при написании обзора литературных источников.

4. Сформулировать письменно требования к каждому эмпирическому методу, требования к работе с литературой, опираясь на теоретический материал темы.

5. Проанализировать содержание «Введения» и «Заключения» из курсовой работы по теме «Самооценка как мотив учебной деятельности и поведения в младшем школьном возрасте» с точки зрения выбора методов исследования (см. дидактический материал № 3).

МАТЕРИАЛЫ К ЗАЧЕТУ

1. Сформулировать понятия «метод», «методика» и «методология», используя предлагаемые списки слов.

Метод — и, построение, способ, научное, обоснование, знание.

Методика — использование, при, помощь, которые, и, осуществляться, различные, познание, формы, явление, и, спо­собы, методы, процессы.

Методология —система, принципы, теоретическая, организа­ция, способы, и, построение, и, деятельность, практическая, и т.д.

2. Выбрать из списка методы, которые относятся к теоретическим.

Анализ, беседа, опрос, синтез, интервью, абстрагирование, метод оценки, тестирование, эксперимент, конкретизация, ан­кетирование, моделирование, наблюдение.

3. Восстановить пары признаков, характерных для метода наблюдения.

 

1. Непрерывное А. Стороннее
2. Широкое Б. Дискретное
3. Включенное В. Специальное

4. Определить, к какому из методов предъявляются следующие требования. Ответ обосновать:

Целенаправленность, аналитический характер, комплекс­ность, систематичность.

Информирование испытуемого, нейтралитет, конфиденци­альность, ознакомление с результатами.

5. По кратким описаниям основных методов психологии
определить вид каждого из них.

Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) для того, чтобы выяснить, на­сколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психоло­гическим нормам и стандартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.

Сущность метода — сбор и обобщение данных, получен­ных при изучении различных видов деятельности характери­зуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. При­меняется для изучения индивидуально-психологических ка­честв учащегося, в частности его способностей.

Индивида систематически изучают в обычной повседнев­ной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода — ведение дневника роди­телями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует про­верять другими методами.

Исследуемое явление изучается в точно учитываемых ус­ловиях, позволяющих следить за ходом явления и воссозда­вать его при повторении этих условий.

По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в бал­лах качество выполнения учащимися задания по труду. За­тем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.

С целью изучения содержания «Я» подростков им предло­жили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выде­лили в самоописаниях основные темы, после чего экспери­ментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась оп­ределенная тема.

6. Выбор исследовательских методов основывается на трех основных принципах. Восстановить их формулировки:

1. Принцип адекватности методов а) для решения любой научной проблемы ис­пользуется не одни, а комплекс взаимодопол­няющих методов
2. Принцип запрета экс­периментов б) соответствие существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается по­лучить, возможностям исследователя
3. Принцип совокупности методов в) не использование исследовательских мето­дов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым, образо­вательному процессу

7. Сформулировать пять наиболее важных требований к организации методов:

— наблюдения;

— беседы;

—тестирования;

— анкетирования;

— изучения результатов деятельности.

Глава 4

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ

 

Психолого-педагогическое обследование — это комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначаль­ной ориентировки относительно объекта изучения, его струк­туры, уровня развития, соответствия предъявляемым требо­ваниям, характера внутренних и внешних связей. Обследова­ние предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения соглас­но разработанной программе научного исследования.

Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколь­ко иные функции: всестороннее выявление полученных ре­зультатов, как запланированных, так и побочных, установле­ние влияния проведенной работы на всю включенную в поис­ковую деятельность социально-педагогическую сферу.

Рассмотрим социально-педагогическое обследование как вводную часть педагогического поиска. В обследовании, как и в других комплексных методиках, необходим анализ (по­элементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса) и синтез (создание целост­ного представления, обобщенных характеристик, формули­рование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения).

Можно выделить несколько видов обследования:

разведывательное, связанное с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения;

частичное, проводимое с целью изучения отдельных сфер, блоков объекта или для выяснения отдельных проблемных вопросов;

комплексное, предполагающее изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного изучения
компонентов объекта;

системное, аналогичное комплексному, но выполненное на основе мысленного представления об объекте и предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.

Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа:

сбор информации;

ее обработку и систематизацию;

подведение итогов и конструирование выводов.

Сбор информации требует тщательной подготовки. Со­ставляется план работы, в котором отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяет­ся методический инструментарий (методы и исследователь­ская документация). В процессе сбора информации исполь­зуются такие методы, как наблюдение, интервью, анкети­рование, коллективное собеседование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др.

Собранная информация должна быть систематизирована по заранее определенным критериям и обработана на основе логических схем.

Подведение итогов и выводы включают интерпретацию, объяснение, истолкование собранной информации, воссоз­дание общей картины функционирования исследуемого объекта.

ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

 

Опыт — один из самых доступных источников новых идей, подходов и технологий. Поэтому чаще всего педаго­гический и социально-педагогический поиск строится на основе конкретного опыта. Передовой опыт — это опыт, реализующий прогрессив­ные тенденции развития образования, опирающийся на на­учные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах педагогического процесса и позволяю­щий достигать оптимально возможных в конкретных усло­виях и ситуациях результатов.

Освоение опыта превращается в его переработку, моди­фикацию, в процесс выработки своего, авторского вариан­та. В таком случае вполне правомерно считать изучение и использование передового опыта самостоятельной методи­кой исследования.

Предметом изучения могут быть:

массовый опыт (для выявления ведущих тенденций);

отрицательный опыт (для выявления характерных недо­статков и ошибок);

опыт, который стал достоянием науки и практики, ори­гинальные идеи и замыслы, т.е. эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспита­ния.

Хотя в педагогической сфере для изучения и распростра­нения передового опыта сделано немало, остается еще не­мало недостатков.

1. Не создана единая система выявления, регистрации, хранения и распространения передового опыта.

2. Не освоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление, описание, анализ, обобщение, истолкование, коррекцию и распространение.

3. Изучение опыта, как правило, останавливается на стадии его описания, он не получает должного истолкования, не выделяются основные идеи, педагогический замысел.

4. Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагогов и воспитанников и достигнутыми результатами.

5. Часто описываются и распространяются отдельные внешние атрибуты, приемы педагогической деятельности, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, не педагогическая система в целом.

6. Не раскрываются психологические условия и механизмы рождения нового.

Чтобы преодолеть отмеченные недостатки, необходимо распространять и внедрять не сам передовой опыт, а прежде всего его идеи, подходы, закономерности. Набор приемов и методов должен органически вытекать из идей и использо­ваться творчески, с учетом возможностей, стиля работы перенимающего опыт субъекта.

Сам передовой опыт неодинаков по степени своей но­визны и значимости. Можно выделить опыт новаторский и модифицирующий.

Новаторский опыт — это разработка и реализация новых педагогических систем обучения и воспитания. Таковы, на­пример, воспитательная система А.С. Макаренко или адап­тивная «школа для всех» Е.А. Ямбурга.

Модифицирующий опыт построен на серьезном усовер­шенствовании, развитии уже существующих форм и подхо­дов. Он относительно легче распространяется.

Чтобы выявить истинно передовой опыт, необходимо исходить из его критериев, отличительных черт: его ак­туальности и перспективности; новизны целей, содержа­ния или способа организации процессов; соответствия со­временному уровню развития психолого-педагогических наук; устойчивости, стабильности положительных резуль­татов; возможности творческого применения в сходных условиях; оптимального расходования сил, средств и вре­мени.

Передовой опыт — это фактор постоянной и действен­ной связи теории с практикой. Именно через него происхо­дит наиболее эффективное и быстрое продвижение дости­жений науки в массовую практику.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ

Эксперимент — это ведущий метод для создания иссле­довательской ситуации, которую можно изменять, делая доступным изучение психических процессов или педагоги­ческих явлений через внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы их функционирования. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо нео­пределенно долго пришлось бы ее ожидать.

В отличие от наблюдения эксперимент — это активный исследовательский метод. Именно это отличает его от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их. Сравним два исследовательских метода.

 

Наблюдение  
Исследователь наблюдает ситуацию, явление или пси­хические процессы,возни­кающие в ходе естественной жизнедеятельности человека Исследователь сам создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, ситуации или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека
Исследователь не может ак­тивно вмешиваться в ход события или протекания пси­хических процессов Исследователь сам может целенаправ­ленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явлениями
Исследователь может дол­го ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факто­рами и условиями, которые он хотел бы изучить Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов
Исследователь только фикси­рует фон и условия проте­кания изучаемого явления или процесса Исследователь учитывает условия про­текания изучаемого процесса или собы­тия, выявляет и изменяет при необходимости их количественные характеристики
Исследователь фиксирует факты поведения человека и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах Исследователь фиксирует факты пове­дения человека и проявлений психиче­ских процессов в созданных условиях и обстоятельствах
Исследователь не может воспроизвести явление, ко­торое он уже наблюдал Исследователь в ходе эксперимента мо­жет воспроизвести явление, которое он уже наблюдал

Следует различать эксперимент лабораторный и естествен­ный.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и ре­гистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривыч­ную ситуацию. Поскольку он знает; что находится в управ­ляемой экспериментатором ситуации, но нередко не знает истинного назначения эксперимента, одним из важных факторов получения объективных данных становятся склады­вающиеся между экспериментатором и испытуемым отно­шения доверия и понимания. Лабораторный эксперимент можно повторять многократно с одним и тем же или раз­ными испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономер­ности.

Попытки использования экспериментального метода в решении задач педагогической практики привели к возник­новению естественного эксперимента.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид дает возможность замаскировать содержание и цели эк­сперимента.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими.

Констатирующий эксперимент — это разовый «срез», да­ющий «снимок» состояния исследуемого объекта (напри­мер, уровня воспитанности школьников, характера их от­ношения к школе, товарищам, тем или иным нормам об­щественной морали и правилам поведения).

Полученные в результате констатирующего эксперимен­та данные могут служить основой для построения исследо­вания, которое позволяет прогнозировать дальнейшее раз­витие изучаемых свойств, качеств, характеристик, т.е. про­водить формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение ди­намики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздей­ствия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. свойство ис­следуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации. Формирующий эксперимент наряду с исследова­нием способствует решению учебно-воспитательных задач.

Многолетнее и всестороннее использование формирую­щего эксперимента и анализ накопленного опыта позволи­ли выделить такие его этапы: определение проектируемых качеств личности учащихся:

— определение целей учебно-воспитательного процесса связанных с формированием этих качеств;

— построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств:

— методические поиски средств реализации этой деятельности;

— психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата.

В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного педагогического процес­са, а также организации взаимодействия всех его участни­ков, имеет смысл пользоваться понятиями обучающий экс­перимент или воспитывающий.

ОПЫТНАЯ РАБОТА

 

Опытная работа занимает промежуточное положение между обобщением опыта и экспериментом и является формой пе­дагогического исследования. С обобщением опыта ее роднит включенность в непосредственный процесс обучения и вос­питания, в живую практику. Передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, а не иссле­довательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобщения опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер.

Опытная работа всегда имеет исследовательскую установ­ку, поисковую задачу. Это роднит ее с экспериментом. Одна­ко в опытной работе не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факторы и не фиксируются исход­ный и достигнутый уровни. Это отличает ее от эксперимента.

Можно сказать, что в процессе опытной работы и рожда­ется передовой опыт, проверяются исследовательские уста­новки, гипотезы, соответствующие программы. Можно оп­ределить опытную работу и как нестрого поставленный экс­перимент, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективнос­ти, с постоянной проверкой и оценкой результатов. Опытная работа обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования.

Для опытной работы характерно не внедрение готового опыта, а активное вмешательство в ход процесса, стремле­ние к преднамеренному изменению социально-педагогиче­ской ситуации. Такая работа позволяет установить общую эффективность или неэффективность нововведения.

Опытная работа становится самостоятельным методом ис­следования, если она основывается на научных положениях и гипотезах; преобразует действительность, создает новые педагогические явления; сопровождается глубоким анали­зом промежуточных и конечных результатов, из нее дела­ются обобщения.

Многие педагоги-новаторы, называющие себя «экспери­ментаторами», по существу, ведут именно педагогическую опытную работу.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

 

Статистические методы являются базовым инструмента­рием обработки данных практически во всех областях науч­ного знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках. В педагогике и психологии статисти­ческие методы прочно утвердились, когда эти науки стали активно использовать эксперимент.

Правда, педагогической науке не удалось избежать опреде­ленных издержек. Практические работники образования, мето­дисты пытались и пытаются формализовать буквально все эле­менты педагогического процесса. Например, разрабатывались методики оценки эффективности обучающих воздействий учи­теля на основе подсчета количества используемых технических средств обучения, плакатов, раздаточного материала, количе­ства учащихся, отвечающих у доски, общего числа правильных ответов, количества выполненных упражнений, решенных за­дач и т. д. И в зависимости от общего числа набранных баллов давалась оценка обучающей деятельности педагога.

Не случайно такие механические процедуры не были при­няты большинством педагогов в качестве рабочих средств, поскольку развивающий эффект урока связан прежде всего с внутренними психическими процессами школьника, ко­торые невозможно оценить через внешние формы.

И все же статистические методы сегодня стали неотъем­лемой частью педагогических и психологических исследований, поскольку без них невозможно дать объективную интерпретацию результатов психолого-педагогических из­мерений.

Исследования с помощью различных тестов, вопросни­ков всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которая вызывается несовершенством диагностического инструмен­тария, различными обстоятельствами и условиями. Резуль­тат психолого-педагогического исследования имеет вероят­ностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность полученных результатов. Это и обусловило применение в педагогике и психологии стати­стических методик сравнения уровней исследуемых пара­метров.

В теоретических исследованиях при обработке количе­ственной информации, полученной в ходе эксперимента, необходимо отразить ее в графиках, таблицах, диаграммах, матрицах, а также использовать статистические методы для доказательства достоверности сделанных выводов.

При этом нужна математическая обработка исходных данных, чтобы глубоко и основательно интерпретировать полученные результаты. К сожалению, изучаемые в психо­лого-педагогической области процессы трудно поддаются ма­тематическому описанию и любой формализации. Они слож­ны, иногда неповторимы, всегда замыкаются на человеке, следовательно, и выбираемые методы должны соответство­вать морально-этическим нормам, гуманитарным ценнос­тям. Очевидно, далеко не все методы исследования, подхо­дящие для естественных дисциплин, могут быть использо­ваны в гуманитарной области.

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

 

Проводя исследования в той или иной области, ученые пользуются логическими процедурами. Они включают:

—сбор и накопление эмпирических данных путем наблюдения и эксперимента;

—формулирование гипотез на основании собранных данных и последующее индуктивное обобщение;

—проверку гипотез и исключение тех из них, которые не подтверждаются экспериментальными данными, и построение теории путем добавления подтвержденных гипотез.

На первоначальном этапе исследования гипотеза может быть просто предварительным соображением или догадкой, которая приходит в голову ученому, занимающемуся ка­кой-то проблемой, и служит возможным объяснением на­блюдаемых фактов. Чтобы проверить эту гипотезу, ученый должен придумать способы ее экспериментальной проверки. Если эксперименты не подтверждают ожиданий, гипотеза может быть изменена, заменена другой, и процесс провер­ки повторяется.

Подтвержденная в результате повторных экспериментов гипотеза заслуживает право называться теорией. Формули­руя законы и теории, используют логические процедуры: индукцию, дедукцию, абдукцию и фальсифицируемость.

Индукция является наиболее важной логической процеду­рой, которую используют ученые. Она знакома не только уче­ным, но и каждому из нас. Когда ребенок впервые видит ворону, он замечает, что она черная. Следующая ворона может вполне оказаться белой или желтой. Однако, наблюдая черных ворон изо дня в день, ребенок в какой-то момент начинает думать, что любая ворона, которую он увидит, окажется та­ковой, и затем придет к выводу, что все вороны черные. Это и есть индуктивный вывод, основанный на фактах.

Таким образом, индукция — это процесс обобщения, основанный на множестве наблюдений или данных, в ре­зультате которого появляется универсальное или общее вы­сказывание, вывод.

Использование индуктивного метода имеет некое ограни­чение. Исследователь не может быть уверенным, что произ­вел достаточное число наблюдений, для того чтобы сделать общий вывод. Каждый раз при использовании индукции воз­никает вопрос: «Можем ли мы быть уверены, что провели достаточное число экспериментальных наблюдений?»

Дедукция — это логическая процедура, с помощью кото­рой утверждение, которое мы можем доказать, является логически выводимым из того, что мы уже приняли в ка­честве посылки.

Дедукция играет важную роль в подтверждении резуль­татов индуктивного вывода. Как только с помощью индук­ции сформулирован закон, появляется возможность прове­рить его правильность, делая на его основании предсказа­ния. Путем прямого наблюдения подтверждают теорию, хотя это не всегда ведет к полной определенности.

Часто ученый имеет предварительную гипотезу, кото­рую он собирается проверять, и поэтому занимается поис­ком подтверждающих ее данных. Этот метод называется де­дуктивным. Он состоит в выведении предсказаний из ги­потезы и затем сравнения их с действительно наблюдаемыми явлениями.

Когда наблюдения совершенно не согласовываются с ис­ходной гипотезой, она изменяется. Именно в этой ситуации дедукция играет решающую роль.

Абдукция — это вывод, ведущий к наилучшему объясне­нию явления или события, после выдвижения нескольких гипотез с последующим их сравнением. Исследователь пу­тем индукции и дедукции должен прийти к наиболее опти­мальному объяснению каждой гипотезы на основании име­ющихся у него данных о тех произошедших событиях, ко­торые его интересуют, и оставить только подтверждающуюся. Так обычно поступают следователи при работе над несколь­кими версиями преступления, отбрасывая не подтверждаю­щиеся в ходе работы.

Гипотеза считается фальсифицируемой, если можно найти достаточное множество наблюдений, которые ей противоречат.

Общее утверждение гораздо легче фальсифицировать, чем версифицировать. Когда наблюдение не с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...